Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Соболькова В. А.
аспирант кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Теоретические основы и принципы прогрессивных мировых и отечественных систем управления в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами
В статье определены теоретические основы и принципы прогрессивных мировых и отечественных систем управления в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, выявлен организационно-экономиче­ский механизм управления этой сферой, обозначена, как наиболее эффективная, концепция Комплексного управления отходами, определена ее сущность и перспективы развития
Ключевые слова: твердые бытовые отходы (ТБО), концепция комплексного управления отходами

На пороге вхождения человечества в третье тысячелетие стало очевидным, что способность общества поступательно развивать производительные силы, наращивать экономический потенциал, не нарушая природного равновесия, является одним из решающих критериев прогрессивности общественно-экономической системы. Сегодня становится крайне важным перестроить структуру народнохозяйственного комплекса, изменить хозяйственный механизм, систему экономических и социальных стимулов, активизировать человеческий фактор, ускорить научно-технический прогресс и при этом сохранить основу жизнедеятельности — полноценные природные системы, без которых не возможно ни физическое, ни психическое, ни нравственное здоровье людей.
При любых формах государственного обустройства общества властные структуры, хотя бы декларативно, стремятся к достижению сбалансированных путей развития национальной экономики как в отраслевом, так и в региональном аспекте. Однако, как показывает опыт мировой экономики, сбалансированность народного хозяйства с экологическими условиями их развития скорее исключение, чем правило. [2, С. 166—176]
К сожалению, общемировая тенденция такова, что человек, добиваясь достижения своих «сиюминутных» целей, забывает зачастую о глобальных целях общественного развития и о том, что последствия технического и промышленного прогресса, если их во время не прогнозировать, могут перечеркнуть достигнутые положительные результаты социально-экономического развития при непоправимых изменениях в окружающей человека природной среде.
Экологический кризис проявляется, прежде всего, в процессах накопления промышленных и бытовых отходов в количествах, нарушающих естественные биологические процессы.
Сейчас как никогда остро стоит проблема формирования организационно—экономического механизма переработки отходов, отвечающего современным потребностям социума. Этот механизм должен быть комплексным и охватывать все аспекты обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО): экономические, технологические, социальные, экологические и нормативно-правовые. Управление отходами должно иметь стратегическую направленность, что должно полностью исключить его стихийный характер и повлиять на повышение эффективности. В рамках решения поставленных задач особую актуальность приобретает изучение теоретических основ и принципов прогрессивных мировых систем управления в сфере ТБО, как необходимый фактор развития Российского механизма управления сферой обращения с ТБО.
Механизм управления любым видом деятельности может осуществляться и эффективно функционировать в единстве таких основных функций, как организация, планирование, регулирование, учет и контроль. Механизмы управления имеют сходную структуру, принципы и целевую направленность. Вместе с тем конкретные методы осуществления основных функций управления, выбор организационных структур и механизмов во многом определяются особенно­стями объекта управления. Наиболее эффективным методом управления, объединяющим возможности и инструментарий как административных, так и экономических методов является программно-целевой метод, реализуемый через целевые программы (федеральные, региональные, муниципальные и межмуниципальные), планы, концепции. Программно целевое прогнозирование является составной частью системы эффективного управления социально экономиче­ским комплексом различных иерархических уровней, начиная от предприятия как важнейшего структурного звена национального социально-экономического комплекса [4, С. 231].
Управление сферой обращения с ТБО представляет собой целостную совокупность методов и инструментов управления, с помощью которых организуются, регулируются и координируются процессы обращения с отходами в совокупности с социально-экономическими процессами, протекающими на той же территории, обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и потребления, воспроизводится качество окружающей среды как специфическое общественное благо.
Управление сферой обращения с твердыми отходами в Российской Федерации основывается на принципах:
– охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия;
– научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
– использования новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
– комплексной переработки материально—сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
– использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
– доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
– участия в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами
[1, С. 190].
Основными звеньями механизма управления сферой обращения с твердыми отходами является совокупность административно-контрольных и экономических инструментов, которые представлены в табл1. [3]
Таблица 1

В результате длительной работы, проделанной на уровне отдельных государств и на межгосударственном уровне, в Европейском Союзе (ЕС) был выработан ряд приоритетов и ограничений, которые рекомендовано соблюдать при обращении с отходами. Итогом этих усилий стала принятая в 1990 г. «Стратегия Европейского Сообщества для обращения с отходами».[5] Иерархия принципов, заложенных странами ЕС в основу обращения с отходами, выглядит следующим образом:
– при проектировании производства следует стремиться избежать образования отходов или минимизировать их образование,
– при производстве полезной продукции нужно минимизировать удельное производство отходов;
– из образовавшихся отходов следует в максимально возможной степени извлечь все содержащиеся в составе отходов вторичные материалы и сырьевые ресурсы и направить их в повторный производственный цикл (рециклинг) или использовать иным способом;
– обезвредить те отходы, которые не удается использовать;
– горючие фракции отходов, не находящие себе иного применения, отделить от нежелательных компонентов и грамотно сжечь, избегая при этом загрязнения природной среды;
– разместить бесполезные и обезвреженные отходы, в т.ч. — золы и шлаки, образовавшиеся после сжигания горючих фракций, на хорошо обустроенных полигонах при соблюдении санитарно-гигиенических и природоохранных требований.
Стратегия ЕС учитывает как требования охраны окружающей среды, так и экономические соображения. Целью стратегии является повышение уровня использования природных ресурсов с помощью анализа и дальнейшей оптимизации всего цикла существования изделия, включающего его конструирование, добычу сырья для производства материалов, само производство материалов, производство и использование изделия, появление отходов, образующихся на каждом этапе жизненного цикла изделия.
Соединенные Штаты Америки и Канада, которые не являются членами ЕС и по формальным соображениям не могут присоединиться к «Стратегии Европейского Сообщества для обращения с отходами», в своей политике в отношении отходов придерживаются той же системы приоритетов.
Следует, однако, подчеркнуть, что площадь территорий Соединенных Штатов Америки и Канады весьма велика и значительно превышает размеры западно-европейских стран. К тому же климатические и иные природные условия в разных частях североамериканского континента резко различаются. Поэтому в Северной Америке весьма значительную роль в вопросах обращения с отходами играет законодательство отдельных регионов (штатов в США или провинций в Канаде).
Однако “идеологическое единство” еще не означает сколько-нибудь близкого состояния фактической организации обращения с отходами в отдельных промышленно развитых странах. Каждая из них имеет исторически сложившееся хозяйство и традиционные предпочтения тем или иным из методов решения проблемы отходов.
Поэтому и Российская Федерация в целом, где не отрицаются принципы европейской системы приоритетных решений относительно обращения с отходами, и отдельные регионы должны самостоятельно определить оптимальную для себя систему обращения с отходами, опирающуюся на разумные с технологической, экологической и экономической точек зрения пропорции различных подходов.
В последние годы все больше сторонников находит концепция Комплексного управления отходами (КУО). Данный подход к решению проблемы отходов опирается на следующие базовые положения: не существует и не может существовать какой-либо одной технологии, способной без вреда для человека и окружающей его природной среды переработать весь поток образующихся отходов. Даже применение комплексных технологических вариантов способно решить проблему отходов только при условии совместного использования соответствующих экономических и социальных инструментов.
Помимо базовых принципов в концепции КУО учитывается ряд более конкретных положений, из которых следует упомянуть о пяти.
1. К различным компонентам отходов должны применяться различные технологические и организационные подходы.
2. При осуществлении комплексного управления потоками отходов и использовании комбинированных способов их технологической переработки должны преследоваться следующие цели:
– сокращение количества производимых отходов;
– их максимально возможная промышленная переработка в качестве вторичного сырья;
– сжигание тех фракций, которые не могут быть утилизированы иным способом, но могут гореть, не загрязняя природную среду;
– захоронение на полигонах лишь того, что нельзя использовать.
3. Местные проблемы, связанные с отходами, должны решаться на местном уровне посредством разработки и осуществления небольших локальных программ.
4. Государственный и общественный подход к переработке отходов должен базироваться на стратегическом (долговременном) прогнозе изменений количества отходов и технологий их утилизации.
5. Необходимым элементом любой программы по решению проблемы отходов является участие в ее реализации властей местного уровня и всех, кто производит отходы (в т.ч. — и населения).
Как показывает изучение опыта практической деятельности по обращению с отходами государственных структур во многих развитых странах мира, первые шаги на этом пути почти повсюду сводились к совершенствованию системы управления потоками отходов и их размещением. Обычно, как в больших, так и в малых странах, основную ответственность за данную работу несут местные органы власти. Например, в Канаде и в Нидерландах — это уровень руководства провинциями (провинциальные правительства).
Практическая работа ведется при самом широком участии муниципалитетов, общинных советов и общественных организаций. При этом содержание работы не сводится только к контролю за деятельностью производителей, перевозчиков и переработчиков отходов. Важнейшей частью работы считается изучение и формирование общественного мнения. С этой целью постоянно проводятся опросы общественного мнения о состоянии дел с отходами, организуются встречи муниципальных деятелей и чиновников управляющих структур с населением. Налаженные и постоянно работающие связи властей и населения не только помогают найти оптимальные решения возникающих проблем. Уважительное отношение чиновников к мнению населения формирует доверие населения к власти и создает тем самым предпосылки успеха всей природоохранной деятельности общества, в т.ч. и применительно к отходам.
Наряду с осуществлением контроля за движением отходов практическая деятельность властей включает в себя вопросы совершенствования технологий на предприятиях, перерабатывающих отходы, разработку норм содержания опасных компонентов в отходах, выбор методик аналитического контроля и финансовую помощь при оснащении полигонов соответствующим оборудованием.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что состав принципов и теоретических основ в РФ является абсолютно сбалансированным, не уступая по качественным показателям прогрессивным мировым системам управления в сфере обращения с ТБО. Однако проблемы с процессом реализации данных принципов явно налицо, и их решение по-прежнему является актуальным.


Литература
1. ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24.06.1998 (с изменениями по состоянию на 01.01.2006 г.)
2. Антагонизм в системе эколого-экономических отношений / О.П. Литовка и др. // Общество и экономика. — 2005. — № 9. — С. 166—176.
3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд. — М.: Юристь, 2005. — 190 с.
4. Чистов Л.М. Теория эффективного управления социально-экономическими системами. — СПб., 2005. — 231 с.
5. A Community Strategy for Waste Management. Com. from the commission to the Council and to Parliament 1990. EC Community, Environment Legislation / Waste / Brussel-Luxemburg 1992.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия