Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Кайсаров А. А.
докторант кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Стратегические финансы корпораций: становление ценностно-ориентированных методов управления
В работе представлено теоретическое обоснование превращения финансов в самостоятельную область исследования. Показано влияние зарубежных авторов на становление отечественной науки о финансах. Современный финансовый менеджмент — это стратегический финансовый менеджмент, ориентированный на создание долгосрочных и устойчивых денежных потоков. Сформулировано положение о стратегическом финансовом управлении на основе ценностно-ориентированных методов
Ключевые слова: финансы, менеджмент, денежный поток, корпорация, инвестиции, стоимость, ценность

Финансы, со времени своего первого теоретического обоснования, долгое время считались частью экономической теории. Лишь в начале прошлого столетия, в период бурного индустриального развития и возрастания интереса к формам внешнего финансирования, финансы из предмета теории постепенно стали превращаться в самостоятельную область прикладных исследований. Особенно интенсивно развивалось направление финансовой науки, связанное с принятием финансовых решений на уровне фирм, впоследствии получившее название финансы предприятий и корпораций.
Великая депрессия 30-х годов ХХ века заставила ученых обратить внимание на проблемы банкротства и ликвидности, на вопросы стандартизации финансовой отчетности. Впервые появляется финансовый анализ, основанный на коэффициентах.
В начале 50-х годов финансисты американских корпораций, по-видимому, первыми стали использовать методологии бюджетирования и контроля денежных потоков. Отметим доминирующую роль на том этапе финансовых аналитиков, которые могли оценить качество денежных потоков. Денежные потоки, как понятие, сформулированное менеджментом, становятся объектом управления. Именно в те годы в основу принятия инвестиционных решений были заложены такие критерии, как чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности денежного потока.
К этому времени отнесем появление нового направления деятельности и исследований — финансового менеджмента, возникшего на стыке финансов и менеджмента. При этом возникает мощное взаимное обогащение инструментария. Так, операционные менеджеры все чаще прибегают при постановке управленческих задач к финансовым показателям, а финансисты, в свою очередь, берут на вооружение методики маркетинга, риск-менеджмента, стратегического менеджмента и т.д.
Время 1960–1970-х гг. можно охарактеризовать как период развития управленческого учета, методов и приемов управления текущей финансово-хозяйственной деятельностью. Происходят кардинальные изменения во внутрифирменном планировании. Если в предыдущее десятилетие общекорпоративное планирование было основано на экстраполяции сложившихся структурных параметров деятельности фирмы, с горизонтом около пяти лет, то рассматриваемый промежуток времени — бум стратегического планирования. В системе стратегического планирования фирма рассматривается как открытая система, во главу угла которой при принятии управленческих решений ставится анализ внутренних и внешних факторов действующих на компанию. Разработка многовариантных планов, применение моделей для анализа портфеля инвестиций, использование экспертных оценок, концепция эффективного рынка — все эти направления деятельности финансового менеджера превратились со временем в источник серьезных изменений в теории и практике современного менеджмента. Капитальным фундаментом финансового менеджмента стали работы Ф. Модильяни и М. Миллера, Г. Марковица, У. Шарпа, Р. Мертона, Ф. Блэка, М. Шоулза. Их идеи были развиты в исследованиях П. Кутнера, М. Харриса и А. Равива, Р. Хаугена и Л. Сенбета, Дж. Дональдсона, Р. Брэйли, С. Майерса и др.
В 80-е гг. большинство зарубежных корпораций начали переход от долгосрочного стратегического планирования к стратегическому управлению, что было обусловлено появлением новых задач для менеджмента, возрастающей неопределенностью внешней среды компании. Решения, принимаемые в текущий момент времени, начинают рассматриваться как начало будущего состояния, т.е. с точки зрения возможного влияния на реализацию стратегических целей. Теоретическое обоснование перехода к стратегическому управлению содержалось в исследованиях П. Друкера, Г. Минцберга, И. Ансоффа, М. Портера и др. Исключительное значение для развития теории и практики финансового менеджмента имела изданная в 1986 г. книга А. Раппапорта «Создание ценности для акционеров», в которой был предложен общий подход к оценке деятельности менеджмента компании. В основе этого подхода лежала концепция денежного потока. В работе дается обоснование общей стратегической цели менеджеров и акционеров о необходимости разработки системы финансовых показателей, связанных с будущим состоянием денежных потоков и ценности компании. После появления книги были созданы модели, которые строились на допущениях и факторах прироста ценности, предложенных А. Раппапортом [1, c. 35–57].
Период на рубеже веков для современного финансового менеджмента ознаменовался серьезными трансформациями. Прежде всего, это связано с революционными изменениями в технологиях управления на основе интегрирования бизнес-процессов, созданием в компаниях центров оказания услуг (SSC), систем планирования ресурсов предприятия (ERP), совмещенных с системами управления цепями поставок (SCM) и управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и т.д. Эти и другие изменения приводят в свою очередь к преобразованию роли финансиста на предприятии. В наборе стандартных функций финансиста появляются консультирование, оказание аналитических услуг, управление системами делового интеллекта, реинжиниринг бизнес-процессов, бенчмаркинг, аутсорсинг, управление на основе ценности. Следует признать, что основной парадигмой финансового менеджмента на данном этапе развития является обеспечение долгосрочной устойчивой доходности капитала, превышающей его стоимость, и максимизация на основе этого ценности бизнеса для акционеров (инвесторов). Книга Т. Коупленда, Т. Коллера и Д. Муррина: «Стоимость компаний: оценка и управление» стала настольной для финансистов. Содержащиеся в ней идеи перекочевали в многочисленные методики, учебники, которые с успехом применяются на всевозможных тренингах. Знаковым событием для финансистов стал выход книги Р. Каплана и Д. Нортона: «Организация, ориентированная на стратегию», где авторы предложили концепцию сбалансированной системы показателей как инструмента реализации стратегии компании. При этом Р. Каплан и Д. Нортон подчеркивают: «Создание стоимости для акционеров есть результат, к которому стремится каждая стратегия» [2, c. 90]. Другими словами, организация, ориентированная на стратегию, выбирает в качестве цели повышение стоимости для акционеров, формализованное в каком-то финансовом показателе текущих и будущих денежных потоков. Разработка стратегии компании, подтвержденная опытом ведущих зарубежных корпораций, начинается с финансовой стратегии.
Если задаться вопросом: кто из топ-менеджеров в компаниях способен (или должен) управлять ценностью бизнеса? Ответ вполне очевиден — финансовый директор. Не означает ли это, что он отвечает за разработку стратегии компании, а в его функции включена деятельность, которую нельзя описать как финансовую. Изменение характера работы финансиста, управленческих технологий, внедрение элементов стратегического управления в текущую деятельность позволяет сделать вывод о том, что современный финансовый менеджмент — это, прежде всего, стратегический финансовый менеджмент, ориентированный на создание долгосрочных и устойчивых денежных потоков, лежащих в основе ценности предприятия. В качестве объекта управления в стратегическом финансовом менеджменте выступают не столько денежные потоки, сколько информация о денежных потоках.
Появление приемов стратегического менеджмента в финансах явилось результатом эволюции различных управленческих систем, в генезисе которых можно выделить четыре этапа.
1. Управление на основе контроля за исполнением (контроля финансовой отчетности).
2. Управление на основе экстраполяции (пресловутое планирование финансовых результатов от достигнутого уровня).
3. Управление на основе моделирования будущего состояния (развитие различных систем бюджетирования).
4. Управление на основе гибких систем делового интеллекта (многовариантное, приоритетное, сценарное, скользящее планирование).
Деление на этапы не носит линейного характера, переход на новый этап не сопровождался отказом от приемов, которые проверены временем и которым доверяют акционеры (инвесторы). Однако содержание и значение приемов и методик менялось. Информация, которая содержится в финансовой отчетности, безусловно, необходима для принятия финансового решения, но для условий быстроменяющейся внешней среды явно недостаточна. Специалисты, изучающие данную проблему, часто в качестве иллюстрации используют образ автомобиля, т.е. управление предприятием — как управление автомобилем. Финансовое управление предприятием исключительно на основе информации, содержащейся в финансовой отчетности, можно уподобить управлению автомобилем, когда водитель ориентируется только на информацию, получаемую из зеркала заднего вида. Менеджер («водитель») должен знать цель («пункт назначения») и способ достижения этой цели («маршрут»). Стратегический финансовый менеджмент, развивающийся из менеджмента, основанного на ценности — Value-based Management (управленческая техника), создан для решения такого рода задач.
В практике российских предприятий в последние годы элементы стратегического финансового менеджмента занимают все более заметное место. Российские предприятия, которые работают в конкурентной среде, все больше ощущают давление со стороны глобальных, транснациональных, зарубежных компаний на своих традиционных рынках. Внешнее рыночное окружение подталкивает компании к поиску таких моделей управления, которые дают конкурентные преимущества. Внедрение систем сбалансированных показателей, менеджмента основанного на ценности, кодекса корпоративного поведения, клиента ориентированного менеджмента и т.д. встречается, прежде всего, в компаниях, которые привлекают инвестиции, используя механизмы IPO. При этом они раскрывают отчетность и качество менеджмента в соответствии с международными стандартами. Как правило, это фирмы, которые встроены в цепочки управления поставок и имеют долгосрочные связи с зарубежными партнерами. Это — лидеры бизнеса или стремящиеся таковыми стать. Можно констатировать, что в сегодняшней России менеджмент, основанный на ценности и ориентированный на стратегию, не превратился в «религию бизнеса».
Назовем некоторые из причин такого положения, не претендуя на полноту и всесторонность освещения данного вопроса, а лишь в порядке постановки проблемы.
В качестве причины определим игнорирование в учебных пособиях по финансовому менеджменту проблем стратегического управления. Данному обстоятельству можно найти объяснение. Напомним, что первые учебные пособия в России по финансовому менеджменту появились в начале 90-х годов прошлого столетия. До этого времени проблемы управления финансами предприятий рассматривались в учебных курсах «Финансы отраслей народного хозяйства», «Финансы организаций». Учебные пособия строились на традициях и концепциях финансов советского периода. Первые учебные пособия по финансовому менеджменту Е.С. Стояновой, Е.Н. Лобановой, В.В. Ковалева, В.В. Бочарова и В.Е. Леонтьева, а также переводы учебников Р. Брейли и С. Майерса, Ю. Бригхэма и Л. Гапенски, Ван Хорна, Л. Крушвица и др. пользуются большой популярностью среди специалистов. Но переводы этих изданий попадают в руки специалистов спустя несколько лет после их выхода (по нашим оценкам через три — пять лет). Книги отечест­венных авторов издаются значительно позже, поэтому можно предположить, что такие понятия стратегического финансового менеджмента как: экономическая прибыль, система сбалансированных показателей, бенчмаркинг, аутсорсинг финансовой деятельности и другие найдут свое отражение в экономической и учебной литературе. Большинство работ отечественных авторов по этой тематике представляет либо компиляцию зарубежных источников, либо, что гораздо продуктивнее, описание опыта консалтинговых компаний по внедрению современных управленческих технологий.
Вторая причина, имеет более глубокие корни и серьезные основания. Стратегическое управление — это управление не только внутренними бизнес-процессами, но и активное формирование благоприятной внешней среды. Важнейшей составной частью стратегического финансового менеджмента является управление инвестиционным сообществом. Поддержание высокой ценности бизнеса требует эффективной коммуникации и хороших взаимоотношений с инвестиционным сообществом. Инвесторы, оценивая деятельность менеджмента, принимают во внимание не только финансовые факторы. Зарубежные исследователи констатируют рост влияния акционеров и постепенное формирование в странах с развитой рыночной экономикой, начиная с середины 1980-х годов, экономики, ориентированной на акционеров [6, c. 6–7; 7, c. 61–62; 5, c. 20–23]. Авторы напрямую увязывают успехи в укреплении экономики США последних десятилетий с растущей заинтересованностью участников экономики в создании стоимости для акционеров. «Нацеленность корпоративной Америки на стоимость для акционеров способствует ограничению инвестиций в устаревшие стратегии — и даже сворачиванию таких инвестиций — в большей степени, нежели любая альтернативная модель»[5, c. 20]. Отсутствие традиции публичности и прозрачности в отечественном бизнесе серьезным образом затрудняет установление цивилизованных отношений между компаниями и обществом в широком понимании. Отсюда недооценка элементов стратегического финансового управления со стороны как рядовых инвесторов, так и со стороны менеджеров.
Таким образом, говорить о системном явлении, как о переориентации отечественного бизнеса на стратегические ценности без структурных изменений в инвестиционном сообществе, можно с большой долей условности.
Третья причина может рассматриваться как логическое продолжение предыдущих рассуждений о традициях корпоративного управления, сложившихся в России в начале ХХI века. Модель корпоративного управления, которая начала формироваться в ходе приватизационных процессов и изменения гражданского законодательства начала 90-х годов, вобрала в себя, с одной стороны, черты американской корпоративной модели с традиционно сильными позициями в иерархии управления наемных менеджеров и распыленным капиталом среди акционеров. В России это реализовалось на первом этапе приватизации в установлении контроля над многими предприятиями со стороны «красных» директоров и появлении многочисленных новых собственников в результате обмена ваучеров на акции, с помощью которых граждане в большинстве своем так и не смогли реализовать свои права владения собственностью. С другой стороны, российскому корпоративному управлению присущи родовые черты европейской модели — с Советом директоров, состоящим из двух палат и с растущей концентрацией собст­венности. Указанная двойственность, наряду с подозрительным отношением со стороны рядовых инвесторов к вложению денег в акционерный капитал без установления контроля, приводят к тому, что собственники зачастую не в состоянии сформулировать требование к менеджменту о росте ценности бизнеса. Особенно рельефно эта проблема выступает в компаниях, где государство имеет значительный пакет акций и где менеджмент, по сути, освобожден от ответственности за разрушение ценности компании.
В качестве четвертой причины можно указать на особенности развивающегося рынка: слабая форма информационной эффективности, обостренная форма агентских конфликтов, проявляющаяся в таких формах как рейдерство, относительно низкая капитализация и недооценка активов, возможно­сти получения аномально высокой доходности вложений. Если трактовать финансовый менеджмент как арбитражный процесс между продуктовыми рынками и рынками капитала, при допущении, что продуктовые рынки менее эффективны по сравнению с финансовыми рынками, то менеджер, инвестирующий деньги с меньшей доходностью, чем это доступно акционерам на рынках капитала, разрушает ценность бизнеса. На развивающихся рынках высказанное нами допущение часто не срабатывает, что приводит к возникновению иллюзии — теория не актуальна для данных условий. Возникает благодатная почва для обоснования исключительности отечественного рынка и, как следствие, полное игнорирование общих положений о корпоративных финансах. Действительно, бездумное следование схемам управления принятым в странах, где сформировались устойчивые традиции инвестиционного сообщества, может привести к самым удручающим последствиям. Эксперты консалтинговой компании McKinsey и авторы известной книги рекомендуют, что «даже если рынок временами и проявляет неэффективность, менеджерам в принятии решений следует исходить из предпосылки, что рынок эффективен» [5, c. 103]. Инвесторам трудно «переиграть» эффективный рынок, но и несовершенный рынок таит в себе весьма неприятные сюрпризы, которые являются оборотной стороной невероятно высокой доходности. Приведем мнение одного из топ-менеджеров ОАО НК ЮКОС: «Рост акционерной стоимости (капитализации) не может служить главным долгосрочным ориентиром для крупнейшей компании на несовершенном рынке» [8, c.50]. Это вывод, подтвержденный печальным опытом перенесения управленческого стиля и стратегий 90-х годов в новую реальность или разочарование в красивой стратегической модели бизнеса? Скорее гипертрофированное внимание к капитализации в ущерб ценности бизнеса. Напомним, что ценность бизнеса формируется из ожиданий инвесторов относительно возможных денежных потоков. Ведущие корпорации мира, начиная с 2000-го года, разрабатывают встроенные системы контроля, позволяющие отслеживать важнейшие угрозы: внешние, этические, экологические и социальные риски. Попечители пенсионных фондов обязаны показывать в отчетах как они учитывают эти вопросы, когда принимают решения об инвестициях [6, c.7] и как при этом не вспомнить ситуацию вокруг проекта «Сахалин-2». Максимизация ценности для акционеров невозможна без достижения эффективной коммуникации с институтами общества.
Сформулируем понимание стратегического финансового управления на основе ценностно-ориентированных методов.
• Изменение роли финансового директора в компании обусловлено трансформациями управленческих моделей в ответ на вызовы рынка.
• Реорганизация финансовой работы на предприятии связана с вовлечением финансистов в решение «нефинансовых» задач по реализации стратегии предприятия.
• Реализация стратегий ведущих компаний мира связана с ростом ценности бизнеса для инвесторов.
• Достижение стратегических целей, выраженных в росте ценности, возможно не только в результате изменений внутренних бизнес-процессов, но и во взаимоотношениях с инвестиционным сообществом.
• Выращивание институтов инвестиционного сообщества будет способствовать повышению эффективности рынка и эффективности финансового менеджмента, если представить последний как арбитражный процесс.
• В условиях несовершенного рынка финансовые и инвестиционные решения стратегического характера должны дополняться встроенной системой контроля над социальными, этическими, политическими и экологическими рисками.


Литература
1. Rappaport A. Creating Shareholder Value The new standard for Business performance. The Free press. — N-Y, 2000.
2. Каплан Р., Нортон Д. Организация ориентирования на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2004.
3. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2004.
4. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб: Питер, 2001.
5. Коупленд Т., Коллин Т., Муррин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. — М.: Олимп-бизнес, 2005.
6. Мэй М. Трансформирование функции финансов / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2005.
7. Эшуорт Г., Джеймс П. Менеджмент, основанный на ценности (Value — based management). Как обеспечить ценность для акционеров / Пер. с англ. — М.: ИНФРА, 2006.
8. Голубович А. «Дело ЮКОСа»- показательный процесс или плата за ошибки? // Эксперт. — 2005. — № 46. — С. 40–50.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия