Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Проваленова Н. В.
доцент кафедры организации и менеджмента Нижегородского государственного инженерно-экономического института,
кандидат экономических наук


Привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс Нижегородской области
Статья посвящена вопросам возможности привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс Нижегородской области. Рассматриваемый в статье механизм привлечения инвестиций позволит сформировать условия для дальнейшего развития отрасли
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиции, Нижегородская область, эффективность управления, экономический эффект

Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из самых привлекательных отраслей экономики для инвесторов, но текущее состояние коммунального хозяйства и недостаток инвестиционных средств на его восстановление — одна из причин неэффективности существующей системы управления в отрасли.
По данным Росстроя на восстановление основных фондов коммунального сектора до нормативных значений требуется 4 трлн руб., на восстановление жилищного фонда более 2,5 трлн руб. [4, С.3.]
В настоящее время более 40% инвестиций привлекаются в ЖКХ за счет целевых бюджетных средств. По итогам 2007 г. инвестиционные расходы жилищно-коммунальных предприятий составили 139,7 млрд руб. (8% всех затрат). В то же время для модернизации отрасли только бюджетных и собственных средств недостаточно. Необходимо привлечение частного капитала в ЖКХ. А для этого региональные власти должны создать соответствующие условия для его привлечения и эффективной работы.
Одной из форм привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, эффективно используемой многими странами, является концессия. В РФ основные принципы и условия концессионной деятельности регулируются Федеральным законом № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Объектами концессионных соглашений в жилищно-коммунальном комплексе могут быть системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий.
Объем выполненных работ с применением механизмов част­но-государственного партнерства в 2007 г. составил 184,4 млрд руб. К сожалению, концессионные соглашения не нашли широкого применения. Только в 19 регионах РФ заключено всего 376 концессионных соглашений в сфере коммунального хозяйства.
Современное состояние жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области во многом определяется осуществляемой в прежние годы системой мер по реформированию отрасли. Однако, несмотря на принимаемые меры, кардинального улучшения положения дел в отрасли не произошло. Значительная часть жилищного фонда Нижегородской области не удовлетворяет сегодня население ни по размерам, ни по своим качественным характеристикам. Практически 30% жилищного фонда имеет износ до 65% и требует капитального ремонта либо модернизации, причем в сельских поселениях доля такого фонда составляет 52%. Критическую степень износа (более 70%) имеет 1% жилищного фонда Нижегородской области. [10]
По расчетам Министерства ЖКХ Нижегородской области на восстановление и модернизацию жилищного фонда требуется около 122 млрд руб.
В целях получения финансовой поддержки на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов Правительст­вом Нижегородской области была оформлена соответствующая заявка в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Получить финансовые средства из данного фонда субъекты РФ могут при выполнении условий, перечисленных в ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В настоящее время 52 субъекта РФ получили свыше 28 млрд руб. от Фонда содействия реформированию ЖКХ. На эти средства с учетом софинансирования регионов свои жилищные условия улучшат почти 4 млн граждан России. [6]
Для каждого субъекта РФ Фонд утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки. Для Нижегородской области данные лимиты были определены в сумме 6,4 млрд руб. сроком на 4 года.
В мае 2008 г. из средств государственной корпорации в бюджет Нижегородской области на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов поступило 825,541 млн руб.
Данные средства были распределены между бюджетами 3 муниципальных образований, которые в наибольшей степени отвечают условиям финансовой поддержки, предъявляемым фондом содействия реформированию ЖКХ (табл.1). [2]
Таблица 1
Распределение средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов Нижегородской области, млн руб.
В октябре 2008 г. в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства представлена вторая заявка на предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Общая сумма запрашиваемых средств по заявке составляет 725,7 млн руб., в том числе на проведение капитального ремонта — 276,3 млн руб., на переселение граждан из аварийного жилищного фонда — 449,4 млн руб.
В региональной адресной программе «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 г. на территории Нижегородской области» будут участвовать 16 муниципальных образований: г. Н.Новгород, Балахнинский район, г. Городец и г. Заволжье Городецкого района, г. Первомайск Первомай­ского района, г. Кстово Кстовского района, Семеновский район, Сергачский район, г. Ворсма и р.п. Тумботино Павловского района, Шахунский район, Кулебакский район, Ковернинский район, Верхнеталызинский сельсовет Сеченовского района, Одошнурская сельская администрация Тоншаевского района, Уренский район.
Общая сумма программы составляет 431,8 млн руб., в том числе средства Фонда — 276,3 млн руб., средства областного бюджета — 93,3 млн руб., средства местных бюджетов — 40,5 млн руб., средства собственников помещений в многоквартирных домах — 21,6 млн руб. Программой предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту на 244 многоквартирных домах.
В региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Нижегородской области на 2008 год» участвуют 8 муниципальных образований: г. Н. Новгород, г. Арзамас, Балахнинский район, Борский район, г. Городец и г. Заволжье Городецкого района, г. Первомайск Первомайского района, Семеновский район.
Общая сумма программы составляет 667,1 млн руб., в том числе средства Фонда — 449,4 млн руб., средства областного бюджета — 181,9 млн руб., средства местных бюджетов — 35,8 млн руб. Программой предусмотрены мероприятия по переселению граждан из 76 многоквартирных домов.
В то же время в инвестициях нуждается не только жилищный фонд области, но и инженерная инфраструктура жилищно-коммунальных предприятий. В настоящее время износ основных средств водопроводного хозяйства составляет 75%, канализационного — 80%, теплосетевого хозяйства — 78%. [11] При этом наблюдается ежегодное увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов ЖКХ (табл.2). [7]
Таблица 2
Динамика капитальных вложений на строитель­ство и реконструкцию объектов ЖКХ по областным целевым программам, млн руб.
В среднем ежегодный прирост финансирования коммунальной инфраструктуры составляет 63% (табл.3). [7]
Таблица 3
Динамика финансирования ремонтов, реконструкции коммунальной инфраструктуры, млн руб.
В то же время потребность в финансировании для восстановления объектов коммунальной инфраструктуры до уровня износа в 30% составляет около 65 млрд руб. На создание полноценной внешней инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения всего существующего жилищного фонда полным набором коммунальных услуг требуется дополнительно 69 млрд руб. Таким образом, при сохранении существующей динамики финансирования для решения данной проблемы потребуется 12 лет.
Для решения вопроса эффективного управления коммунальным комплексом Нижегородской области и привлечения дополнительных инвестиций Министерством ЖКХ в 2007 г. была разработана концепция «Механизм создания условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс Нижегородской области». [9]
Реализацию данной концепции предлагается осуществить в четыре этапа, решая следующие задачи: развитие коммунальной сферы на основе государственно-частного партнерства; совершенствование тарифного регулирования организаций коммунального комплекса; повышение эффективности государственной бюджетной политики.
На первом этапе в целях содействия Министерству ЖКХ Нижегородской области в реализации мер государственной поддержки, необходимых для привлечения инвестиционных ресурсов в коммунальный комплекс, необходимо создать ОАО «Нижегородская областная управляющая компания», учредителями которой станут Министерство государственного имущества и земельных отношений (25% + 1 акция) и участники программы (75% — 1 акция).
Основными задачами данной компании должны стать: систематизация требований частных инвесторов к инвестиционным программам и проектам в коммунальном комплексе; оказание помощи муниципальным образованиям Нижегородской области в формировании инвестиционных программ в целях соответствия их требованиям инвесторов.
На втором этапе предполагается заключение инвестиционных контрактов между частными инвесторами и муниципальными образованиями.
Муниципальные образования Нижегородской области должны разработать и предоставить на рассмотрение Министерству и областной управляющей компании инвестиционные программы и проекты по комплексной реконструкции и развитию инженерных инфраструктур. При этом Нижегородская областная управляющая компания будет оказывать содействие муниципалитетам в подготовке данных проектов и в формировании документации для включения в областные и федеральные целевые программы. Затем управляющая компания проводит конкурсный отбор инвестиционных программ и проектов, с победителями которых инвестор заключает контракт.
На третьем этапе должны быть заключены долгосрочные договоры аренды муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры. С этой целью муниципальные образования должны проводить открытые конкурсы на право заключения данных договоров между операционными компаниями по эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры, что позволит создать необходимые условия реализации гарантий возврата инвестиционных вложений.
Консолидация всех инвестиционных программ в единый проект и получение государственной поддержки инвестиционного фонда РФ на условиях софинансирования за счет средств частного инвестора и бюджета Нижегородской области — четвертый этап реализации концепции.
Основная идея концепции — получение синергетического эффекта за счет объединения различных инвестиционных проектов. Безвозвратные федеральные инвестиции вкладываются в муниципальные образования непривлекательные для частного инвестора с целью доведения их до соответствующего уровня. После реализации общего проекта все коммунальное хозяйство области будет рассматриваться как площадка для частного инвестирования.
Планируется, что в рамках программы до 2012 г. будут привлечены инвестиции в размере 5 млрд руб., из них 1,5 млрд руб. — средства частного инвестора, 3,5 млрд руб. — средства Инвестиционного фонда РФ и бюджета Нижегородской области.
Необходимо отметить, что предлагаемая концепция инвестирования полностью соответствует требованиям федерального инвестиционного фонда, что подтверждается протоколом совместного совещания в Министерстве регионального развития РФ с участием Минэкономразвития и министерства ЖКХ Нижегородской области.
Таким образом, выстраивается структура управления инвестиционной деятельностью в коммунальном комплексе Нижегородской области.
В результате деятельности ОАО «Нижегородская областная управляющая компания» на основе представленных муниципальными образованиями инвестиционных программ и проектов реконструкции и развития коммунальных комплексов будут сформированы:
1. Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, финансируемые частными инвесторами.
2. Областные целевые и федеральные адресные программы, финансируемые за счет средств муниципальных, регионального и федерального бюджетов.
3. Инвестиционный проект, реализуемый на условиях софинансирования за счет средств Инвестиционного фонда РФ, частного инвестора и консолидированного бюджета Нижегородской области.
К реализации данной концепции Правительство Нижегородской области привлекает также международный капитал. Так, с французской компанией Dalkia International подписано соответствующее соглашение. Согласно соглашения французская компания обязуется вложить 1,5 млрд руб. в данный проект.
В случае привлечения инвестиций в соответствии с предлагаемой Концепцией, вложения в модернизацию основных фондов в размере 3,5 млрд руб. повысят надежность и эффективность работы оборудования и качество предоставляемых услуг и позволят сократить затраты за счет повышения ресурсной эффективности, снижения потерь и утечек, расходов на аварийно-восстановительные работы. А вложения в новое строитель­ство в размере 1,5 млрд руб. позволят получить дополнительно с 2009 г. по 2012 г. 500 млн руб. за счет увеличения числа потребителей. В результате, начиная с 2009 г., комплекс будет работать с положительной рентабельностью 8%, и его прибыль в последний год реализации проекта составит 1,8 млрд руб.
Ожидаемые экономические эффекты для консолидированного бюджета Нижегородской области в период реализации проекта с 2008 по 2012 гг. выразятся в увеличении доходной части регионального и местного бюджетов на 1700 млн руб.
Ежегодно после реализации проекта увеличение доходной части регионального и местных бюджетов составит 770 млн руб.
По расчетам Министерства ЖКХ Нижегородской области в результате реализации концепции произойдет ежегодное снижение инвестиционной нагрузки на региональный бюджет с 60 до 23% (от общего объема инвестиций) при ежегодном совокупном росте объема инвестиций в 3 раза.
При этом ожидаются следующие социально-политические эффекты:
— сохранение имущества в собственности муниципальных образований, т.е. имущество не переходит в частные руки;
— увеличение фонда заработной платы, как в период реализации проекта, так и после реализации проекта на предприятиях, прошедших модернизацию;
— увеличение уровня благоустройства жилищного фонда и снижение стоимости нового строительства за счет инвестирования в создание новых мощностей коммунального комплекса;
— повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг за счет реновации основных фондов;
— снижение темпов роста тарифов на коммунальные услуги после реализации проекта.
В перспективе Правительство Нижегородской области планирует создать холдинг в сфере ЖКХ. В частности, в муниципальных образованиях области планируется организовать коммунальные организации, которые будут заниматься вопросами поставки тепла и воды жителям. Учредителями данных предприятий должны стать соответствующие муниципальные образования, инвесторы и ОАО «Нижегородская областная управляющая компания». Таким образом, будет создан холдинг, контрольный пакет которого будет находиться у инвестора, а блокирующий пакет у регионального правительства.
При реализации предлагаемой концепции должен сложиться механизм более эффективного управления отраслью, который в конечном итоге позволит повысить качество предоставляемых услуг и переведет отрасль на рыночные рельсы.


Литература
1. Федеральный закон № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 г.
2. Закон Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области “Об областном бюджете на 2008 г.”»
3. Аванесян В.Р. Инвестиционный потенциал коммунального комплекса // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2008. — № 10. — С.3–8.
4. Болотов И.И. Государственные и частные инвестиции в модернизацию ЖКХ // Управление многоквартирным домом. — 2008. — № 5. — С.3–8.
5. Дибцев И.Н. Проблемы инвестиционной деятельности в отрасли ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2008. — № 9. — С.27–30.
6. Итоги работы строительного и жилищно-коммунального комплексов России в первом полугодии 2008 г. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. — 2008. — № 10. Ч.2. — С.3–9.
7. Мошонкин А.Н. Материалы ежегодной Коллегии Министерства ЖКХ Нижегородской области.
8. Табунщикова О.С. Финансирование инвестиционных проектов // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2008. — № 8. — С.27–29.
9. http://www.rosbalt.ru//2007/09/07/411883.html
10. http://www.mingkh.nnov.ru
11. http://www.dailystroy.ru/news/84842.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия