| | Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009 | | РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС | | Бирюкова О. В. аспирант Государственного университета — Высшая школа экономики
| |
| | В статье анализируются вопросы эффективности внешнеторговой политики РФ в отношениях со странами СНГ. Обосновывается необходимость расширения средств внешнеэкономического регулирования и активизации стимулирования промышленного экспорта на основе развития научно-производственной кооперации и создания межгосударственных финансовых институтов со странами Содружества | Ключевые слова: международная экономическая интеграция, внешнеторговая политика, таможенный тариф, нетарифный метод | Развитие торговли со странами СНГ имеет — в силу исторических причин, географической близости, определенной взаимозависимости экономик, проживания в Ближнем зарубежье наших соотечественников — особое значение для России. Это нашло отражение и во многих важных государственных документах. Кроме того, доля готовой продукции в общем объеме российского экспорта в страны Содружества составляет намного большую величину по сравнению с аналогичным показателем внешнеторговых отношений РФ с любым другим регионом: в 2006 г. на рынках стран Содружества было реализовано более 42% объема российского машинотехнического экспорта, 22% продукции химической промышленности, 61% текстиля, текстильных изделий и обуви [1]. Т.е. торговля со странами СНГ стимулирует развитие обрабатывающих отраслей нашей экономики и улучшает структуру экспорта.
Государственная поддержка экспорта является важнейшей внешнеэкономической задачей правительства. Промышленно-развитые страны и ряд развивающихся стран активно содействуют продвижению своих компаний на международные рынки путем применения различных политических и экономических мер. При этом на внутренних рынках данные страны пытаются путем применения различных мер (пошлины, госзакупки, кредиты и др.) поддержать национальных производителей. СССР имел развитую сеть торговых представительств, через которые осуществлялось продвижение отечественной продукции, несколько государственных банков, финансировавших внешнюю торговлю, крупные внешнеторговые объединения. После перехода нашей страны к рыночной экономике отечественные компании выходят на внешние рынки самостоятельно.
Поддержка национальных компаний на зарубежных рынках может осуществляться как путем применения инструментов торговой политики, так и с помощью других мер — лоббирования, организации выставок, методического и экспертного содействия экспортерам и др. Кроме того, есть ряд мер, используемых внутри страны — в том числе, промышленная политика, которая является наиболее действенным средством, хотя и требует больше всего времени на реализацию, а также налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. В данной статье анализируется конкретный аспект внешнеторговой политики России в отношении стран СНГ — применение инструментов торговой политики.
Меры торговой политики связаны с применением таможенно-тарифных и нетарифных средств. К первому типу относятся таможенные пошлины, размер которых зависит от ряда факторов и характеристик товара. Нетарифные средства применяются в виде количественных ограничений, нетарифных сборов, мер по контролю над ценами, субсидий, таможенных процедур, технических барьеров и других регуляторов. Инструменты торговой политики оказывают непосредственное влияние на стоимость, структуру и объем внешней торговли в отличие, например, от промышленной политики, которая влияет на структуру производства внутри страны. Таможенно-тарифные меры могут использоваться для разных целей: наполнения бюджета, стимулирования производства определенных видов товаров (при высоких пошлинах на вывоз сырья и низких — готовой продукции), запрета или, наоборот, стимулирования импорта определенных видов продукции (в зависимости от размера пошлин и других инструментов) и др. Эффективное использование инструментов торговой политики способно как улучшить экспортные возможности национальных производителей, так и повысить уровень производства внутри страны.
В 1990-е гг. тарифные и нетарифные меры использовались Россией малоэффективно. В январе 1992 г. в условиях дефицита товаров на внутреннем рынке импортные барьеры были полностью отменены, в 1993–1995 гг., напротив, происходил рост пошлин на импортные товары, который затем сменился новым поворотом в сторону либерализации, итогом которого стала реформа импортного тарифа в 2000–2001 гг. [2]. Применение нетарифных мер защиты внутреннего рынка стало возможным только с 1995 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [3]. Актуальной проблемой остается необходимость эскалации таможенного тарифа в отношении ввозимых товаров (повышение уровня таможенного обложения товаров по мере повышения степени их обработки).
Экспортные пошлины используются в основном в фискальных целях. С 1990-х гг. они стали одним из важнейших источников доходов федерального бюджета. Только в последние годы государство стало рассматривать таможенно-тарифный механизм как средство содействия экспорту. Правительством был сокращен перечень товаров, подпадающих под обложение экспортными пошлинами: согласно постановлению № 531 от 20 августа 2005 г. «Об утверждении ставок вывозных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе» 64 тарифные позиции были обнулены. В то же время пошлины со 194 из 397 товарных позиций выполняют сугубо фискальную функцию, из них 73 вида товаров — энергоносители (в этом случае через пошлину государство отбирает часть природной ренты). Около трети товарных позиций — 129 из 397 — облагаются пошлинами с целью ограничить их экспорт (лес-кругляк, лом металлов, сельхозпродукция, необработанные шкуры) [4].
Следует отметить, что Россия продолжает значительно отставать не только от развитых стран, но и от развивающихся, и от участников СНГ по количеству расследований для установления защитных мер. В 2005 г. наша страна занимала 7-е место среди наиболее дискриминируемых государств по доступу товаров на мировые рынки и первое место среди стран, не входящих в ВТО. В том числе различные дискриминационные меры против российского экспорта применяют 5 стран СНГ — Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан. Так, Белоруссия, сохраняющая государственный контроль за внешнеторговой деятельностью, лидирует среди наших торговых партнеров по количеству применяемых к российским товарам мер нетарифного регулирования: на конец 2006 г. действовало 39 мер административного характера. На Украине в тот же период действовало или находилось в стадии рассмотрения 17 защитных процедур в отношении российских товаров, в России — более 9 против украинских товаров [5].
В торговле со странами СНГ вплоть до последних лет использование Россией нетарифных инструментов торговой политики сводилось, в основном, к введению защитных мер против импорта различных видов продукции или переговорам об отмене нетарифных ограничений, вводимых против российского экспорта. Такие инструменты торговой политики как финансирование, субсидирование, страхование экспорта, помощь в ведении внешнеторгового делопроизводства и др. системно не использовались. Это явилось одной из причин сокращения доли стран СНГ во внешней торговле России с 24% в 1995 г. до 15% в 2007 г. [6].
Однако в последние годы Россия значительно активизировала использование тарифных и нетарифных мер в качестве полноценных инструментов торговой политики. В 2006 г. инструменты финансовой поддержки экспорта начали использоваться в торговле с третьим по объему торговли среди членов СНГ нашим партнером — Казахстаном: был создан межгосударственный российско-казахстанский Евразийский банк развития (ЕАБР), который выдает долгосрочные кредиты как государственным, так и частным компаниям двух стран на совместные проекты. К настоящему времени выданы кредиты на сумму 336 млн долл., но в ближайшие годы банк планирует увеличить кредитный портфель до 3,5 млрд долл. [7]. Руководством ЕАБР проведены переговоры с руководством Белоруссии, Таджикистана, Кыргызстана и Армении о возможности и условиях их вступления в банк к 2010 г. [8].
В декабре 2007 г. Россия выделила Белоруссии кредит в размере 1,5 млрд долл., в настоящее время ведутся переговоры о выделении еще 2 млрд долл. Заметим, что 3,5 млрд долл. для российской экономики — относительно небольшая величина, в то время как для Белоруссии эта сумма эквивалентна 7% ее бюджета. Данный кредит, хотя и не является напрямую средством поддержки российских экспортеров, необходимо рассматривать позитивно с точки зрения внешнеэкономических интересов России. Министр финансов России А. Кудрин заявил, что данные средства позволят «всем белорусским хозяйствующим субъектам при осуществлении торговых сделок с Россией, в том числе и с «Газпромом», иметь хороший запас золотовалютных резервов, который обеспечит внешнеторговый оборот России с Белоруссией» [9]. Это означает, что данный кредит можно рассматривать как косвенное средство стимулирования экспорта.
Одной из основных функций Банка развития, созданного на базе Внешэкономбанка, как это отмечено в ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития», является «финансовая и гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции российских организаций» (т.е. деятельность Банка направлена на поддержку обрабатывающих отраслей). Банк развития, кроме уже осуществлявшихся Внешэкономбанком операций экспортного кредитования (включающих в себя предэкспортное финансирование, предоставление кредитов покупателю, финансирование проектов с участием российских подрядчиков и поставщиков оборудования), начал разрабатывать механизм страхования экспортных поставок. Банк будет предоставлять иностранным покупателям гарантии возврата авансов, выданных российским экспортерам, гарантии исполнения экспортных контрактов по выигранным тендерам и др. Для реализации данных мер Банком принято решение о создании дочернего агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, обязательства которого будут гарантироваться средствами федерального бюджета [10]. Начать страхование экспортных кредитов Банк планирует уже в 2009 г., и до конца 2012 г. предполагает предоставить экспортные гарантии в размере 9 млрд долл. [11].
Политика России по развитию и углублению интеграции на пространстве СНГ является стратегически важной для продвижения российского экспорта. Двусторонние соглашения стран СНГ о свободной торговле реализуются со значительными исключениями. Процесс создания таможенного союза в рамках СНГ, начавшийся еще в 1995 г., также не завершен. В то же время российский бизнес заинтересован в его создании, поскольку рыночное пространство государств-членов такого союза, в отличие от зоны свободной торговли, защищается от конкурентов из третьих стран унифицированными барьерами, согласованными на наднациональном уровне. В этой связи то, что Россия не вступила в ВТО, открывает перед нашей страной ряд возможностей. Россия может гораздо активнее использовать инструменты торговой политики как с целью временной защиты ряда отраслей, так и для стимулирования их развития. Например, в конце ноября 2008 г. в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС был подписан пакет малосовместимых с нормами ВТО соглашений о тарифных преференциях, единых условиях по применению тарифных квот и ввозных таможенных пошлин в исключительных ситуациях [12].
Увеличению экспорта промышленной продукции может способствовать активизация деятельности в рамках ЕврАзЭС. Перспективным направлением сотрудничества может стать модернизация транспортно-коммуникационной инфраструктуры, оставшейся на территории бывшего СССР для совместного формирования транзитных коридоров по направлениям Восток-Запад и Север-Юг. В этой связи позитивным является принятие пилотного проекта Урумчи — Брест (Китай — Белоруссия), несмотря на многие сложные моменты (таможенные, тарифные и долевые согласования, разработка безналичной формы оплаты за транзитный груз и проч.). [13] Перспективным является интенсификация сотрудничества в области энергетики, и реализации межгосударственных и целевых программ.
Для стимулирования научно-производственной кооперации обрабатывающей промышленности и на этой основе увеличения экспорта машин и оборудования следует дополнить двусторонние связи со странами СНГ, обладающими развитым машиностроением, определенными преференциями (таможенными льготами, освобождениями от налогов) в тех областях, где они будут готовы сотрудничать на основе общих интересов. Подобное сотрудничество будет особенно перспективно с Украиной в основных отраслях промышленности (энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении, авиа-, авто и судостроении, а также в рамках космических программ), с Казахстаном (в энергомашиностроении, атомной промышленности, черной металлургии, судостроении и космической области) и Белоруссией (в микроэлектронике, телекоммуникационной сфере и др.) [14].
Следует позитивно оценивать повышение Россией пошлин на экспорт нефти и газа в страны СНГ (т.е. фактически отказ от субсидирования их экономик, тем более учитывая постоянный рост тарифов на энергоносители на внутреннем российском рынке), поскольку потери от этого несли российский бюджет и отечественные компании. Кроме того, дешевая продукция стран Ближнего зарубежья конкурирует с продукцией российских производителей на внутреннем и зарубежных рынках.
Как показывают приведенные выше примеры, с середины 2000-х гг. Россия стала использовать намного более широкую палитру инструментов торговой политики. В то же время следует признать, что существует огромный неиспользуемый в настоящее время потенциал активизации внешнеторговой политики. Весьма интересно проследить, насколько успешным будет опыт Банка развития по финансированию и страхованию экспорта. Необходимо продолжать улучшение торгового режима с Белоруссией, Украиной и другими странами СНГ.
В ноябре 2008 г. Правительством была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой один из разделов полностью посвящен внешнеэкономической политике. Одним из основных ее принципов названо «активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав». В данном документе говорится о необходимости применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий, о снижении и устранении барьеров для внешнеэкономической деятельности российских компаний и содействии российским инвестициям за рубежом, стимулировании экспортоориентированного производства, важности обеспечения интегрированного подхода к финансовой поддержке экспорта, создании инфраструктуры юридического обеспечения участия России в международных процедурах разрешения споров и др. В Концепции подчеркивается необходимость продолжения работы по реализации экономического потенциала СНГ, создания экономических условий для эффективного строительства Союзного государства, дальнейшего укрепления ЕврАзЭС как ядра экономической интеграции [15].
Реализация на практике данных мер способна значительно повысить конкурентоспособность и улучшить структуру российской экономики, расширить взаимодействие России со странами СНГ. |
| |
|
|