Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Сигал И. М.
аспирант кафедры экономической теории и права
Казанского государственного технического
университета им. А.Н.Туполева


ЛИЗИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ФАКТОРЫ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЕ ЕЕ РАЗВИТИЮ

В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий, позволяющих производить конкурентоспособную продукцию. При нехватке собственных финансовых ресурсов и высокой стоимости основных средств одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в модернизацию производства, является лизинг.
Как один из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения производства, который открывает возможность без больших первоначальных вложений и в целом с меньшими издержками, по сравнению с использованием кредитных средств, модернизировать предприятия, лизинг в России получает все более широкое распространение.
Это объясняется целым рядом его преимуществ:
- лизинг позволяет предприятию при минимальных единовременных затратах приобретать современное оборудование и технику в достаточных количествах. При этом не возникает необходимости при приобретении дорогостоящего имущества аккумулировать собственные средства, которые, как правило, представлены запасами готовой продукции, находятся в расчетах с дебиторами, являются источником финансирования текущей деятельности предприятия;
- лизинговые платежи относятся на себестоимость, что позволяет экономить значительные суммы при уплате в бюджет налога на прибыль;
- возможность применения в отношении объекта лизинга механизма ускоренной амортизации позволяет предприятию максимально быстро покрыть через себестоимость инвестиционные затраты. По истечении действия договора лизинга имущество отражается на балансе лизингополучателя по минимальной, либо нулевой остаточной стоимости. В дальнейшем предприятие может существенно снизить себестоимость производимой продукции по статье "Амортизация основных фондов". Также можно реализовать имущество, которое являлось объектом лизинга, по рыночной цене, которая намного выше его остаточной стоимости, и таким образом получить дополнительную прибыль;
- при оформлении лизинговой сделки требования, предъявляемые к заемщику, менее жестки, чем при обычном кредитовании. Гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Обеспечением сделки служит само оборудование. Дополнительных гарантий не требуется, что очень важно, особенно для мелких и средних предприятий;
- лизинговая компания может построить более гибкий график платежей в сравнении с требованиями банков по кредитным договорам. При этом существует возможность изменения графика платежей на протяжении действия договора лизинга с учетом, например, сезонных колебаний при реализации продукции лизингополучателя или иных факторов, связанных с текущей деятельностью предприятия;
- при заключении договора лизинга значительно снижаются требования к гарантийному его обеспечению в виде предоставления залогов и т.п., поскольку до окончания действия договора предмет лизинга является собственностью лизинговой компании и частично обеспечивает обязательства предприятия перед нею.
В настоящее время в России действуют более двухсот крупнейших лизинговых компаний. Лизинговые фирмы создаются в России либо при государственной поддержке, либо при поддержке крупного банковского капитала.
Одним из примеров успешного развития лизинга (с предоставлением государственных гарантий) является деятельность ведущей казанской лизинговой компании ГУП "Таткоммунпромкомплект", созданной в целях развития жилищно-коммунального и строительного комплекса Республики Татарстан на основе обеспечения его необходимой техникой и оборудованием.
ГУП "Таткоммунпромкомплект" выполняет функции лизингодателя на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N489 от 07.07.2000г. "О лизинге машиностроительной продукции в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительном комплексе Республики Татарстан". Приобретая в собственность за счет средств специализированного республиканского лизингового фонда технику коммунального, строительного и специального назначения, она предоставляет ее по договору лизинга во временное владение и пользование лизингополучателю. Наряду с техникой и оборудованием в лизинг передаются технологические линии и даже мини-заводы по производству строительных материалов.
За период своей деятельности с 2000 по 2002 гг. ГУП "Таткоммунпромкомплект" было предоставлено лизингополучателям около 900 единиц коммунальной и строительной техники на сумму 507,8 млн. руб.
Эта лизинговая компания работает по трем основным направлениям, осуществляя бюджетный и коммерческий лизинг и лизинг по фонду реновации.
Бюджетный лизинг представляет собой вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества за счет средств республиканского лизингового фонда и передачи его на основании договора лизинга предприятиям строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства. Основной задачей этого лизинга является ускорение технического перевооружения предприятий строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В результате коммерческого лизинга инвестируются временно свободные или привлеченные финансовых средств для приобретения в собственность у определенного продавца оговоренного с конкретным лизингополучателем имущества и предоставления этого имущества во временное пользование за определенную плату. (Условия данных сделок определяются индивидуально с каждым лизингополучателем). При этом осуществляется как передача техники в лизинг предприятиям Республики Татарстан, так и передача техники и оборудования, производимых на территории Республики Татарстан, в пользование предприятиям в других регионах Российской Федерации.
Лизинг по фонду реновации - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества за счет средств республиканского фонда реновации для передачи его лизингополучателям. Развитие лизинга по фонду реновации возможно за счет внедрения энергосберегающих технологий, а также за счет экономии тепла (установки пластинчатых теплообменников), экономии газа (реконструкции и модернизации котельных), экономии электроэнергии (внедрения преобразователей частоты).
Необходимость развития лизинговой деятельности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве обусловлена и высокой степенью физического и морального износа основных средств транспорта, значительным снижением инвестиционных возможностей предприятий вследствие инфляционных факторов, снижением спроса на перевозки и соответствующих доходов, неплатежеспособностью заказчиков, высокой и постоянно растущей стоимостью транспортных средств, машин и механизмов, контейнеров, погрузочно-разгрузочной техники и оборудования, необходимых для оказания перевозочных услуг. Состояние парка строительных машин, оборудования, автотранспортных средств требует скорейшей модернизации. В последние годы наметилась и негативная тенденция к общему снижению численности реально работающих на объектах транспортных средств.
К основным факторам, сдерживающим развитие лизинга можно отнести:
- нечеткость законодательных и подзаконных актов по налогообложению и таможенным платежам;
- связанные с этим разночтения по вопросу о регламентации прав и обязанностей собственника и пользователя имущества, составляющего объект лизинга (не решен, в частности, вопрос о реализации залога оборудования при лизинге, о возврате актива, если договор нарушает пользователь лизингового имущества);
- несовершенство механизма разделения рисков среди участников лизинговых сделок, особенно в тех случаях, когда состав участников расширен за счет привлечения банков, страховых компаний, органов государственного управления, фондов и других организаций;
- сложности и проблемы в области страхования имущества и рисков (риска при транспортировке, монтаже, наладке и т.д.).
В сложившейся ситуации крайне необходимы разработка и реализация конкретных форм государственной поддержки субъектов лизинга и проведение следующих мероприятий:
- снижение ставки таможенных пошлин на ввозимые в страну по лизингу виды оборудования, не имеющие отечественных аналогов;
- активизация участия коммерческих банков в лизинговых сделках путем освобождения их от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления кредитов при операциях финансового лизинга;
- разработка и реализация схем кредитования и межбанковского сотрудничества при совместном кредитовании инвестиционных проектов, предусматривающих и распределение рисков между несколькими инвесторами;
- предоставление специальных государственных гарантий коммерческим банкам, финансирующим лизинговые операции и проекты;
- создание информационной сети для развития лизинга и обучения основам лизинговой деятельности;
- использование потенциала лизинга при выполнении стратегических государственных программ развития экономики.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия