Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Белякова Е. В.
доцент кафедры маркетинга Сибирского государственного аэрокосмического университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук


Новая парадигма регионального развития
В статье показана роль регионов в государственном развитии; рассмотрены предпосылки смены парадигмы регионального развития; отражен двойственный характер функционирования региона; раскрыты концептуальные положения и принципы новой парадигмы регионального развития
Ключевые слова: парадигма регионального развития, региональное развитие, стратегическое управление, инновационная экономика

Тенденции мирового развития в условиях глобализации, а также смена технологических укладов, отражают изменение роли регионов в мировой экономике. В российской экономике тоже произошли глубокие изменения, связанные со сменой общественного производства и механизма функционирования региональной экономики. Переход на рыночные отношения, главенствующие в настоящее время в российской экономике, предопределил изменение всего механизма регионального развития. Изменилась система финансового обеспечения регионов, структура валового регионального продукта, в регионах преобладает частная собственность, что коренным образом меняет систему взаимоотношений субъектов региональной экономики. Отход от плановой экономики поставил перед регионами проблему эффективного развития с решением основных задач по обеспечению качества жизни населения. Относительная самостоятельность в принятии решений на региональном уровне значительно повысила роль административных органов управления в эффективном использовании ресурсной базы региона.
Сложившаяся ситуация требует нового теоретического подхода к рассмотрению проблем региональной экономики. Оценка и анализ имеющегося теоретического и практического опыта в региональном развитии позволяют сформулировать новую парадигму как совокупность теоретических положений и основополагающих принципов регионального развития (рис. 1). В этом аспекте регион выступает как:
Рис. 1. Новая парадигма регионального развития
— часть мирового экономического пространства, имеющая ресурсную базу и определенную свободу действий по включению в мировую экономику;
— самодостаточная единица в народнохозяйственном комплексе страны, наделенная определенными правами и ответственностью;
— субъект народнохозяйственного комплекса страны, аккумулирующий современные технологии регионального управления с целью достижения наилучшей структуры валового регионального продукта;
— часть национальной инновационной системы, обеспечивающая реализацию ее целевых показателей и направлений.
Новая парадигма регионального развития рассматривается на основе современных информационных технологий, экономики «знаний», нового подхода к оценке использования своей ресурсной базы, отражающей современные мировые тенденции, и новых организационных структур, базирующихся на развитии интеграционных процессов.
Смена парадигмы регионального развития затрагивает практически все страны мира — это мировой процесс, связанный со сменой основ развития их экономик [1]. Предпосылки смены парадигмы заложены в глобальной экономике с ее новыми подходами к развитию стран на основе современных информационных технологий. В первую очередь это:
• усиление регионализации стран. Новые возможности в информационном обеспечении товарных потоков позволяют выделить регион как отдельную самостоятельную единицу на мировых рынках и расширить возможности его участия в мировом разделении труда;
• появление новых возможностей в межстрановом взаимодействии. Приобретая самостоятельность, регионы заключают все больше межрегиональных договоров по взаимодействию в отдельных областях: экономики, культуры, туризма и т. п., расширяя межкультурное и экономическое пространство;
• расширение интеграционных процессов на региональном уровне в результате обостряющейся конкуренции на мировом рынке. Для сохранения конкурентоспособности регионального продукта на региональном уровне развиваются современные формы организации производственной деятельности, такие как сетевые структуры, кластерные, способствующие снижению издержек;
• усиление регионов как ответ на возрастающую роль транснациональных корпораций. Активная экспансия ТНК является основой их функционирования и в своей деятельности они направлены на региональные рынки, где имеют возможность получения дополнительной прибыли от перемещения капиталов и продуктов [3]. Противодействовать регионы могут только через законодательную базу и административный ресурс;
• активное развитие миграционных процессов в разных формах их проявления. Открытость региональных экономик способствует перемещению трудовых ресурсов с целевой ориентацией как на образовательные технологии, так и на рабочие места с лучшими условиями оплаты и содержания семей в местах проживания. Ограничиваются миграционные потоки только законодательством принимающих стран;
• нарастание проблемы сырьевого обеспечения национальных экономик, и в первую очередь, энергетическими, водными ресурсами. Зависимость мировой экономики от энергетических ресурсов только нарастает. Развитие БРИК и других развивающихся стран увеличивает потребность при достаточно ограниченном их наличии. Особенно важна проблема водного обеспечения при неравномерном распределении водных ресурсов;
• поиск решений по защите национальных рынков при соблюдении международных соглашений. Значительные диспропорции в инновационном развитии регионов мира ставят проблему обеспечения конкурентоспособности региональных экономик через создание механизмов защиты своих рынков.
Второе направление, отражающее новый подход к развитию регионов, предполагает переход к экономике «знаний», основанной на приоритетном развитии инновационных технологий, обеспечивающих базу конкурентных преимуществ региона. Только те регионы, которые активно включились в этот процесс, имеют возможность максимального использования преимуществ нового разделения труда и участия в мирохозяйственных связях [4]. Применительно к региональной экономике это:
• наличие высокопрофессиональных научно-исследовательских подразделений, обладающих конкурентными преимуществами в отдельных научных направлениях современных исследований;
• создание на региональном уровне условий по реализации всего инновационного цикла;
• создание высокого уровня жизненных стандартов, в первую очередь для научно-исследовательских коллективов (качественного образования с последующим закреплением кадров; качества жизни);
• активное включение в межрегиональные и международные научно-исследовательские коллективы.
К третьему направлению смены региональной парадигмы можно отнести новый подход к оценке и использованию региональных ресурсов. Изменение структуры мировой экономики, ее переориентация с сырьевой направленности в сторону сферы услуг и более эффективного использования природных, невозобновляемых ресурсов, а также большей значимости транспортных, пространственных, водных и др., позволяют выделить следующие аспекты нового регионального подхода:
• соответствие регионального продукта мировым тенденциям при максимальном использовании региональных конкурентных преимуществ;
• создание современной развитой транспортной системы и включенность ее в мировые транспортные коридоры;
• глубокая и комплексная переработка имеющихся природных ресурсов;
• введение системы качественных показателей, отражающих соответствие удельных затрат ресурсов на единицу регионального продукта мировым показателям;
• повышение качества человеческих ресурсов и создание систем для реализации их потенциала в развитии инновационной экономики.
К четвертому направлению региональной экономики можно отнести новые возможности в интеграционных процессах и степень включенности региональной экономики в мировую: экспортный потенциал и его использование, качественную структуру.
Парадигма регионального развития отражает двойственный характер функционирования региона: с одной стороны, как самостоятельной единицы народнохозяйственного комплекса, а с другой — как подсистемы глобальной экономической системы. Как самостоятельная единица народнохозяйственного комплекса страны, регионы наделены определенными правами в области финансовой деятельности, решения социально — экономических задач и включены в общую систему стратегии развития. Эффективность народнохозяйственного комплекса полностью зависит от эффективности региональных экономик и их вклада в экономику страны. Регион же, как открытая экономическая система, в рамках общенационального законодательства имеет возможности самостоятельного включения в мировые экономические сети и, соответственно, подвергается мировому экономическому воздействию, которое проявляется в косвенном влиянии вследствие возможности ограничения экспортного потенциала региона по определенным товарным группам.
Качественные преобразования межотраслевых пропорций на основе смены технологических укладов как концептуальное положение новой парадигмы проявляются в необходимости создания конкурентоспособной продукции, соответствующей новым технологиям пятого и шестого укладов. Особенностью такого перехода является не только смена технологий, но и принципиально новый подход к размещению новых производств — на основе создания сетевых структур. Такое сочетание ставит перед региональными органами управления новые задачи в области целенаправленного управления не только в создании инновационных производств, а, главным образом, в комплексном развитии отдельных кластерных структур, отражающих конкурентные преимущества региональной экономики.
Понимание мировых тенденций в трансформационных процессах позволяет разрабатывать стратегии развития регионов, соответствующие им. Это касается и отраслевой структуры регионального продукта в части расширения сферы услуг, особенно производственных, и структуры отраслей: необходимо повышение роли сельского хозяйства и перерабатывающих производств с одновременным повышением эффективности сельскохозяйственного земледелия, развития транспорта с целенаправленным созданием логистических систем, выделением приоритетных направлений развития промышленности, отражающих ресурсный потенциал территории. Особое значение приобретает сфера образовательных услуг как базовая для развития человеческого потенциала. Отсюда и возрастание роли социально — экономического развития регионов как определяющего условия для эффективного функционирования региональной экономики. Можно констатировать, что региональная экономика станет конкурентоспособной, если будут созданы условия для развития человеческого капитала.
Основой новой парадигмы регионального развития является инновационная экономика, базирующаяся на инновационном производстве как результате реализации наукоемких технологий и создания инфраструктуры инновационного цикла. Стратегическое управление развитием региона должно включать приоритетные направления, ориентированные на долгосрочную и краткосрочную перспективы.
Основополагающие принципы реализации новой парадигмы обусловлены новой ролью региона в страновом и мировом экономическом пространстве. Представление мировой экономики как стратегического ресурса развития региона предполагает новый подход к оценке раскрывающихся возможностей для экономики региона во взаимодействии с мировой. К ним относятся, в частности: изучение имеющегося опыта в региональном управлении; использование новых управленческих технологий; оценка динамики развития отдельных отраслей; использование аутсорсинговых схем; оценка имеющихся технологий в эффективном использовании ресурсной базы и многое другое. Как исходное положение парадигмы этот принцип является условием устойчивого развития региона в современной экономике, адекватно реагирующего на внешние факторы экономического развития.
Многочисленные публикации, посвященные новой экономике, –»экономике знаний», обращают особое внимание на современные стандарты качества жизни населения как определяющего условия сохранения интеллектуального потенциала нации. Научные парки, технопарки, технополисы и другие формы инфраструктурной поддержки инноваций в регионе в своей основе базируются на самом главном ресурсе развития — ученых, специалистах, обладающих ключевыми знаниями в определенных отраслях; и в связи с этим к задачам региональных органов управления относится сохранение интеллектуального потенциала за счет создания более комфортных условий проживания. Открытость региональных рынков труда повышает конкуренцию за этот главный ресурс экономики.
Эффективное развитие экономики региона возможно только при ориентации на международные стандарты в использовании ресурсной базы региона. В условиях ограниченности и роста цен для потребителей на многие сырьевые, энергетические ресурсы определяющими в конкурентной борьбе становятся такие показатели, как энергоемкость произведенного продукта, материалоемкость, энергопотребление и другие. Значимость и важность данных показателей предопределяет необходимость выделения принципа «ориентация на международные стандарты» как обязательного условия в стратегии развития промышленных предприятий региона.
Принцип «ориентация на международные стандарты качества продукции и услуг» отражает мировые тенденции в формировании глобального потребителя, владеющего в результате развития информационных технологий и транспортной доступности знаниями о современных стандартах потребительского рынка. Качественные параметры выходят на первое место в конкурентной борьбе за потребителя, особенно это касается экологических параметров.
К основополагающим принципам отнесено и «равноправие всех субъектов регионального рынка». При рассмотрении региона как объекта системного управления возникает необходимость использования принципов системного подхода в части взаимодействующих подсистем. К участникам регионального рынка можно отнести как собственно производителей продукции и услуг, так и администрацию, научные учреждения и различные общественные объединения, представляющие интересы отдельных участников рынка: предпринимателей, малых и средних предприятий и других. Каждый из участников имеет свои экономические интересы и вносит вклад в развитие экономики региона. Равноправие предполагает доступ к региональным источникам финансового обеспечения развития своих производств, использования региональных инструментов поддержки промышленного развития.
Проявлением нового подхода является и принцип «учет экономических интересов взаимодействующих субъектов регионального рынка». Развитие и размещение новых производств должно исходить из экономических интересов взаимодействующих субъектов. Создание цепочек добавленной стоимости должно осуществляться с учетом интересов уже действующих субъектов, что предполагает изменение, при необходимости, технологий, кадрового обеспечения и развития человеческого капитала через сети подготовки и переподготовки, решение проблем финансового обеспечения и т. п.
Рассмотрение региона как достаточно самостоятельной части народнохозяйственного комплекса предполагает, что достижение решения главной задачи — повышения качества жизни населения — может осуществляться в полной мере только при финансово — экономической самостоятельности. В настоящее время имеет место значительная дифференциация регионов страны по уровню социально — экономического развития, и эта дифференциация усиливается, хотя потенциально имеются все предпосылки для решения данной проблемы. Переход на инновационную экономику позволяет значительно снизить фактор сырьевого потенциала региона в стратегии регионального развития.
Развитие конкурентных позиций, определяющих стратегию развития региона, предусматривает обязательную оценку потенциала региона с точки зрения международного разделения труда и возможности участия в мировых экономических процессах.
Принцип «развитие конкурентной среды в регионе» достаточно хорошо рассмотрен в работах М. Портера [2] и действительно является определяющим для эффективного развития региона. Монополизация на региональном рынке резко снижает потенциал развития и ограничивает использование современных управленческих технологий. Только конкурентная среда позволяет создавать в высокой степени конкурентоспособные предприятия и производства, адекватно реагирующие на мировые тенденции в экономическом и организационном развитии регионов.
Формирование мотивационного механизма эффективного развития региона предполагает создание условий для реализации имеющегося потенциала развития. Мотивационный механизм, как часть региональной системы управления, является связующим звеном между ресурсной базой и результирующими показателями. Исходя из этого, мотивация имеет целенаправленное воздействие и находится под влиянием стратегии развития. Если целевая ориентация — привлечение иностранных инвестиций в экономику региона, то в мотивационный механизм должны входить региональные инструменты, способствующие как привлечению инвестиций, так и созданию условий для их эффективного функционирования в части снижения налогов, арендной платы, оказания помощи в создании социальной инфраструктуры. Примером может служить законодательство по развитию свободных экономических зон и технопарковых структур. Данное направление имеет большие перспективы в теоретическом обосновании и практической значимости. Мотивационный механизм может включать разные направления, отражающие приоритетные стратегии развития: использование кадрового потенциала, ресурсной базы, транспортной составляющей и т. п., однако целесообразно подходить к его формированию с позиций системного подхода, позволяющего обеспечить комплексное эффективное развития региональной экономики.
Концепция парадигмы регионального развития может подсказать правильные методы для совершенствования региональной экономики и перехода на более высокую стадию развития.


Литература
1. Княгинин В., Щедровицкий П. Территориальная проекция промышленной политики в России: кто оплатит издержки глобализации [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/formula/projection/. — Загл. с экрана.
2. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с анг. — 2-е изд. — М.: Альпина бизнес Букс, 2006. — 715 с.
3. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации ХХI века. — М.: Экономика, 2004.
4. Юргенс И. Мир меняет трубу на знания [Электронный документ] // Российская газета. — 2006. — № 4121. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/19/znaniya.html. — Загл. с экрана.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия