Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Эркомаишвили Г. Г.
доцент кафедры менеджмента и экономики
предпринимательства Тбилисского государственного
университета им. Иване Джавахишвили,
кандидат экономических наук


ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД В ГРУЗИИ И ЕГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

В Грузии имеется более 730 видов минеральных вод, суточный дебет которых составляет 130 млн. литров. Четвертая часть этого объема используется в больнеологических целях, более половины - тройного назначения: больнеология, теплоснабжение, промышленный разлив, остальная часть используется для промышленного разлива.
Значительный рост промышленного разлива минеральных вод наблюдался в 70-е годы ХХ столетия. Так, в 1970-78 гг. ежегодный промышленный разлив 18 видов минеральных вод составлял 520-530 млн. бутылок. К этим видам вод относятся: "Боржоми", "Митарби", "Набеглави", "Саирме", "Зваре", "Скури", "Лугела", "Болниси", "Багиата", "Кокотаури", "Важас Цкаро", "Джава", "Уцера", "Казбеги", "Авадхара", "Лашичала", "Флате" и "Вардзия".
Оптимальный уровень производства был сохранен до 1990 года. Последующий период характеризуется спадом (количество произведенных бутылок уменьшилось к 1995 году до 9,4 млн.шт.). Сократился и ассортимент выпускаемой продукции. В 1995 году выпускался (разливался) практически только "Боржоми".
Спад производства был обусловлен распадом экономических, в том числе транспортных связей, ошибками в области приватизации предприятий, энергетическими проблемами, криминогенной ситуацией.
Подъем производства минеральных вод начинается со второй половины 90-х гг. В 2001 году в грузинском экспорте минеральные воды заняли первое место, составив 10% в общем его объеме (в целом разлито 80,1 млн. бутылок).
Динамика производства Грузинских минеральных вод в 1989-2001 гг. представлена в таблицах 1, 2.
Таблица 1. Итоговые показатели производства минеральных вод "Боржоми", "Митарби", "Набеглави", "Саирме", "Зваре", "Скури", "Лугела" (млн. условных бутылок)

Источник: по данным Департамента "Грузминводы".
Таблица 2. Динамика производства минеральной воды "Боржоми" в 1989- 2001 гг.
(млн. условных бутылок)

Источник: по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Грузии и Департамента "Грузминводы".

Минеральная вода "Боржоми" занимает первое место среди минеральных вод Грузии, составляет 95% всей произведенной продукции "Грузинских минеральных вод".
Минеральная вода "Боржоми" не только уникальна по своим лечебным свойствам, но имеет огромный промышленный и экспортный потенциал. Промышленное производство "Боржоми" начинается с 1854 года. В 1890 году был построен кустарный малопроизводительный разливочный завод. Он был первым разливочным заводом не только на Кавказе, но и во всей России.
В 1955 г. был пущен в эксплуатацию завод "N 1" по разливу "Боржоми", а в 1969 году - завод "N 2". В 1993-1995 гг., как уже отмечалось, товарное производство "Боржоми" резко уменьшилось. В эти же годы в г. Боржоми были пущены несколько заводов малой мощности. Например, "Мзетамзе", "Дека", "Саванели", "Цагвери", "Нуа-95", "Сакминхилацклеби", "Борко", "Боржомские источники", "Тата"и др.
В 1993 г. была осуществлена приватизация заводов по производству "Боржоми" на условиях "аренды-выкупа" и на их базе появились акционерные общества закрытого типа "Боржоми N 1" и "Боржоми N 2", которые впоследствии объединились в одно акционерное общество "Боржомское ущелье".
В 1994 г. появились фирмы, связанные с иностранными партнерами. На их базе была создана компания "GG and MWco", которая стала инвестировать проект "Боржоми".
После получения государственных гарантий, между акционерными обществами "Боржомское ущелье" и "GG and MWco" был оформлен договор и зарегистрировано (20.11.94 г.) совместное предприятие "Боржоми 94 и компания".
Однако 20 июня 1995 года Высший Арбитражный Суд Грузии удовлетворил иск Прокуратуры Республики о незаконной приватизации заводов по разливу "Боржоми". Заводы вновь стали собственностью государства. В государственное предприятие удалось привлечь инвестиций на сумму 20 млн. долл. США для реконструкции разливочных цехов, создания новых разливочных линий, приобретения и монтажа электрогенераторов, улучшения территории погрузочных станций.
Были осуществлены мероприятия по совершенствованию технологических процессов и повышению качества продукции. В частности, полностью было исключено использование технической воды, а, соответственно, и каустической соды для мытья бутылок, создающее опасность загрязнения продукции. Стали использоваться природный С2 вместо СО2, импортные фильтры, значительно улучшившие качество воды, новые микробиологические контрольные приборы, обеспечивающие непрерывный микробиологический контроль, новые бутылки.
Ставшая государственной, "GG and MWco" создала дистрибюторные сети в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Минске.
Тем не менее компания не смогла выполнить условия тендера по объему готовой продукции. В 1997 году должны были произвести 50 млн. усл. бутылок, фактически произвели 31 млн., т.е. 62% от обязательств.
Но в настоящее время компания выпускает 50 млн. усл. бутылок, а через 3 года это количество должно увеличиться до 100-120 млн. Потенциальные же возможности производства составляют 250 млн. бутылок в год.
Производство "Боржоми" подчиняется строгому государственному регулированию, учитывающему экономические интересы страны. Все проблемы производства и реализации регулируются законом Грузии "О воде", разработанным с учетом международной практики и международных стандартов.
С формированием современных рыночных отношений особенно важным становится изучение состояния и динамики развития потребительского рынка минеральных вод.
Как было отмечено, в Грузии возможно производство 18 видов минеральных вод, общим объемом 250-530 млн. бутылок за год. Но на сегодняшний день производится только три вида: "Боржоми", "Набеглави", "Саирме". ("Саирме" производят в г.Батуми, а "Набеглави" в г.Самтредия).
Несмотря на разнообразие минеральных вод в Грузии, традиционным лидером на рынке является "Боржоми". Право на его производство в течение почти ста лет принадлежит заводам "N1" и "N2" (общей производительностью почти 400-450 млн. бутылок в год), что означает практически монопольное их положение и контроль рынка этой продукции.
В 1991-1995 годах в г. Боржоми были созданы 14 малых предприятий (9 из которых - общества с ограниченной ответственностью, 4 - индивидуальные предприятия и 1 - акционерное общество).
В 1999 года потребительский рынок "Боржоми" в Грузии представляли три фирмы: "GG and MWco", акционерное общество "Карту" и грузино-еврейская фирма "BIG". Продукция "Карту" и "BIG" появилась на рынке в конце 1996 года.
Сегодня "Боржоми" в Грузии производят компании: "GG and MWco" и "Союз производителей Боржоми" (объединяющий 14 предприятий).
Из легально работающих предприятий, производящих "Боржоми", "GG and MWco" является крупнейшим в Грузии. За 1996 год этой компанией было произведено 26 млн. условных бутылок (85% от общего объема производства - 30 млн. бутылок). Следовательно, все остальные компании произвели в 1996 году всего 4 млн. бутылок (15% от общего объема).
Компания "GG and MWco" имеет большое число эксклюзивных дистрибюторов и серьезные достижения по сбыту продукции в страны СНГ, Великобританию, Германию, Израиль, Австрию, США, Польшу и Монголию. Но приоритетным является, прежде всего, рынок России, где "Боржоми" до сих пор очень популярен, хотя и не имеет требуемого качества. Т.к. российский рынок для компании "GG and MWco" является стратегическим, на рекламу идет до 70% всех расходов. В последнее время пользуются популярностью пресные источники Боржоми. По прогнозам специалистов рынок "Боржоми" может измениться в пользу пресных видов.
Вместе с тем, и эта компания, и другие заводы переживают серьезные трудности с реализацией своей продукции, связанные, в том числе, и с появлением на рынки фальсифицированных "Боржоми" и другой минеральной воды, и с конкуренцией иностранной продукции, в частности, французской "Перье", "Виши", "Витель", "Эвиан", финской "Аква", бельгийской "СПА" и "Бар-де-Люк", шведской "Рамиляс", немецкой "Кристенер" и "Кристенербрунер", северокавказскими "Нарзаном" и "Ессентуки", с "Трусковцом" и др.
Рынок грузинских минеральных вод охватывал около 400 городов бывшего СССР и нескольких других стран. Традиционный рынок "Боржоми" выглядел следующим образом: Грузия - 32%, Россия - 42%, Украина - 3,2%, Белоруссия - 1,6%, Казахстан - 1,9%, Туркменистан - 0,8%, Кыргызстан - 0,7%, Узбекистан - 0,8%, Таджикистан - 0,1%, Литва - 1%, Эстония - 0,2%, Армения - 0,3%, Азербайджан - 0,4%, для дипломатического корпуса и армии - 1%, другие страны (Япония, Канада, Кипр, США, Монголия, Чехословакия, Германия, Вьетнам, Венгрия, Гвинея, Польша, Китай) - 3%.
По данным департамента "Сакминхилцкали", в 2001 году грузинские минеральные воды реализовывались в 38-40 городах, т.е. традиционный рынок на сегодняшний день охвачен, только на 8-10%.
Что касается проблемы фальсификации, то она стала очень острой с 1991-92 годов, когда заводы фактически прекратили разлив и доставку минеральных вод на рынок. Тогда начался вывоз минеральной воды цистернами и ее разлив за пределами республики. В связи с этим появился дисбаланс между потребностью и поступлением "Боржоми". Появились выгодные условия для производства и реализации фальсифицированной продукции.
При продаже фальсифицированной продукции нарушаются права потребителей, требования к безопасности продукции (из-за разлива в антисанитарных условиях, нарушений технологических процессов и т.д.). В то же время из-за неуплаты налогов на добавленную стоимость и прибыль и низких расходов на воду, электроэнергию и т.д. себестоимость фальсифицированной продукции в 3-4 раза ниже заводской, что создает условия для нецивилизованной конкуренции. Надо отметить, что реализационная цена фальсифицированной продукции 10-12 тетри, а заводской - 25-28 тетри.
Доля фальсифицированной продукции в Грузии составляет 35-40%, за пределами республики - 60-70%. Масштабы фальсификации снижают лишь защитные знаки и переход на полиэтиленовую тару.
Грузия в состоянии обеспечить как минеральными, так и природными водами множество нуждающихся в этом стран. Во всем мире сегодня остро стоит проблема воды.
Но для развития экспортного бизнеса необходимо:
- создать маркетинговые группы, которые будут заняты поиском рынка, организацией снабжения, сбором информации;
- широко использовать опыт зарубежных стран, в частности, по предоставлению льготных кредитов, уменьшению тарифов, платежей за электроэнергию и др.;
- освободить от платежей в бюджет ту часть прибыли от экспорта продукции, которая будет направляться на усовершенствование производства, его технологии;
- осуществить комплекс мероприятий для уменьшения размеров реализации фальсифицированных минеральных вод на внутреннем рынке;
- сформировать современный оптовый рынок экспортной продукции;
- увеличить затраты на маркетинг экспортной продукции;
- расширить реализацию с помощью Интернета (электронной торговли).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия