Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Петров Д. М.
доцент кафедры экономической теории Северо-Западного заочного технического университета (г. Санкт-Петербург),
кандидат военных наук


Управление знаниями на картографических предприятиях
Статья посвящена роли знаний на картографическом предприятии, менеджменту знаний
Ключевые слова: картографическое предприятие, интеллектуальный капитал, знание, менеджмент знаний

По своему содержанию картографическое производство можно отнести к наукоемкому и технологически сложному производству. При создании любой картографической продукции обрабатывается большое количество различной информации, накопленной в хранилищах и банках данных различного уровня. В связи с чем, управление процессом создания карты требует больших знаний, творческих способностей, возможности аккумулировать информацию о содержании карты, указанную в различных источниках, опыта и умения принимать решения по отображению элементов содержания карты.
Роль знаний на картографических предприятиях (КП) имеет большое значение, в связи с внедрением информационных технологий на картографическое производство, созданием новых видов картографической продукции, таких как цифровые пространственные модели местности, соединяющие в себе информацию о местности с пространственной информацией. Знания специалистов КП являются интеллектуальным капиталом.
И интеллектуальный, и материальный капитал возникают в результате вложений ресурсов в производство товаров и услуг, приносят обладателю доход, подвергаются моральному износу, нуждаются в затратах на свое поддержание. Основным отличием является нематериальная природа интеллектуального капитала, его ориентированность в будущее.
Как правило, мы привыкли говорить об управлении картографическим предприятием, картографическим производством, качеством, проектом. Относительно недавно в управленческой науке и практике возникли новые объекты управления. Среди них – знания.
Появление, в том числе и на КП, относительно нового вида менеджмента – менеджмента знаний – вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего, повышением роли знаний как фактора повышения эффективности картографического производства. Знания – понятие более глубокое и широкое, чем просто база данных или информации. Знающий человек, обладает не только информацией, но мудростью, опытом, образованием, способностью понимать суть проблемы. Знание не есть документ или база данных, даже если они созданы трудом знающего человека (группы людей).
Знание специалиста КП – это сочетание образования, опыта работы по созданию картографической продукции, знание технологии производства, технологического оборудования и его возможностей, критериев и оценок качества созданной продукции, традиционных подходов и многих других элементов позволяющих создавать новое знание. На КП, как правило, знание располагается в системе нормативной документации, банков и баз данных цифровой информации о местности, хранилищ информации о местности в аналоговом виде и др.
На КП знания руководителя, специалиста, исполнителя возникают в процессе специальной деятельности:
− анализа полученной информации о местности;
− сравнения, установления связей, оценок информации о местности;
− определения области применения полученной информации о местности;
− разработки внутренних руководящих и нормативных документов;
− разработки редакционной документации;
− разработки технологической документации.
В результате выполнения специальных работ появляется опыт. Предварительно полученная информация в ходе обучения, из специальной литературы, наслаиваясь на реальный опыт выполнения специальных работ, формирует новое знание. Полученный опыт выполнения работ, с учетом специальной теоретической подготовки, дает возможность произвести оценку новой ситуации и новых событий. Поэтому знания зачастую тесным образом коррелируются с опытом. Когда организация нанимает опытного специалиста, она фактически покупает его знания и опыт.
На картографическом предприятии знания являются составной частью продукта или услуги. В современной экономике стираются грани между продуктом и услугой, а также между услугой и передачей знания. Знания перестают быть относительно самостоятельным объектом экономического управления, который традиционно ограничивался в основном сферой научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, которая накапливалась в отраслевых НИИ. Сегодня каждое картографическое предприятие, для того чтобы выжить в условиях конкуренции должно накапливать самостоятельно свою базу знаний и свою базу картографической информации. И если с базой картографической информации более или менее понятно – она накапливается в виде баз данных цифровой картографической информации о местности на носителях, то с базой знаний не все ясно. В условиях дефицита квалифицированных специалистов в области картографии и геодезии, многие из них не хотят передавать знания предприятию (корпорации), ни в виде качественно подготовленной технологической документации, ни в виде подготовки других специалистов, ни в каком другом виде.
Сегодня знания проникают во все стадии экономических процессов картографических предприятий, инкорпорируются в них и их уже сложно отделить от всего экономического процесса.
Термин «менеджмент знаний» (knowledge management), или управление знаниями, в последнее время стал широко использоваться в научной литературе и практике работы многих организаций, в том числе и картографических. Менеджмент знаний – это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. /1/ Менеджмент знаний есть относительно самостоятельный вид специального менеджмента.
Менеджмент знаний применительно к картографическим предприятиям включает в себя следующие элементы:
− Стимулирование прироста знаний руководящего состава и специалистов основного профиля, редакторов, инженеров-технологов;
− Отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних источников;
− Сохранение, классификация, трансформация, аккумуляция и обеспечение доступности знаний, в пределах организации (отрасли);
− Распространение и обмен знаниями в рамках организации;
− Использование знаний в процессе управления организацией, принятия решений, создания картографической и другой продукции;
− Реализация знаний в виде продуктов, услуг, документов, информационных и специальных (картографических, геоинформационных) баз данных и специализированного программного обеспечении;
− Оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов организации;
− Обеспечение защиты корпоративных знаний.
В 1998 г. проводился опрос руководителей европейских фирм, спонсируемый Мировым экономическим форумом и консалтинговой компанией Pricewaterhouse Coopers. 60% респондентов ответили, что управление знаниями – это абсолютно необходимый фактор успеха их компаний. [2]
Картографо-геодезическое производство – это производство, в основе которого, лежит интеллектуальный потенциал многих поколений специалистов отрасли, и для предприятий отрасли управление знаниями – это стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность.
В целом управление знаниями сочетает в себе отдельные аспекты управления персоналом, инновационного менеджмента, использования информационных технологий в управлении картографическими предприятиями, создания картографической продукции различного назначения.
В то же время управление знаниями не тождественно применению новых информационных технологий в управлении. Важнейшей частью управления знаниями выступают технологии распространения, адаптации, актуализации и использования, так называемых неявных знаний, которые тесно переплетены с эмоциями, принципами, приверженностью, традициями и др.
В последние годы в практике деятельности картографических предприятий наметился сдвиг от внутренней направленности управления знаниями, связанного с традиционной концепцией инновационного менеджмента, имеющего дело преимущественно с внутренними НИОКР, к внешней направленности, которая включает в себя маркетинг, взаимодействие с клиентами, обмен информацией с внешними контрагентами и пр.
В России дальше других в направлении создания систем управления знаниями продвинулись государственные структуры, которым приходится работать с большими объемами информации. В этом же направлении движутся такие крупные российские корпорации, как ЮКОС и «ЛУКойл». То, что они делают, можно назвать начальной системой управления знаниями, включающей в себя распределенные базы данных по темам, направлениям, аккумуляцию опыта. Управлением знаниями начинают заниматься и менее крупные организации. Эта же задача стоит и перед картографическими предприятиями.
Более чем 190-летняя история развития картографо-геодезической отрасли России дала геодезии, астрономии, картографии, фотограмметрии и географии международное признание и авторитет.
За весь период с момента основания, научно-производственная отрасль геодезии и картографии аккумулировала в себе значительный интеллектуальный капитал, огромный информационный ресурс. Создала высокую организацию и культуру картографо-геодезического производства, архивы мирового значения с геоинформационными данными о Земле, катрографо-геодезический фонд. Результаты исследований, опыт отрасли будут востребованы ни одно столетие, будут передаваться в виде знаний государству, обществу и служить ему. В связи с этим проблему использования накопленных знаний (данных) и управления ими в процессе создания других знаний и продукта необходимо решать в приоритетном порядке как на отдельно взятом картографическом предприятии, так и в отрасли в целом.
Центральной идей управления знаниями является эффективное использование уже существующих знаний, распространение имеющегося опыта. Для реализации этой идеи целесообразно использовать следующие подходы:
• хранение, оценка, распределение и использование нематериальных активов, таких как авторские права, патенты, лицензии;
• сбор, организация и распространение нематериального знания, такого, как ноу-хау, экспертиза, личный опыт, инновационные решения и др.;
• создание на картографическом предприятии соответствующей корпоративной культуры и интерактивной среды для обучения, в рамках которой люди с готовностью передают собственные знания, делятся полученными навыками и создают возможность для создания нового знания.
В рамках картографо-геодезической отрасли в целом особенно важна постановка и решение данной проблемы т.к. в последние годы значительная часть интеллектуального капитала уходит в другие организации, компании, фирмы и за рубеж. Это естественно, т.к. специалист высокой квалификации со своими знаниями, опытом, культурой, информацией всегда востребован на рынке труда и имеет стоимость сопоставимую со стоимостью оборудования.
Основная цель управления знаниями на КП – это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ на рынке картографо-геодезических услуг и продукции.
Одновременно управление знаниями является неотъемлемой частью общего менеджмента картографического предприятия. Менеджмент КП, имеющий составной частью менеджмент знаний – это модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их распространением и использованием, а также с развитием на их основе инноваций и обучение персонала. Управление знаниями можно определить, как умение использовать нематериальные активы организации для создания стоимости. Менеджмент знаний приводит к изменениям в образе мысли многих менеджеров, к отходу от многих устаревших подходов.
Менеджмент знаниями – это новое осмысление известных технологий управления, применяемых с учетом современных условий. Живой интерес к управлению знаниями в последние годы вызван, прежде всего, тем, что данный взгляд позволяет заново посмотреть на некоторые из направлений развития менеджмента. Управление знаниями на картографических предприятиях становится ведущим направлением стратегического менеджмента, которое обращает внимание на ресурсы, значение которых сегодня выходит на первое место.
В то же время управление знаниями – это процесс, который обеспечивает синергетическое взаимодействие информации и данных с инновационной активностью персонала. Управление знаниями обязательно предполагает синергетическую взаимосвязь между технологической и поведенческой составляющей любого картографического предприятия. И поэтому основным аспектом в практике управления знаниями является реализация синергетической взаимосвязи информационных технологий и технологий управления человеческими ресурсами. При правильной организации управление знаниями дает единый, интегрирующий подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активности и творчества людей.
В последнее время многие европейские фирмы стали среди высшего управленческого аппарата выделять специальную должность директора по менеджменту знаний. В разных фирмах и организациях эта должность называется по-разному. В компании Mac Kinsey – это директор по знаниям, в компании Scandia – директор по интеллектуальному капиталу, в компании Buckman Labs – директор по передаче знаний, в компании Dow Chemical – директор по интеллектуальным активам. В обязанности этих управляющих входят такие функции, как:
− Создание и применение инфраструктуры передачи знаний (библиотеки, базы знаний, компьютерные сети, исследовательские центры, организационной структуры, ориентированной на знания);
− Управление отношениями с поставщиками (источниками) информации и знаний;
− Содействие процессу создания новых знаний в рамках маркетинговых исследований, НИОКР и их реализацию в новых видах продукции и новых технологиях;
− Измерение величины интеллектуального капитала и содействие его увеличению;
− Управление персоналом в сфере менеджмента знаний;
− Формирование и реализация стратегии в сфере менеджмента знаний. /3/
Для успешного осуществления менеджмента знаний на картографических предприятиях необходимо:
− Обеспечить предприятие технологической инфраструктурой, позволяющей эффективно переносить и распространять знания;
− Обеспечить создание высокой организационной культуры работников, способствующей распространению знаний среди специалистов и подразделений;
− Обеспечение постоянного обучения персонала.
Внедрение системы управления знаниями для каждого КП дает возможность:
− Быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка с помощью более эффективных инновационных решений и препятствовать уходу деловых партнеров к конкурентам;
− Быстрее воплощать инновации в конкретные виды продукции и услуг;
− Использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя совместную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу;
− Ускорять обучение и передачу навыков для персонала;
− Экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найденных решений.
Таким образом, управление знаниями на картографических предприятиях в современных условиях имеет огромное значение, так как от него зависит не только их развитие но и само существование.


Литература
1. Виханский О.И. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 2000. – 296 с.
2. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. – М.: Информ.-изд. дом “Филин”, Рилант, 2001. – 276 с.
3. Стратегическое планирование: Учебник / Под ред. Э.Л. Уткина. – М.: ЭКМОС, 2002. – 238 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия