Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Московченко В. М.
начальник Военной Академии тыла и транспорта,
генерал-лейтенант,
доктор экономических наук, профессор

Крутик А. Б.
заслуженный деятель науки РФ,
профессор кафедры экономики и военного права ВАТТ Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина,
доктор экономических наук


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ОСНАЩЕНИЕМ ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Новый этап военного строительства в РФ выдвинул ряд масштабных задач, одна из которых состоит в современном оснащении армии и флота эффективным вооружением и военной техникой. Эти задачи невозможно решить без перестройки системы заказов в соответствии с требованиями, во-первых, рыночных отношений, в сферу которых активно продолжают втягиваться предприятия оборонного комплекса и Вооруженные Силы, во-вторых, совершенствования действующего хозяйственного механизма, пока слабо связанного с преобразованиями в сфере военной экономики.
Для заказчика важнейшей проблемой становится переход от концепции максимизации результата к концепции максимизации эффективности.
Отсутствие обоснованной макроэкономической политики у государства существенно осложняет и формирование предприятиями долгосрочной стратегии, а внедрение конкурсного подхода к формированию заказов затрудняет функционирование системы управления заказами. Задачи программно-целевого планирования технического оснащения приходится решать при высокой степени неопределенности как потребностей, так и возможностей и одновременно с учетом изменений требований к обоснованию перспектив развития техники тыла вооруженных сил.
При командно-административных методах управления высшим приоритетом обладали программы и планы, утверждаемые съездами правящей партии. Они определяли Государственную программу вооружения, государственный оборонный заказ, ассигнования на развитие техники тыла. В настоящее время оборонный заказ определяется федеральным бюджетом, а программа вооружения дает лишь долгосрочную и среднесрочную ориентировку разработчикам бюджета государственного оборонного заказа. Программа к тому же ежегодно корректируется в соответствии с фактическим состоянием государственного бюджета.
Так, решением Правительства РФ в оборонном заказе на 2001 год был увеличен объем финансирования НИОКР, необходимых для создания новых вооружений и военной техники (на 43%). В то же время на 13% был снижен объем закупок новых вооружений.
Объем производства в оборонной промышленности сократился примерно на 80% (на 90% по выпуску военной продукции, на 75% - гражданской). Фактически распались прежние технологические цепочки. Из этой промышленности ушла значительная часть квалифицированной рабочей силы. Объем задолженности предприятиям оборонного комплекса составляет около 81 млрд. руб.
В краткосрочной перспективе ситуация с финансированием технического оснащения вооруженных сил и их тыла радикально улучшиться не может. Ситуация требует увеличения на 15-20% расходов на НИОКР и закупку вооружений и технических средств, повышения эффективности функционирования оборонного комплекса как субъекта рыночной экономики, в том числе за счет совершенствования системы управления.
В настоящее время в РФ процедура размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд предусматривает проведение открытых торгов (открытого конкурса). Однако в отдельных случаях заказчик вправе использовать иные процедуры, размещая заказы либо путем 2-этапных торгов, либо на основе запроса котировок, либо путем закупки по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ или с уполномоченным им территориальным органом. При этом заказчикам запрещается осуществлять координацию деятельности поставщиков, которая может привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов последних. Одному или нескольким поставщикам не могут быть созданы предпочтительные условия. Должностные лица заказчика не могут быть участниками торгов (конкурса) или входить в одну группу с участником торгов (конкурса). Все участники торгов (конкурса), входящие в одну группу лиц, рассматриваются как одно лицо. Торги (конкурс), в которых участвуют только один поставщик или одна группа лиц, признаются несостоявшимися.
Вместе с тем, нормативно-правовое и экономическое обоснования программ вооружения в условиях рыночных отношений нуждаются в улучшении, особенно по вопросам, связанным с определением понятий "риск" и "управление риском", поскольку методы компенсации риска требуют обширной аналитической работы и пока доступны только крупным компаниям.
В связи с этим особое значение приобретают и стратегическое планирование и прогнозирование, которые позволяют заранее идентифицировать факторы риска и разработать комплекс компенсирующих мероприятий.
Под управлением техническим обеспечением тыла вооруженных сил нами понимается риск-менеджмент в области производства и поставок как целостная система, объединяющая три основных составляющих управления государственным оборонным заказом и созданием техники:

-управление в рамках стратегического планирования;
-управление жизненным циклом техники, включая и процесс ее утилизации;
-управление процессом взаимодействия заказчика с органами управления промышленностью и оборонными предприятиями.
В целом риск-менеджмент - это взаимоувязанное по целям, задачам и ресурсам оптимальное управление оборонным заказом и, соответственно, развитием военной техники, охватывающее целевое долгосрочное, нормативное и оперативное управление.
Совершенствование методологии риск-менеджмента предполагает:
1) более полный учет факторов, определяющих развитие техники тыла;
2) совершенствование методов распределения ресурсов в условиях острого дефицита ассигнований;
3) оперативность в обосновании перспектив развития техники тыла на основе использования моделей и новых информационных технологий;
4) адаптивность планирования при непредвиденных изменениях условий промышленной реализации программы развития системы техники тыла.
Согласно прогнозной оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, в ближайшие 3 года можно добиться повышения доли расходов на оборону в ВВП до 5,1-5,3 %. Однако удерживать ее на этом уровне ряд лет практически невозможно. Поэтому для учета фактора неопределенности при программно-целевом планировании объемов этих ассигнований предлагается оценивать их в определенном диапазоне. Верхняя граница этого диапазона должна соответствовать ассигнованиям с учетом рекомендуемого повышения доли затрат на развитие техники тыла в военном бюджете до 47%, нижняя - варианту, учитывающему динамику фактического выделения ассигнований на НИОКР и закупку техники тыла в течение последних пяти лет (до 17%), и наихудшего варианта военного бюджета (3,3% в федеральном).

Верхней границе рассматриваемого диапазона соответствует вариант развития системы техники тыла в диапазоне минимального риска, нижней границе - критический вариант.
К общим принципам развития техники тыла, на наш взгляд, следует относить:
-недопущение необратимого отставания от высокоразвитых индустриальных государств в разработке эффективных образцов соответствующей техники;
-предотвращение неуправляемой деформации системы техники тыла;
-использование возможностей оснащения вооруженных сил эффективной техникой тыла собственными силами;
-обеспечение максимально эффективного использования техники тыла.
Определение цели развития техники тыла в условиях переходного периода является исключительно сложной задачей. Концептуально такой целью можно считать обеспечение сбалансированного состояния всех основных аспектов выполнения задач Тыла Вооруженных Сил России, прежде всего по обеспечению жизнедеятельности войск, а практически - формирование экономически обоснованной Программы вооружения, позволяющей привести систему техники тыла к ситуации, соответствующей потребностям войск (сил) в объемах тылового обеспечения.
Достижение такой цели требует:
-формирования годовых планов НИОКР и серийного производства техники тыла с учетом стратегических приоритетов, заложенных в Программу вооружения;
-оценки возможных последствий реализации государственного оборонного заказа в текущем году;
оценки целесообразности и параметров корректировки Программы в период до 2015 года.
На наш взгляд, необходимо следующая последовательность в обосновании перспектив развития техники тыла:
1.Формирование перечня альтернативных образцов техники тыла, которые предлагается использовать для обеспечения войск (сил) как в мирное, так и в военное время.
2.Определение диапазона ассигнований, которые могут быть выделены на развитие техники тыла на основе прогнозов динамики макроэкономических показателей развития страны (ВВП, расходы на национальную оборону), а также оценки изменения структуры расходов Министерства обороны РФ.
3.Предварительное распределение ассигнований на развитие всех видов техники тыла по основным задачам для различных вариантов объемов ассигнований.
4.Формирование вариантов систем техники тыла для различных уровней финансирования по каждой основной задаче Тыла Вооруженных Сил.
5.Ранжирование вариантов системы техники тыла с использованием как расчетных методов, так и экспертных оценок.
6.Военно-экономическая оценка отдельных вариантов систем развития техники тыла.
7.Выбор рациональных вариантов развития техники тыла, предназначенной для решения его основных задач.
8.Формирование рациональных (при избранных объемах финансирования) вариантов развития системы техники тыла.
9.Военно-экономическая оценка всех вариантов развития систем техники тыла в целом.
10.Формирование проекта Программы вооружения (под выделенный объем ассигнований).

В связи с необходимостью учета факторов неопределенности при реализации Программы вооружения и техники тыла предлагается принимать во внимание статистику частоты возникновения нежелательных пессимистических вариантов по следующей формуле:

где f - частота возникновения вариантов максимального риска и связанного с этим снижения уровня технической оснащенности; n` - число случаев наступления критических вариантов в техническом оснащении Тыла; n общ - общее число случаев в статистической выборке, включая и оптимистические варианты за определенный период.
Эффективное управление на микроэкономическом уровне предполагает:
1)оптимальный баланс между риском и доходностью в отдельной компании и выработку адекватных стимулов для деятельности ее подразделений и отдельных служащих;
2)оптимальное соответствие между размером привлекаемого акционерного и/или заемного капитала и принимаемыми рисками.
Для успешного решения этих задач на глобальном уровне оценки рисков лишь в разрезе отдельных операций, клиентов и проектов недостаточно. На первый план выходит потребность в совокупных оценках рисков - по различным видам рисков, типам продуктов и группам клиентов.
На деятельность компании при этом будут оказывать существенное влияние:
-открытость национальных рынков;
-индивидуализация спроса;
-темпы инноваций;
-решение производить ли у себя или покупать на стороне;
-перемещение конкуренции на уровень брэндов.
Прогноз долгосрочной конкурентной позиции компании является необходимым условием для принятия стратегических решений по вопросам производства и поставок техники тыла и стратегического планирования на основе риск-менеджмента.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия