Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Морозов С. И.
Губернатор, Председатель Правительства Ульяновской области,
кандидат экономических наук


Основные направления стратегии развития Ульяновской области
В статье показана необходимость и актуальность стратегического планирования на региональном уровне, раскрыты приоритетные направления стратегии развития Ульяновской области
Ключевые слова: стратегия развития региона, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, инновационный потенциал, кластер, Ульяновская область

Теоретические и практические вопросы стратегического планирования на региональном уровне находятся в настоящее время в центре внимания ученых и органов государственной власти, которые отмечают необходимость стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием регионов. Именно стратегический подход, подкрепленный проработанной научно-методической базой и практическими инструментами реализации стратегии, позволит с большей степенью достоверности предвидеть возможные спады экономики и разрабатывать упреждающие меры по предотвращению кризисных ситуаций, что особенно актуально в настоящий период развития национальной экономики.
Актуальность и необходимость разработки стратегии социально-экономического развития региона обусловлена следующими обстоятельствами:
— стратегия является обязательным и признанным в мировой практике документом в системе регионального управления;
— стратегическое планирование — наиболее адекватный способ консолидации усилий администрации региона и местного сообщества в решении различных социальных и экономических проблем;
— разработка стратегии способствует укреплению взаимоотношений с общественностью, улучшению имиджа региона, создает единый вектор усилий всех активных сил в регионе;
— наличие стратегии развития региона зачастую выдвигается в качестве обязательного требования при реализации в регионе крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.
Государственный подход к стратегическому планированию в регионах России представлен в документах, подготовленных Министерством регионального развития РФ [2, 5], которые призваны способствовать формированию общего видения системы стратегического планирования в России, повысить согласованность отраслевых и территориальных приоритетов государственной региональной политики в контексте долгосрочной концепции развития России. Согласно этим документам, в стратегии развития региона должны быть представлены:
1. Оценка стартовых условий и ключевых факторов развития региона.
2. Наиболее вероятные сценарии социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.
3. Система приоритетных направлений развития региона в рамках выбранного целевого сценария.
Таким образом, в регионах должны быть разработаны стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.
В Ульяновской области уделяется серьезное внимание стратегическому планированию и документам стратегического характера, разрабатываемым с учетом ресурсного потенциала региона и особенностей его социально-экономического развития.
Ульяновская область характеризуется выгодным географическим положением, располагаясь на юго-востоке Европейской части России, в Среднем Поволжье. Географическое положение делает регион привлекательным транспортным центром федерального и международного уровня, на его территории сосредоточены ключевые элементы транспортно-логистической инфраструктуры: пассажирские и грузовые аэропорты класса «А», таможенный терминал, пассажирские и грузовые речные порты. Регион богат минеральными и сырьевыми ресурсами; основные среди них — нефть, стекольное, цементное, кремнистое и карбонатное сырье, минеральная вода.
Ульяновская область является одним из центров автомобилестроения и авиационной промышленности. Регион занимает в России первое место по производству гражданских самолетов, пятое место по производству автомобилей, первое место по производству ковров и ковровых изделий, пятое место по производству шерстяных тканей, девятое место по производству цемента.
Социально-экономическое развитие Ульяновской области в последние годы характеризовалось положительной динамикой: в рейтинге регионов Приволжского федерального округа область в 2007 г. поднялась с 14 на 8 место. В 2008 г., несмотря на негативное влияние развивающегося мирового экономического кризиса, большинство показателей социально-экономического развития региона сохранили положительную динамику. Темпы жилищного строительства составили 118% к уровню 2007 г. Индекс сельскохозяйственного производства сложился на уровне 113,9%, против 100,6% в 2007 г. Индекс промышленного производства составил 100,2%. На 24,7% увеличился объем инвестиций в основной капитал.
Уровень безработицы на 01.01.2009 г. составил 1,6% (по России — 2%). Среднемесячная заработная плата выросла на 28,7%. Улучшилась демографическая ситуация: на 9,7% увеличилась рождаемость и на 2,5% снизилась смертность, показатель естественной убыли населения снизился на 20%. Вместе с тем, с конца 2008 г. наблюдается замедление динамики развития региона. Так, в декабре 2008 г. индекс промышленного производства уменьшился на 2,4%. На некоторых предприятиях области введен сокращенный график работы, административные отпуска, произошло сокращение штата.
В числе проблем развития региона следует отметить недостаток свободных энергомощностей для дальнейшего роста, высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, что влияет не только на стабильное жизнеобеспечение хозяйствующих субъектов и населения региона, но и на возможность реализации новых инвестиционных проектов.
В регионе предпринимаются антикризисные действия — при правительстве региона создан антикризисный штаб, который отслеживает ситуацию в банковской сфере, на рынке труда, в сфере малого и среднего бизнеса, социальной сфере, топливно-энергетическом комплексе. Для преодоления негативных тенденций и обеспечения позитивной динамики развития региона необходим системный подход, включающий не только комплекс первоочередных антикризисных мер, но и определение стратегических приоритетов развития региона.
В стратегическом аспекте приоритет должен быть отдан, по нашему мнению, инновационному пути развития, что подтверждают результаты SWOT-анализа, представленные в табл. 1.
Таблица 1
SWOT-анализ инновационного сценария развития Ульяновской области
Инновационный сценарий развития предусматривает привлечение в регион инвестиций, ориентированных на коммерциализацию научных разработок, производство высокотехнологичных продуктов, высокую степень переработки сырья. Для реализации инновационного сценария в регионе необходимо решение двух основных задач:
— модернизация экономики региона;
— обеспечение концентрации в регионе качественного человеческого капитала за счет обеспечения высокого качества жизни населения.
Стратегическими приоритетами региона в области модернизации экономики являются следующие направления.
1. Содействие развитию промышленных кластеров.
Наибольшим потенциалом конкурентоспособности обладают атомно-энергетический, автомобильный, авиационный кластеры и кластер по производству строительных материалов в регионе.
Для развития атомно-энергетического кластера необходимо обеспечить его поддержку (в части атомной промышленности) на федеральном уровне, а также мобилизацию имеющегося инновационного потенциала отрасли. В области энергетики требуется создание собственных генерирующих мощностей, кадровое обеспечение энергетической отрасли, стимулирование снижения потребления энергии за счет применения современных ресурсосберегающих технологий, развитие малой и альтернативной энергетики.
Приоритетными задачами развития автомобильного кластера являются:
— создание современной производственной инфраструктуры;
— предоставление возможности льготного присоединения к инфраструктуре;
— предоставление земельных участков организациям кластера;
— предоставление налоговых льгот предприятиям кластера;
— привлечение иностранных предприятий, лидеров по производству автокомпонентов, к организации в регионе их производств.
Кроме того, необходимо привлечение малого и среднего бизнеса, который быстрее осуществляет внедрение инноваций и реагирует на изменения рынка. Развитие предпринимательства возможно за счет включения в кластер элементов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации и трансферта технологий. Научно-техническая база региона позволяет ориентировать создаваемый кластер на разработку и внедрение инновационных технологий.
Приоритетные направления развития авиационного кластера в регионе предусматривают обеспечение поддержки кластера на федеральном уровне, привлечение крупных инвесторов, создание системы мониторинга, интеграции и координации деятельности существующих и потенциальных участников кластера, создание технопарка по производству авиакомпонентов на свободных производственных площадях.
С целью создания кластера по производству строительных материалов необходимо сформировать региональную промышленную зону, где будут размещаться заводы по производству гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов, стекловаты, пенополистирола, газосиликатных изделий.
2. Создание благоприятной среды для развития бизнеса и привлечения инвестиций в экономику региона.
В этом направлении необходимо строительство новых промышленных зон, обеспеченных всей инженерной и транспортной инфраструктурой. В настоящее время в регионе формируется две промышленные зоны: «Заволжье» и «Новоульяновск», что позволит решить задачи по техническому перевооружению и модернизации производств, внедрению современных технологий, повышению доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме валового регионального продукта.
Кроме того, планируется создание особой экономической зоны портового типа на базе международного аэропорта, предусматривающей техническое обслуживание, ремонт и конвертацию воздушных судов как отечественного, так и иностранного производства, сборочное производство сверхлегких реактивных самолетов, транспортно-логистические услуги.
В регионе необходимо создание Агентства развития бизнеса, основными направлениями деятельности которого станут:
1) оказание услуг представителям малого и среднего бизнеса:
— юридическое, налоговое и финансовое консультирование;
— помощь в проведении маркетинговых исследований и составлении бизнес-планов;
— бизнес-инкубирование и обучение предпринимателей;
— продвижение продукции и проектов предпринимателей на рынках сбыта;
— льготное кредитование, организация кредитной кооперации и кредитных союзов;
— организация работы на аутсорсинге с крупными и средними организациями.
2) привлечение инвестиций:
— инициирование, разработка и сопровождение перспективных инвестиционных проектов;
— организация работы с инвесторами по принципу «одного окна»;
— продвижение инвестиционных проектов региона в России и за рубежом;
— работа с иностранными банками и инвестиционными фондами, занимающимися проектным финансированием в России;
— привлечение инвесторов через российские торгпред­ства;
— работа с торгово-промышленными палатами других государств.
3) помощь в реструктуризации и перепрофилировании неэффективно работающих бизнес-структур.
Кроме того, необходимо развитие частно-общественного партнерства, предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях, заключение межрегиональных соглашений, направленных на развитие бизнеса и привлечение инвестиций.
3. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры.
Это направление включает строительство мостового перехода через реку Волгу, объездных дорог вокруг города Ульяновска и города Димитровграда, что позволит перераспределить грузопотоки и увеличить долю межобластных и транзитных перевозок, проходящих по территории региона, с 10 до 30%. Также необходимы реконструкция и строительство новых магистральных газопроводов, модернизация электросетевого комплекса региона.
4. Создание региональной инновационной системы.
Для реализации данного направления необходимо:
— создание инфраструктуры инновационной деятельности (технопарков, инновационно-технологических центров, технико-внедренческих зон, сети организаций, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе);
— кадровое обеспечение инновационной сферы (привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов);
— финансовое обеспечение инновационной деятельности (совместное финансирование проектов, имеющих государственное значение, за счет средств федерального и регионального бюджетов, создание паевых инвестиционных фондов, венчурного инновационного фонда и инновационной страховой компании);
— информационное обеспечение инновационной сферы.
В рамках второй стратегической задачи — обеспечение концентрации в регионе качественного человеческого капитала за счет повышения качества жизни населения — приоритетами региона являются:
— модернизация системы профессионального образования;
— проведение активной молодежной политики;
— повышение эффективности системы здравоохранения;
— государственная поддержка сферы культуры и искусства;
— повышение уровня социальной защиты и социального обслуживания граждан;
— содействие развитию институтов гражданского общества;
— проведение активной политики в сфере физической культуры и спорта.
Комплексная реализация изложенных стратегических приоритетов позволит повысить темпы роста валового регионального продукта, обеспечить приток инвестиций, создать новые рабочие места.
В завершение подчеркнем, что обоснованные направления развития, зафиксированные в стратегии социально-экономического развития региона, обеспечиваемые региональным управлением и поддерживаемые общественностью, являются предпосылкой экономического роста и повышения качества жизни в регионе.


Литература
1. Выбор стратегических приоритетов регионального развития: новые теоретико-методические подходы // Сборник материалов Международной научно-практической конференции 25–26 октября 2007 г., г. Санкт-Петербург. — СПб: ИРЭ РАН, 2007. — 440 с.
2. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/Download?AttachID=184
3. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. — 2007. — № 4. — С.20–31.
4. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 3. — С. 375–378.
5. Приказ Министерства регионального развития РФ № 14 от 27 февраля 2007 г. «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/Strategia_trebovaniya_Prikaz.PDF?AttachID=984
6. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Ин-т проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е.Б. Костяновская. — СПб: Наука, 2006. — 618 с.
7. Региональные факторы экономического роста / Н.В. Васильева, Т.А. Голикова, Е.Н. Десятко и др.; под общ. Ред. С.Н. Максимова. — СПб.: СПбГИЭУ, 2006. 238 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия