Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Казибекова Н. А.
профессор кафедры экономической теории Дагестанского государственного университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук


Теоретические подходы к определению дефиниций социальной защиты населения
В статье проанализированы основные элементы системы социальной защиты как экономического явления, выявлены основные принципы анализа и построения системы социальной защиты в условиях современной российской экономики. Определены цели и задачи социальной защиты, основные группы ее субъектов и объектов, а также сферы их интересов и ответственности
Ключевые слова: социальная защита, система социальной защиты, институты социальной защиты, государство и экономика, потребности

1. Социальная защита населения: содержание понятия и его особенности как социального феномена
В самом широком смысле под социальной защитой населения понимают деятельность государства, направленную на формирование свободного развития личности, предоставление возможности для самоопределения индивида, а также на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан России. При этом под достойной жизнью имеют в виду, прежде всего, материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современного развитого общества, широкий доступ к ценностям культуры, прав личной безопасности, а под свободным развитием — физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.
Особенность социальной защиты населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ, не предполагающая отношений обмена на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности. Социальная защита имеет своей целевой функцией удовлетворение физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, а также лиц, имеющих минимальные доходы, т.е. всех тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье. В общем смысле, социальная защита охватывает всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.
Цель социальной защиты населения на современном этапе социально-экономического развития следует формулировать как создание материальной основы существования граждан в случае утраты возможности (временной или постоянной) самостоятельно иметь трудовой доход.
Экономическое обоснование системы социальной защиты вытекает из проблемы функционирования нормального воспроизводственного процесса и эффективного использования общественного продукта, в создании которого прямо или косвенно принимает участие все население. Так, работающие граждане непосредственно участвуют в процессе производства, еще не работающие формируют резерв будущего рынка труда, уже не работающие своим прошлым трудом поддерживали источник существования своего и нового поколения. Механизм распределения созданного обществом продукта в системе социальной защиты должен соответствовать таким целям, как: обеспечение социальных гарантий благосостояния для занятого населения, поддержка подрастающего поколения, помощь и защита уже не занятых активной деятельностью. Перечисленные цели и соответствуют экономической сущности системы социальной защиты.
Вышеозначенная цель диктует необходимость постановки и решения для России, особенно в условиях развертывающегося кризиса, следующих задач:
— разработка стратегического курса, направленного на повышение качества жизни, основанного на новых стандартах;
— разработка системы мер, позволяющих ослабить, а далее устранить противоречия кризисного периода, вызывавшие падение жизненного уровня населения, снижение эффективности и темпов роста производства;
— учет интересов каждого человека, в особенности наиболее незащищенных, в социальном плане категорий населения;
— обеспечение минимальных социальных гарантий, позволяющих выбрать каждому приемлемые формы экономического и социального поведения;
— разработка новых социальных нормативов, учитывающих влияние рынка на условия воспроизводства личности.
Социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру. В системе социальной защиты можно выделить следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку.
Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу. К ним относятся: гарантия минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий.
В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени, в который происходит изменение индекса стоимости жизни.
Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем в России финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.
Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Социальная поддержка как содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем в методическом плане может быть сгруппирована по двум основаниям. По своему содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической и профессионально-трудовой. По характеру деятельности, связанной с осуществлением социальной поддержки, различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку.
Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении. Именно поэтому сегодня пенсионное обеспечение, как и в докризисные времена, должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия — центральным звеном системы прямых денежных выплат.
Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается «деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [1]. Социальное обслуживание может осуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.
Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи. Социальная помощь может представлять собой обеспечение в натуральной и денежной форме, она осуществляется посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям. Социальная помощь также оказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в значительной степени бесплатная.
Особенность социальной защиты населения базируется на следующих основных принципах, рассмотренных далее.
Первый принцип — адресность — означает предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь.
Принцип использования дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи предусматривает выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановление их статуса как полноценных членов общества. Принцип комплексности социальной помощи призван обеспечить возможность предоставления одновременно несколько ее видов. Динамичность оказания социальной защиты также является принципиальным моментом и понимается как как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.
Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи также входит в состав ключевых принципов. Требование доступности информации предполагает, прежде всего, широкую публикацию в СМИ сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи.
Не менее важным является принцип всеобщности социальной защиты населения, предусматривающий одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков. Социально значимыми принципами являются социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты, а также участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов, взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.

2. Система социальной защиты: ее элементы и особенности
Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей указанного явления. В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:
— субъекты социальной защиты — это граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);
— формы и виды социальной защиты граждан;
— органы социальной защиты населения;
— программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.
Особое место в системе социальной защиты населения занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу ее реализации. Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп.
Первая группа представлена трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте, в том числе: лицами, уволенными из Вооруженных сил. В ее состав входят безработные и незанятые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте, а также женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и беременные женщины.
Вторая группа объединяет нетрудоспособных граждан в трудоспособном возрасте. К числу таких граждан относятся инвалиды и лица, имеющие профессиональное заболевание.
Третью группу представляют граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите.
Четвертая группа включает в свой состав лиц старше трудоспособного возраста, в том числе одиноких престарелых граждан, пенсионеров по возрасту, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, блокадников и иных лиц старше трудоспособного возраста.
К пятой группе относятся иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. В эту группу входят также молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет, а также иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой.
Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.
В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности. Именно по критерию форм собственности можно определить три основные группы органов социальной защиты населения. Первая группа — это государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении.
Во вторую группу входят муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. Отметим, что в январе 2006 г. в Республике Дагестан принято постановление Правительства Республике Дагестан от 30.12.2005 г. № 242 «О создании территориальных органов социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Министерства труда и социального развития Республики Дагестан»[2], что означает создание предпосылок к развитию полномочий этой группы органов социальной защиты.
К третьей группе относятся государственные службы социальной защиты и социального обслуживания, основанные на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность которых связана с социальным обслуживанием.
По нашему мнению, структура системы социальной защиты обширна и включает целый ряд компонентов. Это социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальная работа, социальная поддержка, реабилитация и адаптация, социальные льготы и гарантии. Важными элементами этой системы являются такие виды деятельности, как самозащита и самопомощь, а также система социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.
Особенностью структуры социальной защиты является то, что ее элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.
Поскольку понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка» являются новыми для российской науки и практики, следует уделить им особое внимание.
Социальная помощь — это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и других выплат. Целью социальной помощи является обеспечение прожиточного минимума и удовлетворение основных потребностей граждан. Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», социальная помощь гражданам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, оказывается органами исполнительной власти субъектов РФ) [3].
Социальная поддержка включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления [4].
Наличие устойчивых связей и взаимодействие структурных компонентов системы социальной защиты имеет большое значение для относительно самостоятельного устойчивого ее функционирования. Важная роль в системе социальной защиты принадлежит социальным стандартам и нормативам, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Социальные потребности не сводятся к минимальному уровню, гарантируемому государством и обществом индивиду, не исчерпываются ими. Они предполагают развитие всех форм активной деятельности человека и социальных групп, в том числе: самозащиты, самопомощи, заботы человека о самом себе и т. д. Для российского общества актуальна проблема преодоления иждивенческого отношения к жизни, социальному положению.


Литература
1. Об основах социального обслуживания населения РФ: Федеральный закон от 15.11.1995 г // Новый сборник законов РФ с изменениями и дополнениями. — М., 2003.
2. О создании территориальных органов социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Министерства труда и социального развития Республики Дагестан: Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2005 г. № 242 // Собр. законодательства РФ. — 2005. — № 12. — Ст.222.
3. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный Закон от 24.10.97. // Собр. законодательства РФ. — 1997. — № 143.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 28.08.95. № 43 // Новый сборник законов РФ с изменениями и дополнениями — М.,2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия