Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС
Савчук Э. А.
аспирант Академии управления при Президенте Республики Беларусь

О методологии управления программами союзного государства
В статье анализируются методологические аспекты управления процессами российско-белорусской интеграции. Автором предложен новый подход к повышению эффективности управления программами Союзного государства
Ключевые слова: международная российско-белорусская интеграция, программы Союзного государства, методология управления интеграционными процессами

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем обстоятельством, что на современном этапе развития российско-белорусской интеграции уровень научных разработок в сфере управления программами Союзного государства не вполне отвечает, на наш взгляд, настоятельной потребности в повышении его (управления) эффективности. В данной работе предпринята попытка построения одной из возможных моделей эффективного управления программами союзного государства России и Белоруссии.
Важной особенностью социальных явлений, рассматриваемых в контексте управления, является их тесная взаимосвязь не только с объективными фактами, но и с различными состояниями человеческого сознания, традициями, авторитетными мнениями, ценностями и т.д. Это накладывает серьезные ограничения на использование при изучении социально-экономических явлений методов статистического анализа, повышая значимость специальных методологических разработок, предназначенных для использования в социальной сфере.
Важно подчеркнуть, что для создания модели эффективного управления программами Союзного государства к сегодняшнему дню уже накоплен значительный фактический материал. Только за последние десять лет в процессе строительства Союзного государства России и Белоруссии было реализовано около сорока научно-технических программ и двадцати программных мероприятий. Их реализация выявила, однако, не только преимущества российско-белорусской интеграции, но и серьезные социально-экономические и методологические проблемы, в частности, связанные с распространенным не только среди практиков, но и части исследователей, упрощенными представлениями о том, что экономические программы Союзного государства — саморегулирующиеся системы в духе «невидимой руки» А.Смита.
С одной стороны, практика реализации союзных программ, сегодня не дает серьезных оснований недооценивать необходимость именно системного характера управления программами Союзного государства. С другой стороны, очевидно, что эта системность должна быть реализована не в духе рыночной ортодоксии, а, по меньшей мере, призвана учитывать идеи Дж.М. Кейнса. Как известно, именно Кейнс обосновал еще в середине прошлого века необходимость государственного экономического регулирования не только стихийных рыночных процессов, но и самых разных сфер социально-экономической реальности посредством, например, постоянной корректировки бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политики. И, как нам представляется, это касается характера, эффективности реализации союзных программ и особенностей их финансирования [см.: 2, 3].
Экономическая методология выработки и планирования программ Союзного государства и их эффективной реализации, безусловно, должна формулироваться на языке экономики, но при этом не менее важно учитывать общие принципы методологии планирования.
Например, сегодня продолжительность временного лага, для которого рассчитан тот или иной проект программы Союзного государства, обычно варьируется в зависимости от конкретных целей и направлений союзной интеграции. Однако именно пятилетний период предусматривается в большинстве долгосрочных производственных (научно-техниче­ских) союзных программ. Это вроде бы оправдано с позиций экономической методологии, но вряд ли обосновано с точки зрения общей методологии планирования. При таком подходе пятилетний период может оказаться слишком коротким для эффективной реализации какого-либо многофункционального проекта. Необходима такая модель методологии управления союзными программами, в которой бы учитывалось органическое единство, как методологии экономики, так и требований общей методологии планировании и реализации проектов [4, с. 1–47].
Практически это означает следующее. В основе модели методологии эффективного управления программами союзного государства, в первую очередь, должны лежать специальные исследования в области организации сбыта последующей продукции, а рыночные прогнозы должны стать составной частью проекта программы. План сбыта важен для разработки реальных прогнозов объемов продаж, а также для оценки затрат на организацию сбыта и осуществление продаж. На основании производственной информации и данных регистров аналитиче­ского и синтетического учета исполнителям союзных программ разумно проводить расчет прямых и косвенных затрат. Учитывая многофункциональную природу любого союзного проекта, при его реализации не менее важно специальное изучение особенностей кадрового обеспечения проекта, например, изучение последствий реализации проекта для задействованного в нем персонала. Еще более важной предпосылкой успешной и эффективной реализации союзного проекта является расчет и обоснование величины требуемого капитала под потребности финансирования.
Поскольку процессу реализации программ Союзного государства всегда предшествует разработка их проектов, постольку важно обратить внимание на теснейшую взаимосвязь в них самых разных по своей природе методов. Проиллюстрируем эту взаимосвязь с помощью рисунка, на котором представлены наиболее эффективные, по нашему мнению, методы проектного планирования союзных программ (рис. 1).
Рис.1. Основные методы эффективного проектного планирования программ Союзного государства
Методы проектного планирования программ Союзного государства — важная, но не единственная часть методологии управления данными программами. С точки зрения экономической науки, методология — это, прежде всего, принципы построения методов, их научное обобщение [1, с. 398.]
В наши дни обыденное представление о методологии, как определенном целом, состоящем из совокупности однородных элементов — методов какой-либо одной области исследования и действия, в синергетике Г. Хакена и И. Пригожина расширяется в направлении включения в методологию совокупности различных по своей качественной определенности методов: технических, экономических, социологических, экологических и т.д. Методология такого типа в государственном управлении позволяет, например, лучше понимать особенности нелинейных процессов, учитывать роль случайности, особенности превращения хаоса в порядок и др. [6, с. 20–38].
Рис. 2. Разнокачественная природа методологии управления программами Союзного государства
Перечисленные выше общие методологические идеи синергетической концепции управления, как нам представляется, не могут не оказывать серьезного влияния на особенности современного подхода к управлению программами Союзного государства.
Рис.3. Модель методологии управления программами Союзного государства, учитывающая экономические аспекты его формирования
Следовательно, модель методологии управления программами Союзного государства представляет собой совокупность разнокачественных по своей природе знаний и методов, которые позволяют сформировать систему эффективных государственных действий по реализации союзных программ в рамках стратегических направлений интеграции Белоруссии и России.
Разнокачественную природу предлагаемой нами модели методологии управления программами Союзного государства можно проиллюстрировать с помощью следующего рисунка (рис 2).
Особого внимания заслуживают прогностические функции модели эффективного управления программами Союзного государства. Для их описания целесообразно выделить следующие основные направления совершенствования взаимодействия Белоруссии и России в формате союзного строительства (рис. 3). Удобнее всего методологию управления программами Союзного государства представить в виде матрицы взаимосвязей стратегических направлений интеграции.
В заключение необходимо подчеркнуть, что формирование эффективной системы управления программами Союзного государства настоятельно требует разработки специальной методологии и применения соответствующих аналитических инструментов. Эта методология, основанная на учете разнокачественной природы методов управления различными сторонами интеграции Белоруссии и России, должна быть нацелена на достижение таких результатов, которые способствовали бы дальнейшему единению России и Белоруссии.


Литература
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2007.
2. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с 16-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Савчук Э.А. Роль союзных программ в обеспечении экономической безопасности России и Беларуси // Проблемы управления. — 2008. — № 3. — С. 243–250.
4. Карпухин Д.Н., Мильнер Б.З. Современное управление. Энциклопедический справочник: в 2 т. — М.: Издатцентр, 1997. — Т. 1.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН, Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: А ТЕМП, 2004.
6. Чуешов В.И. Философские основания государственного управления // Государственное управление: от философских оснований до созидания сильного и процветающего государства / Под ред. С.Н. Князева. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия