Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Шушарина Я. А.
аспирант Северо-Западной академии государственной службы (г. Санкт-Петербург)

Роль регионов в развитии корпоративной экономики в современной России
В статье рассматривается значение регионов в развитии корпоративной экономики в современных условиях. В частности, рассмотрены вопросы сотрудничества Правительства Ленинградской области и ОАО «Газпром» по поводу комплексного развития системы газоснабжения Ленинградской области с учетом интересов корпорации, региональных органов и государства
Ключевые слова: корпорация, государственно-корпоративное сотрудничество, государственное регулирование, размещение производительных сил, ТЭК

В состав Российской Федерации входят 85 субъектов. Некоторые из них обладают значительными полномочиями в плане самоуправления в силу договоров с федеральными органами власти. Несмотря на то, что для достижения единообразия при регулировании поставок природного газа в масштабах России федеральные органы власти взяли на себя разработку и проведение государственной политики в отношении поставок природного газа, а также промышленной и экологической безопасности таких поставок в пределах России, региональные и местные органы власти обладают значительной степенью автономности в осуществлении своих прав применительно к использованию земли и природных ресурсов (включая природный газ). Отсутствие единства в решениях федеральных, региональных и местных органов власти по вопросам газоснабжения может оказать значительное влияние на условия деятельности общества в отдельных регионах.
Представляется, что ОАО «Газпром» можно снизить такой риск путем активной работы с регионами Российской Федерации, заключения соглашений о сотрудничестве с местными администрациями.
Вертикально интегрированная структура ОАО «Газпром» позволяет обеспечивать гарантированное газоснабжение российских потребителей и поставки российского газа на экспорт в соответствии с межправительственными соглашениями и заключенными долгосрочными контрактами. Нарушение целостности ОАО «Газпром» и создание на его базе независимых добывающих, транспортных и других компаний приведет к разрушению единой технологической цепочки, ослабит управляемость газовой отраслью, создаст неопределенность в распределении ответственности за поставки газа социально чувствительным секторам газопотребления. Кроме того, такое разделение сопряжено с большим количеством рисков не только для самой компании, но и для России в целом, основными из которых являются: риск потери государством контроля над стратегической отраслью, внешнеполитические риски, риск роста техногенных катастроф и, как следствие, возникновение угрозы для энергетической безопасности России.
Опережающее развитие субъектов Российской Федерации, входящих в регионы Северо-Запада и Центра, связано с наличием здесь мощного производственного и научно-технического потенциала. На территории этих регионов ожидается расширение многочисленных действующих и строительство новых, в том числе электроемких, промышленных производств (металлургического завода в Калужской области, крупного металлургического комплекса на базе Михайловского ГОКа в Курской области, предприятий по производству целлюлозы в Ленинградской области, а также в Республике Коми и нефтеперерабатывающих заводов в Ленинградской области и на Кольском полуострове).
Правительством Ленинградской области совместно с «Газпромом» разработана генеральная схема газификации Ленинградской области до 2015 года, по каждому району определено, где будут строиться газопроводы и оснащаться природным газом населенные пункты.
ОАО «Газпром» и Правительство Ленинградской области тесно сотрудничают как в рамках данного проекта, так и в целом. Так, соглашение о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и Правительством Ленинградской области было заключено 25 апреля 2003 г. сроком на пять лет. Объем поставок природного газа в Ленинградскую область в 2006 г. составил более 4 млрд куб. м. В 2007 году поставки проведены в объеме более 5 млрд куб. м.
Средний уровень газификации Ленинградской области составляет 54,1%, в том числе в городах – 68%, на селе – 29,2%. (В среднем по России эти показатели равны 58%, 64% и 40% соответственно) [5]. В 2002-2006 гг. «Газпром» направил на газификацию Ленинградской области около 670 млн руб. В 2007 году «Газпром» инвестировал в газификацию области 900 млн рублей. В свою очередь, Правительство Ленинградской области к концу 2007 г. перевело на газ 10 котельных и более пяти тыс. домовладений.
На 2008 год также подписан Договор о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и Правительством Ленинградской области. [1] Согласно этому документу, стороны продолжили работу по комплексному развитию системы газоснабжения Ленинградской области с учетом осуществления проекта «Северный поток». Проработаны экономические, организационные и правовые вопросы для обеспечения эффективности использования газа в ЖКХ путем системной реконструкции и модернизации теплоэнергетического оборудования. Кроме того, проведена работа по вопросу создания комплексных систем энергоснабжения промышленных потребителей на основе применения современных высокоэффективных газосберегающих технологий и оборудования.
Правительство Ленинградской области обеспечило полную оплату текущих поставок газа бюджетным потребителям, обеспечило готовность потребителей к приему газа в соответствии с подписанным графиком синхронизации строительства объектов газификации на 2008 год, включая установку приборов учета газа. Для тех потребителей, которые не имеют приборов учета газа, Правительство установило экономически обоснованные нормативы потребления. Правительство разработало и утвердило график перевода организаций Ленинградской области на резервное топливо при похолоданиях и порядок его ввода в действие. «Газпрому» и его дочерним структурам оказано содействие в вопросах землеотвода.
В свою очередь ОАО «Газпром» обеспечило бесперебойное газоснабжение потребителей Ленинградской области. Компания предусмотрела в проекте программы газификации регионов Российской Федерации на 2008 год финансовые средства на проектно-изыскательские работы, завершение строительства ранее начатых и начало строительства новых объектов газификации Ленинградской области с учетом предложений Правительства региона. Кроме того, в 2008 г. «Газпром» предусмотрел средства для реализации инвестиционных проектов теплоэнергетики в Ленинградской области.
26 декабря 2008 г. в Санкт-Петербурге Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подписали Соглашение и Договор о сотрудничестве в 2009 году.Таким образом, прослеживается тенденция ежегодного подписания таких договоров.
Соглашение о сотрудничестве определяет ряд приоритетных направлений взаимодействия сторон [4]:
− газификация пригородов Санкт-Петербурга;
− расширение мощностей по использованию природного газа в качестве моторного топлива;
− развитие комплексной автоматизированной системы измерений расходов и параметров качества природного газа;
− разработка и внедрение газосберегающих технологий;
− обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования;
− реализация целевых программ и проектов на территории города.
Стороны продолжат выполнение «Программы газоснабжения г. Санкт-Петербурга на период с 2007 по 2015 гг. и перспективой до 2025 года», а также определят и проведут совместные мероприятия по реализации Генеральной схемы газоснабжения города на этот период, с учетом развития газо- и энергоснабжения Ленинградской области, других регионов Северо-Западного федерального округа. Объем инвестиций в газификацию региона в текущем году останется на том же уровне, что и в 2008 г. По информации правительства Ленобласти, в прошлом году на газификацию было направлено свыше 1,7 млрд руб., включая все источники финансирования. В том числе более 540 млн руб. составило финансирование программ газификации ОАО «Леноблгаз», областного и местных бюджетов. По данным областного правительства, в соответствии с подписанным соглашением Газпром также подтверждает перечисление в 2009-2010 гг. в бюджет региона компенсационных затрат на усиление автодорог и мостов, используемых в ходе строительства Северо-Европейского газопровода.
Согласно договору, объемы поставки природного газа потребителям Ленобласти в 2009 г. сохранятся на уровне прошлого года и составят более 4,5 млн куб. м.
Нужно отметить, что практика подписания таких договоров существует не со всеми регионами Российской Федерации, что, безусловно, не способствует развитию корпоративной экономики, поскольку ОАО «Газпром» – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение не только энергетической безопасности России, но и глобальной энергетической безопасности.


Литература
1. Энергобезопасность сегодня: эффективное использование энергоресурсов, международное сотрудничество // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. - № 1 (22), январь.
2. Рюмина Е.В., Аникина А.М. Анализ влияния фактора природных ресурсов на уровень экономического развития регионов России
3. Российское Информационное Агентство Топливно-Энергетического Комплекса www.riatec.ru
4. Российская газета. – 2009. - № 4844 (9 февр.)
5. Белозеров Д. Расчет на три пятилетки вперед // Энергия России. – 2007. - №8(251).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия