| | Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Сулейманова М. С. ассистент кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала) Гаджиева Н. А. доцент кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются вопросы эффективного управления и государственного регулирования туристской деятельности | Ключевые слова: туристская деятельность, государственное регулирование туризма | Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. Она вносит значительный вклад в национальный доход во многих странах мира.
Роль туризма в современном хозяйственном комплексе России более чем скромная. Если доля туризма в ВНП большинства развитых стран мира составляет от 5 до 15%, дохода, в отдельных случаях до 40%, то в Российской Федерации этот показатель находится на уровне 0,01%. Ежегодно Россия теряет миллиарды рублей, из-за неразвитости туристской индустрии.
Для современного состояния туристической отрасли в России характерно резкое снижение объемов туристических услуг на внутреннем рынке и рост объемов услуг, связанных с международным туризмом. Поэтому сегодня особое внимание необходимо обратить на развитие внутреннего рынка туризма и его инфраструктуры.
По прогнозу Всемирной туристской организации к 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран, представляющих самые популярные направления туризма. По оценке экспертов Всемирной туристской организации (ВТО), Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. [6, С. 36]. | | Таблица 1 Основные показатели туристской деятельности в России за период 2005–2008 гг. | | В табл. 1. можно увидеть степень въездного и выездного туризма и основные показатели туристической деятельности в России за период 2005–2008 гг. (табл.1).
Из таблицы один видно, что объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 г. 88,9 млрд руб., что превысило показатели 2005 г. на 47%.
По прогнозным оценкам Всемирного Совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 г. в ВВП страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей — 5,7%, инвестиций в основной капитал в туристическую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2% .
При более активном проведении государственной политики в сфере туризма, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год.
Для улучшения обслуживания туристов Дагоблтурсоветом приняты меры по созданию и укреплению материально-технической базы туризма. Так, за 1986–1987 гг. общая вместимость туристских баз увеличилась с 4459 до 5083 мест. В 1987 г. оказаны услуги на 11,8 млн руб. Обслужено 92,3 тыс. туристов, 847 тыс. экскурсантов.
С 1990 г. туризм в Дагестане переживает серьезный кризис в связи обострением межнациональных отношений в Закавказье, Прибалтике, Чечено-Ингушетии и ряде других регионов страны.
Монополия ДСТЭ в области туристических услуг в 1991 г. распалась. ДСТЭ разделился на суверенные предприятия, появился свободный рынок туристических услуг. В связи с общей криминогенной обстановкой в регионе резко сократилось количество туристов. Турбазы были законсервированы. Но постепенно число туристов начало расти, и в 2007 г. Республику Дагестан посетило 42089 иностранных туристов, из них 4697 иностранных граждан из дальнего зарубежья. Развитие туризма в 2003–2007 гг. в Республике Дагестан показано в табл. 2.
Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли.
По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300 занятых в сфере услуг, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокие качества сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристического потока. Все это определяет объективную необходимость в смене возникшей сегодня в стране ситуации.
Процесс децентрализации управления туризмом должен быть дополнен совершенным механизмом регулирования и поддержки туристической деятельности со стороны правительства. Система регулирования определяет совокупность форм и методов государственного регулирования, реализующихся через соответствующие системы и звенья управления экономикой и сферой туризма региона. Все это связано с необходимостью отражения в практической деятельности государства не только экономических, политических, социальных, но и региональных аспектов развития сферы туризма. Этому соответствует региональная политика, направленная на использование благоприятных и ограничение негативных региональных факторов как для достижения общих целей социально-экономического развития России, так и стабильного развития конкретного региона. В отраслевом разрезе роль сферы туризма в формировании экономики региона вполне соизмеряется с материальной сферой. Вклад сферы туристических услуг (13,6%), промышленности (15,8%), услуг связанных с жильем (5,4%) — строительной отрасли (4,5%). [11, С. 88]. | | Таблица 2 Развитие туризма в 2003–2007 гг. в Республике Дагестан | | Государственное регулирование отрасли туризма по своей сути направлено на создание стабильно развивающейся экономической базы, как основы реальной самостоятельности всех звеньев отрасли туризма, что предполагает создание условий для оптимального сочетания организационно-распорядительных и экономических методов регулирования хозяйственной деятельности. Эффективное управление и государственное регулирование туристской сферы определяется количественным и качественным показателями социального эффекта от развития предприятий этой сферы.
В связи с этим необходима конкретная программа государственного регулирования в сфере туризма, в которой должны отражаться его формы и методы. При этом важным является обоснованность наличия любых структурных элементов, которая должна определяться составом функций и объемом задач по их реализации. Разнообразие целей и задач системы управления развитием туристской сферы определяется для каждой конкретной отрасли и предприятия с учетом специфики оказываемых туристских услуг. Обобщенная схема определения и формирования цели развития туристской сферы показана в табл. 3.
Сегодня особенно важным становится эффективное функционирование организационно-экономического механизма регулирования экономики и в частности сферы туризма на региональном и местном уровнях. | | Таблица 3 Формы государственного регулирования в отрасли туризма | |
| |
|
|