Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Гаджиева Н. А.
доцент кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук

Султанова Э. А.
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук

Кузина С. А.
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук


Основные тенденции развития рынка риэлтерских услуг и профессиональная подготовка риэлтеров
В статье показаны формы подготовки и переподготовки участников рынка риэлтерских услуг. Показано, что от развития дополнительного профессионального образования в этой области зависит дальнейшее совершенствование функционирования рынка недвижимости, повышение качества представленных услуг и доходности операций, производимых участниками рынка риэлтерских услуг
Ключевые слова: рынок недвижимости, рынок риэлтерских услуг, дополнительное профессиональное образование

Подготовка специалистов в области риэлтерских услуг и в области информационных технологий в России не отличается разнообразием ни по спектру предоставляемых образовательных услуг, ни по номенклатуре специализаций.
Рациональное разделение труда и создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответст­венности возможно только на основе четкой регламентации трудовой деятельности участников рынка недвижимости. Она осуществляется в соответствии с квалификационными характеристиками — нормативными правовыми документами, предназначенными для: обоснования рационального разделения и организации труда; правильного подбора, расстановки и использования кадров; обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований; обеспечения единства при принятии решений о соответствии руководителей и специалистов занимаемым должностям при проведении аттестации.
Квалификационные характеристики содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 августа 1998 года № 37). Справочник рекомендован для применения на предприятиях в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.
Именно в квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для: обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации; соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности.
Особое внимание необходимо обратить на характеристику должности менеджера на рынке риэлтерских услуг, поскольку в странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, полученное, как правило, в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому [4].
Адекватные требования к процессу обучения управляющих недвижимостью можно сформировать только в том случае, если в основу их будет положен системный подход к общему процессу подготовки менеджеров в сфере недвижимости. Сделки с недвижимостью будучи объектом рыночного оборота являются сложным и многогранным механизмом. Только с учетом этого важнейшего обстоятельства возможно осуществлять системную подготовку менеджеров по работе с недвижимо­стью во всеобъемлющем масштабе, который по меньшей мере включает в себя: менеджмент по операциям с недвижимостью (риэлтерское дело); менеджмент по управлению недвижимо­стью; менеджмент по аренде, найму и лизингу недвижимости; менеджмент по ипотечным операциям; менеджмент по инве­стициям в недвижимость.
Анализ опыта подготовки специалистов различного профиля, в том числе и работающих на рынке недвижимости (оценщиков, риэлторов, страховщиков и других специалистов), со всей наглядностью показал, что первоначальное насыщение рынка необходимым количеством кадров с соответствующей подготовкой происходит посредством их обучения в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО). По аналогичному пути уже идет процесс подготовки профессиональных управляющих жилой и нежилой недвижимостью.
В соответствии с пунктами 4-6 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10.06.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ и от 16.11.1997 № 144-ФЗ) профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями (объединениями), организациями и учреждениями всех форм собственности. Слушателями образовательного учреждения в рамках ДПО являются лица, зачисленные на обучение приказом руководителя образовательного учреждения. На время обучения в образовательном учреждении по программе ДПО слушателю выдается справка, свидетельствующая о сроках его пребывания на учебе в этом учреждении. Слушатели образовательного учреждения, обучающиеся по программам ДПО, имеют право:
• участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать по согласованию с соответствующими учебными подразделениями образовательного учреждения дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения;
• пользоваться имеющейся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях образовательного учреждения нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельно­сти, а также библиотекой, информационным фондом, услугами других подразделений в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
• принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к публикации в изданиях образовательного учреждения свои рефераты, аттестационные работы и другие материалы;
• обжаловать приказы и распоряжения администрации образовательного учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственные образовательные учреждения ДПО, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения ДПО выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца: 1) удостоверение о повышении квалификации для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов; 2) свидетельство о повышении квалификации для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов; 3) диплом о профессиональной переподготовке для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов.
Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам дополнительного профессионального образования. В случае положительных итогов государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства о государственной аккредитации определяется сроками, установленными в приложении к нему, и подтверждается через каждые пять лет [1].
Повышение квалификации участников рынка риэлтерских услуг может осуществляться как краткосрочное тематическое обучение, тематические и проблемные семинары, длительное обучение для углубленного изучения актуальных проблем или приобретения профессиональных навыков, самостоятельное обучение, обучение по индивидуальным программам.
Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым специалисту, занимающемуся риэлтерской деятельностью на профессиональной основе. Форма и сроки обучения устанавливаются в соответствии с целями обучения. Целью переподготовки специалистов в области риэлтерских услуг является получение ими новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Направление профессиональной переподготовки специалистов рынка риэлтерских услуг определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.
Рис 1. Система обучения (по курсам) для получения квалификации дипломированного специалиста в сфере риэлтерских услуг
На рис. 1 показана система целенаправленного планомерного обучения менеджеров в сфере недвижимости в рамках ДПО.
Управленческая деятельность, связанная с недвижимостью и учитывающая ее специфику как объекта управления, имеет определенную классификацию. Здесь надо отметить, что использование соответствующих классификационных признаков пока еще не стало общеприменимым, во-первых, вследствие определенной новизны рассматриваемой деятельности, во-вторых, из-за имеющихся различий в видах осуществляемой управленческой деятельности, что, конечно же, во многом связано с имеющей место специфичностью недвижимости.
Виды управленческой деятельности в отношении недвижимости как объекта управления должны быть положены в основу квалификационных требований (профессиограмму) к управляющим недвижимостью на рынке риэлтерских услуг при формировании образовательного стандарта по указанной специальности. Однако на практике все складывается иначе.
Акцентировать внимание на этом необходимо потому, что управление жилым фондом является частным случаем управления недвижимостью как таковой. Поскольку частное вытекает из общего, то таким же образом следует строить и учебный процесс.
Рис. 2. Система взаимодействия и распределения ответственности между частными и государственными структурами по подготовке специалистов для рынка риэлтерских услуг
На рис. 2 показана схема взаимодействия государственных и частных организаций по подготовке специалистов для рынка риэлтерских услуг.
Все сказанное свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствует сколько-нибудь стройная система подготовки профессиональных управляющих недвижимостью вообще и управляющих жилищным фондом в частности. Как следствие этого отрицательного явления, обучающие программы, реализуемые в том или ином учебном заведении, имеют существенные различия. Требования, предъявляемые к управляющим недвижимостью, не унифицированы, образовательный стандарт на их подготовку отсутствует [5].
На межвузовском уровне нет органа (учебного заведения), который выполнял бы роль координатора как по разработке образовательных программ, так и по созданию ими адекватного учебно-методического обеспечения.
Совершенствование обучения подготовки и переподготовки участников рынка риэлтерских услуг является одной из самых актуальных проблем, от решения которой во многом будет зависеть дальнейшее совершенствование этой сферы рынка недвижимости, разделение ее на отдельные фазы жизненного цикла, качество представленных услуг и доходность операций, производимых участниками рынка риэлтерских услуг.


Литература
1. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23 сентября 1996 года № 113.
2. Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М., 1993.
3. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. Ю.М. Свириденко. В 4-х т. — М.: МГУ, 2000.
4. Фридман Д., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. — М., 1997.
5. Шихмагомедов А. Маклер. — М.: Росконсульт, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия