Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Аверьянов И. А.
адъюнкт кафедры экономических теорий и военной экономики Военной финансовой академии (г. Ярославль)

Адаптация граждан, уволенных с военной службы: вопросы и противоречия
В статье показаны проблемы, связанные с реформированием и сокращением Вооруженных сил РФ и касающиеся, в первую очередь, кадрового состава. Предложены варианты адаптации военнослужащих, уволенных в запас
Ключевые слова: Вооруженные силы РФ, реформирование Российской армии, военнослужащий, социальная адаптация, повышение квалификации

На протяжении последних пятнадцати лет реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации по-прежнему остаются актуальными вопросы по формированию статуса военнослужащих, соответствующего среднему классу общества. Возникшие в начале 1990-х годов политические, социальные и экономические противоречия в обществе, привели к значительному сокращению численности военнослужащих. На протяжении указанного периода численность Вооруженных Сил страны была сокращена более чем в два раза, и на сегодняшний день составляет 1,1 млн человек, из них офицерского состава более 300 тыс. чел.
Реформирование Российской армии продолжается, и предполагаемая численность Вооруженных Сил в результате проводимых преобразований должна соответствовать 1 млн человек, в том числе численность офицерского состава по сравнению с сегодняшним количеством должна быть сокращена более, чем на 150 тыс. чел.
Численность граждан, уволенных с военной службы, по состоянию на 1 января 2008 г. составляла 3 млн 128 тыс. 514 граждан (в том числе и лейтенанты запаса после окончания военных кафедр ВУЗов), из них с правом на военную пенсию 1 млн 118 тыс. 533 чел. [1, С.65].
Предоставленные данные не могут не оставлять без внимания такую группу общества, требующую особого отношения к себе.
Безусловно, со стороны государства в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей создана система социальной защиты, соответствующая социальной политике страны в целом. Но действительное положение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей реально указывает на необходимость в дальнейшем реформировании рассматриваемой системы и в первую очередь ее основы — социально-экономического обеспечения, одной из функций которой является социально-адаптационная.
Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии их в трудоустройстве.
Сохранение негативных тенденций, сложившихся в социальной сфере Вооруженных Сил, может повлечь за собой:
— в ближайшей перспективе — ухудшение морально-психологического состояния военнослужащих, снижение уровня воинской дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности военного образования, рост социальной напряженности в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время;
— в среднесрочной перспективе — рост численности увольняемых до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные училища и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня;
— в долгосрочной перспективе — снижение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России. [7]
Реформирование военно-социальной политики военнослужащих необходимо осуществлять исходя из важнейшего принципа военно-социального управления — принципа оптимальности, который предполагает формирование такой системы управления, которая, с одной стороны, наилучшим образом соответствовала бы целям и задачам управления, с другой — обеспечивала максимальную эффективность функционирования, с третьей — позволяла добиваться результатов на основе сочетания экстремальных показателей. [3, с. 52]
В первую очередь это вызвано несоответствием социального статуса военнослужащих среднему классу общества. Так денежные доходы в среднем на 1 члена семьи в октябре 2007 года составляли 8642,5 руб., а в среднем по населению Российской Федерации — 12490,0 руб. [1, с. 107]. Процент военнослужащих, уволенных в запас, с денежными доходами ниже прожиточного минимума составлял 19,2%, а процент населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составлял 16,4% [1, 74–75]. Приведенные данные непосредст­венно указывают на создание условий полноценной жизни и деятельности уволенных с военной службы, обеспечение их прав и социального статуса.
Особенно остро проявляются проблемы социально-экономического обеспечения в отношении граждан, уволенных с военной службы. Социальную защиту этой категории граждан, а также членов их семей необходимо рассматривать как подсистему системы социальной защиты военнослужащих, а также не забывать о ее социально-экономическом содержании.
Подсистема включает в себя такие основные элементы как: социальная адаптация, переподготовка и трудоустройство; обеспечение жильем; пенсионное обеспечение; медицинская помощь; предоставление социальных гарантий, льгот и компенсаций.
По содержанию ее можно представить из пяти составляющих: правовой, экономической, организационной, социальной, морально-психологической. По уровням реализации: федеральный, региональный, местный, личностный, общественный (общественные структуры). По субъектам: государственные и негосударственные институты, коммерческие и некоммерческие структуры, домохозяйства (граждане). По способам реализации: программные, директивные (административные) — которые выступают как социальные гарантии, льготы и компенсации, пенсионное обеспечение. В свою очередь способы реализации подразделяются на временные и постоянные.
Остановимся более подробно на вопросах социальной адаптации, переподготовке и трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы. При увольнении из Вооруженных Сил бывший военнослужащий сталкивается с тремя основными трудностями — это проблема социально-психологической адаптации, переориентация и переподготовка на гражданскую специальность и трудоустройство. Решение этих вопросов должно стать приоритетом в работе Правительства при сокращении численности армии.
По-нашему мнению именно противоречия, возникающие при переходе от действительной военной службы к «гражданской» жизни, тяжело переживаются военнослужащими и отражаются в негативных социально-экономических последствиях для населения конкретного региона и страны в целом. В условиях становления и развития рыночных отношений важнейшей является проблема формирования рынка труда и межрегиональное регулирование занятости [4, С.21]. Поэтому решение вопросов социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, их трудоустройство на региональном уровне имеют очень важное значение.
Прежде, чем обсудить проблему социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, необходимо отметить, что без психологической адаптации социальная адаптация была бы просто невозможной. Само понятие психологической адаптации подразумевает изучение и описание всех форм и видов психологической деятельности как составных элементов адаптации. В свою очередь психологическая адаптация представляет собой процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды, включающий мотивацию адаптационного поведения человека, формирование цели и программы его поведения. Следовательно, в самом общем случае феномен адаптации есть приспособление индивида к внешней среде. [2, С.13]
Подавляющее большинство увольняемых кадровых военнослужащих относятся к возрастной категории 35–50 лет; они обладают хорошей профессиональной подготовкой. Офицеры имеют высшее, а иногда — и несколько высших образований; прапорщики и мичманы — среднее и среднее специальное образование, опыт управления большими коллективами, решения хозяйственных задач, оперативной, воспитательной работы и т.д. Другими словами, подавляющее их большинство относится к экономически активной части населения.
Вместе с тем, у данной категории граждан имеется ряд проблем, которые должна решить адаптация их к «гражданской» жизни. К этим проблемам, на наш взгляд, относятся:
— отсутствие у бывших военнослужащих гражданской специальности или утрата навыков по ней за время прохождения службы;
— опыт руководства большими, но легко управляемыми коллективами;
— слабая ориентация в вопросах рыночной экономики и рыночного хозяйства;
— недостаточные навыки владения компьютерной и офисной техникой;
— слабое знание иностранных языков.
Проблемами социальной адаптации офицеров, увольняемых в связи с сокращением российских Вооруженных Сил, стали заниматься на государственном уровне с 1991 г. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 27 октября 1991 года № 66-рп при Правительстве РФ был образован Координационный совет по проблемам переподготовки офицеров, увольняемых в запас. С тех пор было издано достаточное количество нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию программ переподготовки и повышения квалификации.
В настоящее время в России имеется широкая сеть образовательных учреждений, которые могут быть использованы военнослужащими для получения гражданского профессионального образования, в том числе высшего или прохождения переподготовки по гражданской специальности. За время реформирования Вооруженных Сил дополнительно создано, практически по всей территории России, более 40 специализированных учебных центров, целенаправленно предоставляющих образовательные услуги военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Программы переподготовки и получение высшего образования гражданского профиля возможны в государственных образовательных учреждениях Минобразования России; программы переподготовки и повышения квалификации предлагаются в учебных центрах профессионального обучения Федеральной государственной службы занятости населения России, в учебных центрах, созданных на период сокращения Вооруженных Сил в рамках целевых программ при финансовой поддержке стран Европейского Союза, в негосударственных центрах переподготовки офицеров запаса, частных учебных заведениях.
К сожалению, на современном этапе реформирования Вооруженных Сил финансирование программ по переподготовке бывших военнослужащих временно приостановлено, а поддержка со стороны стран Европейского Союза практически прекратилась. В настоящее время планируется организовать программы переподготовки бывших военнослужащих на базе военных вузов [6], но предложенные планы на практике еще не реализованы, не был также проведен анализ результативности этой работы.
Несмотря на предпринимаемые ранее меры по переподготовке большинство граждан, уволенных с военной службы, уверены, что хорошо устроиться на достойную работу можно только «по знакомству». По данным, поступившим из субъектов Российской Федерации, в 2005 г. обратились в органы службы занятости 17 194 человек (с целью получения работы — 12 555 чел.). В 2007 г. количество обращений сократилось до 7353 (с целью получения работы — до 6 484). [1, с.99]
Социологические опросы и итоговая информация по Мониторингу — 2007 с мест свидетельствуют, что в настоящее время серьезной проблемой выступает трудоустройство военнослужащих, окончивших курсы подготовки (переподготовки) и повышения квалификации после увольнения в запас по вновь полученной специальности. Из-за безработицы, незнания ситуации на рынке труда, отсутствия непрерывных прямых связей с предприятиями и организациями, заинтересованными в трудоустройстве военнослужащих запаса, выпускники курсов часто оказываются с дипломом (свидетельством) на руках и практически нулевыми перспективами найти подходящую работу. Поэтому закономерно, что половина опрошенных кадровых военнослужащих запаса заявила, что у них нет необходимости и желания обучаться на каких-либо курсах переподготовки. В связи с этим резко уменьшилось количество военнослужащих запаса — участников программ переподготовки (с 4639 чел. в 2005 г. до 869 чел. в 2007 г.) [1, С.100]
По-прежнему, наиболее уязвимыми категориями бывших военнослужащих в отношении профессиональной переподготовки и поиска работы являются инвалиды войны. Актуальность трудоустройства для них вызвана, во-первых, трудностями, связанными с ограничением трудоспособности в связи с состоянием здоровья, во-вторых, с проблемой психологической и профессиональной адаптации, зачастую осложненной необходимостью периодической социально-психологической реабилитации или лечения, что далеко не всегда понимается работодателями.
В результате проделанной работы со стороны государственных и негосударственных институтов в области профессиональной переподготовки и трудоустройства необходимо констатировать, что работа по адаптации бывших военнослужащих к новым условиям жизни не эффективна, а структурные элементы системы социально-экономической адаптации проводят нескоординированную работу, как по вертикали власти, так и по горизонтали взаимоотношений этих элементов. Все это привело к тому, что основная часть граждан, уволенных с военной службы, полагаются только на собственные силы. Ситуацию осложняет и тот факт, что программы по социально-экономической адаптации бывших военнослужащих, реализуемые в различных регионах не имеют порой общих оснований, что указывает на отсутствие системы результирующих показателей и механизмов, изложенных в Федеральных программах.
Таким образом, необходимо отметить, что по мере роста безработицы и дальнейшего сокращения Вооруженных Сил РФ проблема обеспечения занятости бывших военнослужащих и членов их семей может еще более обостриться и стать одной из самых болезненных. Оказать им квалифицированную социальную помощь под силу лишь специалистам, работающим конкретно с данной категорией населения, как в государственных структурах, так и общественных организациях. А государство должно постоянно проявлять заботу о своих бывших защитниках.
По нашему мнению в сфере профессиональной переподготовки и социальной адаптации необходимо:
1. Добиваться баланса между федеральным и региональным подходом к проблеме переподготовки, постоянно учитывать стратегии регионов в области экономической и социальной стабильности.
2. Широко использовать механизмы с использованием программ, разработанных в гражданских (и военных) учебных заведениях: дистанционного метода обучения, семинаров по повышению квалификации преподавателей и т.д.
3. Переподготовку и обучение офицеров проводить дифференцировано, с учетом опыта службы и военной профессии. Всех увольняющихся с военной службы можно условно разделить на три группы: а) офицеры, имеющие профессию, не требующую дополнительной переподготовки (юристы, медики и др.); б) офицеры, имеющие профессию, близкую к гражданской специальности (гуманитарии, финансисты, электронщики, механики и др.), должны получить подготовку в течение 6–8 недель, которая будет играть роль адаптации к рыночной экономике; в) офицеры, проходившие службу по специфическим военным профессиям (пехотинец, артиллерист, баллистик, минер и др.), должны получать более углубленную подготовку (до полугода) и профессиональную, и адаптационную.
4. Выступить с инициативой о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, с тем, чтобы военнослужащие, проходившие службу на должностях прапорщиков, сержантов и солдат по контракту (не менее 5 лет) имели льготы при поступлении в высшие учебные заведения на бесплатной основе, либо с оплатой обучения за счет средств Министерства обороны. Это существенно бы подняло престиж военной службы.
5. Для эффективной работы системы переподготовки и трудоустройства требуется детальная проработка следующих вопросов: количественный и качественный анализ увольняемых офицеров, прапорщиков и контрактников по регионам России; изучение трудовой ориентации увольняемых военнослужащих и возможной миграции после увольнения; анализ существующей базы обучения (вузы, курсы) на предмет кадрового состава, наличия методической литературы, компьютерной базы и т.п.
6. Необходимо осуществлять политику финансирования, основанную на стимулировании поддержки государственным интересам, а не на полном субсидировании какой-либо программы или ее части. Например, региональные и муниципальные органы управления должны принимать участие в финансировании в той мере, в какой переподготовленные офицеры и члены их семей будут выгодны для развития экономики региона; работодатели могут платить взнос за каждого, нанятого или переподготовленного офицера или члена семьи, частично покрывающий стоимость обучения и размещения.
7. Наиболее продуктивной будет переобучение при условии априорного трудоустройства. Целесообразно вести обучение параллельно с созданием предприятий малого бизнеса в сфере услуг или сельского хозяйства (производство сельхозпродукции, переработка продуктов, гостиничное хозяйство и др.).
8. В связи с выдвижением на первое место проблемы трудоустройства уволенных военнослужащих новым направлением в работе становится создание и функционирование в регионах бирж труда военнослужащих, компании (отдельный сотрудник, отделение службы занятости) по трудоустройству военнослужащих запаса, совместного с администрацией определения наиболее перспективных направлений развития бизнеса и составления бизнес карт соответствующих регионов др.
9. В целях создания в регионах системы социальной адаптации военнослужащих и дополнительных рабочих мест предусмотреть в местах их компактного проживания комплекс мер по обучению бывших военнослужащих и членов их семей основам предпринимательства и сомозанятости, а также оказанию им после окончания обучения необходимой поддержки в открытии собственного дела.
При реализации программ общефедерального значения по социальной адаптации и переподготовке военнослужащих особенно важно оказывать действенную помощь гражданам, уволенным с военной службы в географически удаленных регионах.
Одним из важнейших показателей военно-социальной политики государства является морально-психологическое состояние военнослужащих, обусловленное сравнительной оценкой уровня жизни их семей с уровнем жизни других категорий граждан. Именно то, на какой ступени иерархической лестницы среди других слоев населения страны (как по объективным показателям уровня их доходов, так и по самооценкам самих военнослужащих) находятся военнослужащие, является наиболее объективным показателем того, какое место и роль отводит государство военной организации в системе приоритетов и ценностей своей деятельности. [5, С.165]


Литература
1. О результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2007 год. — М.: Мин-во здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 2008. — 135 с.
2. Завойстый В.П. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации преподавателей высшей военной школы. — Ярославль, ЯВФЭИ, 2006. — 323 с.
3. Военно-социальное управление: проблемы теории и практики: учебник. — М.: Военный университет, 2001. — 246 с.
4. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 472 с.
5. Экономика военного строительства: новая парадигма / Под ред. Г.А. Лавринова С.Ф. Викулова. — Ярославль: ООО ИПК «Литера», 2008. — 413 с.
6. Отчет о результатах реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации в 2008 г. Электронный ресурс http://www.mil.ru
7. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Электронный ресурс http://www.mil.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия