Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Алиев Ш. Т.
Директор Центра труда и занятости г. Сумгаита Министерства Труда и Социальной Защиты населения Азербайджанской Республики,
кандидат экономических наук


Особые экономические зоны в формировании экономической модели Азербайджана
В статье исследованы экономические и интеграционные процессы в Азербайджане в контексте процессов мирохозяйственной системы. Сделан анализ потенциала экономики Азербайджана, его основных факторов и преимуществ. Обоснована необходимость развития особых экономических зон и реального сектора экономики в формировании экономической модели Азербайджана
Ключевые слова: Азербайджан, интеграционная модель, особая экономическая зона

В начале 90-х гг. ХХ в. с распадом Советского Союза прекратил свое существование централизованный метод управления народным хозяйством. Став независимой республикой, Азербайджан начал проводить реформы, направленные, в том числе, на создание новых торгово-экономических связей, на осуществление эффективных экономических интеграционных процессов. Это объяснялось, прежде всего, следующими факторами:
— глобализационные процессы потребовали усиления развития национально-экономических процессов, адекватных мировой хозяйственной системе;
— необходимость активного внедрения эффективных экономических методов с целью ускорения интеграционных процессов;
— нефтяной фактор дал исторический шанс формирования национальной экономической модели Азербайджана;
— образовались новые возможности для реализации эффективных экономических методов, инновационных новшеств и пр.
Необходимо отметить, что по мере углубления экономических преобразований, наблюдается ускоренная интеграция реальных секторов национальной экономики Азербайджана в мировую хозяйственную систему. Однако ни одна страна не может обеспечить свое стабильное экономическое развитие и безопасность, в том числе продовольственную, не принимая активного участия в международном разделении труда. Опыт многих экономически высокоразвитых стран, показывает, что эти страны добились стремительного экономического развития в результате эффективных экономических международных связей.
Находясь в составе СССР, Азербайджан, будучи обладателем огромного количества природных ресурсов, не мог самостоятельно осуществлять интеграционные процессы. Став независимым государством, Азербайджан определил следующие направления экономической политики интеграции в мировую хозяйственную систему:
— проведение последовательных и комплексных экономических реформ;
— создание независимой внешнеэкономической политики;
— ускорение интеграции национальных экономических секторов экономики в мировую хозяйственную систему и поэтапное усиление этих процессов;
— обеспечение функционирования национальных экономических секторов на уровне мировых стандартов и обеспечение модернизации технологий в этих отраслях;
— обеспечение ускоренного экономического развития с помощью новых экономических инструментов, в том числе таких, как особые экономические зоны и т.д.
Следует отметить, что каждая страна при формировании своей экономической модели, в качестве доминанты, по теории американского экономиста М.Портера, должна четко определить свои преимущественные факторы [1]. С этой точки зрения преимущественным фактором Азербайджана, по мнению ученых и экспертов, является фактор обеспечения энергоносителями. Исследования показывают, что если Азербайджан будет рационально использовать свои природные ресурсы и обеспечит диверсификацию своего внешнеторгового оборота, то займет свое достойное место в мировой хозяйственной системе. По мнению профессора Ш.Г. Гаджиева, доминантой развития внешнеэкономической стратегии Азербайджана является глубокий анализ мирового опыта, изучение стратегических решений экономических реформ других стран, анализ национальной экономики [2].
Исследования показывают, что в период активного развития мировой хозяйственной системы, международное разделение труда эффективно повлияло на каждого участника этого процесса, в результате чего многие страны смогли подняться на высокий уровень экономического развития. Этому способствовали, в основном, следующие факторы:
— повышение уровня внутреннего национального производства и преобладание в нем конкурентоспособных продуктов;
— отсутствие необходимости обязательного производства всех потребительских товаров, требуемых для внутреннего спроса страны и восполнение этих потребностей за счет импорта;
— международное разделение труда, которое способствовало развитию сферы услуг и приоритетных экономических секторов в национальном производстве каждой страны, специализация в отдельных сферах и т.д.
Если рассмотреть систему мирового хозяйства через призму политики «открытых дверей» для определения экономической безопасности по критериям международного разделения труда, Азербайджан по экспортной квоте находиться на одном уровне с развитыми странами мира (Великобритания, Германия, Италия и т.д.). Как известно, одним из главных факторов экономического развития какой-либо страны, с точки зрения определения Международной Экономической Организации, является обеспеченность этой страны энергоносителями. Обеспеченность энергоресурсами создает благоприятные условия для организации рационального использования экспортного потенциала и расширение его ассортимента. Примером может служить Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), доля экспортной квоты которых в ВВП этих стран составляет более 50%. В Азербайджане более 80% объема экспорта составляют нефть и нефтепродукты. В настоящее время в Азербайджане перерабатывающая промышленность за счет развития ненефтяного сектора играет важную роль в структуре экспорта. Необходимо отметить, что, по мнению экспертов, многие нефтегазовые страны с переходной экономикой (Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения и т.д.), несмотря на определенный успех, еще на протяжении долгих лет будут вынуждены экспортировать природные ресурсы.
Характерным для этих стран считается также реконструкция ненефтяного сектора на основе современных технологий и модернизация существующего производственно-промышленного потенциала (нефтегазовый сектор; машиностроение, легкая, пищевая, текстильная промышленность; металлургия; отрасли нефтехимии, сельского хозяйства и т.д.), а также успешное развитие относительно новых секторов экономики (информационно-коммуникационные технологии, туризм, сфера услуг и т.д.). Следует отметить, что добывающие и перерабатывающие секторы промышленности Азербайджана конкурентоспособны и не нуждаются в защите. Реализация успешного развития комплекса отраслей ненефтяного сектора в Азербайджане способствовала решению проблем диверсификации внешнеторгового оборота.
Следует отметить, что за последние 3 года среди стран СНГ по темпу увеличения ВВП Азербайджан укрепил свое лидерство [3]. Это объясняется динамичным ростом ВВП, развитием промышленности и других отраслей ненефтяного сектора.
В 2007 г. объем ВВП в Азербайджане составил 30 млрд долл. (с ростом 25%). Прогнозируется увеличение этой цифры к 2010 г. до 50 млрд долл. В результате эффективной реализации нефтяной стратегии увеличился поток иностранных инвестиций, а также добыча нефти и газа. Если добыча нефти в Азербайджане вместе с конденсатами газа в 2000 г. составляла 14,0 млн тон, в 2003 г. — 15,4 млн тонн, то в 2007 г. она достигла рекордного уровня — 41,7 млн т. По мнению экспертов добыча нефти в Азербайджане будет увеличена до 52 млн т. в 2008 г., 63 млн т. — в 2009 г., 67 млн т. — в 2011–2015 гг.
В 2003–2007 гг. экономический потенциал Азербайджана возрос на 96%, уровень бедности снизился с 49% до 16%. Было создано более 643 тыс. новых рабочих мест, объем госбюджета возрос более чем в 10 раз. [4]. Кроме того, в результате активной финансовой поддержки Азербайджана стала возможна реализация самого крупного проекта в регионе. Были успешно завершены и сданы в эксплуатацию нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум. Экономический эффект, полученный от реализации этих проектов неизмерим. В настоящее время осуществляется реализация проекта строительства транснациональной железной дороги (Баку — Тбилиси — Карс), который превратит Азербайджан в эффективную транзитную транспортную магистраль и создаст выгодные условия для ускорения интеграции стран Европы и Азии, расширения торгово-экономических связей.
Одним из прогрессивных и эффективных средств совершенствования модели экономического развития Азербайджана являются особые экономические зоны (ОЭЗ) [5].
Следует подчеркнуть, что с 60–70-х гг. ХХ в. в разных странах с целью усиления притока крупного капитала создаются специальные экономические зоны. Создание свободных торговых зон в странах СНГ рассматривалось неоднократно. 15 апреля 1994 г. в Москве было подписано соглашение о создании свободных торговых зон. Однако исполнение этого соглашения не было реализовано. В сентябре 2003 г. в Ялте главами стран, входящими в СНГ, было подписано соглашение, по которому предполагалось создание свободных торговых зон до 2010 г.
В последние годы ускоренное развитие национальной экономики Азербайджана, улучшение инвестиционной среды, создание новых промышленных отраслей и отраслей переработки, обеспечение целенаправленной социально-экономической политики в условиях рыночной экономики, осуществление серьезных мероприятий по интеграции страны в мировую экономику показывает стремительное вхождение Азербайджана в мировую экономическую систему. Однако, несмотря на динамичное и стабильное развитие показателей макроэкономики и социально-экономической жизни страны, в целом, сохраняется зависимость экономики страны от нефтяного сектора.
В связи с этим целесообразно создание ОЭЗ, отличающихся рациональностью и практичностью использования интеграционных форм. Они могли бы стать дополнительным стимулом для ускорения экономического развития Азербайджана, особенно, при рациональном использовании производственного потенциала и промышленной инфраструктуры центра Сумгаита. Попытка создания первой СЭЗ в Сумгаите в середине 90-х гг. ХХ в. потерпела неудачу. Ошибки, допущенные в процессе организации этой работы, а также появление серьезных проблем и препятствий, помешали реализации данного проекта.
Если бы существовали варианты ОЭЗ в промышленно-производственных сферах Сумгаита (химии и нефтехимии, металлургии и т.д.), попавших в непростое положение в начале 90-х гг., то претворение в жизнь этого проекта могло бы быть более успешным.
В нефтехимическом комплексе имеется мощный инфраструктурный, производственный потенциал и на базе этого комплекса мог бы быть создан один из оптимальных вариантов ОЭЗ, который мог бы стать составной частью, проводимых в Азербайджане экономических реформ и новым эффективным средством интеграции.
В связи с исполнением указа президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева (№ 538-06, март 2007), создание ОЭЗ стало еще более актуальным. Эти зоны, в качестве новых эффективных экономических рычагов смогут расширить межстрановую экономическую интеграцию, окажут серьезное воздействие на развитие различных экономических отраслей и совершенствование экономической модели Азербайджана.


Литература
1. Портер М. «Международная конкуренция: конкурентное преимущество стран». Перевод с английского языка / Под общ. ред. В.Д. Щетинина. — М., 1993.
2. Гаджиев Ш.Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. — Киев, 2002.
3. Статистический Комитет СНГ (www.minsk.bye)
4. www.economy.gov.az
5. Алиев Ш.Т. Перспективы развития и проблемы организации свободных экономических зон. — Баку, 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия