Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Асадулаев А. Б.
доцент кафедры экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Социально-экономическая безопасность в системе национальной безопасности
В статье рассматривается социально-экономическая безопасность как составная часть более широкого понятия — национальной безопасности. Анализируется состояние экономической безопасности РФ на основе ее пороговых значений по различным параметрам. Выясняется влияние мирового финансового кризиса на уровень национальной безопасности РФ
Ключевые слова: РФ, национальная безопасность, социально-экономическая безопасность, финансовая система, государственная стратегия

Национальная безопасность — совокупность условий, обеспечивающих стабильность, самосохранение и развитие общества в существующих государственных границах, отражение военных, террористических, криминальных и экологических угроз, связанных со стихийными бедствиями, техногенными авариями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями. Обеспечение национальной безопасности является важнейшей прерогативой и обязанностью государства, которую оно осуществляет в сотрудничестве с гражданским обществом и хозяйствующими субъектами.
Численность сотрудников служб безопасности частных организаций и негосударственных охранных фирм в РФ ныне превышает 1 млн человек, что примерно равно армейскому контингенту. Мировой опыт показывает, что силы и средства негосударственных охранных и сыскных подразделений, служб, занятых проверкой партнеров по бизнесу и информационной безопасностью могут и должны использоваться для укрепления национальной безопасности. Однако, создание финансово-промышленными группами неподконтрольных государству силовых структур, как это имело место в 90-х гг., недопустимо.
Национальная безопасность — важнейшее условие устойчивого развития общества, особенно в условиях глобальной конкуренции и войны с международным терроризмом. Она включает оборонную (защита внешних границ), внутреннюю (защита личности и имущества граждан от противоправных посягательств), культурно-информационную (сохранение и развитие национальной культуры, условий развития личности), экологическую и экономико-энергетическую безопасность.
Эти слагаемые национальной безопасности тесно переплетаются. Усиливающееся соперничество за доступ к природным, особенно энергетическим, ресурсам зачастую прикрывается лозунгами «демократизации» и «гуманитарного вмешательства». Напряженность в межцивилизационных отношениях нагнетается террористами и приверженцами идеологизированных и силовых подходов к международным делам.
Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., подтвердил необходимость коалиционного подхода к оценке национальной экономической безопасности. В условиях глобализации ее невозможно обеспечить на базе автаркии, вне мирохозяйственного контекста. Снижение мировых темпов экономического роста уменьшает спрос на экспортируемое из России сырье и цены на него, одновременно усиливая давление импорта на российский рынок. Приток иностранного капитала, в первую очередь портфельного и спекулятивного, сменился его оттоком. По прогнозу Центробанка сальдо баланса текущих операций впервые за многие годы может стать отрицательным. Для сохранения устойчивости финансовой системы выделено более 6 трлн руб.
Кризис показал, что экономика США и ЕС уже не являются базой устойчивости мировой экономики, а доллар и евро — гарантией стабильности мировой финансовой системы. Усилилась необходимость создания новой архитектуры мирового финансового рынка и международных экономических отношений, нового подхода к обеспечению глобальной экономической безопасности на основе создания региональных финансовых центров и резервных валют.
Стала окончательно ясна неприемлемость рыночного фундаментализма, согласно которому свободный нерегулируемый рынок сам восстанавливает свое равновесие. Во всех странах мира государство усиливает свои регулирующие функции, увеличивает бюджетные инвестиции, выкупает терпящие бедствие финансовые и другие организации. Это создает предпосылки для перехода к новой регулируемой и социально ориентированной рыночной системе.
Таким образом, экономическая безопасность имеет сложную структуру и означает, во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и ее геополитическое положение в мире, самостоятельно определять ее экономическую политику и адаптироваться к новым условиям развития; во-вторых, системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны; в-третьих, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления, создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.
Стратегические национальные интересы России в сфере экономики группируются в трех важнейших направлениях: 1) долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП; 2) повышение конкурентоспособности экономики, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; 3) рост благосостояния, качества жизни и признания в мировом культурном пространстве России как демократической, динамично развивающейся страны, опирающейся на свою многовековую культуру и традиции [1].
Экономическая безопасность становится основой системы прогнозирования, стратегического планирования и национального программирования [2, 3]. В.К. Сенчагов определяет экономическую безопасность как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов. Защищенность национальных интересов определяется и обеспечивается способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Анализ внутренних и внешних угроз экономической безопасности России показывает, что они могут длительное время существовать в скрытом виде и для их выявления необходим мониторинг индикаторов экономической безопасности.
Серьезной угрозой национальной экономической безопасности, которая не была должным образом оценена, стал рост внешней задолженности банков и нефинансовых организаций, в том числе с государственным участием, под залог их ценных бумаг. Эта задолженность к концу 2008 г. превысила 550 млрд долл., что примерно равно золотовалютным резервам России. Падение курса ценных бумаг создало угрозу перехода залога в руки зарубежных банков. Зарубежные кредиты в значительной мере были использованы не для обновления производства, а для скупки новых активов в целях усиления монополии на региональных рынках и повышения рыночной капитализации компании. Государству пришлось выделить средства, предназначенные для инвестиций, на выкуп этих долгов.
Перерастание угроз в кризис происходит, как правило, из-за неэффективности управленческих решений в условиях увеличения угроз национальным интересам. Необходимо заблаговременное определение мер по отражению этих угроз, адаптации органов государственного управления к новым условиям и вызовам глобальной конкуренции.
Согласно концепции, разработанной Институтом экономики РАН, на макро- и мезоуровне целесообразно выделение 19 индикаторов, которые отражают наиболее важные сферы экономической безопасности в реальном, финансовом секторах экономики, в социальной сфере. Пороговые значения индикаторов отражают критически точки в экономическом развитии, предельные величины, превышение которых угрожает нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций [4]. Ниже пороговых значений в 2005 г. находились индикаторы сальдо платежного баланса, баланса бюджета, государственного долга. Объем золотовалютных резервов многократно превышал пределы порогового значения, но уровень монетизации ниже его в 2 раза, что свидетельствует о недостаточной активности инвесторов, низкой склонности населения к организованным формам сбережения и их превращению в инвестиции, о слабом развитии безналичных расчетов. Это сказалось на увеличении темпов инфляции. Доля импорта продовольствия в общем объеме продовольственных ресурсов намного превышает пороговое значение, что делает экономику весьма уязвимой. В 2006–2008 гг. импорт, в т.ч. продовольствия, рос гораздо быстрее экспорта.
Для детальной оценки безопасности России используется система индикаторов, характеризующих ее место в мировой экономике, в т.ч. в народонаселении, в запасах и добыче полезных ископаемых, в лесных ресурсах, в финансово-банковских активах, в экспорте и импорте, в мировом объеме ВВП, а также ВВП на душу населения. Они отражают разрыв между индикаторами, характеризующими, с одной стороны, территориальное пространство и природно-ресурсный потенциал, а с другой — финансовый потенциал, объем ВВП и международной торговли и, прежде всего, уровень и качество жизни. Многие диспропорции в последние 15 лет усугубились, особенно по социальным показателям.
А.Д. Урсул определяет экономическую безопасность как совокупность внешних и внутренних условий, обеспечивающих устойчивое развитие общества и повышение качества жизни его членов [5]. Устойчивость развития экономики и социальной сферы философы определяют как гармоничное природно-общественное, целесообразно поддерживаемое и направляемое развитие [6], а экономисты [7] — как стабильное и сбалансированное развитие, сохраняющее окружающую среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Оба эти подхода рассматривают общество как социоэкосистему, синтезирующую антропоцентрическое и биосфероцентрическое начало, что предполагает комплексное решение проблем социально-экономической безопасности (удовлетворение материальных и социальных потребностей нынешнего и будущих поколений, включая сохранение биосферы).
Экономическая безопасность характеризует способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства и повышения конкурентоспособности не только добывающих, но и, прежде всего, обрабатывающих отраслей экономики, устойчивый рост реальных доходов населения, заработной платы, опережающее увеличение пенсий и пособий; сокращение в 3–4 раза слоя бедных семей и формирование среднего сословия зажиточных граждан с высоким уровнем платежеспособного спроса.
Экономическая безопасность означает также:
— надежность финансово-банковской системы и способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокую конъюнктуру рынка, стабильность курса рубля, достаточность денежной массы и кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП;
— повышение в структуре внешнеторгового оборота доли экспорта продукции обрабатывающих отраслей;
— поддержание уровня импорта, особенно продовольствия, на безопасном уровне (примерно 25% розничного товарооборота продовольствия);
— независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения;
— сохранение единого экономического пространства и недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов, что является питательной базой сепаратизма [8].
В итоге система экономической безопасности, согласно данной концепции, включает 7 блоков: 1) концепцию и стратегию национальной безопасности; 2) национальные интересы России в сфере экономики; 3) угрозы в сфере экономики; 4) индикаторы экономической безопасности; 5) пороговые значения индикаторов; 6) организационную структуру; 7) правовое обеспечение экономической безопасности [9].
Россия интегрировалась в мировую экономику как ее сырьевой придаток. В 1980 г. в СССР добывалось 10% мирового объема нефти и газа. Доля топливно-энергетических ресурсов в экспорте в 1961–85 гг. выросла с 16,2 до 54,4%, однако выручка не была использована для перехода к инновационной постиндустриальной экономике. Доля сложной техники в советском экспорте в эти годы сократилась с 20,7 до 12,5%. В 50–60-х гг. СССР первым запустил спутник, осуществил полет человека в космос, ввел в эксплуатацию АЭС, реактивные самолеты и т.д. Однако впоследствии мобилизационная административно-командная стратегия, которая сводила проблему социально-экономической безопасности к достижению военного паритета с НАТО, привела к потере ведущих позиций в мировой науке и технике. В 90-х гг. реализация идей некоторых российских экономистов и зарубежных консультантов о ненужности планирования и промышленной политики вообще привели к массовому закрытию инновационных подразделений, эмиграции ученых.
Особый ущерб был нанесен приборостроению, радиоэлектронике, станкостроению. По данным Роспатента в 2006 г. интеллектуальная собственность составляла более 60% ВВП США, ФРГ и других развитых стран, но менее 1% ВВП России. Наукоемкость транспортного машиностроения ведущих зарубежных стран (отношение расходов на НИОКР к общему объему продаж) превышала 7%, а в России — 0,01% в 2005 г. и 0,25% в 2006 г. Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции в 2009 г. составляет 0,5%, причем экспорт авиационной и морской военной техники базируется на разработках 70–80-х гг., которые в ближайшие годы морально устареют.
Важнейшим результатом развития концепции экономической безопасности в последние годы можно считать признание необходимости промышленной политики как структурной альтернативы «невидимой руке рынка». Целью промышленной политики является создание коалиции экономических субъектов, выступающих за модернизацию как основу обеспечения экономической безопасности [10, 11]. Включающее промышленную политику макроэкономическое регулирование наилучшим образом соответ­ствует потребностям высокоразвитого рынка как сложной открытой системы [12]. В условиях глобализации необходимо согласование макроэкономической политики ведущих стран.
При переходе к инновационной и постиндустриальной экономике основой национальной безопасности становится новое качество экономического роста, при котором дефицитные и невоспроизводимые природные ресурсы замещаются эффективным использованием научных знаний. При этом выделяются 5 основных уровней структуры хозяйства и его экономической безопасности: мега-, макро-, микро-, мини- и нано-. Экономическая безопасность рассматривается как многоуровневая система обеспечения безопасности всех взаимодействующих уровней отраслевых, межотраслевых, территориальных комплексов, предприятий, их подразделений и работников. Особая роль мезоуровней состоит в том, что они выступают буферами при активизации угроз устойчивости для основных уровней хозяйст­венной системы и служат резервами при избытке или недостатке факторов, ресурсов и условий устойчивого развития [13].
Экономическая безопасность, определяющая устойчивое развитие всех уровней хозяйства, согласно институциональной теории, связана с созданием и функционированием организационных структур, законов и правил поведения, обеспечивающих эффективное участие в глобализации и информатизации экономики, инновационную и деловую активность, межфирменное и социальное сотрудничество. В Государственной стратегии обеспечения экономической безопасности были указаны приоритеты по выработке новых управленческих технологий и реструктуризации корпоративных образований и транснациональных компаний, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики, внедрение передовых технологий, создание благоприятного делового и предпринимательского климата.
Специальный раздел стратегии был посвящен механизму обеспечения экономической безопасности, основным направлениям государственной экономической деятельности по защите национальных интересов России в области экономики. В этом разделе указаны принципиальные положения по государственной системе обеспечения экономической безопасности, виды государственной деятельности по защите национальных интересов России в области экономики, важнейшие элементы и этапы работы по обеспечению экономической безопасности, критерии оценки уровня безопасности, функции и обязанности Правительства и Совета безопасности РФ по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны.
В 1999–2007 гг. было достигнуто укрепление экономиче­ской безопасности России по ряду показателей. ВВП вырос, по данным Росстата, на 72%, промышленное производство — на 56,2%, оборот розничной торговли — на 141,3%, внешнеторговый оборот — на 401,9%, инвестиции в основной капитал — на 159,3%, реальные доходы населения — на 141,4%, пенсии — на 138,2%. Число лиц с доходами ниже прожиточного минимума сократилось на 14,2%. К числу институциональных достижений можно отнести налоговую реформу, развитие фондового рынка и банковского сектора, реформу трудовых отношений, бюджетную политику, приведшую к профициту бюджета.
Однако систему обеспечения экономической безопасности России пока создать не удалось.
Ошибки в макроэкономической политике США, связанные с замещением реального производства не контролируемой странами-потребителями эмиссией доллара, как международной денежной валюты, послужили «спусковым крючком» кризиса. Его основная причина — глобальная диспропорция между реальным производством и финансовой системой, в которой ведущее место занял не регулируемый оборот производственных ценных бумаг, эмитируемых инвестициями, хеджевыми и другими формами.
Эти внешние причины кризиса были усугублены российским курсом на экспорт сырья и полуфабрикатов, вложением резервных фондов в иностранные ценные бумаги и внешние заимст­вования коммерческих банков и нефтяных компаний.
В условиях глобального финансового кризиса необходима стратегия, учитывающая падение цен и рынков, переоценку активов и рисков. В России эти риски увеличиваются. Во-первых, в отрыве от реальных экономических процессов росли цены на многие активы, особенно недвижимость. Во-вторых, реальные процентные ставки отрицательны (ниже темпа инфляции), что способствовало неоправданному росту кредитов и финансовых пузырей.
В-третьих, рост производства конкурентоспособных товаров и услуг в единицу времени отставал от роста прибылей и оплаты труда. В 2008–2020 гг. намечено увеличить производительность труда в 2,5–4, а оплату — в 5 раз.
Социально-экономическую безопасность можно определить как общественный институт, включающий правовую базу, систему правоприменения, организационные структуры и нормы поведения, позволяющий согласовать и защищать интересы граждан, хозяйственных субъектов, общества и государства в целях совместного социального воспроизводства и развития в условиях быстро изменяющейся среды, противостоять возникающим угрозам. В современных российских условиях эта безопасность призвана обеспечить устойчивое развитие экономики, преодоление бедности и коррупции, достижение высших социальных стандартов, взаимовыгодное сотрудничество с международными партнерами.
Социально-экономическая безопасность определяет устойчивость экономического развития. В ряде публикаций эта устойчивость сводилась к обеспечению высоких темпов роста ВВП в течение длительного времени. Однако, как показал еще Н.Д. Кондратьев, темпы роста ВВП не могут быть одинаково высокими, поскольку они определяются длительными экономическими циклами.
Еще более важно то, что экономика представляет собой лишь подсистему общества, рост ВВП является не самоцелью, а лишь средством социального развития, роста человеческого капитала, который в инновационной экономике определяет рост общественного богатства.
Механизм обеспечения социально-экономической безопасности не может быть создан стихийно, на рыночной основе. Необходим стратегический центр (им может стать Совет безопасности РФ), формирующий заказ на разработку методологии, законопроектов, стратегических планов и других инструментов укрепления национальной и региональной безопасности, подготовку и переподготовку кадров.
Указанный механизм призван обеспечить не только внутреннюю, но и геополитическую безопасность России как самой большой в мире по территории, многонациональной и многоконфессиональной страны, граничащей с Китаем, США и ЕС. Как справедливо отметил еще в 2000 г. В.В.Путин «либо Россия вновь станет великой державой, либо ее не будет вовсе».


Литература
1. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность // Российская Федерация сегодня. — 2007. — № 6. — С.36.
2. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Иванов Е.А. Долгосрочная стратегия экономической безопасности РФ на период до 2010 г. // В сб.: Россия в глобализирующемся мире. — М.: Наука, 2004.
3. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б.Н. Кузик, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. 2-е изд. — М.: Экономика, 2008.
4. Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. — М.: НПО «Модуль», 2000.
5. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. — М., 1998 — С.34–37.
6. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. — М., 2000. — С.13.
7. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. / Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна и др. — М., 2002. — С.20–25.
8. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность // Российская Федерация сегодня. — 2007. — № 6. С.36–37.
9. Экономическая безопасность России. Общий курс. М.: Дело, 2005. — С.75.
10. Шаститко А., Афонцев С., Плаксин С. Структурные альтернативы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. — 2008. — № 1.
11. Григорьев А., Тамбовцев В. Модернизация через коалиции. // Вопросы экономики. — 2008. — № 1.
12. Коган А.Н. Макрорегулирование высокоразвитого рынка: «невидимая рука», конкуренция, потребности системы. — М., 2007.
13. Иншакова Е.И. Устойчивое развитие стран СНГ: теоретическая характеристика и система индикаторов // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер.5. — 2004. — № 1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия