Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Мизерова О. Г.
старший преподаватель иностранных языков Челябинского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета

Педагогическая модель формирования системы предпринимательской культуры у будущего специалиста торгово-экономического профиля
В статье обоснована актуальность разработки педагогической модели формирования предпринимательской культуры у будущего специалиста торгово-экономического профиля в рамках его профессиональной подготовки. Проанализированы причины недостаточного уровня сформированности культуры предпринимательства в практике преподавания в высшей школе, раскрыта содержательная сторона этого процесса; аргументирован выбор системного подхода в качестве теоретико-методологической стратегии разработки педагогической системы формирования предпринимательской культуры
Ключевые слова: предпринимательская культура, предприимчивость, педагогическая система, формирование культуры, предпринимательская деятельность

Условия изменяющейся экономической парадигмы требуют от современных выпускников высшей школы постоянного роста профессионализма, культуры труда, экономической образованности, адаптивности, выносливости, гуманистической направленности. При этом выпускник вуза экономического профиля должен быть не только разносторонне развитой личностью, но и обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, способствующими совершенствовать рыночную экономику.
Современная педагогика, выполняя социальный заказ общества, делает существенный акцент на общечеловеческие приоритеты, определяя тем самым для себя новый круг задач на макро, мезо- и микроуровнях. Включение России в мировое сообщество настоятельно диктует потребность формирования у будущего специалиста предпринимательской культуры, а социальная ответственность бизнеса перед сообществом предполагает вполне определенные требования к высшей школе по выпуску специалистов с определенным уровнем сформированной этики, культуры, социальной ответственности.
Формирование предпринимательской культуры — одна из приоритетных задач современной высшей школы. Необходимость ее решения обусловлена как внешними по отношению к образованию, социально-экономическими факторами, так и нуждами самого образования. Высшие учебные заведения сегодня активно работают на рынке образовательных услуг, осуществляют совместные программы с бизнес-структурами. Однако, педагогический мониторинг реального образовательного процесса «подвел» нас к выводу о том, что формирование предпринимательской культуры у обучаемых в высшей школе в основном сводилось к следующему: 1) ретрансляции содержания западных (переводных) учебников по экономике, маркетингу, менеджменту; 2) сведение экономического образования к передаче и усвоению знаний, умений и навыков, то есть к обучению; 3) отсутствие установки на развитие предпринимательских способностей и воспитание качеств, обеспечивающих конкурентоспособность личности в условиях рыночной экономики; 4) отсутствие системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торгово-экономического профиля.
В этой связи возникает необходимость разработки теоретико-методологической стратегии формирования предпринимательской культуры в рамках профессиональной подготовки будущего бизнесмена. В ее основе может лежать один или несколько подходов. В своей работе мы использовали ряд подходов, но, прежде всего, хотелось бы раскрыть суть исследуемого нами феномена с точки зрения системного подхода.
Под системным подходом в философской литературе (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Л.фон Берталанфи, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) понимается направление научного познания и практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем, когда объекты изучаются преимущественно под углом зрения внутренних и внешних системных свойств и связей, обусловливающих целостность объекта, его внутреннюю организацию и функционирование.
В изучении систем выделяется три уровня: субстанциональный, предполагающий исследование элементов, составляющих систему, их перечисление, описание природы и строения; структурный, обеспечивающий изучение взаимосвязей и отношений между элементами внутри системы; функциональный, предполагающий рассмотрение функционирования системы как неделимого целого.
Под педагогической системой мы вслед за Н.В.Кузьминой понимаем множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования. Для более детального анализа понятия «педагогическая система» ученые выделяют в ее структуре следующие компоненты: 1) цели воспитания и обучения; 2) учащиеся, их личностные особенности; 3) преподаватели или автоматизирующие педагогическую деятельность технические средства обучения; 4) содержание воспитания и обучения; 5) организационные формы педагогической деятельности; 6) дидактические процессы как способы реализации целей педагогического процесса в целом (В.П. Беспалько).
Процесс формирования предпринимательской культуры будущих предпринимателей как педагогическая система характеризуется наличием разнообразных типов связей: взаимодействия, порождения, преобразования, строения, управления. Влияние одного компонента на другой и систему в целом сопровождается переходом ее из одного состояния в другое и приобретение ею системных качеств.
Системное построение педагогической деятельности следует предварить концептуальным видением проблемы и путей ее решения.
Рис.1. Педагогическая система формирования культуры предпринимательской деятельности (структурно-функциональный инвариант)
Предпосылки возникновения проблемы в концепции формирования культуры предпринимательской деятельности у студенческой молодежи вызваны тенденциями: а) проникновения рыночной экономики во все сферы жизнедеятельности общества, включая сферу образования; б) изменения государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса; в) утверждения приоритетов актуальных образовательных потребностей обучающихся и гуманизации всей сферы образования; г) укрепления нормативно-правовой базы социальной защиты учащейся молодежи в сфере образования; д) разработки инновационных и альтернативных подходов к организации образовательного процесса при возвышении функции воспитания.
Теоретическое ядро концепции формирования культуры предпринимательской деятельности у студенческой молодежи составили: а) общие законы развития высших психических функций в концепции Л.С. Выготского (опосредования, социогенеза; вращивания; осознания и овладения); б) следствия общих законов развития высших психических функций: интериоризация, источник развития, движущие силы развития, предпосылки развития, зоны актуального и ближайшего развития, социальная ситуация развития, идеальная форма, новообразование, социализация и индивидуализация, взаимосвязь сознания, самооценки, саморегуляции и базовых потребностей в самоутверждении и самовыражении в процессе развития; в) общие законы педагогической антропологии; г) общие законы педагогической деятельности (взаимодействие, взаимопонимание, выбор, другодоминантность, инновационный потенциал, развитие); д) законы и постулаты самоактуализации личности, сформулированные в гуманистических концепциях личности.
Основными идеями концепции формирования культуры предпринимательской деятельности у студенческой молодежи, предлагаемой автором, как педагогического процесса являются: а) идея экономической индивидуализации как освоение обучающимися роли потенциального субъекта предпринимательской активности; б) идея экономической социализации личности как этическое освоение обучающимися роли потенциального субъекта социально-экономических отношений профессиональной общности предпринимателей; в) идея экономической интеграции как проектирование субъективной модели экономического успеха и освоения обучающимися роли потенциального субъекта профессионально-предпринимательской деятельности; г) идея педагогического сопровождения процесса становления субъекта формирования культуры предпринимательской деятельности.
Понятийный аппарат концепции формирования предпринимательской культуры у учащейся молодежи: 1) предпринимательская культура — мера освоенности субъектами предпринимательской деятельности соответствующих: а) знаний (экономических, правовых, этических, коммуникативных, управленческих, экологических); б) умений и навыков, проявляющихся в деятельности, поведении и общении; в) волевых проявлений, основанных на мотивах, интересах, ценностных установках и отношениях; г) соответствующих эмоций и чувств; 2) предприимчивость — деловая активность, содержанием которой являются смелые решительные нестандартные действия, нацеленные: в личностном плане — на поддержку в Я-концепции расширяющегося Я; в интеллектуальном — на победу более полного и точного знания и более конструктивной мыследеятельности; в эмоционально-психологическом — на удовлетворение потребности в риске, предвкушение и ощущение победы, реализацию интуиции; в материальном — на удовлетворение растущих материальных потребностей; в экономическом — на реализацию субъективной модели экономического успеха; в нравственном — на уважение частной собственности, личности; 3) формирование предпринимательской культуры рассматривается не только как усвоение и присвоение внешне заданных норм предпринимательской деятельности, но и как форма культурного самоопределения индивида в профессиональном этосе предпринимательской общности, что обусловливает сложные процессы индивидуализации, самоопределения обучающегося в предпринимательской культуре, становление его микровремени и микропространства, самоорганизацию его предпринимательской деятельности и культивирование самим студентом (как с помощью взрослых, так и без них) своих потенциальных предпринимательских интересов и своего места в изменяющемся предпринимательском пространстве; г) экономическая социализация — приобретение личностью необходимых знаний, понятий и представлений об основных экономических явлениях, усвоение поведенческих стереотипов и норм, социально-экономических ролей и стереотипов поведения, погружение в пронизывающее любой экономический феномен ценностное пространство, основными ориентирами которого являются культурные модели экономического успеха и действующие в обществе соционормативные критерии.
Нормативная подструктура предполагает опору на принципы формирования предпринимательской культуры: 1) новая система ценностей — человек; 2) развитие как общий и доминирующий принцип; 3) защита как готовность и способность педагога прийти на помощь обучающемуся индивиду в критических ситуациях развития; 4) культурное самоопределение в предпринимательском пространстве; 5) личностная ориентация; 6) партнерство; 7) технологизация; 8) персонализация; 9) принятие и самопринятие; 10) рефлексия; 11) саморазвитие; 12) субъективность — базовая категория антропологической педагогики и психологии, определяющая существование человеческой реальности, непосредственное самобытие человека.
Модель системы формирования предпринимательской культуры включает: цели, педагогические задачи, способы и технологии, условия формирования, формы организации педагогической деятельности, социальный и хронологический интервал формирования предпринимательской культуры; критерии эффективности концептуальной модели формирования предпринимательской культуры.
Ядром модели системы формирования предпринимательской культуры является разработанный Л.М. Кустовым структурно-функциональный инвариант педагогической деятельности (СФИ ПД), который, как единица анализа и проектирования педагогической деятельности, позволяет выделить частные модели проектирования и реализации процесса: а) модель блока информации; б) модель блока проектирования и регуляции; в) модель блока внутренних условий деятельности; г) модель процессуального блока; д) модель блока способов деятельности; е) модель внешних условий деятельности.
Педагогическая система формирования предпринимательской культуры имеет структурную организацию, задается содержанием структурно-функционального инварианта педагогической системы формирования предпринимательской культуры и морфологически представлена в четырех базовых подструктурах: а) концептуальная — основания, ценности, закономерности, принципы; б) нормативная — цели, программы, критерии, стандарты; в) технологическая — средства, условия., формы, способы; г) процессуальная — задачи, действия, результаты, оценки (рис. 1).
Предпринимательская культура выступает механизмом опосредования мировоззрения и экономической деятельности, фактором экстериоризации внутреннего, потенциального во внешнее, деятельностное. Формирование предпринимательской культуры предполагает переход от простейших (натуральных, согласно концепции Л.С. Выготского) форм поведения — порывов, влечений, желаний, потребностей, интересов, мотивов — к культурным формам поведения и деятельности, связанным с реализацией экономических идеалов, убеждений и мировоззрения в целом. Подобный переход не может осуществиться без опоры на закон вращивания (по Л.С. Выготскому). Это означает, что при содействии педагога обучающийся последовательно проходит освоение усложняющихся ролей экономической деятельности: наблюдатель — исполнитель — творец — организатор и инициатор экономического творчества.
Освоение ролей осуществляется в процессе решения предпринимательских задач, тестов, проблем на занятиях по дисциплинам экономического профиля — маркетингу, менеджменту, основам экономических знаний, предпринимательской и коммерческой деятельности и некоторым другим, а впослед­ствии — в процессе практики профессиональной деятельности. В процессе педагогического управления освоением экономических ролей выделены три этапа.
На первом этапе педагог ставит проблему и намечает метод ее решения, а само решение и его поиск осуществляют студенты; на втором этапе педагог только ставит проблему, обучающиеся самостоятельно ищут пути ее решения; на третьем этапе все — от постановки проблемы, отыскания метода, разработки самого решения — студенты осуществляют самостоятельно. При этом повышается уровень творчества в решении задач предпринимательского характера.
Основные принципы теории и практики формирования предпринимательской культуры у студенческой молодежи: 1) новая система ценностей — человек; 2) развитие как общий и
доминирующий принцип; 3) защита — один из важнейших принципов личностно-ориентированной педагогики, отражающий готовность и способность педагога прийти на помощь обучающемуся индивиду в критических ситуациях развития; 4) культурное самоопределение — принцип, отражающий характер процесса создания и реализации системы представлений индивида о пространстве предпринимательской культуры, о своем месте и культурном содержании поведения и общения в этом пространстве; 5) партнерство; 6) уважение чужой собственно­сти, личности и свободы предпринимательской деятельности, а также отрицание антигуманных форм, средств, методов ведения бизнеса.
Таким образом, системный подход выступает теоретико-методологической стратегией эффективного формирования предпринимательской культуры у будущего специалиста торгово-экономического профиля.
Формирование предпринимательской культуры у студентов может эффективно осуществляться только в рамках специально разработанной системы, включающей теоретическую и практическую подготовку будущих специалистов.
Использование специально разработанной педагогической модели формирования системы предпринимательской культуры у студентов является одним из условий успешной подготовки и выпуска конкурентоспособного специалиста.


Литература
1. Андреев В.И. Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. — Казань, 1996. — 208 с.
2. Кенджина Ю.А. Формирование педагогической Я — концепции будущего учителя в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. — ОрГПУ 2006. — 23 с.
3. Костина Н.Н. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе экономического обучения в вузе: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. — МаГУ, 2004. — 26 с.
4. Крылова Н.Б. Культурология образования. — М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
5. Орлов В.Б. Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи: Монография. — Тюмень-Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2001. — 342 с.
6. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 368 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия