Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС
Карапетян К. В.
Председатель Правления, генеральный директор ЗАО «АрмРосгазпром» (г. Ереван),
кандидат экономических наук


К вопросу укрепления энергетической безопасности в южно-кавказском регионе
В статье анализируются техно-экономические, политические и международно-правовые аспекты проблем энергетической безопасности и сотрудничества стран Южно-Кавказского региона в энергетической сфере. Особое внимание акцентируется на создании адекватных институциональных условий эффективного и устойчивого энергообеспечения участников сотрудничества. В этом контексте раскрываются особенности энергетической политики Армении, ее вклад в обеспечение энергетической безопасности самой Армении и других стран региона
Ключевые слова: регион Южного Кавказа, энергетика, энергетическая безопасность, международное сотрудничество

Понятие энергетической безопасности представляется весьма сложным и неоднозначным, включающим в себя не только технические, но также экономические, правовые и политические аспекты. Несмотря на то, что существует большой объем информации по различным показателям производства и потребления электроэнергии, эффективности и коммерциализации отраслей инфраструктуры, эти данные не дают сколько-нибудь отчетливого представления о содержании и уровне энергетической безопасности.
Вопросы энергетической безопасности доминируют сегодня в глобальной повестке дня. Согласно общепринятому определению энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к ее потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах.
Энергетическая безопасность страны, однако, не может быть спонтанным результатом рыночного саморегулирования даже в случае высокой степени экономической либерализации, но является составной частью долгосрочной стратегии государства и реализуется посредством соответствующих политико-экономических инструментов. Рынки могут вносить свой вклад в достижение этой цели, но только наряду с другими инструментами, включая нерыночные регулирующие механизмы, — такие, как двусторонние и многосторонние соглашения, промышленная политика и регулируемые цены.
Другая особенность обеспечения энергетической безопасности состоит в том, что она должна рассматриваться в общем контексте национальной безопасности и обязательно с учетом региональных аспектов.
Политика Армении, как одной из участниц регионального энергетического рынка, диктуется как потребностями собственного развития энергетики, так и международными аспектами энергетической проблематики. Республика, не обладая собственными запасами углеводородных ресурсов и выходом к морю, демонстрирует пример успешного решения задачи по поддержанию необходимого уровня энергетической безопасности страны, в том числе, на основе умелого политико-экономического маневрирования в региональном энергетическом пространстве.
Наличие текущих и перспективных генерирующих мощностей является одной из главных особенностей Армении в регионе, а близость республики к региональным потребителям дает нашей стране шанс стать основным экспортером электроэнергии в соседние страны. Принимая во внимание наличие в Армении конкурентной цены на природный газ, эффективно сбалансированной структуры выработки электроэнергии и ряд других факторов, можно констатировать, что Армения сегодня является источником технически и экономически доступной электроэнергии для всех без исключения стран региона.
Серьезными являются достижения и соседей Армении в развитии добывающей базы и реализации широкомасштабных инвестиционных программ в энергетике. Сегодня в каждой из стран региона присутствуют инвесторы, вкладывающие большие средства в энергетические проекты. Население региона уже ощущает или в ближайшее время почувствует эффект от крупных энергетических проектов на Южном Кавказе.
Сегодня много говорится о потребности в новой архитектуре безопасности в мире в целом и на Южном Кавказе, в частности. Думаю, что было бы правильным и уместным говорить о необходимости новой архитектуры энергетической безопасности региона. Мы очень хорошо понимаем роль и значение всех аспектов, касающихся производства, транзита и потребления энергоресурсов в регионе, которые в совокупности и составляют основу региональной энергетической безопасности.
Один из аспектов энергетической безопасности — правовой. Торговля в сфере энергетики сегодня юридически регулируется международными соглашениями. Некоторые из них являются частью общих правил, касающихся договорной и экономиче­ской деятельности, и вносят свой вклад в энергобезопасность. Большинство двусторонних и многосторонних международных соглашений специально разрабатываются для повышения энергетической безопасности стран. Ряд региональных соглашений также включают пункты, посвященные энергетике. Большинство соглашений в области энергетики подпадают под категорию международного частного права, поскольку их участники имеют статус «частных лиц» или сторон, даже если являются полностью государственными предприятиями либо компаниями с государственным участием. Однако в стратегических сделках нельзя избежать вовлеченности правительства, т.е. политического подтекста.
В действительности некоторые права, оговоренные в действующих соглашениях, можно назвать противоречивыми. Так называемые «общие» торговые соглашения иногда вступают в противоречие с юридическими аспектами собственно энергетической безопасности. Данное противоречие нельзя разрешить не определив, какие принципы должны доминировать в политике энергетической безопасности. Однако, это уже политическая, а не юридическая проблема. Договоры могут служить инструментом проведения определенной политики в сфере энергетической безопасности, но они не определяют цели и область действия этой политики, поэтому чисто юридический подход к обеспечению энергетической безопасности представляется неприемлемым.
Другой важный аспект энергетической безопасности — технический: ведь стабильность энергопотоков непосредственно связана с внешней инфраструктурой. Технические же вопросы не могут быть решены, если исходить из предположения, будто верные технологические решения можно выработать автоматически в ответ на возникающие проблемы. Наиболее очевидными краткосрочными проблемами в сфере энергетической безопасности являются устойчивость систем транспортировки, а также безопасность добывающей и транспортной инфраструктур. Устойчивость в данном случае подразумевает наличие экономических и институциональных условий, позволяющих содержать эти системы в исправности и успешно их эксплуатировать.
Следовательно, энергетическая безопасность зависит от согласованной промышленной и научно-технической политики стран, производящих и поставляющих энергию. Это предполагает достаточно высокую степень административного и политического взаимодействия как на национальном, так и международном уровне. Сама технологическая динамика энергетической безопасности вынуждает сделать главный акцент на стратегическом международном сотрудничестве.
Страны Южно-Кавказского региона обладают огромным потенциалом для регионального сотрудничества в экономическом секторе и в энергетике, в частности. Синергетический эффект от возможного объединения интеллектуальных, материальных и политических ресурсов наших стран превзойдет, я уверен, самые смелые ожидания.
Как использовать накопившиеся в наших странах внутренние возможности? Как дать раскрыться тому огромному потенциалу взаимодействия, который таит в себе энергетика Южного Кавказа?
Приведу лишь несколько цифр. Принимая во внимание возможные годовые объемы генерации, показатели прогнозируемой величины внутреннего потребления электроэнергии в РА и пропускную способность межсистемных линий электропередач с соседними странами, а также при обеспечении возможности параллельной работы энергосистем Грузии, Турции, Армении и Ирана, с 2010 года поставки электроэнергии из энергосистемы Армении в энергосистемы Грузии, Турции и Исламской Республики Иран могут составлять в суммарном объеме более 6 млрд кВт ч. При неиспользовании этих возможностей для покрытия растущего дефицита на электроэнергию нашим соседям придется тратить сотни миллионов долларов на строительство дорогих электростанций, которые смогут обеспечить растущие потребности в энергоресурсах этих стран лишь через несколько лет. Поэтому так важно найти общие подходы к построению эффективной «энергетической базы» региона на долгосрочную перспективу.
Отдельного упоминания заслуживают экспортные возможности ЗАО «АрмРосгазпром». Сегодня наша компания глубоко вовлечена в электроэнергетику, что продиктовано ее стратегическими приоритетами и пониманием того, что это направление деятельности является для нее профильным и высокоэффективным бизнесом. К этому нужно добавить владение «АрмРосгазпромом» крупными газоэнергетическими объектами в РА и значительные возможности компании маневрировать финансовыми и материально-техническими ресурсами. Сказанное свидетельствует о том, что «АрмРосгазпром» способен в ближайшей перспективе стать одним из ключевых региональных игроков на рынке поставок электроэнергии.
От надежной и эффективной работы энергетического сектора зависит благополучие миллиардов жителей планеты и наш регион не является в этом плане исключением. Более того, из-за относительного отставания в развитии высокотехнологичных отраслей промышленности в наших странах адекватное состояние энергетической отрасли, по сути, является фундаментальным условием для поддержания на должном уровне качества жизни наших граждан.
При этом энергетический сектор мирового хозяйства все еще развивается неравномерно и по-прежнему подвержен серьезным рискам. По сути своей устойчивое энергоснабжение — это одно из условий международной стабильности в целом. Сбалансированное и равномерное обеспечение энергией — это, без сомнения, один из важнейших факторов региональной безопасности.
Одним из главных условий улучшения качества жизни людей в наших странах является создание на Южном Кавказе свободного рынка энергоресурсов путем равноправного взаимодействия национальных энергетических систем, коммуникационных коридоров и всего созданного научно-технического потенциала стран. Это — одна из важнейших задач международной дипломатии. Формула «Энергия без границ» должна стать лозунгом нашего времени!
В этом контексте успешное развитие сотрудничества в области энергетики между странами нашего региона во многом зависит от активности деловых кругов, включая высших энергетических менеджеров наших стран. Именно им может быть отведена проактивная роль «локомотива» процесса дальнейшего продвижения идеи взаимовыгодной региональной кооперации в энергетике, результатом которой станет значительное повышение региональной степени энергетической безопасности для всего Южного Кавказа.
Республика Армения территориально является своего рода географической «перемычкой» между богатыми углеводородными ресурсами Россией, Ираном и странами Каспийского бассейна, а устоявшееся и не менее динамично развивающееся стратегическое партнерство с мировыми энергетическими «тяжеловесами» (ОАО «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», «Росэнергоатом») формирует для Армении качественно новые условия и возможности для превращения страны в одного из ключевых игроков на энергетическом рынке региона.
Политика повышения уровня энергетической безопасности Армении, надежности и эффективности энергоснабжения, устойчивого развития отрасли, по нашему мнению, должна осуществляться по следующим направлениям:
— улучшение структуры производства и уменьшение доли энергоемких производств;
— оптимизация топливно-энергетического баланса страны и контроль динамики внутренних энергетических рынков с соблюдением принципа диверсификации внутреннего энергопотребления;
— активизация внешнеэкономического обмена в энергетике через взаимовыгодные и гибкие схемы сотрудничества, формирование конкурентного экспортного рынка электроэнергии;
— разработка и реализация государственной политики РА по поддержке экспортоориентированных энергетических проектов, основанных на гибкой ценовой политике;
— внедрение высокоэффективных технологий и оборудования для производства, транспортировки, распределения и потребления энергоресурсов;
— стимулирование энергосбережения и применение экономических санкций, блокирующих неэффективное потребление топливно-энергетических ресурсов;
— дальнейшее развитие систем учета и средств регуляции потребления энергетических ресурсов во всех отраслях экономики, включая коммунальное хозяйство;
— формирование энергосберегающих поведенческих установок в обществе;
— последовательное сокращение уровня расходов энергетических ресурсов на базе использования высоких технологий;
— создание системы гарантий рационального использования природных ресурсов на принципах соблюдения национальных интересов страны и сохранения ресурсов для будущих поколений.
Политика снижения уровня энергетической зависимости страны может включать следующие мероприятия:
— повышение уровня производства электроэнергии за счет собственных, главным образом, возобновляемых источников энергии (солнечная, ветряная и гидроэнергетика);
— внедрение эффективного и оптимального энергопотребления;
— дальнейшая диверсификация источников внешнего снабжения топливно-энергетическими ресурсами (природный газ, нефть, ядерное топливо);
— обеспечение внутренней энергетической независимости (дальнейшая либерализация внутреннего рынка, формирование равных конкурентных условий деятельности, совершенствование нормативно-законодательной базы, осуществление государственного контроля);
— создание условий для формирования и закрепления важного (стратегического) положения Армении в региональной си­стеме транспортировки энергоносителей и достойного участия Республики Армения в региональных энергетических рынках и реализации международных энергетических проектов.
Обеспечение социальной стабильности в сфере энергетики может быть достигнуто путем реализации таких мер, как:
— улучшение надежности и качества энергоснабжения населения;
— повышение реальной платежеспособности домашних хозяйств, оптимизация и стабилизация тарифов на энергоресурсы для населения;
— законодательное и нормативное обеспечение защиты прав и интересов потребителей топливно-энергетических ресурсов, их взаимной ответственности с поставщиками энергии;
— сохранение и создание новых рабочих мест в энергетических отраслях путем реформирования системы занятости.
Все перечисленное не может быть реализовано в полной мере без понимания всеми странами региона объединяющей перспективы энергетического сотрудничества, готовности принять и соблюдать правовой режим, который согласован с установленными международными нормами и не подвержен произвольному, одностороннему изменению. Синхронизация национальных подходов к энергетической политике минимизирует политические риски и тем самым повышает уровень предсказуемости в деловом пространстве, где впоследствии заключаются и реализуются бизнес-контракты. Это, в конце концов, исходит из самых насущных и реальных интересов каждого жителя наших стран.


Литература
1. Карапетян К.В. Перспективы энергетической безопасности Республики Армения. — Ереван: Эдит Принт, 2008.
2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) / Ин-т экономики РАН. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002.
3. Основы энергетической политики государств-членов Евразийского экономического сообщества: Утв. решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 23 февраля 2003 г. № 103.
4. Пути эффективной интеграции энергетических структур стран Южного Кавказа // Материалы Центра человеческого развития, при содействии Фонда Евразия. — Ереван, 2004.
5. Energy Indicators for Sustainable Development: Guidelines and Methodologies: International Atomic energy Agency, United Nations Department of Economic and Social Affairs, International Energy Agency, Euro stat and European Environmental Agency, Printed by the IAEA, April 2005, 161 pages.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия