Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Щербина В. М.
доцент факультета «Р» Балтийского государственного технического университета (Военмех) им. Д.Ф. Устинова,
кандидат экономических наук


Рационализация элементного взаимодействия системы стратегического планирования развития профессионального образования
В статье излагаются методические подходы к рационализации элементного взаимодействия системы стратегического планирования профессионального образования в регионе
Ключевые слова: стратегическое планирование, профессиональное образование

Создание системы стратегического планирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования с методической стороны должно не только представлять последовательные этапы комплексных работ, процедур и правил, в единстве отражающих завершенность ее формирования, но и всесторонне характеризовать основной элементный состав системы, совместное взаимодействие и индивидуальные особенности каждого из элементов, влияющие на количественный и качественный уровни взаимодействия.
Описание и рационализация взаимодействия элементного состава системы стратегического планирования должны соответствовать объективным данным о характере, целевой направленности, элементном составе и отвечать экономической, финансовой и социальной целесообразности ее создания (как новшества) и внедрения в текущей деятельности, а также перспективном и стратегическом развитии учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
В этой связи к разработке управленческого новшества (методических положений создания системы стратегического планирования развития профессионального образования) должны предъявляться и соответствующие требования. Одно из таких требований заключается в том, чтобы система стратегического планирования развития профессионального образования была бы применима практически, а ее формирование в методическом отношении должно быть достаточно простым.
Другое требование состоит в подборе такого элементного состава, который объективно и на рациональной основе мог бы в процессе своего взаимодействия достигать намечаемых ориентиров экономической и социальной результативности, эффективности используемых материально-технических, трудовых и информационных ресурсов в стратегическом периоде времени в условиях высокого уровня неустойчивости внешней среды (в условиях транзитивной экономики). При этом существенное воздействие на систему стратегического планирования оказывают макроэкономические факторы.
Следует отметить, что создание системы стратегического планирования развития профессионального образования связано с трудностями выделения его из интегрированного единства с текущим и перспективным планированием, а также его некоторой индивидуальностью и обособленностью. Поэтому даже сама постановка научной проблемы по рационализации взаимодействия элементов системы стратегического планирования может быть представлена в процессе применения ее в деятельности учреждений профессионального образования как управленческая инновация [1].
В состав взаимодействующих элементов системы стратегического планирования необходимо включать, наряду с методами, способами, мерами и стратегиями, все виды ресурсов, участвующих в планово-расчетных обоснованиях, а также процедуры, правила и технологическую последовательность осуществления стратегического планирования.
На «входе» системы стратегического планирования социально-экономического развития профессионального образования должна быть обширная информация экономического, финансово-инвестиционного, социального, учебно-образовательного и маркетингового характера о среднесрочном ретроспективном развитии учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Информация о динамике изменений экономических, финансовых, социальных показателей, идентификаторов, характеризующих образовательный процесс, представляет собой основу для их анализа и получения результатов, в соответствии с которыми органам текущего, перспективного и стратегического планирования региона, муниципальных образований и каждого из учреждений профессионального образования необходимо принимать обоснованные решения.
Ретроспективная и текущая информация на «входе» системы стратегического планирования развития профессионального образования региона должна включать сведения о состоянии рынков образовательных услуг других административно-территориальных образований, о сложившейся конъюнктуре услуг, о проектах законов и принимаемых изменениях в нормативно-правовых актах в области профессионального образования, о глобализации и регионализации образовательных процессов [2].
На «входе» системы стратегического планирования должны находиться также все виды затрат: на трудовые ресурсы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; занятых перспективным и стратегическим планированием; на специалистов и обслуживающий персонал в области управления и развития профессиональных учебных заведений; основные и оборотные фонды.
Участие ресурсных составляющих в системе стратегического планирования совместно с элементным составом придает системе динамичность и повышает уровень взаимодействия всех остальных элементов. В состав рационализируемых элементных взаимодействий следует также включить процедуры, правила и последовательность осуществления стратегического планирования. В этой связи необходимо отметить, что сам процесс рационализации взаимодействий элементов системы стратегического планирования может быть осуществлен только в рамках стратегического плана и анализа потенциальных возможностей каждого из элементов системы. Следует также определить прямые и опосредованные взаимосвязи между элементами системы, влияющими на увеличение или приращение экономических и социальных результатов, а также содействующих и повышающих уровень управляемости профессиональным образованием в регионе.
Однако формирование состава рационально взаимодействующих элементов системы стратегического планирования, их целевая ориентация на достижение стратегических идентификаторов результативности социального и экономического развития учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования региона возможна на основе учета правил и процедур этого вида планирования, в отличие, например, от системы перспективного планирования, экстраполирующей экономические и социальные результаты ретроспективного периода на предстоящий период стратегического развития.
В комплекс технологических процедур и правил составления стратегического плана социально-экономического развития учреждений профессионального образования должны входить: объективное видение стратегических целей, адекватное наиболее вероятным изменениям внешней и внутренней сред и их анализ; определение обобщающей (базовой) и функциональных (частных, индивидуальных) стратегий, их реализация в системе планирования и корректировка в случае изменений конъюнктуры и влияния негативных макроэкономических факторов и тенденций.
Стратегическое видение регионального профессионального образования должно в своей логико-вербальной форме представлять развитие всего комплекса начального, среднего и профессионального образования в конкретный предстоящий период времени во всех прямых и опосредованных взаимосвязях и взаимодействиях с внешней и внутренней средой.
Стратегическое видение должно быть сформировано на основе индивидуального или коллективного мнения управляющих учреждениями профессионального образования о будущем социально-экономического, структурно-организационного развития профессиональных учебных заведений и основано на экспертных оценках реальности перенесения действующих в учебных заведениях учебно-образовательных тенденций и факторов внешней среды.
В целях сопоставления, анализа, конкретизации и уточнения определения стратегического видения приведем различные его трактовки в экономической литературе. Так, например, одни ученые-экономисты под стратегическим видением понимают то «чего мы намерены достичь и чем будем заниматься» [3, с.47]. В данном определении, несмотря на попытку конкретно наглядного представления стратегического видения в перспективном (стратегическом) периоде, отсутствуют необходимые, объективно отражающие комплексные или отдельные виды деятельности, оставшиеся неизменными и востребованными потребителями на общественном рынке, а также вновь вводимые виды деятельности на основе маркетинговых предвидений. Авторы в данном определении стратегического видения пытались в обобщенной форме представить развитие конкретной организационно-правовой структуры с целевой ориентацией на то, чего она хочет достичь, но этот вариант раскрытия содержания стратегического видения, по нашему мнению, носит слишком общий характер.
Другие ученые-экономисты стратегическое видение развития хозяйственных обществ и товариществ в перспективном (долгосрочном, стратегическом) периоде времени трактуют как «картину того, о чем можно мечтать, мысленное путешествие от известного к неизвестному» [4, с.169]. Данное определение стратегического видения страдает отсутствием устойчивого логико-вербального моделирования представления о возможном экономическом, социальном, финансово-инвестиционном состоянии хозяйствующего субъекта, имеет низкий уровень объективности в формулировании основных составляющих, в полной мере отражающих перспективы достижения возможных и ресурсообеспеченных ориентиров результативности.
В целом механизм стратегического видения развития начального, среднего и высшего профессионального образования региона в долгосрочном (стратегическом) периоде времени можно представить как соединение развивающихся положительных тенденций социально-экономического, учебно-образовательного, финансово-инвестиционного, социального характера с инновационным влиянием внешней и внутренней среды в рамках предпринимаемых мер в целях достижения поставленной стратегической цели и на этой основе формулирование стратегического видения как ресурсообеспеченного и желанного результата социально-экономического развития.
Стратегическое видение содействует выбору, как долгосрочной конкурентной позиции профессиональных образовательных учреждений региона, так и занятию ими приоритетного или лидирующего места на определенном сегменте рынка образовательных услуг.
Формулирование предназначения (миссии) образовательного комплекса профессиональных учебных заведений является одним из важных процедурных составляющих технологии разработки стратегического плана. В экономической литературе предназначению конкретного хозяйствующего субъекта рядом авторов отводится роль «четко выраженной причины ее существования, общей цели организации» [3, с.562]. В данном определении, на наш взгляд, не раскрыто понятие предназначения (миссии), его направленности и влияния на общую целевую ориентацию конкретного хозяйствующего субъекта. При этом авторы идентифицируют понятия предназначение и общая цель. Кроме того, если предназначение является стратегической целью, то что же авторы вкладывают в постановку цели, достижение которой в стратегическом периоде времени является основной направленностью и целевой ориентацией стратегического плана.
Другие ученые-экономисты предназначение (миссию) и стратегические установки характеризуют как альтернативу корпоративному планированию [4, с.13]. В данном определении стратегического предназначения нет какой-либо логики и сущностного представления о данном процедурном элементе стратегического планирования. На наш взгляд, понятие предназначения занимает промежуточное положение между обобщающим видением конкретного хозяйствующего субъекта в долгосрочном периоде времени и стратегической целью их социально-экономического развития.
Предназначение учреждений профессионального образования региона, в соответствии с нашими представлениями, не может быть ни целью, ни альтернативой стратегическому планированию. В процедуре формирования стратегического плана развития профессионального образования региона, элементного состава системы стратегического планирования и рационализации взаимодействия ее элементов для повышения результативных характеристик экономической, социальной и управленческой направленности предназначение исходит в долгосрочной (стратегической) перспективе из осуществления наиболее вероятных основных видов деятельности учебного заведения или их регионального комплекса, в своей целевой направленности характеризующих сочетание комплекса оказываемых образовательных и сопутствующих им дополнительных услуг, включая научно-инновационную и предпринимательскую.
В целом конкретизация предназначения каждого профессионального учебного заведения должна быть индивидуальной. Предназначение должно учитывать особенности функционирования и финансового обеспечения учебного заведения, но в то же время, например, основное и общее предназначение начального профессионального учебного заведения заключается в учебно-образовательной подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Предназначение учреждения среднего профессионального образования связано с подготовкой специалистов среднего звена, с удовлетворением потребностей личности в углублении образования на базе общего, среднего или начального профессионального образования.
Стратегическую предназначенность объекта планирования необходимо формировать с целью установления возможных изменений в социально-экономическом развитии данных учреждений, в видах деятельности, в структурно-организационном преобразовании под влиянием макроэкономических факторов и связанных в ними изменений внутренней среды.
Высокий уровень нестабильности внешней среды, например, в виде существенных изменений конъюнктуры, рост конкуренции среди профессиональных участников рынка образовательных услуг предполагает необходимость коррекции предназначения, повышения уровня его объективности и значимости в системе стратегического планирования.
Следующим процедурным элементом в формировании системы стратегического планирования развития учреждений профессионального образования региона является стратегическая цель, определяющая в конкретизированной форме основные количественные и качественные параметры достижения экономических, социальных, учебно-образовательных результатов в стратегическом периоде времени [5].
В экономической литературе нередко стратегическая цель деятельности хозяйствующего субъекта ассоциируется с его предназначением стать, например, «лидером в поставках приборов», «стать ведущим поставщиком персональных компьютеров» [3, с.17]. Такое узкое ориентирование хозяйствующего субъекта на достижение поставленной цели не может получить результативного применения в системе стратегического планирования, так как требует расширения своего вербального содержания с учетом качества постановки целевого ориентирования системы на достижение необходимых экономических и социальных результатов, а также количественных идентификаторов роста этих результатов и эффективности использования ресурсных потенциалов.


Литература
1. Кураков В.Л. Стратегическое планирование развития социальной сферы: методология и концепция повышения результативности ее структурных составляющих». — СПб.: СПбГУЭФ, 2002.
2. Hare P., Lugachev M. Higher education in transition to a market economy: two case studies // Europe-Asia studies. — Glasgow, 1999. — Vol. 51, № 1. — P. 101–122.
3. Томпсон А.А., А.Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. — М.: Изд. объединение ЮНИТИ, 1998.
4. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. — М.: Банки и биржа, ЮНИТИ, 1997.
5. Федоров Н.В. Система стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов Российской Федерации. — СПб.: СПбГУЭФ, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия