Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кузьмова Ю. С.
доцент кафедры таможенного дела и логистики Института международного бизнеса и права Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики

Предпринимательская деятельность и рынок высоких технологий в России на современном этапе
В статье рассматривается проблема создания и развития высокотехнологичной продукции в России, сохранения и роста интеллектуальной собственности
Ключевые слова: макротехнологии, наукоемкое производство, научно-технический потенциал, конкурентоспособная технология, интеллектуальная собственность

Правительство РФ 18 октября 2006 г. утвердило проект федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям в развитии научно-технического комплекса России на 2007–2012 гг.». На ее финансирование запланировано выделить 195 млрд рублей. Вместе с тем высокие технологии в России работают не в полную силу в интересах страны.
Ежегодный оборот на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет 2 трлн. 800 млрд долл., а все мировое производство наукоемкой продукции осуществляется с помощью 50 макротехнологий [1]. Из них 39% контролируют США, 30% — Япония, 16% — Германия, 6% — Китай. И хотя в России сосредоточено почти 12 процентов ученых всего мира, ее доля на этом рынке по данным Всемирного банка составляет всего 0,3%. По оптимистическим прогнозам экспертов, наша страна может иметь на этом рынке сегмент около 8% [2]. Однако ежегодно в результате недостаточной поддержки государства теряется возможность сохранить контроль хотя бы над несколькими макротехнологиями.
Причины известны. В модели экономики страны последний десяток лет не была поставлена цель борьбы за лидерство в наукоемких технологиях и рынках наукоемкой продукции. В стране развиваются отрасли с доходностью, не превышающей 3–5% (ресурсодобывающие и перерабатывающие). А наукоемкие производства, мало поддерживаемые государством, которые могут дать прибыль не менее 20 — 40%, оказались наедине с рынком [3].
По словам ректора Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана И.Федорова, в соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса у госучреждений отсутствует право самостоятельного распоряжения результатами научно-технической деятельности. В результате вузы не вправе самостоятельно заключать лицензионное соглашение по введению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности (ИС). Российское научное сообщество много раз обращало внимание Правительства РФ на вопиющие проблемы использования интеллектуальной собственности. Российские патенты не гарантируют защиту от утечки научной информации. Поэтому многие фирмы отказались проводить патентование изобретений. Чтобы защищать ее на уровне современного права, была создана постоянно действующая комиссия.
Колоссальным сдерживающим фактором развития интеллектуального потенциала остается недостаток средств на патентование наших ноу-хау за рубежом. Академия наук на 66 тысяч специалистов получает всего несколько сот тысяч долларов. Изобретения не являются ни патентом, ни продуктом. По этой и ряду других причин многие ученые, всю жизнь создавая уникальный продукт, так и не могут наладить его промышленное производство.
В последние годы были приняты «Основы политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 г.». Этот документ должен был резко повысить рыночное использование ИС, но этого не произошло. Характеризуя связь научных исследований с промышленностью и экономическим развитием академик РАН С.П. Капица показал, что «затраты в области фундаментальной науки, прикладных наук и промышленного производства по порядку величин соотносятся как 1: 10 : 100» [4], в связи с чем этот процесс не может быть самостоятельно профинансирован ни наукой, ни предприятиями любого уровня без достаточной поддержки государства. При этом государство, выделяя недостаточное финансирование на научные исследования, забирает себе права на ИС, но ее большую часть не реализует вопреки интересам развития экономики.
Результатом стало падение конкурентоспособности российских предприятий и экономики в целом. Износ оборудования в промышленности сегодня достиг 70%. При этом загрузка их остается менее 50%. В ближайшие годы начнется массовое выбывание производственных мощностей. Тенденция деградации экономики приблизилась к опасной черте.
В концепции национальной безопасности России отмечается, что ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях, отток за рубеж специалистов, интеллектуальной собственности реально угрожает России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемкого производства, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности страны.
Не принимая системных мер на государственном уровне России невозможно увеличить мизерную долю — 0,3% интеллектуальной собственности на мировом рынке. Израиль, например, имея похожие проблемы, благодаря государственной политике добился роста этого показателя с 0,3% в 1992 году до 6,7% в настоящее время, который продолжает расти. Финляндия, ранее ориентировавшаяся на ресурсы, сегодня развивается за счет интеллектуальной продукции и наукоемких технологий. В России же изобретательская активность за последние 10 лет снизилась в 10–12 раз.
Несмотря на то, что промышленность уже давно живет по законам рынка, наша наука продолжает работать, слабо представляя, кому нужны результаты исследований. В то же время российские предприятия все больше приобретают импортную технику. И этот дисбаланс увеличивается.
Наше государство наконец-то намерено поддержать развитие высоких технологий и направить предпринимательскую деятельность в этом направлении. Одну из главных ролей здесь играет федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям в развитии научно-технического комплекса России на 2007–2012 годы» [3]. Например, на развитие нанотехнологий на пять лет запланировано 30 миллиардов рублей. Кроме этого создан специальный фонд поддержки нанотехнологий, в который в ближайшие годы будут направлены десятки миллиардов рублей. На научно-исследовательские и конструкторские разработки из федерального бюджета в течение 2007–2012 годов было запланировано направить 129 миллиардов рублей.
Средства в рамках Федеральной целевой программы будут направлены на «генерацию знаний, разработку технологий, их коммерциализацию, создание необходимой инфраструктуры». Появилась надежда, что через несколько лет наша страна приблизится к лидерам по производству высоких технологий. Причем государство берет на себя финансирование стадий от исследований до создания опытных образцов и конструкторской документации, а бизнес — помимо этого еще и организацию производства, то есть коммерциализацию того, что создаст наука.
За счет коммерциализации передовых технологий запланировано дополнительно выпустить новой наукоемкой продукции на сумму 142–150 млрд руб., а объем ее экспорта составит 39–44 млрд руб. Кроме того, должно быть разработано около 130 конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации.
В России на современном этапе ее развития есть пока единственная область, в которой она может реально конкурировать с ведущими мировыми производителями высокотехнологичной продукции. Это производство и торговля продукцией военного назначения. Кроме того, являясь традиционным по­ставщиком сырья, российские предприятия за счет расширения сотрудничества в военно-технической сфере с последующей экспансией технологий и организации лицензионного производства имеют шанс выхода через экспорт оружия на рынок не только военной, но и гражданской высокотехнологичной продукции.
На сегодняшний день российская продукция военного назначения экспортируется в 66 стран, и этот список предполагает постоянное расширение за счет новых рынков сбыта вооружений. Наиболее привлекательными и самыми выгодными для российских предпринимателей оружейными рынками являются государства Южной и Юго-Восточной Азии, страны Дальне­восточного региона, а также Ближний, Средний Восток и страны Персидского залива.
Поэтому сегодня предполагается расширять присутствие на всех перспективных рынках и, в частности, в Юго-Восточной Азии. В данном регионе военно-техническое сотрудничество с такими партнерами как Индией, Китаем, Вьетнамом, Малайзией и Южной Кореей осуществляется российскими предприятиями уже не один десяток лет. В то же время на протяжении нескольких лет ведутся достаточно обнадеживающие переговоры российских экспортеров о поставках продукции военного назначения в Таиланд, Филиппины, Индонезию и другие страны региона. Однако целый ряд имеющихся на сегодня в данных государствах объективных трудностей как внутриполитического, так и финансового характера осложняет переговорный процесс и препятствует заключению взаимовыгодных контрактов.
На Ближнем Востоке одним из наиболее давних импортеров российских вооружений является Сирия, армия которой в основном оснащена вооружением и военной техникой, поставленными в свое время Советским Союзом и требующими сегодня значительной модернизации. Возобновляется сотрудничество в военно-технической сфере и с такими некогда достаточно крупными покупателями российского вооружения, как Иран и Ливия.
В регионе Персидского залива российские предприятия поставляют сегодня вооружение и военную технику в такие страны, как Кувейт и ОАЭ, подписание контрактов с которыми в свое время вызвало большой резонанс во всех западных странах, считавшимися основными поставщиками оружия на данный рынок.
Большое значение придается сегодня сотрудничеству на высокотехнологичном западноевропейском рынке с Финляндией, Германией, Францией, Италией, а также с такими странами Юго-Восточной Европы, как Греция, Кипр и Югославия.
Несмотря на то, что ряд бывших стран Организации Варшавского Договора активно осуществляет военно-техническое сотрудничество со странами Запада, восточноевропейский рынок оружия для России окончательно не утрачен и военно-техниче­ское сотрудничество с данными странами, хотя и в меньшей мере, чем раньше, продолжается и постепенно оживляется. К тому же ряд восточноевропейских стран, ставших членами НАТО, пришли к пониманию того, что военно-техническое сотрудничество с Россией может помочь им в сокращении тех затрат, которые возникли при их вступлении в НАТО. А по оценкам Пентагона, присоединение Чехии, Польши и Венгрии к НАТО потребовало от данных стран только на реструктуризацию их вооруженных сил расходов в размере 10–13 млрд долл. [5].
Неплохие перспективы имеют российские предприятия и в Латинской Америке. Организуемые в данном регионе международные выставки вооружения и военной техники, в которых регулярно принимают участие представители российского бизнес-сообщества, лишний раз доказывают серьезность намерений ведущих стран данного региона проводить политику, направленную на обеспечение обороноспособности, отвечающей самым современным требованиям военного строительства.
Одним из приоритетных и взаимовыгодных направлений для России является развитие военно-технического сотрудничества со странами СНГ. На сегодняшний день Правительством Российской Федерации подписаны международные договоры о военно-техническом сотрудничестве с Украиной, Беларусью, Молдовой, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном. При этом в первую очередь данное сотрудничество ориентировано на совместное использование научно-производст­венного потенциала и сохранение тесных связей между оборонными предприятиями.
Путем целенаправленных усилий российских производителей и экспортеров продукции военного назначения география их деятельности постоянно расширяется. Увеличившиеся при этом объемы торговли оружием наиболее реально соответствуют мощи и научно-производственному потенциалу российской оборонной промышленности и обеспечивают России достойное место в одном из сложнейших секторов мирового хозяйства, каковым является современный мировой рынок вооружений.
Существуют и некоторые объективные факторы, работающие сегодня на пользу российского вооружения. Один из таких факторов — имидж продукции военного назначения, произведенной в России. Иными словами, российское оружие уже успело снискать достаточно широкое признание во многих странах мира, благодаря своим высоким боевым возможностям, качеству изготовления, долговечности и простоте использования. Причем, по всем этим параметрам Россия пока еще сохраняет свои лидирующие позиции, и практически по каждому виду российских вооружений имеются сегодня довольно хорошие экспортные перспективы.
Сегодня в стране производятся и предлагаются на экспорт такие образцы продукции военного назначения, которые либо только что приняты на вооружение российской армии, либо поступят в Вооруженные Силы России в ближайшее время. В общей сложности при этом набирается не один десяток образцов российской экспортоориентированной боевой техники, не только ни в чем не уступающей лучшим мировым аналогам, но зачастую значительно превосходящей их по целому ряду показателей.
В последнее время, особенно в условиях сегодняшнего экономического кризиса, все больше внимания предпринимателей уделяется рынку модернизации вооружений, который еще несколько лет назад считался несущественным и вторичным. Причем как у государственных, так и у частных корпораций уже есть перспективные проекты его модернизации, в том числе и по сотрудничеству в рамках перевода вооружений их армий стран-покупателей на стандарты НАТО.
Так, например, сегодня уже возможно производить и автомат калибра 5,56 мм, превосходящий по своим тактико-техническим характеристикам американскую винтовку М-16, и патроны к нему, и артиллерийские системы калибра 155 мм, и боеприпасы калибра НАТО, и многое другое оружие, соответствующее западным стандартам, причем не только ничем не уступающее западным образцам, но часто и более эффективное [6].
Таким образом, при изготовлении высокотехнологичной продукции, особенно продукции военного назначения на экспорт, российский производитель, удовлетворяя все пожелания заказчика, порой изменяет те или иные образцы вооружения и военной техники до такой степени, что они становятся совершенно непохожими на оригинал, причем подобные доработки не являются единичными. Кроме того, российские производители готовы к проведению в интересах иностранного заказчика НИОКР и к созданию совершенно новых видов оружия по предложениям своих зарубежных партнеров по военно-техническому сотрудничеству.
В условиях развивающегося рынка высоких технологий несомненно важное значение для предприятий оборонного комплекса имеет участие в международных выставках оружия и авиасалонах. Причем, регулярное участие в крупнейших выставках и салонах последних лет является одним из элементов серьезной маркетинговой политики и направлено, в первую очередь, на возвращение утраченных позиций на мировом рынке продукции военного назначения и наращивание российского экспорта вооружения и военной техники с целью дальнейшего укрепления позиций и на мировом рынке высоких технологий. Работа военно-морской салон в Санкт-Петербурге является ярким тому подтверждением. Помимо российских предприятий и организаций, в нем принимали участие приглашенные многочисленные зарубежные партнеры и бизнес-посетители. Тематика салона охватывает все этапы создания кораблей и морской техники в комплексе, в том числе и новейшие высокотехнологичные: кораблестроение и судостроение, энергетические установки, оружие и вооружение, морскую авиацию, системы навигации и управления, инфраструктуру обеспечения, новые материалы и технологии. Кроме конференций в Санкт-Петербурге было проведено 18 конгрессно-деловых и протокольных мероприятий. Всего участниками мероприятия в рамках военно-морского салона стали 55 официальных делегаций из 47 стран. Кроме традиционных партнеров организации, Китая, Индии, Вьетнама, продукцией предприятия «заинтересовались новые заказчики». Наибольший интерес потенциальных иностранных партнеров вызвали образцы малых кораблей морского флота.
Работа на выставках и грамотное представление своих изделий и услуг является важной частью предконтрактной деятельности внешнеторгового предприятия. Так, продвижение готовых образцов продукции военного назначения в развитые в экономическом отношении регионы во многом проблематично. Поэтому основные акценты военно-технического сотрудничества с ними должны быть смещены в область конкурентоспособных технологий и осуществление совместных проектов. Другое дело взаимодействие со странами менее развитых в экономическом отношении регионов, спектр военно-технического сотрудничества с которыми может быть достаточно широким: от поставок запасных частей к ранее поставленной продукции военного назначения до поставок современной продукции военного назначения и высоких технологий.
Предпринимателям важно осознавать, что большую роль играют организационные аспекты регионов, обусловленные функционирующими в них уже существующими экономическими организациями, объединяющими страны в блоки, и создающими единое правовое и экономическое пространство. Военно-техническое сотрудничество с иностранными партнерами следует строить на взаимовыгодной основе и с учетом того, чтобы эта область взаимодействия не была бы направлена против интересов безопасности третьих стран. Анализ экономических особенностей регионов мира позволяет правильно сориентировать векторы предпринимательской деятельности и определить перспективные направления ее развития.
Индия и Китай были и остаются на обозримую перспективу нашими крупнейшими торговыми партнерами в военно-технической области, в торговле высокотехнологичной продукцией. По оценкам специалистов, из всего портфеля заказов на поставку за рубеж российских вооружений на Китай приходится сейчас 2–2,5 млрд долл. [5].
Наиболее перспективными с точки зрения развития сотрудничества в области высоких технологий и военно-технического сотрудничества, в том числе со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии, можно считать Малайзию, Сингапур, Индонезию и Шри-Ланку. По мнению специалистов, потенциал данного региона оценивается в 6–7 млрд долл. на ближайшие 8–9 лет.
Российское бизнес-сообщество в рамках реализации высокотехнологичного сотрудничества не должно упустить возможность участия в планируемой модернизации вооруженных сил Сингапура. Для этого необходимо сосредоточить усилия на создании условий для осуществления поставок в эту страну не только отдельных видов готовой продукции военного назначения, но и на реализации совместных проектов по разработке и лицензионному производству отдельных высокотехнологичных узлов и комплексов.
Кроме всего вышеперечисленного, на современном этапе трудно переоценить значение все более укрепляющегося экономического сотрудничества в сфере высоких технологий в большинстве регионов постсоветского пространства, таких как Украина и Средняя Азия. Для них наша страна является не только привычным, но и перспективным в нынешних условиях торговым партнером. Значительные положительные изменения в отношении взаимовыгодного сотрудничества для обоих партнеров происходят и в этих регионах, в том числе по самым передовым позициям в высокотехнологичных сферах.
Учитывая, что в условиях экономического спада в ближайшие годы государственный оборонный заказ будет осуществляться не в крупных масштабах, производство высокотехнологичной продукции на экспорт может составить 60–70% годового объема производства в целом. Следовательно, для наиболее успешного продвижения на мировой рынок высоких технологий, предпринимателям необходимо осуществить следующие мероприятия:
выявить и освоить перспективные направления мирового рынка;
разработать и реализовать научно-обоснованные маркетинговые стратегии, в том числе на уровне предприятий-разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции;
использовать методы экономического анализа для обоснованного регулирования экспортных цен на высокотехнологичную продукцию с учетом геополитических факторов;
поднять на современный уровень не только новые технологии, но и пересмотреть всю систему подготовки кадровых ресурсов, широко использовать всемирные печатные и электронные СМИ.
Таким образом, современное состояние рынка и программа созданная в целях развития высоких технологий должны в корне изменить ситуацию. Впервые перед наукой ставится задача — услышать сигналы конкретного рынка — рынка высоких технологий, и, отвечая именно на них, проводить исследования, создавать новые технологии.
Сформулированы главные направления, которые во многом совпадают с утвержденными Президентом и Правительством России приоритетами развития науки, перспективных технологий и техники: информатика, электроника, нанотехнологии и материалы, технологии живых систем, комплексное использование природных ресурсов, перспективная и возобновляемая энергетика. Бизнесу предлагается двигаться по этому вектору и стать партнером для государства в рамках этой политики — разработки и развития высоких технологий.


Литература
1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер. с англ. Под ред. А.Н. Ковалик. — СПб., 2001. — С. 8.
2. Европейское сотрудничество — фактор стратегического развития Северо-Запада России / В.А. Жук, В.В. Ложко, Н.М. Межевич и др. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — С. 149.
3. Российские вести. Федеральный еженедельник № 38(1840) 18–25 октября 2006 г.
4. Капица С.П. Настоящее и будущее науки в России. — М., 1994. — С. 12.
5. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. — М., 2008.
6. www.vpk-news.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия