Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Хаирова С. М.
декан экономического факультета, профессор кафедры экономики и организации производства Омского государственного института сервиса,
доктор экономических наук

Стадникова Е. С.
ассистент кафедры экономики и организации производства Омского государственного института сервиса

Проблемы формирования государственно-частного партнерства в России
Рассмотрены современные тенденции развития партнерских отношений. Обоснована адаптация к российским условиям практических выстроенных моделей управления взаимоотношениями компаний с их партнерами. Определена необходимость влияния государства на организационно — правовые основы и совершенствование механизмов партнерства
Ключевые слова: предпринимательство, партнерские отношения, межфирменное сотрудничество, управление взаимоотношениями, государственно-частное партнерство

В мировой и российской экономике активно развиваются процессы реформирования. Создаются новые связи и взаимоотношения между субъектами рыночной экономики как внутри страны, так и с зарубежными фирмами, многие из которых активно действуют на российском рынке. Реформируются отношения между субъектами экономики, при этом меняются не только субъекты, но и формы их взаимодействия друг с другом.
Возрастает роль партнерских отношений и прежде всего с существующими потребителями, которые создают гибкую систему связей, обеспечивающих выживание российских предприятий при выходе на новые рынки сбыта или при получении доступа к новым источникам сырья. Гораздо сложней завоевать новых потребителей, нежели повысить степень лояльности существующих. Следует так же отметить развитие партнерских отношений между всеми группами влияния в организации (акционерами, руководителями, персоналом и др.), что является необходимым для выбора правильного направления развития организации. На основе партнерских отношений, учета взаимных интересов возрастает роль образования стратегических долгосрочных альянсов. В одиночку выжить предприятию, а тем более преуспеть, в ожесточающейся конкурентной борьбе представляется сложной задачей. Современные тенденции развития партнерских отношений обусловили появление и быстрое развитие маркетинга отношений. В основе этого вида маркетинга лежит построение долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами: потребителями, поставщиками, оптовыми и розничными торговцами с целью установления длительных взаимовыгодных отношений. В настоящие время масштабы таких партнерских отношений расширяются.
Именно возможность самостоятельно формировать партнерские отношения со своими контрагентами во многом отличает рыночный характер экономики. До сих пор отсутствует четкое и однозначное понимание сущности партнерских отношений в бизнесе, что тормозит развитие межфирменного взаимодействия малых предприятий, адекватное рыночным условиям. При упоминании слова «партнер» — возникает ассоциация с такими понятиями как честность, порядочность, ответственность. Партнер (англ. Partner) — есть участник какой-либо совместной деятельности, главным образом предпринимательской [1]. Хотя в словаре В.И.Даля говорится, что корни этого слова уходят во французский язык, что означает «товарища по картежной игре» [2]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что игрок может стать партнером, пройдя жестокий отбор, а стать партнером известного и удачного игрока очень престижно. Бизнес — эта та же игра и нужны не просто игроки, нужны партнеры, в которых можно быть уверенным. Терминология партнерства широко используется сегодня в практике бизнеса, например стратегический, финансовый, инвестиционный и т.д. партнеры, а также партнерство как форма организации бизнеса.
Партнерством признается совместная коммерческая деятельность совладельцами двух хозяйствующих субъектов или более, не создавая при этом корпорации. В соответствии с Законом о товариществах партнерство не является субъектом права, по этому обязательства по его долгам несут его участники. Между ними не устанавливаются отношения подчиненности и каждый партнер является главным. Тот факт, что партнеры являются совладельцами бизнеса, не означает, что они должны осуществлять равные вклады собственности и капитала, но так же это означает обязательное участие каждого из них в распределении прибыли и возмещения убытков от совместной деятельности. Партнерство может быть организованно на различных основаниях — от установления неформальной устной договоренности до оформленного письменного соглашения, в котором определены права и обязанности сторон, санкции за невыполнения обязательств, сроки действия соглашения и условия расторжения. Главным преимуществом партнерства является невысокая стоимость и простота его оформления, а недостатки такие же, как у индивидуального предпринимательства. Проблемы персональной ответственности за убытки от бизнеса стоят острей, чем в индивидуальном предпринимательстве. Если кто-то из партнеров не в состоянии возместить приходящуюся на него долю ущерба, это должны сделать за него другие партнеры. Партнерство в малом бизнесе помогает предпринимателям решить главную проблему — недостаток первоначального капитала.
В новой экономической среде многие фирмы терпят поражение в бизнесе потому, что не имеют четкой и скоординированной политики формирования партнерских отношений. Необходимо отметить, что отсутствие глубоких теоретических исследований партнерства в бизнесе, а также конкретных методов определения надежности деловых партнеров на этапе их выбора стало одной из главных причин низкой экономической эффективности некоторых предприятий. Нет, в частности, понимания того, насколько тесными должны быть такие связи и каким образом должны осуществляться. Требуется такая организация бизнеса, которая бы отвечала требованиям адаптивности и открытости к инновациям. Способность легко приспосабливаться к рыночным и технологическим изменениям приводит к изменению организации бизнес-процессов, а в результате партнерского взаимодействия; образуется особая инфраструктура, изменяющая «среду обитания бизнеса» и расширяющая его территориальные границы. Экономический успех реформирования деятельности хозяйствующих субъектов будет зависеть от выстраивания ими взаимоотношений, свойственных рынку, и реструктуризации действующих фирм.
Межфирменное сотрудничество предпринимателей или взаимоотношение предприятия с различными контрагентами в развитой экономике, является довольно стройной системой, в которой соглашения об объединениях (сотрудничестве) предпринимателей выступают инструментом цивилизованного саморегулирования предпринимателями условий своей деятельности. Партнерство рассматривается как содружество в бизнесе, а именно взаимоотношение предприятий с контрагентами в хозяйственной деятельности. Так же партнерские связи в сфере бизнеса выступают не только важным составным элементом предпринимательских действий, но и необходимым условием договорных отношений между контрагентами, давая возможность каждому из них получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности. Вместе с тем, необходимо учитывать факты, ограничивающие развитие схем взаимодействия между предприятиями и контрагентами: нестабильность внешней среды российского бизнеса, незрелость рынков, слабо развитая транспортная и информационная инфраструктура. Исходя из этого, в настоящие время многие российские компании выстраивают свои взаимоотношения с партнерами на основе цивилизованных схем саморегулирования в рамках современных маркетинговых подходов. Возникает необходимость разработки и адаптации практических выстроенных моделей, но прямой перенос опыта западных компаний, описывающих модели управления взаимоотношениями компаний с их партнерами, на российский рынок не представляется возможным.
Появляется возможность адаптировать западные модели к российским условиям, при этом необходимо учитывать ряд основных особенностей взаимодействия российских компаний. Рыночные принципы взаимодействия фирм не являются устоявшимися взаимоотношениями между российскими компаниями и поэтому носят зачастую комбинированный характер, объединяя рыночные и административные способы взаимодействия, что осложняет формирование межфирменных отношений российских компаний. Стратегии крупных предприятий, созданных еще в период плановой экономики, продолжает характеризоваться самыми простыми формами управления взаимоотношениями. Цель компаний заключается в поддержании сети фирмы, основанной на связях, сформулированных еще в условиях плановой экономики. Поэтому в развитии межфирменных взаимоотношений предпринимательского типа необходимо повышать потенциал эффективности взаимодействия между компаниями и построения на основе этого устойчивых конкурентных преимуществ. Стратегии межфирменных взаимоотношений с целью реализации предпринимательской деятельности применяются среди компаний высоко технологичных отраслей, отраслей, требующих постоянных инноваций или нововведений, либо хорошо приспособленных к существованию в условиях рыночной экономики. В целом ряде отраслей (металлургия, нефтехимия и др.) поставщики находятся в исключительном положении и обладают очень сильными рыночными позициями, поскольку рынок сырья для этих отраслей имеет преобладающее значение. В свою очередь, многие производственные компании не всегда ставят управление взаимоотношениями во главу стратегии, выделяя на первый план такие факторы, как технология, производственные мощности, качество и затраты, которые определяют позицию компании только в глазах потребителей и конкурентов, однако не являются стратегическим ориентиром компании.
Между российскими компаниями присутствует низкая степень взаимного доверия и готовности делиться информацией, что зачастую приводит к невозможности тесных взаимоотношений между партнерами, и трудностям в формировании сообществ заказчиков компании, поскольку заказчики нередко рассматривают друг друга как конкурентов. В целом российские компании негативно относятся к вопросам обмена информацией. По результатам проведенного исследования ряда российских компаний сделан вывод, что высокая степень неопределенности делового окружения заставляет компании стремиться к сокрытию информации [3]. Одним из важных факторов, влияющих на управление взаимоотношениями, является размер компании. Сильные российские компании не будут заинтересованы во внедрении стратегии управления взаимоотношениями в силу слабой конкуренции и наличия рыночной власти, тогда как промышленные компании среднего размера способны гибко реагировать на внешнюю среду и условия функционирования и в то же время не обладают достаточной рыночной силой. Эти особенности делают компании среднего размера перспективным объектом для систематизации опыта российских предприятий в области управления взаимоотношениями. Но общая экономическая и политическая нестабильность не создают системных предпосылок для возникновения долгосрочных интегрированных связей между компаниями.
Необходимо учитывать сотрудничество между государством и бизнесом, основанным на процессах в бизнес-сфере, таких как слияние, поглощение, конкуренция, смена собственников и т.п. Государство оказывает большое влияние на организационно — правовые основы и совершенствование механизмов партнерства, делая практику сотрудничества все более привлекательной для частных компаний. Активно развивающиеся в нашей стране государственно-частное партнерство (ГЧП), осуществляя сотрудничество между учреждениями и частными предприятиями, длительное время представляло собой бессистемный, хаотичный процесс и не являлось предметом особого внимания со стороны политиков, ученых и практиков, за исключением сферы социально-трудовых отношений.
Под государственно-частным партнерством сегодня принято понимать систему, мобилизующую частный капитал и знания для решения государственных задач. В изучении теории государства, политолог С.П. Перегудов выделил новую тенденцию, в основе которой лежит курс на сближение государственных и общественных структур, основанный на принципах равноправно-партнерских отношений [4].
В течение последних лет тема социальной ответственности бизнеса и социального партнерства является особо актуальной для мировой общественности. Взаимодействие бизнеса и власти отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточной эффективностью системы связей бизнеса с властью, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества. При взаимодействии всех трех секторов (бизнеса, общества и власти) возможно осуществление популярного тезиса социального партнерства. Именно в рамках данного поля и должно действовать и развиваться государственно-частное партнерство.
В научной литературе существует несколько вариантов определений понятия государственно-частного партнерства, что является новым выражением в современной управленческой практике. По оценкам экспертов, государственно-частное партнерство позиционируется как «новая технология развития экономики» [5]. Анализ выступлений, высказываний российских должностных лиц по вопросам ГЧП показывает интерес к этой проблеме, но не позволяет установить содержание этого термина. Понятно, что речь идет о некоем сотрудничестве государства и бизнеса, однако такого рода сотрудничество в общем виде возможно и без каких-либо особых терминов. Анализ отдельных высказываний должностных лиц, планов и программ позволяют сделать вывод, что сотрудничество это предполагается, прежде всего, в инвестиционной сфере.
Государственно-частное партнерство получило широкое распространение за рубежом и прежде всего в Западной Европе. В марте 2005 г. Совет Европы официально рекомендовал европейским странам активнее использовать его механизмы для инфраструктурных преобразований. Сам термин «государственно-частное партнерство» является дословным переводом распространенного во всем мире термина «public-private partnership». В зарубежных странах часто термин «public-private partnership» употребляется практически для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса [6]. Активно государственно-частное партнерство в концессионной форме использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже XIX–XX веков, особенно для строительства железных дорог [7].
В Соединенных Штатах, например, государственно-частное партнерство используется вот уже около 200 лет. Во многом благодаря подобному взаимодействию государства с частным бизнесом были преодолены последствия Великой Депрессии в сфере инфраструктуры. По данным The National Council for Public-Private Partnerships, сейчас в каждом американском городе от 23 до 65 муниципальных служб работают в сотрудничестве с частным бизнесом. Его участие в подобных проектах позволяет местным властям экономить от 20 до 50 процентов бюджетных средств. Проекты государственно-частного партнерства разрабатываются сейчас более чем в 60 стран мира. Лидерство по внедрению государственно-частного партнерства долгое время удерживает Великобритания. Британская форма государственно-частной собственности — «частная финансовая инициатива» начала развиваться в 2003 году («private financing initiative») [8]. Суть такого партнерства состояла в привлечении частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов, то есть когда фактически частный бизнес сам осуществлял строительство государственного объекта за счет собственных средств. Компенсация расходов частного инвестора осуществляется впоследствии либо за счет доходов от эксплуатации, либо за счет платежей из бюджета. Во многих случаях частной финансовой инициативы инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности, вплоть до найма персонала [8]. Объектами частной финансовой инициативы могут выступать объекты инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги), школы, вузы, больницы и даже тюрьмы [9]. В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой государственно-частной собственности, в течение последних 10 лет составляет 25 млрд фунтов, а в течение следующих 3-х лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд фунтов. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны [10].
Как свидетельствуют отечественный и мировой опыт, основными формами государственно-частного партнерства являются договора, контракты, концессионные соглашения о взаимодействии бизнеса и государства в тех или иных отраслях и сферах, за которые государство традиционно несет ответственность — объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры, памятники истории и архитектуры и т.п.), так называемые «публичные службы» (public services) — ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.
Государственно-частное партнерство состоит в том, что секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны «провалы рынка» или неэффективность государственного управления. Таким образом, наиболее предпочтительным, на наш взгляд, является определение государственно-частного партнерства как системы сотрудничества частного сектора, предприятий и организаций бизнеса с государственными учреждениями, а также региональных корпораций с государственными предприятиями, учреждениями, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач. Следует отметить, что изначально тема государственно-частного партнерства возникла в российской действительности благодаря Председателю Правительства России и была отражена в плане работы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве России. Постановка вопроса о ГЧП тогда осуществлялась в очень широкой форме и по различным отраслям: транспортная инфраструктура, технологии и инвестиционная деятельность и др. Развитию государственно-частного партнерства было уделено внимание в Концепции административной реформы, утвержденной Правительством России на 2006–2008 гг.
Для развития государственно-частного партнерства создается правовая база. В 2005–2006 гг. приняты Законы РФ: «О концессионных соглашениях» (июль 2005 г.), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (декабрь 2005 г.), «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд» (июль 2005 г), «Об автономных учреждениях» (ноябрь 2006 г.), «О внесении изменений в Федеральный Закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты РФ» (ноябрь 2006 г.). Кроме того, в Госдуме обсуждаются проекты законов: «О государственных (муниципальных) некоммерческих организациях», «О реорганизации государственных и муниципальных учреждений, выполняющих работы в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и науки», которые предполагают, в том числе и создание механизмов регулирования государст­венно-частного партнерства.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008–2010 гг. от 09.03.2007 указывается на необходимость «на практике широко задействовать эффективные механизмы государственно-частного партнерства, включая реализацию концессионных соглашений».
В Концепции долгосрочного социального развития Российской Федерации, разработанной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, «развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры» определено в качестве одного из принципов, которыми должно руководствоваться государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности. Термин «государственно-частное партнерство» в апреле 2007 г. впервые получил законодательное закрепление в дополнении к Бюджетному кодексу Российской Федерации статьей 179.2. об Инвестиционном фонде Российской Федерации.
Отношение к партнерству государства и предпринимательских структур неоднозначно. Ряд ученых высказывают мнение, что в этом инструменте кооперации заключается ключ к экономическому прорыву, другие высказывают опасение по поводу того, что правовая недоработка данного процесса может привести к очередному растрачиванию бюджетных средств при помощи коммерческих структур. В социально-политическом аспекте выражается обеспокоенность тем, что результаты государственно-частного партнерства могут стать очередной вехой «перераспределения» государственных предприятий, а это, в свою очередь, приведет к резкому повышению оплаты на социальные услуги населения и т.п. Предприниматели опасаются усиления роли государства и его вторжения в сферу свободы конкуренции и перераспределения ресурсов. В этой связи они высказывают мнения о том, что государство, овладев капиталом и новыми технологиями, используя административный ресурс, может стать довлеющим звеном в механизме взаимодействия. К тому же государство может увеличить ставки налоговых платежей и пошлин, что соответственно отразится на интересах предпринимательства.
Тем не менее, зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что сами по себе предпринимательские структуры не более продуктивны и эффективны, чем общественные и государственные в многочисленных отраслях социальной сферы. На этапе коренных преобразований всей экономики государственным предприятиям и учреждениям, так же, как и предпринимательскому сектору, выгодно государственно-частное партнерство. Именно оно способно содействовать реализации программ социально-экономической модернизации с наименьшими издержками и потерями для общественного сектора.


Литература
1. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. — Изд. 5-е. М.:2006. — С. 621.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык-Медиа, 2005. — С.574.
3. Michailova S., Husted K. Knowledge Sharing Hostility in Russian Firms // California Management Review. 2003. Spring. Vol. 45. № 3. P. 59–77.
4. Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. — М.: Наука, 2003. — 168 с.
5. Варнавский В.Г. Процессы институциональной адаптации частно — государственного партнерства к реальной экономике очень сложны. — [Электронный ресурс]. — http://www.opec.ru/point_doc.asp?tmpl=point_doc_print&d_no=50580#33
6. Санникова Т. Public-private partnership. — [Электронный ресурс]. — http://www.opec.ru /comment_doc.asp?d_no=46833
7. Варнавский В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. — М.: ИМЭМО РАН, 2002. — С. 22–26.
8. Санникова Т. Фундаментальная предпосылка — можно ли вести бизнес с этим государством? — [Электронный ресурс]. — http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=56613
9. Скидельский Р. Возможно ли партнерство государства и частного бизнеса в России? — [Электронный ресурс]. — http://www.opec.ru/news_doc.asp?d_no=46747
10. Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт. — [Электронный ресурс]. — http://www.eatc.ru/rus/doc.id_71.book_1.php

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия