Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Прокопов Б. И.
соискатель кафедры экономической кибернетики и экономико-математических методов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Инновационные проекты: экспертиза и оценка
В статье выявляются основные задачи экспертизы инновационных проектов, представлены принципы ее проведения. В качестве примера рассмотрен порядок экспертизы в Российском гуманитарном научном фонде и Российском фонде фундаментальных исследований. Автор приводит наиболее полную группировку принципов оценки инновационных проектов, в частности, рассматривается возможность применения метода Монте-Карло
Ключевые слова: инновация, инновационный проект, эффективность, оценка, экспертиза инновационных проектов

В условиях рыночной экономики в основу инновационной деятельности положена реализация конкретных проектов, каждый из которых состоит из нескольких фаз (получения знаний, их коммерческой реализации и возврата инвестированных средств), совокупность которых представляет собой инновационный цикл. При этом инновационный цикл является замкнутым в том случае, если он охватывает необходимые исследования и разработки, направленные на получение ожидаемого результата. В свою очередь, для получения ожидаемого результата — новшества — можно использовать как собственные разработки (фундаментальные теоретические исследования; прикладные исследования; проектирование), так и приобретенные для получения инновационного продукта лицензии.
Инновационные проекты направлены на разработку и создание новых эффективных материалов, аппаратов, оборудования, машин, технологий или технологических процессов. Ресурсное обеспечение инновационного проекта является той базой, на основе которой осуществляется реализация инновационного цикла. Именно наличие ресурсов, их организационное и техническое строение определяют возможности ведения успешной инновационной деятельности.
Реализация проектов производственного и инновационного назначения или отдельных мероприятий тесно связаны между собой, поскольку эффективность их зависит не только от научной идеи, но и от воплощения ее в практическую деятельность. Инновационные проекты или отдельные мероприятия могут различаться организационными, операционными и временными показателями [6].
Организационные рамки реализации поставленной задачи характеризуются составом его участников. В свою очередь состав участников определяется большим числом факторов: уровнем специализации; сложностью отдельных частей инновационного продукта; организационной структурой управления участниками, финансированием программы. Операционные рамки задачи определяются осуществляемыми действиями его участников в соответствии с требованиями проектной документацией и принятой технологии. Временные рамки задачи характеризуются периодом ее реализации и устанавливаются на основе «морального» срока существования инновационного продукта, норм продолжительности всего цикла исследований и разработок для объектов, финансируемых государственным бюджетом, или исходя из срока окупаемости капитальных вложений для проектов, осуществляемых за счет средств частных инвесторов.
Таким образом, основной задачей экспертизы инновационных проектов является оценка научного и технического уровня проекта получения продукта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.
Процедуры оценки инновационных продуктов, юридиче­ского оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля их исполнения действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля хода реализации проектов, использования средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответ­ствовать проект.
Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета: описательный метод; сравнение положений «до» и «после»; сопоставительная экспертиза [5].
Суть описательного метода состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы. Недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.
Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.
Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения организаций, получающих государственное финансирование, и тех организаций, которые его не получает. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстро окупаемых проектов. Вместе с тем этот метод также имеет недостатки: в частности, он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.
Положительные и отрицательные стороны различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.
Целесообразно руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз инновационных проектов:
1. Создавать независимую группу исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору проводящих ее специалистов и методам контроля.
2. При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривать как производственную.
3. Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.
4. Увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.
В ряде стран, например, во Франции, экспертная оценка проектов и контроль их исполнения проводятся теми организациями, которые осуществляют их финансирование. Обязательными параметрами являются: сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет [9].
В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проект, но может предусматривать и контроль хода работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.
В России реализация федеральных научно-технических программ осуществляется на основе государственных контрактов, которые заключаются государственными заказчиками с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе. Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) [7].
В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты. В экспертной анкете учитывается наличие или отсутствие обстоятельств, затрудняющих объективную экспертизу.
Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).
При анализе изложения замысла проекта учитывается:
1. Четкость изложения замысла проекта.
2. Четкость определения цели и методов исследования.
3. Качественные характеристики проекта (проект может иметь: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер).
4. Научный задел (различаются случаи, когда имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует).
5. Новизна постановки проблемы (различаются следующие варианты: автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).
Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта: автор (участники) в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу.
Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний и определить: относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта.
Для экспериментально-лабораторных исследований предусматриваются ответы на следующие вопросы: подготовлены ли программы исследований; подготовлены ли анкеты для опроса; проведено ли пилотажное исследование.
РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Экспертиза предусматривает три уровня [7].
Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач: отбор проектов для участия во втором уровне экспертизы; составление обоснованных заключений по отклоненным проектам; определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.
Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.
Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.
На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).
Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле:
R = r1 + r2 + r3, (1)
где R — общий рейтинг проекта;
r1 — учитывает научную ценность проекта (оценивает вероятность того, что выполнение проекта может: привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области);
r2 — учитывает реальность выполнения проекта в срок (научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы);
r3 — корректирует суммарную оценку r1 и r2.
R может принимать значения от 2 до 13.
Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом Экономических исследований и образования, созданным в 1995 г. Фондом «Евразия», Фондом Форда, Институтом «Открытое общество» Фонда Сороса, Благотворительными трастами ПЬЮ и Всемирным банком.
Основными целями деятельности специальных фондов являются:
— поддержка и распространение новых научных методов и идей;
— поощрение прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики;
— развитие исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов;
— содействие укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России;
— создание условий для включения российских исследователей в мировое экономическое сообщество.
Таким образом, экспертиза инновационных проектов может осуществляться государственным заказчиком (если финансирование идет из бюджета), а также специальными фондами поддержки научных исследований и разработок.
В настоящее время принципы оценки инновационных проектов можно разделить на три группы [1]:
1) методологические, наиболее общие, обеспечивающие при их применении рациональное поведение экономических субъектов независимо от характера и целей проекта;
2) методические, обеспечивающие экономическую обоснованность проекта оценок эффективности проектов и решений, принимаемых на их основе;
3) операциональные, соблюдение которых облегчит и упростит процедуру оценок эффективности проектов и обеспечит необходимую точность оценок.
Состав указанных групп отражен в табл. 1.
Экономическая эффективность инновационного проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение связанных с проектом затрат и результатов и позволяющих судить об экономической привлекательности проекта. Показатели эффективности инновационных проектов могут классифицироваться по следующим признакам: виду экономических субъектов; виду обобщающего показателя; временные [3].
По методу сопоставления разновременных затрат и результатов показатели могут быть статическими, в которых денежные потоки, возникающие в разные моменты времени, оцениваются как равноценные, и динамическими, в которых денежные потоки, вызванные реализацией проекта, приводятся к единому моменту времени посредством их дисконтирования.
Таблица 1
Принципы оценки эффективности инноваций
В зависимости от определенного имиджа на рынке инновационных товаров инновационные предприятия могут выполнять полный цикл «исследование — производство», а также роль инфраструктуры, обеспечивающей ускорение инновационного процесса на всех его стадиях.
Определенное место в стабильном и экономически выгодном функционировании инновационных предприятий играет выбор заказов и, соответственно, их исполнение в заданные сроки и с определенной стоимостью. В связи с этим с надо отметить, что с увеличением новизны идеи, входящей в заказ, возрастает риск его невыполнения, поэтому предприятия стремятся к минимизации риска путем диверсификации портфеля заказов [2]. Метод статистических испытаний (метод Монте-Карло) первоначально использовался для вычисления ожидаемой продолжительности проекта в целом и каждого его этапа, а затем нашел применение при количественной оценке неопределенности. В основе его лежит модель вероятностной оценки рисков, получившая развитие в направлении оценки комплексного воздействия рисков на итоговые экономические показатели проекта [4].
В большинстве случаев при реализации проектов возникают технологические и иные перерывы или вносятся изменения, которые приводят к прямому и косвенному (обусловленному дополнительными затратами времени) росту расходов. Последст­вия «наслоения» рисковых ситуаций позволяют анализировать модели комплексной оценки рисков с применением матриц объема, продолжительности и стоимости. Матрица объема работ содержит вариантный ряд данных об объеме работ по проекту, который может меняться в зависимости от изменения условий реализации проекта, так же, как и вариантный ряд данных о продолжительности работ, содержащийся в матрице продолжительности работ. Матрица стоимости соотносит текущие данные об объеме работ с переменными.
Метод Монте-Карло позволяет моделировать случайное явление с помощью некоторой процедуры, дающей случайный результат, что приводит к получению статистического материала — множества реализаций случайного явления, — который можно обработать обычными статистическими методами. С помощью метода Монте-Карло можно, используя центральную предельную теорему теории вероятностей, получить средний результат, распределенный приближенно по нормальному распределению.
Таким образом, перечисленные методы позволяют определить эффект и эффективность инновационных проектов.
Эффект инновационного проекта — это категория, выражающая превышение научного и практического результатов над затратами в определенном периоде времени. Данная величина характеризуется показателями, различающимися составом учитываемых затрат и результатов и способами соизмерения разновременных затрат и результатов.
Эффективность инновационного проекта — это категория, выражающая соответствие научных и практических результатов и затрат проекта целям и интересам его участников, включая в необходимых случаях государство и общество (в том числе научное сообщество) [8].


Литература
1. Арсланова З., Лившиц В. Принципы оценки инвестиционных проектов в разных системах хозяйствования // Инвестиции в России. — 2005. — № 1–2.
2. Богданов А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии. — М.: Экономика, 1991.
3. Виленский А. А., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. 3-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2004.
4. Ермаков С. М. Методы Монте-Карло и смежные вопросы. — М.: Наука, 1971.
5. Завлин П. Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. — СПб: Издательский дом «Бизнес пресса», 1998.
6. Инновационная экономика / Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. — М.: Наука, 2005.
7. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина и др. — М.: Центр исследований и статистики науки, 2003.
8. Савчук В. П. Оценка эффективности инвестиционных проектов. — М., 2006.
9. Шапиро В. Д. Управление проектами. СПб., 1996.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия