Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Шишова О. Н.
аспирант кафедры управления предпринимательской деятельностью Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Региональный университетский комплекс — научно-образовательный центр подготовки специалистов для сферы сервиса
В статье анализируются проблемы, имеющие место в современной системе высшего образования в РФ. Отмечено, что в системе образования во главу угла становятся интересы личности, образование должно оказывать влияние на возможность наиболее полной самореализации в жизни и на эффективность основной деятельности человека. В связи с этим идет становление новой модели вузов, в основе которой лежит концепция непрерывного образования в рамках университетских комплексов
Ключевые слова: высшее образование, вуз, университетский комплекс, региональный университетский комплекс, подготовка кадров, сервис

Высокие темпы изменений, происходящих в России и в мире, нарастающая глобализация, неизбежно усиливающаяся включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс влекут за собой растущую потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах. В соответствии с запросами складывающегося в России рынка труда и рабочей силы, а также потребностями личности «Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года» определяет основную цель профессионального образования как повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг. [8] Становление будущего специалиста включает в себя развитие его как личности. В обществе возникает потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, необходимость создания целостной концепции профессионализации, выявления форм, в которых она происходит. Главное внимание следует сконцентрировать на личности специалиста, поскольку от того, какой смысл имеет для него профессия, как он относится к другим людям, к себе, зависит успешность профессионализации. В системе образования впервые во главу угла ставятся интересы личности: в Законе «Об образовании» провозглашаются «гуманистический характер образования, приоритет... свободного развития человека».[9] Поэтому профессиональное образование должно быть и личностно ориентированным. Это означает понимание личностью того, что образование должно оказывать влияние на возможность наиболее полной самореализации в жизни и на эффективность основной деятельности человека. Для студента — будущего специалиста с основной деятельностью является его учеба, которая рассматривается им как средство приобретения специальности. В учебной деятельности студент приобретает и укрепляет такие качества, которые помогут ему стать специалистом высокого класса и, следовательно, достичь высокого уровня самореализации в жизни. Так как успешность учебной деятельности обусловливает в будущем эффективность профессиональной деятельности выпускника, личностная значимость для студента определенного качества означает осознание его потенциального влияния на успешность будущей профессиональной деятельности. Образование должно соответствовать интересам и потребностям общества, а значит, одной из задач образования является профессиональная подготовка специалистов, направленная на потребности общества. [7]
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что система высшего образования должна перейти на новый качественный уровень развития с освоением новых инновационных форм образования и с сохранением традиций научной деятельности, преемственности научного знания.[3] В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т.е. по мере роста предъявляемых к вузам требований традиционные пути их удовлетворения уже не срабатывают. В связи с этим сегодня идет становление новой модели вузов, что является для них как минимум условием повышения качества оказываемых услуг и эффективности деятельности, а в конечном итоге — залогом сохранения статуса компетентного социального института.[5]
В основе этой модели лежит концепция непрерывного образования в рамках университетских комплексов. В осуществлении этой проблемы региональные образовательные структуры имеют свои особенности, учет которых в практике образовательных процессов привел к появлению принципиально нового явления в организации образовательного процесса — регионального университетского комплекса.
Университетский комплекс обеспечивает:
- поддержание высоких стандартов базового среднего образования;
- перестройку среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров широкого спектра, адекватно реагирующего на изменение рынка труда.
В перспективе университетский комплекс позволяет обеспечить решение трех взаимосвязанных задач:
- совершенствование образования, поиск оптимального соотношения общеобразовательной и профессиональной подготовки;
- повышение эффективности работы образовательных учреждений;
- проведение институциональных преобразований.
Внедрение технологии непрерывного образования по системе «школа — профессиональное училище (лицей) — колледж (техникум) — вуз — послевузовское образование» способствует более ранней профессиональной ориентации молодежи, что позволяет более осознанно выбрать будущую профессию и влияет на уровень качества выпускаемого специалиста. Связь с коммерческими организациями и академической наукой продвигает образовательный процесс в область разработки современных научных и технических проектов и позволяет вести учебный процесс на основе современных образовательных и информационных технологий, обеспечивая подготовку высококвалифицированных специалистов для различных видов экономической деятельности.
Создание Университетского комплекса позволяет решать приоритетные задачи реформирования образования Российской Федерации. Данная структура обеспечивает оперативное управление качеством образовательного процесса на всех уровнях его реализации и диверсификацию высшего образования, способствующие сохранению высоких темпов экономического развития и быстрому обновлению технологической базы сферы сервиса.
Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные вузы, что приводит к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы вузов привел к росту ответственности вузов за эффективность своих бизнес-процессов. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы управления в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельными. [6]
В соответствии с этими принципами значительная часть высших учебных заведений стала головными центрами для профессиональной подготовки востребованных специалистов по различным направлениям экономических, социальных, технических, правовых и других направлений. При этом в качестве сдерживающих факторов экстенсивного развития образовательных систем стали временные лаги, стоимость обучения и возможность получения работы.
В современных условиях проблема выживания вуза — это проблема повышения его конкурентоспособности. Ввиду огромного количества высших учебных заведений в стране — это борьба за повышение качества предоставляемых образовательных услуг, за лучший формат организационной структуры, позволяющий наиболее эффективно распределять бюджетные и внебюджетные средства с целью дальнейшего развития вуза, его материально-технической базы, повышения квалификации сотрудников, обеспечения достойной заработной платы и др.[4]
Перед высшим учебным заведением появилось несколько задач, обуславливающих устойчивость его социально-экономического статуса, финансовой и иных видов состоятельности:
- инвестиционная обеспеченность развития материально-технической базы и обеспечения функциональной деятельности с использованием прямых и опосредованных связей и инноваций (во всех областях деятельности);
- правовая возможность расширения сферы деятельности за счет организации филиалов, дистанционного и других форм обучения абитуриентов в Санкт-Петербурге и на местах;
- прагматическая ориентированность на комплексное обучение абитуриентов с сохранением профессиональной ориентации в конкретной социально-экономической обстановке местности (региона, субъекта РФ, муниципального образования);
- региональная диверсификация размещения (образовательных центров), обеспечения учебных процессов с регулярным выездом профессионалов учебных заведений и максимальным использованием возможностей кадрового состава региональных образований (профессорско-преподавательского состава высших и средних профессиональных учебных заведений, специалистов-практиков и других профессионалов);
- обеспеченность учебно-методическими средствами (литературой, материалами, учебно-методическими пособиями, современными информационными технологиями) для регулярного взаимодействия между абитуриентами и профессорско-преподавательским составом головного учебного заведения и его филиалами, представительствами, индивидуальными предпринимателями всех уровней;
- организационная завершенность инвестиционных; учебных, методических и других процессов консолидированного менеджмента регулирования кредитно-денежных и функциональных отношений на уровне головного высшего учебного заведения и его организационных структур (система возможностей, ответственности и полномочий);
- формирование информационного блока создаваемых и внедряемых инноваций на уровне «объектов интеллектуальной собственности», к которой относятся объекты различных сфер собственности (промышленной) и ноу-хау.
Данные задачи в полной мере позволяют реализовать региональные университетские комплексы.


Литература
1. Асаул А.Н. Подготовка кадров высшей квалификации в сфере архитектуры и строительства // Экономическое возрождение России. — 2007. — № 3(13). — С. 3—11.
2. Бездудная А.Г. Тенденции развития высшего образования США и России // Экономическое возрождение России. — 2008. — № 1(15). — С. 41—49.
3. Капаров Б.М. Образование — как важнейший ресурс экономики, основанной на знаниях // Экономическое возрождение России. — 2007. — № 1(11). — С. 12—17.
4. Капаров Б.М. Повышение конкурентоспособности современного вуза на основе теории самоорганизации // Экономическое возрождение России. — 2006. — № 3(9). — С. 25—31.
5. Капаров Б.М. Финансовое управление вузом как сложной социально-экономической системой // Вестник гражданских инженеров. — 2006. — № 4(9). — С. 88—93.
6. Капаров Б.М. Проблемы трансформации вуза в высшее учебное заведение инновационного типа // Экономическое возрождение России. — 2006. — № 4(10). — С. 19—28.
7. Сергеева М.Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России // Экономическое возрождение России. — 2008. — № 1(15). — С. 50—55.
8. Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. — 2005. — № 9. — С. 12—20.
9. Закон «Об образовании» // Первое сентября. — 1996. — № 29. — 14 марта.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия