Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Валитов Ш. М.
ректор Казанского государственного финансово-экономического института,
доктор экономических наук,
профессор

Гурьянова Э. А.
доцент кафедры общего менеджмента Казанского государственного финансово-экономического института
кандидат экономических наук


Формирование проектно-ориентированной модели управления в сфере высшего профессионального образования
В статье проводится анализ сложившихся организационных структур управления в сфере высшего профессионального образования. Приводится обоснование необходимости использования в данной сфере проектно-ориентированной модели управления. Рассматриваются возможные пути формирования проектных групп. Предлагается структура проектной группы и механизм функционирования проектно-ориентированной модели в сфере высшего профессионального образования
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, организационная структура, управление, проектное проектирование, образование

Характерной чертой современного общественного развития является построение экономики, базирующейся преимущественно на воспроизводстве, распространении и использовании знаний. В Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568, отмечается, что в настоящий период необходимо создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.
Среди мероприятий в рамках Программы выделяется проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров, для реализации которых будет производиться ежегодный отбор около 450 научно-исследовательских проектов (в области естественных наук — около 40 процентов работ, в области технических наук — около 40 процентов работ, в области гуманитарных наук — около 10 процентов работ и не менее 10 процентов работ — в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики), продолжительность деятельности каждого из которых рассчитана на 3 года.
Одним из приоритетных направлений Программы является стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, для финансирования которого планируется выделить в 2009–2013 гг. 43,6 млрд рублей из средств федерального бюджета и 4,1 млрд рублей из внебюджетных фондов.
Таким образом, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования рассматривается в качестве приоритетного направления развития системы высшего профессионального образования. На этом фоне актуальным направлением является постоянный мониторинг и внедрение различных изменений в образовательный процесс. С нашей точки зрения одной из наиболее эффективных форм реализации новых направлений развития сферы высшего профессионального образования должна стать проектно-ориентированная модель, основанная на современных подходах к формированию организационной структуры управления в сфере образования.
При использовании данного подхода отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности ВУЗа, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Именно использование проектно-ориентированной модели позволит существенно повысить эффективность использования инвестиционных ресурсов в сфере образования.
В последние годы в рамках повышения экономической эффективности научных исследований в высших учебных заведениях активно создаются технологические парки, технологические инкубаторы, инновационно-технологические центры. Одновременно с этим организация обучения остается неизменной в течение десятилетий и основана на традиционной иерархии, которая оказывается недостаточно гибкой для решения новых задач.
Передовые ВУЗы, например Казанский государственный финансово-экономический институт и Казанский государственный университет уже давно осваивают новые управленческие подходы, вводят в организационную структуру нетрадиционные образовательные подразделения, однако в целом использование проектно-ориентированной модели управления является новым подходом для российских ВУЗов.
Если учреждение, работающее в сфере высшего профессионального образования поддерживает процесс непрерывного управления изменениями, то само развитие данного образовательного учреждения можно представить в виде цепочки проектов, которые реализуются в организационной, социальной, научной, технической сфере. Процесс управления и реализации данных проектов предполагает создание и функционирование команд на постоянной или временной основе.
Обеспечение высококачественного образования возможно только на базе научных исследований, проводимых научно-педагогическими работниками. Научные исследования, проводимые в высших учебных заведениях, служат не только для повышения качества учебного процесса, но являются также самостоятельным направлением деятельности ВУЗа. Научная работа преподавателей высшей школы имеет такое же значение, как и учебная деятельность, как по своей роли, так и по затрачиваемому времени.
Известно, что научное направление, которое ведет преподаватель, не всегда совпадает с теми дисциплинами, которые он преподает. В этой связи возникают условия для объединения преподавателей по научным интересам, в результате чего формируются научные школы, творческие коллективы, включающие в свой состав вузовских работников из различных подразделений учебного заведения. Подобные объединения могут носить как временный, так и постоянный характер, что, в свою очередь, может привести к формированию нового организационного подразделения, которое не будет совпадать со структурой, обеспечивающей ход учебного процесса.
Стабильно функционирующая организационная структура управления способна обеспечить надлежащие результаты работы не только учебного заведения, но и любой организации только в условиях устойчивой внешней и внутренней среды, не предъявляющей жестких требований к регулярным изменениям структуры, функций, направлений деятельности. В современных же условиях, предъявляющих высокие требования к способности оперативно реагировать на растущие, быстроизменяющиеся потребности общества в определенных объемах знаний, навыков, умений, которые могут предоставить высшие учебные заведения, необходима более гибкая структура. Однако даже в условиях изменения общественных потребностей необходимо сохранение традиционной иерархической организационной структуры учебного заведения в целях поддержания устойчивости организации в целом.
С учетом вышесказанного наиболее рациональным представляется совмещение проектной структуры с постоянной для данного учебного заведения линейно-функциональной структурой управления. В таком случае, сохранение традиционной иерархической структуры позволяет поддерживать устойчивое функционирование основного для данного ВУЗа учебного процесса, а формирование дополнительных проектно-ориентированных структур управления обеспечит развитие инновационных процессов и создание инновационных продуктов.
Другими словами, наряду с такими функциональными подразделениями, как учебный отдел, деканаты, бухгалтерия и т.д., в учебном заведении могут быть созданы новые проектно-ориентированные структурные подразделения, например, отдел инновационного развития, курсы переподготовки и повышения квалификации различной длительности, которые могут функционировать как на постоянной, так и на временной основе.
Предлагаемый проектно-ориентированный подход управления в сфере высшего профессионального образования позволяет значительно активизировать деятельность руководителей и работников высшего учебного заведения в результате формирования проектных команд, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями. Данный подход также дает возможность получения высококачественных результатов в рамках осуществляемых инновационных проектов, а также вовлекает руководителей и работников ВУЗов в сферу активной творческой деятельности, что имеет особое значение для повышения качества образовательного процесса.
Концепция проектной организации в сфере высшего профессионального образования рассматривается нами как дополнительная к существующей организационной схеме и ни в коем случае не отменяет ее. Именно в традиционной организационной структуре образовательного учреждения могут быть созданы проектные группы, занимающиеся разработкой и реализацией идей, связанных с совершенствованием различных сторон деятельности ВУЗа. В зависимости от особенности и предмета проекта в состав проектной команды (по мере необходимости) могут привлекаться как преподаватели, так и специалисты функциональных подразделений.
Формирование проектных групп может осуществляться двумя путями. В первом случае назначается руководитель проекта, отвечающий за реализацию проекта силами подразделений образовательного учреждения. Он несет ответственность за реализацию проекта в установленные сроки. Указания руководителя проекта обязательны для сотрудников-участников проекта в части, касающейся данного проекта. С завершением реализации проекта все полномочия руководителя и сотрудников отменяются. Руководитель проекта назначается из числа штатных сотрудников учебного заведения, поэтому он должен хорошо знать квалификационный уровень и возможности всех привлекаемых к участию в проекте работников. Весь персонал, принимающий участие в проекте, должен одновременно выполнять и свои непосредственные текущие обязанности. Такое организационное решение эффективно при реализации незначительных по объему и непродолжительных по времени проектов.
Во втором случае проектная группа занята только проектом и именно она несет полную ответственность за его реализацию. Тогда на этапе создания между участниками проектной группы распределяется конкретная ответственность и полномочия по проекту. Все работники подчиняются непосредственно руководителю проекта, соответственно перед ними не выдвигаются противоречивые требования. Данный вариант наиболее приемлем, когда масштабы проекта и продолжительность его выполнения таковы, что персонал может заниматься проектом в течение всего рабочего времени.
Постоянная проектная группа должна работать на основании приказа о создании проектной группы, за ней могут быть закреплены учебные аудитории, компьютерные классы, офисные помещения, включая оборудование, необходимое для осуществления проекта. В случае отсутствия необходимых для реализации проекта специалистов нужного профиля, помещений или других материально-технических ресурсов, проектная группа может обращаться как к базовому учебному заведению, так и к сторонним организациям на договорной основе. Распределение заработанных денежных средств должно находиться в компетенции руководителя проектной группы, однако часть средств, полученных от реализации проекта, должна перечисляться на нужды учебного заведения в рамках оговоренной схемы разделения средств с университетом.
Группа должна функционировать в рамках миссии, стратегического плана и устава высшего учебного заведения. В целях своего эффективного функционирования проектная группа должна иметь высокую степень самостоятельности в вопросах выбора методов решения поставленных задач.
Структура проектной группы состоит из руководителей (руководителя) и участников проектной группы. Руководителями могут быть как инициаторы создания проекта, так и лица, назначенные на эту должность непосредственно руководством высшего учебного заведения. Рядовыми участниками проектной группы могут стать преподаватели, учебно-вспомогательный персонал, научные сотрудники учебного заведения, на базе которого создана проектная группа, а также сотрудники из сторонних организаций. Работа членов проектной группы может быть организована на основе совместительства, почасовой оплаты, договоров оказания услуг и т.д.
Руководители проектов должны, в свою очередь, подчиняться структуре, возглавляемой ректором или проректором высшего учебного заведения. Данная структура (назовем ее «Центром управления проектами») призвана обеспечивать горизонтальные и внешние связи проектной группы, в ее компетенцию также должно входить решение таких вопросов, как утверждение руководителей проектов, экспертные функции, разрешение конфликтных ситуаций, возникающих за рамками проектной группы. Центр управления проектами призван также осуществлять контроль за деятельностью проектной группы, но не на основе оценки процесса, а по конечным результатам работы.
В целях ориентации деятельности ВУЗа на потребности рынка мы предлагаем создать на проектной основе отдел развития, выполняющий следующие функции:
— анализ внешней среды с целью выявления наиболее востребованных специальностей на рынке труда в настоящий период и на перспективу;
— организация системы сбора информации по проблемным вопросам организации и управления учебным процессом и разработка рекомендаций по их устранению;
— поиск и разработка перспективных направлений развития образовательного учреждения;
— поиск и заключение договоров на проведение научно-исследовательских работ, осуществление консалтинговых услуг;
— контроль достигнутых результатов.
Переход к проектно-ориентированной модели управления образовательным учреждением может быть связан с необходимостью решения ряда вопросов. Например, необходимостью выявить и оценить потребность в изменении существующей организационной структуры, в том числе в создании отдельных проектных групп. Необходимостью проанализировать возможности сотрудников конкретного учебного заведения по реализации тех или иных проектов и т.д.
Поскольку изменения в существующей организационной структуре управления ВУЗом могут затронуть систему существующих горизонтальных связей, характер коммуникаций, систему распределения полномочий и ответственности между уровнями управления, необходимо изучить все возможные последствия таких нововведений. Необходимо оценить также кадровый потенциал с целью разработки направлений переподготовки и повышения квалификации персонала, а также потенциальные затраты на осуществление данных мероприятий.
В процессе подготовительных экспертных работ важно определить стандарты и регламенты деятельности проектных команд, создать механизмы финансирования проектов, включая возможности привлечения денежных средств со стороны. Одним из перспективных направлений развития высших учебных заведений является также создание совместных проектов с внешними организациями.
В заключение необходимо еще раз отметить, что идея перехода к проектно-ориентированной модели управления в сфере высшего профессионального образования не означает слома традиционной иерархической структуры управления образовательным процессом. Смысл заключается в ориентации данной структуры на требования быстроизменяющейся внешней среды путем формирования в рамках уже существующей структуры проектно-ориентированных подразделений, каждое из которых может осуществлять свое направление деятельности, руководствуясь, с одной стороны, требованиями рынка, а, с другой стороны, возможностями и интересами того высшего учебного заведения, в рамках которого они создаются.


Литература
1. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России: Федеральная целевая программа на 2009–2013 гг., утв. постановл. Прав-ва РФ от 28 июля 2008 г. № 568 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Ожгихина А.А. Проектно-ориентированное управление персоналом учреждения сферы образовательных услуг (на примере учреждения высшего профессионального образования): Дисс... к.э.н. — М., 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия