Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Чаплина А. Н.
заведующий кафедрой менеджмента
Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный работник Высшей школы РФ


УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ РЫНКОМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Проблема более полного удовлетворения потребностей населения территории требует специального анализа регионального потребительского рынка и методов управления его развитием, новой управленческой парадигмы.
В России назрела необходимость в разработке концепции стратегического управления потребительским рынком, прежде всего, в ее городах.
В настоящее время потребительский рынок рассматривается с позиций отраслевого подхода как некоторая механическая совокупность отдельных отраслей торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Управление потребительским рынком строится, соответственно, на традиционных технологиях и методах планирования, при которых приоритет отдается статистической информации о показателях состояния рынка и его предприятий, опыту, накопленному в условиях централизованной системы управления региональной, в том числе городской, экономикой. Недостаточно учитывающая особенности потребительского рынка как объекта управления такая система управления является неэффективной.
Концепция современного развития этого рынка может быть разработана только при комплексном изучении его потенциала, покупательской способности населения, определяющей динамику развития потенциала потребления.
Уровень потребления большинства продуктов питания в России значительно ниже рациональных норм, а по некоторым позициям и норм, принятых для расчета бюджета прожиточного минимума в отдельных, в частности, сибирских, регионах федерации. Доля расходов на питание в общих потребительских раходах населения доходит до 7 % (для сравнения: в США она немногим более 30 %). В период 1991-2000 гг. имело место снижение объемов потребления большинства видов основных продовольственных товаров. По данным академика А.Аганбегяна, 90% населения России не получает в должном количестве витамин С, 70% - йод.
Прогрессивной тенденцией является последовательное укрепление позиций услуг на потребительском рынке. Растет доля расходов населения на оплату услуг в общем объеме расходов и доля занятых в сфере услуг в общей численности занятого населения. В то же время часть услуг становится все менее доступной основной массе городского населения. Резкий рост стоимости ряда традиционных и новых услуг существенно ограничивает возможности их получения многими его группами. Структура платных услуг претерпела заметные изменения. Так, увеличилась доля медицинских и правовых услуг, услуг системы образования, доля услуг, оказанных предпринимательским сектором. Растет объем "отложенных" услуг, например, санаторно-оздоровительных, туристических, информационных, консультационных, услуг связи.
Концептуальная оценка проблемы делает необходимым и такое исследование, как анализ изменений в составе домашнего имущества. Для значительной части российского населения многие материальные и нематериальные блага сейчас недоступны.
Для создания эффективной системы управления потребительским рынком его следует изучать как особую сферу экономической деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей населения в регионах и городах, а управление потребительским рынком - как открытую систему. При этом должны изучаться и изменения в поведении людей (радикальные и многоаспектные), в том числе обусловленные изменениями в образовании, культуре, традициях, привычках, социальными и институциональными изменениями, определяющими изменение качества жизни.
Управление потребительским рынком в городах должно базироваться на особых принципах, моделях, алгоритмах и методах, предполагающих адекватную методологию исследования всего комплекса проблем и формирование новой системы менеджмента.
Управление потребительским рынком, прежде всего, требует четкого определения самой этой категории рынка. Известные автору по литературе понятия потребительского рынка не позволяют характеризовать его как объект управления, как открытую систему.
Потребительский рынок, по нашему мнению, - это подсистема социально-оринтированной экономики, главным активом которой являются социально-трудовые отношения. Ее формируют человеческий фактор и субъекты хозяйствования, производящие материальные и нематериальные товары и услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья и духовное и физическое развитие человека. Системообразующими компонентами такого рынка выступают и элементы инфраструктуры: финансово-кредитный, информационно-коммуникационный комплексы и т.д. Развитие потребительского рынка включено в историческое развитие форм обмена, товарного обращения.
Информационная интеграция России в мировое сообщество вызывает необходимость в пересмотре целого ряда классификаций, в том числе классификации общих признаков потребительского рынка как объекта управления.
Как объект управления этот рынок, на наш взгляд, характеризуют взаимодействующие подсистемы: субъекты хозяйствования, секторы инфраструктуры рынка, население конкретной территории. Рынок изучается как открытая система, ориентированная на развитие человеческого потенциала.
Потребительский рынок города как управляемая система, с одной стороны, обладает свойствами, присущими всем системам , с другой - особыми, качественно отличными свойствами.
К основным его свойствам могут быть отнесены целостность, упорядоченность, устойчивость, подвижность и противоречивость. Специфические его свойства определяются тем, что потребительский рынок, во-первых, выступает как индикатор создания потребительских ценностей, во-вторых, обеспечивает нормальное денежное обращение в стране (т.к. денежные средства в основной массе начинают движение именно на нем), в-третьих, является "инкубатором" новых рабочих мест для населения, в-четвертых, представляет собой сферу деятельности большого числа организаций бизнеса, в-пятых, оказывает прямое и косвенное влияние на состояние и развитие других рынков в национальной экономике.
Целесообразно говорить о дуалистических вариантах типологического анализа потребительского рынка. К его типам, как нам представляется, можно отнести развитый и неразвитый рынок, регулируемый и нерегулируемый, оптовый и розничный и т.д. При характеристике же его как объекта управления нужно иметь в виду многофакторную и многокритериальную дифференциацию разновидностей этого рынка, что позволяет лучше ориентироваться в разнообразии экономической деятельности субъектов хозяйствования на рынке, а, следовательно, и более обоснованно выбирать и моделировать системы управления, определять специфические проблемы и задачи менеджмента. Возможно использование следующих критериев типологического анализа: по объекту купли-продажи; по масштабу; по степени конкуренции; по уровню насыщенности; по степени зрелости и т.п.
Принципиально новый концептуальный подход к изучению потребительского рынка может быть сформирован только на основе теории синергетики, которая как общая теория самоорганизации рассматривает изменения как закономерный процесс перехода от хаотичной организации к упорядоченной и наоборот, а синергезм как одну из основных компонент товарно-рыночных стратегий фирм.
Существует возможность по-новому описывать состояние потребительского рынка как экономической системы, введя понятие "нормальное состояние", заменяющее понятие "социально-экономическое равновесие". Под нормальным состоянием понимается не просто среднее из всех характеристик процесса за определенный период времени. О нормальном состоянии системы можно говорить в том случае, когда существует механизм регулирования, который может возвращать систему в это нормальное состояние, определяемое не равновесным состоянием рынка, а равновесием стремлений различных групп и слоев населения и отдельных индивидуумов.
Необходимый и желаемый уровень качества жизни населения, в частности, в городе достигается при условии общности мотивов, интересов, ценностей всех слоев и групп населения, координируемой адекватной структурой муниципального управления.
Научная концепция управления потребительским рынком необходима, во-первых, как базовый документ для формирования и поддержания на рынке предложения, спроса, его емкости, анализа конъюнктуры и цен на товары и услуги; во-вторых, для того, чтобы стратегия развития потребительского рынка была адекватна стратегическому выбору города. Она должна содержать принципы: приоритетов, критических факторов, ориентирования, адекватности, комплексности, самодостаточности.
Принцип приоритетов предполагает учет:
- человеческого фактора, потребностей населения города;
- стимулов для бизнес-процессов на потребительском рынке;
- профессионализма, степени ориентации на высокую компетентность менеджеров.
Принцип критических факторов ориентирует на учет:
- фактора времени для своевременного принятия управленческих решений;
- степени использования информационных технологий, в том числе для стратегического планирования, организации, координации, руководства, контроля;
- корпоративности, корпоративной культуры как совокупности норм и ценностей.
Принцип ориентирования характеризует:
- миссию и стратегию развития потребительского рынка;
- уровень качества товаров и услуг;
- фактор креативности.
Принцип адекватности означает, что система управления потребительским рынком должна учитывать цели и задачи его развития в интересах населения конкретного города, региона.
Принцип комплексности предполагает взаимоувязку всех подсистем для достижения главной цели управления - удовлетворения комплекса растущих потребностей населения, необходимых в том числе для его жизнедеятельности в рыночной экономике.
Принцип самодостаточности состоит в том, что параметры потребительского рынка (емкость, конъюнктура, динамика цен и др.) должны быть сопоставимы с уровнем и масштабами задач регионального (городского) управления экономикой и социальной сферой и находится в границах полномочий и функций, определенных законодательством, прежде всего полномочий местного самоуправления.
При рассмотрении интересов отдельных групп населения целесообразно использовать термин "общественное благо". "Общественное благо - это благо, выгоды от использования которого нераздельно распространяются на все сообщество, независимо от того, хотят или нет те или иные лица потреблять это благо. Общественным благам противостоят частные блага". (Пол А.Самуэльсон и Вильям Д.Нордхаус). В связи с этим представляется необходимым определять главную цель системы управления потребительским рынком как повышение эффекта от поступательного движения в направлении подъема уровня качества жизни городского населения - возрастание общественного блага, потенциала потребления.
С учетом особенностей потребительского рынка как объекта управления необходимо использовать следующую классификацию управляющих функций: исследование, прогнозирование, стратегическое планирование, организация, координация, контроль.
На разных этапах прогнозирования стратегического развития должны разрабатываться определенные макрозадания для обеспечения жизнедеятельности населения на следующий год и на их основе ряд плановых заданий.
Имеются в виду:
1.Общий объем предложения товаров и услуг, предназначенных для городского населения, - реальный объем, определяемый в практике планирования на основе фактических цен предыдущего периода: цен на ресурсы, рыночных цен товаров, цен на услуги, а также ожидаемых изменений цен.
2.Объем товаров, приобретенных городским населением, характеризующий размер спроса.
3.Денежные средства, расходуемые городским населением на приобретение товаров и услуг.
4.Индекс потребительских цен, характеризующий соотношение уровней потребительских цен в плановом и в базовом периодах.
5.Совокупный объем производства и импорта потребительских благ (товаров и услуг), предназначенных для городского населения, определяющий емкость потребительского рынка.
В современных условиях должен быть изменен принцип целеполагания. Следует исходить из решений, ориентируемых на будущие тенденции, а не тенденции прошлого, что соответствует современной парадигме управления в социально-экономических системах, предусматривающей развитие и совершенствование стратегического планирования. "Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня" (Питер Дракер).
В связи с этим с позиций реформирования муниципального управления особое значение имеют не только и не столько решения отдельных проблем развития рынка потребления, сколько решения, учитывающие всю совокупность потребностей региона (города) и отдельных его групп.
Предлагается рассматривать стратегические решения по развитию потребительского рынка по следующим параметрам.
1.По параметру "время": временной период; решения, связанные с наращиванием объема; решения "отступления".
2.По параметру "пространство": степень охвата объектов стратегических решений; решения по проблемам потребителей; решения в отношении конкурентов; решения субъектов управления (коллегиальные решения); решения по упорядоченности пространства (синергетические); решения по входам и выходам бизнес-процесса.
3.По параметру "информация": по степени полноты информации (решения в условиях неопределенности); согласованные решения; многокритериальные решения; решения особой сложности.
4.По параметру "приоритет" - приоритетные решения (см. выше).
К числу приоритетов относятся и совершенствование нормативно-правовой основы планирования, и решения по стимулированию цивилизованной конкуренции субъектов хозяйствования, и решения по созданию мониторинга в системе управления потребительским рынком в городах, и по формированию современной культуры управления.
Одно из первых мест среди стратегических решений занимает развитие информационно- коммуникационного комплекса с системой информационно-аналитического мониторинга рынка (СИАМ).
В этой системе особенно нужны городские коммерческие информационно-коммуникационные центры. Одновременно целесообразно создавать деловые информационно-аналитические центры при Торгово-промышленных палатах городов.
СИАМ должна быть ориентирована на информационно-коммуникационные потребности муниципальных органов, избирательность информационно-коммуникационного обслуживания, интеграцию обработки данных в системе, взаимодействие с другими системами, преемственность, накопление опыта, совершенствование мониторинга, участие пользователей.
Формирование эффективного регионального (городского) потребительского рынка практически невозможно без управления конкурентной средой, ориентированного на соответсвтующие правовые, социально-экономические и организационные решения.
Необходим и новый взгляд на управление организационной культурой, позволяющий рассматривать в комплексе человеческий капитал, организационную и социально-экономическую эффективность и индивидуальные потребности и интересы.
Организационная культура представляет собой некую самостоятельную сущность. Управление ею можно рассматривать как деятельность по преодолению противоречий между стратегией и существующей организационной культурой, прогнозированию степени ее неадекватности стратегическим целям по изменению культуры организации с учетом таких "модераторов", как руководство, управленческие решения, коммуникации, мотивация.


Литература
1.Боголюбов В.С. Актуальные проблемы крупных городов. - СПб.,1997. -194 с.
2.Велихов Л.А. Опыт муниципальной программы. - М.,-Л.,1926.-102 с.
3. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном хозяйстве, читанных Его императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг.//Урал.1991.N 11. - С.7-150.
4.Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.:Наука,1997.-285 с.
5.Качанова Т.Л.,Фомин Б.Ф. Самоорганизация в системах. Синергетика в философии,науке и технике.-СПб,1999. - 122 с.
6.Когут А.Е.и др. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки. - СПб.,1994. -186 с.
7. Стратегический план города: Программа социально-экономического развития г.Кирова на период до 2010 года /Рук.авт.колл.проф.А.П. Егоршин. -Н.Новгород: НИМБ, 2000.-240 с.
8. Форрестер Дж.Динамика развития города. Пер.с англ./Под ред.Ю.П.Иванилова. - М.:Прогресс,1974. - 286 с.
9.Чаплина А.Н. Факторы обновления в российском менеджменте. КГПУ. - Красноярск, 1999. - 400 с.
10. Чаплина А.Н. Белякова Г.Я и др. Введение в теорию и методологию управленческого консультирования. КГПУ.- Красноярск, 1999. - 439 с.
11. Чаплина А.Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения. КГУ. - Красноярск, 2002 . - 255 с.
12. Чаплина А.Н. Организационно-экономический механизм стратегического управления потребительским рынком для городского населения. - Красноярск: КГПУ, 2003. - 235 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия