Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Артемова Л. А.
преподаватель кафедры финансов и кредита Омского института Российского государственного торгово-экономического университета

Проблемы экономико-правовых аспектов охраны труда
В статье проанализировано состояние системы охраны труда на современных предприятиях, показаны причины увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, а также возможные способы улучшения сложившейся ситуации
Ключевые слова: охрана труда, условия труда, безопасность труда

В условиях социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Российской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдается тенденция ухудшения условий труда, увеличивается число аварий, несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, рост профессиональных заболеваний, сокращение продолжительности жизни.
Основными причинами сложившейся ситуации являются: высокая степень изношенности основных производственных фондов, резкое сокращение инвестиций в отрасли экономики; разрушение существовавшей системы управления охраной труда; отсутствие экономического механизма, побуждающего работодателя улучшить условия труда и повышать его безопасность; несовершенство законодательных организационно-технических нормативов.
«Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактиче­ские, реабилитационные и иные мероприятия». [1, С.171]
«Условия труда — это совокупность элементов производст­венного процесса, окружающей (производственной) среды, внешнего оформления рабочего места и отношения работника к выполняемой работе, которые раздельно или в совокупности оказывают влияние на функциональное состояние организма человека в процессе труда, его здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом, продолжительность жизни, воспроизводство рабочей силы, всестороннее развитие физических, духовных и творческих сил и вследствие этого на эффективность труда и результаты трудовой деятельности». [3, С.33]
Иными словами, условия и охрана труда включают факторы, которые связаны с содержанием совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабочей силы, занятой в данной организации, а также факторы, так или иначе воздействующие на психофизиологическое самочувствие работников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение производст­венного травматизма и профессиональных заболеваний.
Сюда также включается: оснащенность организации современной техникой, степень механизации и автоматизации работ, применение эффективных технологий и материалов; организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепление трудовой, производственной и технологической дисциплины, усиление самостоятельности, предприимчивости, личной и групповой ответственности работников; сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуальной защиты; соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации; наличие (и удобство) бытовых помещений (раздевалок, душевых комнат), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.
Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития «человеческой составляющей» в системе производительных сил Российской Федерации стали проблемой национальной безопасности, т.к. представляют серьезную угрозу самостоятельности страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования. Бессмысленно принимать меры по стимулированию рождаемости без исправления ситуации с потерей здоровья и жизни населения на рабочих местах. Не имеет смысла увеличивать ассигнования на здравоохранение населения, если люди теряют жизнь и здоровье на работе.
Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличилось с 17,1% в 1997 г. до 23,4% в 2006 г. Ежегодно порядка 200 тыс. человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда.[7, С.3] При этом резерв восполнения трудовых ресурсов в силу неблагоприятной демографической ситуации практически исчерпан, выбытие граждан трудоспособного возраста уже сейчас приводит к дефициту рабочей силы по многим ключевым для экономики специальностям. Миграционный прирост не может обеспечить восполнение этого дефицита, как по количественным, так и по качественным характеристикам, в силу низкого образовательно-профессионального уровня трудовых мигрантов. Большая часть привлекаемой иностранной рабочей силы — это неквалифицированные рабочие, трудоустраивающиеся на рабочие места с низкой заработной платой и неблагоприятными условиями труда, тем самым формируя дополнительный спрос на такие места.
Одна из важнейших проблем в сфере социально-трудовых отношений — обеспечение безопасных условий труда. В рамках социальной политики эта проблема занимает одно из ведущих мест. Нормативно-правовое ее регулирование обеспечивается целым рядом законов РФ, а также ратифицированными РФ Конвенциями МОТ и другими международными договорами, подписанными Россией.
Основными документами, регламентирующими условия труда являются санитарные нормы проектирования предприятий, строительные нормы и правила, ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда.
Таблица 1
Перечень правовых актов по охране труда
Источник: [5, С.147]

Но, несмотря на принятые правовые акты, в Российской Федерации 150–190 тыс. человек ежегодно умирают по причинам, связанным с воздействием вредных и опасных производственных факторов. Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно получают травмы на производстве более 200 тыс. человек, регистрируется около 10 тыс. случаев профессиональных заболеваний, более 14 тыс. человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания. Более того, статистика не учитывает растянутые во времени причинно-следственные связи вредных факторов с повреждением здоровья трудоспособного населения: производственно обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций трудящихся, т.е. так называемые «скрытые профессиональные риски», уровень которых превышает 70% всех рисков наступления случаев утраты здоровья работников под воздейст­вием неблагоприятных производственных факторов. [7, С.2]
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями большую долю составляют причины организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, нарушения технологического процесса, недостатки в организации и содержании рабочих мест, нарушения трудовой и производственной дисциплины и т.д.).
Также в числе основных причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости указываются физический и моральный износ технологического оборудования и оснастки, отсутствие (или неисправное состояние) технических средств защиты, нарушение технологии производства и дисциплины труда. Большинство случаев травматизма, включая случаи с летальным исходом, можно было бы предупредить. Особенно это касается сфер малого и среднего бизнеса, а также «теневого» сектора экономики, в котором сегодня занято более 8 млн человек (оптовая, розничная торговля, общественное питание и др.). Особую тревогу вызывают случаи травматизма в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В этих случаях виновниками несчастных случаев в равной степени являются как работники, так и работодатели. Искоренение таких причин, а соответственно и случаев травматизма может осуществляться, например, через усиление проверок, включая и инспекторские, а также если за аналогичные нарушения повысить моральную и материальную ответственность обеих сторон (работнику, например, — лишение доплат к окладу с последним предупреждением в первом случае и увольнение — во втором, а работодателю — штраф в размере месячного содержания за первый случай и лишение права заниматься предпринимательской деятельностью до трех лет — при повторном допущении аналогичного нарушения охраны труда).
Специальным разделом вступившего в силу с 1 апреля 2007 г. Трудового кодекса РФ установлены способы и порядок защиты трудовых прав работников. Значительно повышена роль Федеральной инспекции труда. Одновременно этим работникам предоставлено право, осуществляя самозащиту своих трудовых прав, прекращать работу в случаях невыплаты заработной платы и нарушения требований охраны труда.
Законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (№ 53–ФЗ от 20 мая 2002 г.) положено начало законодательному регулированию проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране труда в организациях.
Весьма значимой с точки зрения обеспечения охраны труда представляется ст. 210 Трудового кодекса РФ, предусматривающая обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.
Сегодня настало время и необходимость качественного совершенствования Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181–ФЗ в связи с вступлением в силу нового Трудового кодекса РФ и в целях уточнения многих недостающих сегодня понятий, а также правовой регламентации механизмов экспертизы и сертификации; совершенствование системы управления охраной труда, включая и механизмы усиления ответственности за нарушение норм и правил безопасности и гигиены труда.
Работодателю сегодня недопустимо забывать о вопросах режима труда и отдыха, обеспечения нормативных условий и охраны труда. Более того, как свидетельствует передовой опыт развитых рыночных государств, в последнее время все больше проявляется стратегия социальной ответственности работодателей и предпринимателей за жизнь и здоровье работников. Вносятся предложения по введению широкого общественного социального аудита работодателей.
Охрана труда — сфера, прямо связанная с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку здесь обеспечивается прямая зависимость: снижается травматизм — уменьшаются страховые выплаты и затраты, связанные с профессиональной, трудовой и социальной реабилитацией пострадавших.
Основные задачи, реализуемые системой обязательного социального страхования от несчастных случаев на производст­ве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ):
— осуществление мероприятий по минимизации случаев травматизма и профессиональных заболеваний (профилактика);
— возмещение вреда, причиненного работнику вследствие травмы или профессионального заболевания;
— медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавшего.
В соответствии с этим необходимо:
— повысить уровень правовых знаний и дисциплины труда руководителей организаций, других должностных лиц и персонала;
— активизировать внедрение передовых систем и технологий ранней диагностики профессиональных заболеваний;
— повысить эффективность профессиональной реабилитации и как следствие — удельный вес возврата лиц, получивших трудовое увечье, к трудовой деятельности.
Однако сложившаяся в советские годы система управления охраной труда не может коренным образом повлиять на ситуацию. Одна из серьезных проблем в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не производится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровью работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу. Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям. Еще одним системным вызовом является неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в условиях новой экономики. Во многом это связано с тем, что система управления охраной труда завершила свое организационное оформление в основном в 70-е годы прошлого века и соответственно была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи того времени. Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20–30 лет назад, и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг современного бизнеса. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.
Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Так, законодательством Российской Федерации установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда (Главы 34, 35, 36 Трудового кодекса, РФ, поэтому назрела необходимость существенно модернизировать организацию управления охраной труда, адаптировать ее для современных условий ведения бизнеса и новых потребностей развития экономики, привести нормы и стандарты в области безопасности и охраны труда в соответствие с международными требованиями.
В этих целях и в соответствии с решением Совета при президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики от 27 марта 2007 г. Минздравсоцразвития совместно с объединениями работодателей и профсоюзами приступили к разработке Программы по улучшению условий и охраны труда, включая аттестацию рабочих мест. Источниками финансирования мероприятий Программы, региональных и отраслевых программ улучшения условий и охраны труда также являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства других государст­венных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные источники. [5]
Главная (конечная) стратегическая цель Программы — защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства — работодателей и работников. Он определил четыре стратегические цели на период до 2025 года: 1)снизить риски несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 2) повысить качество рабочих мест и условий труда; 3) снизить смертность от предотвратимых причин; 4) увеличить продолжительность жизни и улучшить здоровье работающего населения.
Для оценки результативности предлагаемых мероприятий разработаны ключевые индикаторы:
— динамика производственного травматизма;
— динамика профессиональной заболеваемости;
— количество случаев инвалидности вследствие трудового увечья;
— количество дней нетрудоспособности на один несчастный случай;
— снижение занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям;
— снижение количества рабочих мест с вредными и опасными производственными факторами;
— снижение количества несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
— снижение смертности от воздействия вредных и опасных производственных факторов;
— динамика смертности трудоспособного населения;
— показатели средней ожидаемой продолжительности жизни;
— динамика выявленных профессиональных заболеваний.
Необходимо поощрять корпоративные программы по улучшению условий труда, инициативно реализуемые российскими компаниями в рамках политики корпоративной социальной ответственности, широко распространять лучшую практику и передовой опыт в сфере управления профессиональными рисками среди бизнес-сообщества, а также способствовать внедрению современных российских и международных стандартов управления охраной труда в единые интегрированные системы менеджмента (ГОСТ Р 12.0.006-2002, OHSAS 18001-99, ISO 9000-2000, ISO 14000-1996) с целью постоянного совершенствования процессов управления и последовательного улучшения условий труда. Особого внимания заслуживают корпоративные программы нулевого травматизма на производстве и оздоровительные программы организаций. Государство и органы местного самоуправления могут активно повлиять на бизнес также путем прямого воздействия на менеджмент государственных и муниципальных предприятий и организации бюджетной сферы с целью создания корпоративных образцов управления профессиональными рисками и постоянного улучшения условий труда работников.
Рис. 1. Взаимосвязь факторов производственной среды, условий труда и их оценки [6, С. 179]

Необходимо создать систему управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечь в управление этими рисками основные стороны социального партнерства — работодателей и работников. Для создания системы управления профессиональными рисками необходимо: 1) провести анализ и оценку состояния и здоровья работающего населения в причинно-следственной связи с условиями труда; 2) проинформировать субъекты трудового права о профессиональном риске, вероятности его возникновения и методах контроля, а также о послед­ствиях и ответственности; 3) наладить мониторинг динамики показателей профессионального риска; 4) провести мероприятия по снижению вероятности повреждения здоровья работников (вероятности наступления страхового случая); 5) усилить роль социального партнерства в перераспределении солидарной ответственности между государством, работодателем и работником в системе охраны труда и управления профессиональными рисками в зависимости от степени влияния каждой из сторон на управление риском.
В области социально-экономических отношений необходимо внести следующие изменения:
на законодательном уровне — привести нормы, правила и стандарты в сфере охраны труда в соответствие с современными европейскими и международными нормами и стандартами;
на информационном — внедрить культуру безопасного труда в общественное сознание через СМИ и собственные каналы коммуникаций, распространить лучшую практику;
в области исследований — провести НИОКР и получить инновации в области управления профессиональными рисками, технологий безопасного труда и мониторинга здоровья на работе;
в административной сфере — создать образцы безопасного труда в организациях государственного сектора и бюджетной сферы в пример частному сектору;
в управленческой — интегрировать систему управления профессиональными рисками в систему менеджмента корпораций и стандарты корпоративной социальной ответст­венности.
Таким образом, необходимо существенно модернизировать организацию управления охраной труда, сделать ее простой, ясной и понятной для применения всеми без исключения работодателями и работниками, адаптировать для современных условий ведения бизнеса и новых потребностей развития экономики, привести нормы и стандарты в области безопасности и охраны труда в соответствие с международными требованиями.


Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 1 апреля 2007 года. — М.: Эксмо, 2007. — 320 с.
2. Метелев С.Е., Муравьев Ю.Л. Экономика и социология труда: Учебное пособие. — Омск: Издатель Васильев В.В., 2007. — 217 с.
3. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда: Учебник / Под общ. ред. Р.Г. Мумладзе, Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина. — М.: КНОРУС, 2007. — 328 с.
4. Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. — 2006. — № 5. — С. 110.
5. Ширшков А.И. Менеджмент охраны труда: Учебник. — Ростов-на-Дону: «Феликс», 2000. — 384 с.
6. Экономика труда: Учебник / Под ред. П.Э. Шлендера и Ю.П. Кокина. — М.:Юристъ, 2003. — 592 с.
7. Программа действий по улучшению условий и охраны труда // Социальная защита. — 2007. — № 12. — С.1–24.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия