Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бушуева Л. И.
декан факультета управления Сыктывкарского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор


Экономико-статистический анализ использования информационных и коммуникационных технологий в регионе
В статье рассмотрена методика статистической оценки уровня использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в Республике Коми, которая предусматривает анализ общей информации об использовании компьютерной техники и коммуникаций, затрат на использование ИКТ, а также факторов, сдерживающих использование ИКТ
Ключевые слова: информационные технологии, коммуникационные технологии, статистическая отчетность, статистическая методология, дескриптивный анализ, факторный анализ

Использование информационных и коммуникационных технологий в условиях интенсивного развития рыночных отношений становится одним из наиболее важных элементов эффективного управления. Компании все чаще прибегают к помощи современных информационных и коммуникационных технологий, чтобы устанавливать и поддерживать связь с покупателями (фактическими и потенциальными), поставщиками, агентами и дистрибьюторами, следить за увеличивающимися внешними и внутренними потоками информации, использовать ее для анализа, прогнозирования, принятия управленческих решений. Получают развитие сетевые или виртуальные организации, т. е. организации, в которых границы между ее участниками, ресурсами и подразделениями размыты благодаря интенсивному информационному обмену. Вместе с тем, использование информационных и коммуникационных технологий требует существенных инвестиционных затрат, что зачастую сдерживает желание некоторых предприятий вкладывать в них средства.
Общее видение ситуации в регионе относительно фактического использования и возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также факторов, сдерживающих внедрение этих технологий в производство, изучение характера и степени вариации изучаемых признаков по видам экономической деятельности, на наш взгляд, позволят:
— производственным предприятиям оценить уровень во­влечения ИКТ в управление по сравнению с другими предприятиями и разработать план развития ИКТ;
— поставщикам компьютерной техники и услуг по ИКТ изучить потенциал рынка ИКТ и утвердиться на рынке в статусе партнеров, способных предоставить качественно новые возможности для ведения бизнеса и реализации конкурентных преимуществ.
Статистическая оценка уровня использования и развития информационных и коммуникационных технологий основана на информации, предоставляемой организациями по форме № 3-информ — «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)» с 2006 г. [1]
Методика статистической оценки уровня использования информационных и коммуникационных технологий предусматривает анализ общей информации об использовании компьютерной техники и телекоммуникаций; затрат на использование ИТК, а также факторов, сдерживающих использование ИТК.
Общая информация об использовании компьютерной техники и телекоммуникаций позволяет оценить уровень текущего развития ИКТ в регионе, в том числе определить наличие персональных компьютеров (ПК) и их доступ к глобальным информационным сетям в регионе, а также по отдельным предприятиям и видам экономической деятельности. Предлагаемый подход к оценке текущего уровня развития может быть применен при создании системы мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий в деятельности региона.
В рамках анализа затрат на использование ИТК можно определить направления и объемы расходов в области применения информационных технологий в организациях, сферах экономической деятельности, региона в целом на основе конкретных измеримых результатов. Если рассматривать затраты организаций на ИКТ как объем предоставляемых им услуг со стороны поставщиков информационно-коммуникационных услуг, то анализ затрат позволит дать общую характеристику комплекса современных информационно-коммуникационных услуг, поддерживающих ИКТ организаций.
Статистический анализ факторов, сдерживающих использование ИКТ, позволяет выявить причины отставания отдельных предприятий и сфер деятельности от передовых в этом отношении субъектов экономической деятельности. Четкая формулировка проблемы внедрения ИКТ необходима для разработки комплекса мероприятий по преодолению этих проблем.
Рассмотрим подробнее предлагаемую методику стати­стической оценки уровня использования информационных и коммуникационных технологий на примере данных 1620 организаций Республики Коми (РК) за 2006 г.

Общая информация об использовании компьютерной техники и телекоммуникаций
Для статистического исследования уровня использования ИТ в конкретном регионе необходимо провести анализ:
— наличия ПК, в том числе имеющих доступ к локальным вычислительным системам и глобальным информационным сетям;
— количества ПК, приходящихся в среднем на одну организацию, в том числе в разрезе отдельных видов экономической деятельности;
— обеспеченности ПК (в расчете на 1000 чел. списочного состава).
При этом для характеристики совокупности организаций РК в целом, а также по конкретному виду деятельности использовались методы дескриптивного анализа.
Наличие ПК в организациях РК можно охарактеризовать с помощью показателей дескриптивной статистики, описанной в литературе [2]. Соответствующие результаты расчетов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Наличие персональных компьютеров в организациях РК в 2006 г.
Рассчитано по: Данные статистической отчетности. Форма № 3-информ — «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)» 2006 г. // http://www.komistat.ru/ (электронный ресурс с ограниченным доступом)

Всего в организациях РК на конец 2006 г. было менее 60 000 компьютеров. Обновление компьютерной базы можно охарактеризовать с помощью удельного веса ПК, поступивших в отчетном году, к наличным ПК на конец года. Новые компьютеры составляют 16,42% от общего количества компьютеров. Более половины компьютеров имеют доступ к глобальным информационным сетям, в том числе почти 25% — к Интернет. Средние величины были рассчитаны по формуле арифметической взвешенной, где в качестве веса использовалось число предприятий, занятых конкретным видом экономической деятельности. На основании средних величин и средних квадратических отклонений были получены показатели вариации. Все они более 33%, что свидетельствует о неоднородности совокупности. Более 18 тыс. компьютеров находится в организациях государственного управления, обеспечения военной безопасности, обязательного социального страхования; более 10 тыс. — в организациях транспорта и связи. С другой стороны, менее 100 компьютеров находится в распоряжении предприятий, производящих электрооборудование, транспортные средства, в химическом производстве, производстве кожи, изделий из кожи и обуви. Однако по совокупным данным трудно судить о тех видах экономической деятельности, для осуществления которых требуется использование компьютерной техники.
Поэтому необходимо провести анализ количества ПК, приходящихся в среднем на одну организацию, в том числе в разрезе отдельных видов экономической деятельности. Соответствующие данные приведены на рис. 1.
По данным рис. 1 видно, что наибольшее среднее число ПК используется предприятиями, занятыми добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, целлюлозно-бумажным производством, предоставлением транспортных услуг и услуг связи, а также финансовой деятельностью.
Анализ обеспеченности ПК (в расчете на 1000 чел. списочного состава) показал, что наибольшее количество компьютеров на 1000 чел. приходится на организации государственного управления, обеспечения военной безопасности, обязательного социального страхования (513 компьютеров на 1000 чел., т.е. каждый второй сотрудник имеет ПК); сферы финансов (506 ПК); целлюлозно-бумажном производстве (283 ПК). В то же время в организациях, занятых производством кожи, изделий из кожи и обуви, на 1000 чел. приходится 6 компьютеров; в сельском хозяйстве — 16; в организациях по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг — 12. Полная характеристика обеспеченности ПК приведена на рис. 2.
Приведенные показатели свидетельствуют о том, что основными элементами информационно-коммуникационных технологий (ПК, доступ к глобальным информационным сетям, в том числе Интернет) предприятия РК располагают. Однако используют ПК в среднем 23,66% сотрудников организаций РК. Причем по отдельным видам экономической деятельности эта цифра существенно ниже. Для сравнения: в ЕС персональные компьютеры используют в среднем 49% сотрудников компаний (204 ПК на 1000 чел.); в Москве — 55% [3]. При сопоставлении данных РК с данными о положении в Европейском союзе и Москве можно составить представление о масштабах отставания.
Рис. 1. Наличие персональных компьютеров на конец 2006 г.
Рис. 2. Наличие ПК в расчете на 1000 чел.

Анализ затрат на использование информационных и коммуникационных технологий
Для обобщенной характеристики затрат предприятий РК на информационные и коммуникационные технологии проведем дескриптивный анализ статистической совокупности предприятий, используя Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), внедренный в статистическую информационную систему в 2005 г. При этом использовалось две группы показателей дескриптивного анализа. Первая группа включает показатели «центральной тенденции» (средняя величина, мода, медиана), позволяющие дать обобщенную количественную характеристику затрат на ИКТ. Вторая группа предусматривает анализ вариации, которая описывает различия затрат на ИКТ по видам экономической деятельности.
Расчет осуществлялся по трем показателям затрат на ИКТ: затраты на ИКТ, осуществляемые в среднем одним предприятием; доля затрат на ИКТ в обороте организации; затраты на ИКТ в расчете на одного работающего. В качестве весов использовалось количество предприятий, относящихся по основному виду деятельности к объектам классификации в ОКВЭД. Основные показатели дескриптивного анализа приведены в табл. 2.
Показатели средних величин дают общее представление о затратах на ИКТ на предприятиях РК. При этом структурные средние — мода и медиана — существенно отличаются от значения средней арифметической. Это означает, что средняя величина нетипична.
По соотношению между средней арифметической, модой и медианой можно судить о характере распределения. Чем больше расхождение между модой и средней арифметической, тем более асимметричен ряд. Общеизвестно, что для умеренно асимметричных рядов разность между модой и средней арифметической примерно в три раза превышает разность между медианой и средней [4, 628 с.], т. е.
| Мо — Х | = 3| Ме — Х|
Проверка данного соотношения показала, что во всех трех случаях разность между модой и средней значительно меньше тройной разницы между медианой и средней, что свидетель­ствует об асимметричности вариационных рядов.
Показатель асимметрии положительный, что свидетель­ствует о правосторонней асимметрии, т.е. о наличии значительного числа предприятий, имеющих низкие показатели затрат на ИКТ.
Для наглядности представим гистограммы распределения предприятий РК по показателям затрат на ИКТ (рис. 3).
Рис. 3. Гистограммы распределения предприятий РК по показателям затрат на ИКТ

Данные рис. 3 позволяют сделать следующие выводы. Большинство предприятий (1200 предприятий) тратят в среднем на информационные и коммуникационные технологии до 5000 тыс. руб. в год. Затраты на ИТ на одного работника у большинства предприятий составляют менее 20 тыс. руб. в год. Почти у 60 % предприятий затраты на ИТ составляют менее 5% от оборота. Однако значительная часть предприятий потратила в 2006 г. 30–35% от оборота. Естественно, возникает вопрос о том, предприятия каких видов деятельности тратят значительные сред­ства на ИТ, а каких — практически не выделяют средства на эти цели. Для ответа на этот вопрос был проведен анализ показателей затрат на ИКТ в разрезе отдельных видов экономической деятельности. Результаты анализа позволили выделить виды экономической деятельности, у которых показатели затрат на ИКТ на одно предприятие наиболее высокие. К ним относятся: производство кокса, нефтепродуктов, ядерных материалов; добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; транспорт и связь; финансовая деятельность (перечень видов экономической деятельности составлен в порядке уменьшения показателей затрат на ИКТ). Доля затрат на ИКТ в обороте организации наиболее высокая в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; образовании; а также в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. Для этих же видов деятельности характерны наиболее высокие затраты на ИКТ в расчете на одного работающего.
Таблица 2
Обобщающая характеристика затрат предприятий РК на ИКТ в 2006 г.

Характеристика структуры затрат на ИКТ приведена на рис. 4.
Рис. 4. Структура затрат на ИКТ

На рис. 4 показано, что наибольший объем затрат на ИКТ (47%) связан с оплатой услуг электросвязи, в том числе Интернет. Значительные затраты осуществлены на приобретение вычислительной техники (24%), а также оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Вместе с тем затраты на обучение сотрудников составляют менее 1%, что может сдерживать использование ИТ. Проверим данную гипотезу, изучив факторы, сдерживающие использование информационных и коммуникационных технологий.

Факторы, сдерживающие использование информационных и коммуникационных технологий
Существенное влияние на потребность предприятий в информационных и коммуникационных технологиях оказывает наличие сдерживающих факторов. Рассмотрим основные причины, по которым, по мнению респондентов, затруднено использование ИКТ.
На рис. 5 показаны средние оценки по значимости факторов, сдерживающих использование информационных и коммуникационных технологий, рассчитанные по данным формы № 3-информ для предприятий РК. При расчете использовалась следующая шкала: 1 — незначительная или малосущественная; 2 — значительная; 3 — основная или решающая. Мнения респондентов, затруднившихся с ответом, не учитывались.
Наиболее значимый фактор, сдерживающий использование ИКТ, — это отсутствие денежных средств. По данным отчетности трудно определить, на какие цели необходимы эти денежные средства. Поэтому, возможно, этот фактор связан и со следующим по значимости фактором — нехваткой на предприятии квалифицированных специалистов по информационным и коммуникационным технологиям. Наиболее низкие оценки (соответственно, менее значимые факторы) поставлены таким причинам, как недостаточность знаний и навыков у работников организации, потерям рабочего времени из-за использования ИКТ не по назначению.
Рис. 5. Факторы, сдерживающие использование ИКТ

В ходе последующего анализа определялись наиболее значимые группы факторов, сдерживающие использование информационных и коммуникационных технологий. Решение этой задачи, по нашему мнению, позволит четко сформулировать проблемы внедрения ИКТ и, соответственно, разработать мероприятия по преодолению этих проблем.
Упрощение данных через сокращение группы переменных до меньшего числа факторов или соединение переменных с помощью определяющих величин обрабатываемых данных возможно с помощью факторного анализа [5, с. 224–229].
Целью факторного анализа является сводка информации, содержащей большое число количественных оценок, как правило, метрических (или рейтинговых) шкал в меньшее число суммарных величин, называемых факторами. Природа образованных факторов может быть определена с помощью так называемых факторных нагрузок.
Факторные нагрузки — это корреляция между обобщенным фактором и первоначальной переменной. Другими словами, нагрузку соответствующей переменной на конкретный фактор характеризует коэффициент корреляции. Если первоначальная переменная тесно связана с укрупненным фактором, то корреляция (или нагрузка) должна быть высокой. Коэффициент корреляции может принимать значения от (-1) до (+1). Однако сам по себе знак факторных нагрузок не имеет внутреннего содержания и не несет информации о зависимости между переменной и фактором. Однако следует сопоставлять между собой знаки для различных переменных при данном факторе. Разумно перед применением факторного анализа таким образом задать переменные, чтобы знаки коэффициентов нагрузок на данный фактор были одинаковыми. Сумма квадратов факторных нагрузок называется собственным числом (λ), которое используется как критерий определения числа факторов и как мера дисперсии, соответствующая данному фактору.
В факторном анализе могут рассматриваться от одного до нескольких факторов, однако их максимальное число должно быть равно числу переменных. Решение о количестве факторов принимается на основе процента вариации в первоначальных данных, объясненных каждым фактором.
Процент общей дисперсии (P), соответствующий укрупненному фактору, определяется как отношение собственного числа i-го фактора (λ i ) к сумме всех собственных чисел (∑ λ i ), равной количеству первоначальных переменных:
Р = λ i / ∑λ i
В результате обработки исходной информации о факторах, сдерживающих использование информационных и коммуникационных технологий в организациях РК, было обосновано существование трех обобщенных факторов. Значения собственных чисел и процент объясненной дисперсии приведены в табл. 3.
Таблица 3
Собственные числа обобщенных факторов, сдерживающих использование ИКТ
Источник: см. табл. 1.

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что более 72 % вариации признаков объясняется действием трех укрупненных факторов. Причем на долю первого фактора приходится наибольший процент объясненной вариации. На долю каждого последующего фактора приходится меньший процент.
Наибольший вклад в объяснение общей дисперсии принадлежит фактору 1, вклад каждого последующего фактора уменьшается. Начиная с фактора 4, влияние всех оставшихся малосущественно. Таким образом, наибольший интерес представляет сущность первых трех факторов, которую можно раскрыть через определение первоначальных переменных, образующих общий фактор, т.е. через анализ факторных нагрузок.
Результаты расчетов собственных чисел (λ) и факторных нагрузок представлены в табл. 4.
Таблица 4
Факторные нагрузки наблюдаемых переменных
Источник: см. табл. 1.
Примечание: жирным шрифтом выделены факторы, у которых коэффициент корреляции с общим фактором больше 0,7000.

На долю первого фактора приходится 34,5% общей дисперсии первоначальных признаков; на долю второго и третьего факторов — 22,6% и 15,5% соответственно. Суммарная доля объясненной дисперсии составляет 72,7%. На долю остальных факторов приходится менее 30%.
После отбора факторов возникает задача их содержательной интерпретации в соответствии с коэффициентами парной корреляции первоначальных и обобщенных факторов. Для интерпретации первого фактора выделим три переменные: «Отсутствие денежных средств», «Недостаточность знаний и навыков у персонала», «Нехватка ИТ- специалистов». Данный общий фактор вполне справедливо можно интерпретировать как «Отсутствие ресурсов для использования ИКТ». Во втором общем факторе отражено влияние следующих переменных: «Неопределенность экономической выгоды» и «Отсутствие потребности в использовании ИКТ». Оба первоначальных фактора связаны с тем, что респонденты не видят выгод ИКТ, поэтому обобщенный фактор целесообразно интерпретировать как «Недопонимание выгод от использования ИКТ». Третий фактор обладает максимальными коэффициентами корреляции с двумя первичными переменными — «Сопротивление персонала нововведениям» и «Потери рабочего времени из-за использования информационных и коммуникационных технологий не по назначению (игры, поиск информации, не относящийся к делу и т. п.). Имея в виду, что такие ситуации могут возникать из-за непроработанности систем контроля и стимулирования работников, третий фактор можно интерпретировать как «Отсутствие мотивации у персонала».
Таким образом, в ходе факторного анализа удалось выявить наиболее значимые факторы, сдерживающие использование ИКТ, которые объединились в три группы «Отсутствие ресурсов для использования ИКТ», «Недопонимание выгод от использования ИКТ» и «Отсутствие мотивации у персонала». Следовательно, для более полного использования возможностей ИКТ необходимо разработать программы подготовки персонала для работы с информационными и коммуникационными технологиями, привлечения квалифицированных ИТ-специалистов, план коммуникаций в области ИКТ, систему мотивации сотрудников, а также стратегию преодоления сопротивления персонала нововведениям.
Для группировки предприятий, оценивающих влияние факторов, сдерживающих внедрение информационных технологий, нами был использован агломеративный иерархический алгоритм кластерного анализа с использованием Евклидова расстояния. На основании результатов кластерного анализа сделан вывод о том, что наилучшим является разбиение видов экономической деятельности на 4 кластера. Средние оценки исходных показателей по кластерам представлены в табл. 5.
Таблица 5
Средние оценки факторов, сдерживающих внедрение ИТ, в кластерах
Источник: см. табл. 1.
* В кластер 1 вошли предприятия 19 видов экономической деятельности, в том числе: лесное хозяйство, добыча угля, нефти, производство обуви, неметаллических минеральных продуктов, электрооборудования, строительство, оптовая торговля; деятельность сухопутного и водного транспорта, вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества, связь, страхование, операции с недвижимым имуществом, аренда, научные исследования.
Кластер 2 состоит из 14 видов экономической деятельности: добыча металлических руд, производство пищевых продуктов, производство одежды, обработка древесины, издательская и полиграфическая деятельность, сбор, очистка и распределение воды, розничная торговля, гостиницы, воздушный транспорт, управление, образование, здравоохранение, деятельность по организации отдыха.
Кластер 3 включает в себя 7 видов экономической деятельности: производство кокса и нефтепродуктов, металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, производство машин и электрооборудования, финансовое посредничество, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и ИТ.
В кластер 4 входят 2 вида экономической деятельности — целлюлозно-бумажное производство и прочие производства, которые включают производство мебели.

Предприятия 1 кластера ощущают нехватку денежных средств и ИТ-специалистов. Предприятия 2 кластера, помимо этих факторов, отмечают несоответствие существующих технических и программных средств потребностям организации. Для предприятий 3 кластера не существует значимых факторов, сдерживающих внедрение ИКТ. Наибольшее влияние факторов, сдерживающих использование информационных технологий, испытывают предприятия кластера 4. Решающими факторами здесь являются отсутствие денежных средств, недостаточность знаний и навыков у работников организации и потери рабочего времени из-за использования технологий не по назначению. Поэтому вполне объяснимо сопротивление персонала нововведениям и неудовлетворительная защита информации.
Для более полного использования возможностей ИКТ предприятиям, вошедшим в кластеры 1, 2 и 4, необходимо разработать программы подготовки персонала для работы с информационными и коммуникационными технологиями, привлечения квалифицированных ИТ- специалистов, план коммуникаций в области ИКТ, а для предприятий кластера 4 дополнительно необходимо сформировать систему мотивации сотрудников, а также стратегию по преодолению сопротивления персонала нововведениям. Среди основных подходов (стратегий) можно выделить известные в теории менеджмента стратегии по преодолению сопротивления изменениям, такие как образование и предоставление информации; помощь и поддержка; переговоры и соглашения.
Таким образом, предлагаемая методика интегрированной статистической оценки использования информационных и коммуникационных технологий позволяет осуществлять мониторинг уровня развития ИКТ в регионе в целом, а также в разрезе отдельных видов экономической деятельности. Существенным является и то, что в данной методике имеется пространство для аналитического маневра и исследовательского поиска, что делает ее привлекательной для различных хозяйствующих субъектов.


Литература
1. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 20 ноября 2006 г. № 68 «Об утверждении порядков заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-ннформ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)» // http://www.komistat.ru/documents/
2. Статистика: учебник / Под ред. И.И. Елисеевой — М.: «Высшее образование», 2006.
3. Евтюшкин А. Эффективность информационных систем: где правда, а где иллюзии? // http://www.logistpro.ru/282
4. Статистика: показатели и методы анализа (справочное пособие). — М.: Современная школа, 2005.
5. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т., т. 2: Пер. с англ. / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, С.А. Айвазяна, Ю.Н. Тюрина. — М.: Финансы и статистика, 1990.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия