Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Быков В. В.
аспирант филиала Московского энергетического института (г. Смоленск)

Развитие логистических систем на предприятиях межрегионального распределительного сетевого комплекса (МРСК)
В статье обоснована необходимость применения логистики и логистических систем для предприятий межрегионального распределительного сетевого комплекса (МРСК) с целью повышения эффективности их работы. На примере «МРСК Центр» рассмотрены возможные направления развития сетевого комплекса. Предложена многоуровневая система организации логистической поддержки операционной деятельности МРСК
Ключевые слова: сетевая компания, логистика, материально-техническое снабжение, электроэнергетика

В системе отраслей народного хозяйства энергетическая отрасль является одной из самых значимых, поскольку решает стратегические и оперативные экономические и социальные проблемы. Основным системообразующим субъектом в отрасли является электроэнергетика как основная инфраструктурная составляющая энергохозяйства. Качество и надежность электрообеспечения в значительной мере определяют эффективность функционирования экономики.
Реформирование электроэнергетической отрасли на основе реструктуризации энергетического рынка страны путем диверсификации генерирующих мощностей и сетевого хозяйства по нескольким десяткам компаний обусловило необходимость новых направлений развития отрасли. В процессе реформирования электроэнергетической отрасли повысилась роль сетевых компаний как естественных центров, обеспечивающих взаимодействие между клиентами, субъектами энергорынка и структурами власти.
Результатом реорганизации отрасли стало образование новых структур по транспортировке электроэнергии: Распределительные Сетевые Компании (РСК), которые объединяются в Межрегиональные Распределительные Сетевые Комплексы (МРСК). Была создана Федеральная Сетевая компания (ФСК), в которую вошли Межрегиональные Магистральные сетевые компании (ММСК). РСК были образованы в течение 2005 г. путем выделения из вертикально-интегрированных компаний генерации и сбыта и осуществляют передачу электроэнергии по сетям 110 кВ и ниже. ММСК осуществляют транспортировку электроэнергии по сетям 220 кВ [1].
В 2008 г. была утверждена следующая структура МРСК (без Дальнего Востока): «Московская объединенная электросетевая компания», «МРСК Центра», «МРСК Юга», «МРСК Северного Кавказа», «МРСК Волги», «МРСК Центра и Приволжья», «Ленэнерго», «МРСК Северо-Запада», «Тюменьэнерго», «МРСК Урала», «МРСК Сибири» [2].
В результате реформирования энергетики формализуются отношения субъектов энергорынка и клиентов. Поэтому формирование комплексной системы взаимоотношений с клиентом является приоритетной задачей распределительного сетевого комплекса. Для этого необходимо решить задачи по выстраиванию взаимоотношений с элементами внешней среды. Это:
— реализация стратегических инициатив развития распределительных электрических сетей в рамках национальных проектов;
— реализация стратегических инициатив в рамках развития распределительных электрических сетей на региональном уровне;
— выстраивание диалога с федеральными и региональными субъектами энергетического рынка и органами власти;
— выстраивание диалога с субъектами бизнеса.
Одновременно возникла проблема привлечения инвестиционных ресурсов и обеспечения логистического согласования функционирования разрозненных энергетических активов (на основе формирования логистических систем соответствующего типа).
Эффективность логистической системы, как сложной организационно-структурированной экономической системы, состоящей из элементов-звеньев, приобретает в данном случае особую важность в связи с необходимостью обеспечения стабильности электросетевых комплексов страны и регионов. Для этого необходимым условием является оптимизация затрат на услуги по передаче электроэнергии. Решение этой задачи невозможно без обеспечения устойчивой функциональной взаимосвязи энергоактивов на основе их организационно-экономического взаимодействия, методологическую платформу которого должны составить инструментальные методы современной логистики для достижения надежного электроснабжения потребителей.
В настоящее время в данном направлении проводятся определенные мероприятия. Так ФСК, совместно с Правительством РФ, разрабатывает новую систему тарифного регулирования, которая учитывает лучшую международную регуляторную практику. Данная система должна заменить существующую неэффективную систему «затраты +»:
— регулируемая выручка покрывает операционные затраты и справедливую норму доходности на регулируемую базу активов (RAB);
— норма доходности на RAB определяется экономической стоимостью капитала;
— механизм стимулирования инвестиций в сети благодаря учету новых капитальных инвестиций в регулируемой базе активов;
— регулируемая выручка устанавливается на 5-летний период с корректировкой на неподконтрольные операционные издержки и объемы распределяемой электроэнергии;
— стимулирование компаний к операционной эффективности через механизм сохранения в распоряжении компаний эффекта от экономии затрат;
— надежность сети и качество сервиса: механизм премий/штрафов за достижение/недостижение целевых ориентиров надежности и качества сервиса.
Основные ожидаемые параметры новой системы тарифного регулирования:
— начальная стоимость инвестированного капитала (начальный RAB) будет базироваться на амортизированной стоимости замещения активов, определенной международными консультантами;
— норма доходности на RAB будет сравнима с соответствующими параметрами при приватизации в странах Восточной Европы: ожидаемая ставка — 10–12% в номинальном выражении;
— регуляторный период составит 5 лет (переходной период — 3 года), что обеспечит предсказуемость денежных потоков и действенность стимулов эффективности;
— сохранение экономии от снижения операционных издержек в течение 5 лет (как в Великобритании).
Весь арсенал современных методов и средств организации и управления энергосистемой (в т.ч. средства тарифной политики) направлен на достижение стабильного электроснабжения. Но пока логистические методы находят весьма ограниченное применение, несмотря на то, что эффективность функционирования предприятий МРСК определяется эффективностью функционирования логистических систем, которые включают в себя следующие основные подсистемы: закупочная логистика, логистика запасов и складская логистика.
В связи с ростом потребности в электроэнергии необходимо развитие МРСК. Рассмотрим это на примере ОАО «МРСК Центра», которое включает в себя следующие организации: «Белогородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орелэнерго», «Тамбовэнерго», «Смоленскэнерго», «Тверьэнерго», «Ярэнерго» [2].
Рост и преобразование является одной из стратегических целей «МРСК Центра», для достижения которой необходимым условием является повышение инвестиционной привлекательности компании, увеличение ее стоимости. Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:
1) Бесперебойное электроснабжение в связи с ростом потребления электроэнергии, миграцией мощностей, а также с тем, что бизнес-процессы обслуживания потребителей проходят через зоны ответственности многих компаний. Обеспечение быстрой и точной реакции на инциденты (необходим инструмент сбора и регистрации инцидентов, построение обратной связи с потребителем, согласованность действий с другими участниками энергорынка).
2) Технологическое переоснащение и строительство новых мощностей (планирование развития сетей, создание прогнозной карты потребления).
3) Обеспечение согласованности функциональных политик компании и региональных стратегий.
4) Формирование интегрированной информационной среды (ИИС) по принципу «до каждого сотрудника» в рамках перехода к Единой операционной компании (ЕОК), для достижения стратегической цели формирования единого информационного пространства.
Решение данных задач невозможно без соответствующего развития логистических систем. Причем, анализ современного состояния развития логистики на предприятиях типа МРСК позволяет сделать выводы об отсутствии взаимосвязи направлений развития предприятий с вариантами использования логистических систем. Поэтому предлагается следующая обобщенная система выбора логистических стратегий и логистических систем в соответствии с направлениями развития МРСК. В зависимости от факторов, которые становятся ключевыми при реализации того или иного направления развития предприятия МРСК, могут быть определены потоки основных ресурсов. Система взаимосвязи логистических стратегий и стратегических задач предприятия МРСК на примере ОАО «МРСК Центра» представлена в табл. 1.
Таблица 1
Направления развития логистических систем предприятий МРСК
Предложенная схема направлений развития логистических систем предприятий МРСК позволяет обеспечить логистическую поддержку возможных направлений развития электросетевых хозяйств различных уровней. Одновременно рассмотрим и организацию логистической поддержки операционной деятельности МРСК. Для этого целесообразно выделять типы МРСК по различным критериям. Примерами таких классификаций могут быть следующие:
1) Состояние основных фондов межрегиональных РСК: МРСК, в которых требуется существенная замена основных фондов; развивающиеся МРСК с относительно невысоким уровнем износа электрических сетей.
2) Природные условия функционирования сетей (сети могут располагаться в районах с различным сочетанием и степенью проявления таких внешних факторов, как температура, ветер и гололедно-изморозевые образования).
3) Требуемый тип развития МРСК: реконструкция сетей, модернизация, новое строительство и т.д.
4) Степень разрозненности отдельных РСК, входящих в МРСК по климатическим условиям, состоянию основных фондов и другим критериям.
В зависимости от состояния и типа развития МРСК могут быть приняты различные методы материально-технического снабжения на различных уровнях логистического управления, которые представлены на рис. 1.
Рис. 1. Уровни логистического управления в электроэнергетике
На стратегическом уровне осуществляется управление электроэнергетической системой страны.
На корпоративном уровне осуществляется управление отдельными МРСК, т.е. происходит согласование всех видов потоков на уровне МРСК в целом.
На функциональном уровне осуществляется управление потоками определенных типов — информационными, материальными, финансовыми, кадровыми в МРСК.
На локальном уровне логистического управления осуществляется функциональное управление сетями в отдельных регионах.
Рассматривая классификацию МРСК по требуемому типу развития и состоянию основных фондов, можно подобрать определенные методы материально-технического снабжения как для отдельных РСК регионов, так и для МРСК в целом (с учетом сходных климатических условий). Тип развития, в свою очередь, зависит от состояния сетей.
Описывая современное состояние распределительного сетевого комплекса страны в целом, необходимо привести следующие основные данные:
— более 40% воздушных и кабельных линий, 30% подстанций находятся в эксплуатации выше срока службы;
— наряду с физическим износом оборудования происходит его моральное старение — средний технический уровень установленного подстанционного оборудования в сетях МРСК по многим позициям соответствует оборудованию, которое эксплуатировалось в ведущих странах мира 30 лет назад;
— в результате, показатели надежности электроснабжения в России ниже аналогичных показателей зарубежных стран.
В сетях 6–10 кВ происходит, в среднем, 26 отключений в год в расчете на 100 км воздушных или кабельных линий, в сетях 0,4 кВ — до 100 отключений. В результате происходит до 5–6 отключений потребителя в год (в технически развитых зарубежных странах до 1–2).
Причинами повреждений на ВЛ 6–10 кВ являются: старение конструкций и материалов при эксплуатации (18%), климатические воздействия (ветер, гололед и их сочетание) выше расчетных значений (19%), грозовые перенапряжения (13%), недостатки эксплуатации (6%), посторонние воздействия (16%) и невыясненные причины повреждений (28%).
Кабельные линии всех классов напряжения повреждаются из-за дефектов прокладки (до 20%), старения силового кабеля (31%), механических повреждений (30%), заводских дефектов (10%) и коррозии (9%).
Увеличивается количество повреждений силовых трансформаторов 35 — 220 кВ. Более 50% отказов вызваны старением и увлажнением изоляции, повреждениями комплектующих узлов — переключатели ответвлений, устройства регулирования напряжения и вводы [3].
Частые повреждения и отказы элементов электросетевого хозяйства не позволяют предприятиям МРСК реализовать одну из их основных функций — организацию бесперебойного электроснабжения, по крайней мере — без технологического переоснащения и/или строительства новых мощностей.
Анализируя приведенные показатели состояния и развития распределительного сетевого комплекса, необходимо отметить, что основными причинами повреждений и отказов трансформаторов и линий электропередач являются дефекты конструкций, изготовления, монтажа и ремонта, несоблюдение правил и норм эксплуатации, а также токи короткого замыкания, перенапряжения и перегрузки.
Представляется, что для устранения дефектов самих конструкций, процессов монтажа и ремонта, эксплуатации одним из основных условий является применение рациональных методов материально-технического снабжения перечисленных видов деятельности [4]. Так, в зависимости от состояния сетей на уровне МРСК можно предложить следующие методы материально-технического снабжения основной и ремонтной деятельности, работ по развитию сетей (табл. 2).
Таблица 2
Методы материально-технического снабжения
В случае, если основными причинами неполадок являются дефекты конструкций или изготовления используемых объектов, то вполне обоснованным будет дальнейшее развитие сетей в направлении нового строительства или модернизации существующих объектов, возможно с заменой поставщиков. В качестве метода материально-технического снабжения в данном случае целесообразно принять систему запросов, по которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.
Когда неполадки случаются в основном по причине дефектов монтажа конструкций и их ремонтов, то целесообразно пересмотреть концепцию и методы материально-технического снабжения и проанализировать ее на предмет качества снабжения ремонтной деятельности необходимыми материалами. При таких условиях целесообразно использование трехуровневой системы планирования материальных потребностей: на первом уровне (корпоративном) осуществляется программное планирование, на втором и третьем уровнях (функциональном и локальном) осуществляется распределение материалов и управление закупками.
Если несоблюдение правил и норм эксплуатации становится основной причиной неполадок и отказов оборудования, то имеет смысл осуществить пересмотр источников кадровых ресурсов. В данном случае может быть использован электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос поступает в виде заказа (например, на обучающие программы).
Перенапряжения и перегрузки являются объективными факторами, влияющими на состояние и функционирование оборудования. Поэтому в данном случае обоснованы решения относительно нового строительства и модернизации оборудования. При этом в качестве метода снабжения может использоваться метод прогнозных показателей, основанный на формировании спроса на необходимые объемы закупок на корпоративном уровне, а затем конкретный объем поставок на локальном уровне приводится в соответствие со спросом.
Таким образом, выбор направлений развития логистических систем предприятий МРСК должен производиться с учетом стратегических целей сетевых комплексов. При этом направление развития сетей (с учетом факторов, препятствующих реализации стратегических целей МРСК) определяет используемые логистические методы.


Литература
1. Полуботко А.А. Управление качеством поставок электрической энергии в логистической системе электроэнергетического комплекса: Автореф. дисс... к.э.н. — Ростов-на-Дону, 2007.
2. Федеральная сетевая компания Единой энергосистемы. Инвестиционные перспективы распределительного электросетевого комплекса (РСК), 2007. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.mrsk.ru
3. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Прил. к обществ.-дел. журн. «Энергетическая политика». — М.: ГУ ИЭС, 2001. — 120 c.
4. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 327 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия