Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Дежкина Т. Г.
декан факультета международного менеджмента и туризма Санкт-Петербургского института управления и права,
кандидат экономических наук

Егоров И. В.
доцент кафедры экономических дисциплин Санкт-Петербургского института управления и права,
кандидат экономических наук


Совершенствование деятельности организации на основе развития процессных инноваций
Статья посвящена решению проблем управления бизнес-процессами при помощи новых разработок. На основе использования современных информационных технологий представлены бизнес-модели различных предприятий. Отмечено, что актуальность преобразований предполагает разработку и использование концепции и стратегий организационного развития. На основе данного явления предполагается достижение долгосрочных целей
Ключевые слова: инновация, бизнес-процесс, организационное развитие, организация, развитие

Системный характер изменений условий хозяйствования требует использования адекватного теоретического и практического инструментария при решении проблем, возникающих перед бизнесом. Важно подчеркнуть, что разработка и применение методологии для конкретных форм организационных изменений (ОИ) и развития не может быть объяснена лишь как результат эволюции теории и методов управления. Этот факт отмечается в ряде исследований по проблемам разработки стратегии и тактики управления [2, 3, 4, 9]. Современные условия хозяйственной деятельности характеризуются сдвигами в принципах функционирования и развития социально-экономических систем и, следовательно, необходимостью внесения принципиальных корректировок в теоретическую и методическую базу управления бизнес-процессами и организациями различного типа и уровня.
Разработка ключевых принципов эффективного управления и поиск решения сформулированных выше проблем происходил в результате и по мере накопления и закрепления практического опыта при разработке концепций менеджмента, связанных с системным подходом к решению проблем управления. Завершение столетия XX в. охарактеризовалось тем, что ситуация стала быстро меняться в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса. Согласно Й. Шумпетеру [9], в настоящее время имеет место завершающий пятый цикл индустриального развития. Его начало датируется 1990 г., а окончание — 2020 г., т.е. переходом к постиндустриальному обществу.
Основное содержание данного этапа развития связано с развитием информационных сетей на основе достижений в области информатики и телекоммуникаций. Применение новых идей приводит к формированию новой комбинации бизнес-процессов, при этом в цепочке «новый бизнес — новая технология — новые рынки — новые источники сырья» ключевое значение начинают приобретать новые способы организации бизнес-процессов. Подобные ОИ и нововведения вызывают дискретные изменения традиционной траектории хозяйственного оборота, действуя на него, как внешняя сила, выводящая из состояния равновесия. Характер экономической динамики при этом действует в направлении обеспечения выгодных конкурентных позиций бизнесмена на рынке.
В теоретико-методологическом смысле обратной стороной экономической динамики является экономическая статика, как некая стандартная, привычная траектория хозяйственного кругооборота, когда нововведениями начинают пользоваться все большее число бизнесменов. В результате происходит самопроизвольное смещение экономики к состоянию равновесия.
Именно на такой основе и сформировалась современная эволюционная концепция менеджмента, в соответствии с которой основным условием обеспечения эффективного менеджмента выступает непрерывное развитие стратегий, систем и структур управления. Наметился отбор соответствующих типовых организационных решений и оптимизация возможных вариантов разработки и внедрения нововведений. При этом все внешние изменения и внутренние инновационные процессы рассматриваются не как дискретные и случайные ситуации, а как взаимосвязанные элементы общей экономической эволюции, обеспечивающие переход от одного состояния равновесия к другому. В этом смысле эволюционная концепция менеджмента реализует в целом концепцию метода экономической статики в указанном выше отношении.
Как отмечается в литературе [1] эволюционные изменения мировой системы управления бизнесом, происходившие на протяжении XX века, практически не затронули Россию. В условиях плановой экономики сформировался специфический тип корпоративных структур, конфигурация которых выразилась в высокой степени монополизации. К концу 80-х гг. около 80% наименований продукции производились на одном-двух предприятиях. Доля заводов и фабрик с численностью занятых, превышающей 1 тыс. чел., составляла в СССР 73% против 26% в экономике США. При этом экономика характеризовалась крайне отсталой структурой экспорта: удельный вес топлива и электроэнергии превышал 52%. В отличие от классических индустриальных корпораций такие хозяйственные структуры фактически не способны к естественному развитию. Их главной целью являлась реализация задач, поставленных государством, а главным критерием успешности управления производственной системой было четкое выполнение указаний вышестоящих органов по количественным параметрам и календарным срокам. Ресурсы не принадлежали предприятию, они выделялись «сверху», где и принимались решения относительно их дальнейшей судьбы. Сверху устанавливались нормы и сроки списания, санкционировалось обновление, контролировалось текущее использование. Управление производством и услугами реально осуществлялось государством, а не бизнесом. Цели достигались, невзирая на масштаб усилий и эффективность производства, а предприятия не могли адекватно оценивать свои конкурентные преимущества и недостатки, ибо были в той или иной мере выключены из конкурентной среды. В этой ситуации предприятия, как система бизнес-процесса, оказались невосприимчивы к технологическому прогрессу, они не стали источниками инноваций и не оценивают должным образом интеллектуальный потенциал своих работников.
Резкое возрастание уровня изменчивости внешней среды вызвало необходимость формирования подходов к управлению таким образом, чтобы способность к изменениям стала одной из важнейших ключевых характеристик, определяющих возможности организации к выживанию в долгосрочной перспективе. В условиях же российской экономики, требующей необходимости дополнительной реорганизации и реформирования сложившейся практики хозяйственной деятельности, вопросы разработки и реализации необходимых изменений внутренних механизмов функционирования и развития приобретают особую актуальность и значимость.
Проблемы, возникающие перед предприятиями, различны и непосредственно определяются набором конкретных обстоятельств. Но как отмечается в современных исследованиях по управлению, у предприятий присутствует специфики не более чем на 10%, остальные 90% — стандартны [1]. Действенность необходимых преобразований, предполагает учет опыта разработки бизнес-моделей предприятия на базе использования современных информационных технологий, например, стандартов ЕRР-систем (Еnterpraise Resource Planning). Использование данной системы планирования ресурсов предприятия обеспечит существенное снижение издержек и повышение качества бизнес-процессов на предприятии.
Актуальность необходимых преобразований предполагает разработку и использование концепции и стратегий организационного развития (ОР) на основе установления и достижения долгосрочных целей с помощью идеологии постоянных изменений ВРI (Business Process Improvement) [6]. Именно реализация принципа непрерывного улучшения деятельности бизнеса заставляет организацию отказываться от жестких и застывших схем информационного отображения процессов оказания необходимых услуг и переходить к динамичным моделям, что невозможно без информационной поддержки таких моделей. Философия BPI определяет, что достичь совершенства невозможно, но к нему необходимо постоянно стремиться. BPI определяет уровни совершенства, или, говоря иначе, уровни непрерывного улучшения бизнес-процессов предприятия. Переход предприятия с одного уровня BPI на более высокий — означает изменение философии оказания услуг, а используемые методики и технологии — являются инструментами преобразования предприятия.
Системность преобразований во многом определяется их организационной компонентой, позволяющей адаптировать предприятия к постоянно изменяющимся рыночным реалиям в процессе их долговременного функционирования. Основной выигрыш предприятия получают не за счет экономии на масштабах и поиска дешевых ресурсов, а за счет своевременности реагирования на вызовы рынка. При этом актуально-значимым начинает выступать выделение и реализация характерных взаимосвязей, умелое взаимодействие с потребителями и поставщиками, «управление организационными изменениями на основе латерального мышления» [1].
Как следует из тенденций экономического развития промышленно развитых стран, обуславливающих причины и предпосылки необходимости изменения социально-экономических отношений, развитие соотношения спрос/предложение разделилось на два периода. С 1940 г. по 1980 г. — это дефицитный рынок, когда спрос превышал предложение, производитель диктовал потребителю цены на продукцию, а экономика фирм была ориентирована на производство.
В конце 90-х гг. экономика западных фирм обратилась к формам по улучшению обслуживания клиентов (фокус на потребителя): на минимальную продолжительность жизни продукции; на повышение качества продукции и уменьшение ее себестоимости; на планирование выпуска готовой продукции, опирающееся на заказ потребителя. Произошел перелом соотношения спроса и предложения: рынок стал конкурентным, то есть цена на продукцию стала рыночной. Чтобы получить необходимую прибыль для развития, предприятия должны были снижать себестоимость своей продукции.
Для России переломным стал 1992 год, когда в результате экономической реформы российские предприятия из дефицитного рынка резко переместились в конкурентный рынок, причем конкурировать пришлось с мировыми производителями, у которых соотношение цена/качество было намного предпочтительнее.
Предприятия страны в 90-х гг. по развитию экономических отношений находились на уровне 60-х гг. развития западных фирм, а именно:
— в экономике предприятия приоритет отдавался производству, главная задача сводилась к росту объемов выпуска продукции;
— продолжительность жизни продукции была свыше 10 лет, обновление ассортимента происходило медленно и болезненно;
— предприятия не были готовы к реальной конкуренции;
— передовым считалось «массовое производство»;
— уровень брака и некондиционных изделий превышал 10%;
— запас материалов и комплектующих на предприятии был от 6 месяцев до года работы (главным богатством предприятия считалось наличие большого объема запасов);
— планирование базировалось на прошлом опыте (так называемый принцип «планирования от достигнутого»).
По причине кризиса 1998 г. российские предприятия оказались в условиях «национальной» конкуренции, что соответствует уровню 80-х гг. в США, когда и там был промышленный кризис. Одновременно отечественные предприятия не могли вырваться из своеобразного «замкнутого круга» взаимозависимых и взаимообусловленных эффектов и проблем. Ключевым фактором выхода из «замкнутого круга» хозяйственных и управленческих проблем является достижение баланса целей предприятия — коммерческих, хозяйственных, финансовых.
Опыт показывает, что эффективно функционируют те фирмы, которые имеют системный взгляд на организацию и ОР, рассматривают предприятие как единую систему, интегрируя такие сферы, как маркетинг, создание новых услуг, снабжение, обслуживание, доставку продукции потребителю, сервис.
Принцип представления процессов в динамике, когда хозяйственные явления, события рассматриваются и моделируются во времени, как непрерывно следующие друг за другом, — фундаментальный принцип рассмотрения и анализа действия экономических механизмов. С методологической точки зрения он позволяет:
— раскрыть причинные связи между явлениями, — изменениями в различных сферах жизнедеятельности предприятия и фактором времени;
— преодолеть ограниченность статической теории применительно к проблеме исследования процессов ОР;
— оценить эмерджентные характеристики и синергетиче­ские эффекты как результаты ОР предприятий в современных условиях хозяйствования.
Широко употребляемым в экономической теории, но недостаточно четко сформулированным и многозначным понятием, характеризующим определенный тип изменений в организации, является термин «организационное развитие». В различных концепциях оно трактуется по-разному: как естественный процесс изменений, обусловленный возрастом организации; как процесс изменений, вызванный нововведениями и проявляющийся в увеличении размеров (росте организации); как рационально спланированная деятельность руководства для достижения внутреннего и внешнего равновесия организации; как процесс функциональной интеграции и дифференциации. С точки зрения рассмотрения ОР, как непрерывного процесса управления изменениями, такие представления и трактовки остаются недостаточно полными и, главное, неспособными вскрыть механизмы управления ОИ и определить эффективные направления таких изменений.
Принцип представления процессов ОР, как изменение условий существования организаций во времени, позволяет рассматривать хозяйственную динамику как логическое развитие эволюции организации через механизмы нарушения равновесия. Развитие можно считать способом организационного поведения, теоретически нет единого мнения относительно того, какие силы порождают развитие организации или сдерживают его.


Литература
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
3. Гришин С.А. Стратегия управления перевозками на современном этапе // Ж.-д. трансп. — 2001. — № 1. — С. 10–17.
4. Котлер ф. Управление маркетингом. — М.: Экономика, 1980. — 532 с.
5. Николашин В.М. О дальнейших исследованиях в области моделирования процессов транспортного рынка. — М.: Транспорт, 1998.
6. Оуен А. Как осуществить стратегию: Хрестоматия. Управление изменением. — М.: МЦДО «ЛИНК», 1996.
7. Самуэльсон П. Экономика. — М.: Наука, 1992.
8. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М., 1982.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия