Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Левчук Е.
доцент экономического факультета университета в Белостоке (Польша),
кандидат экономических наук


Проблемы развития приграничных и трансграничных районов Польши
Статья посвящена различным подходам к классификации регионов, изучению процессов взаимодействия и развития регионов, расположенных на границе государств, рассматриваются различные модели и формы сотрудничества еврорегионов, экономические, политические, исторические и социальные предпосылки сотрудничества
Ключевые слова: Польша, трансграничный район, приграничный район

К определению понятий «регион», «район», «приграничный район (регион)», «трансграничный регион» и других производных от них терминов учеными-регионалистами еще не выработаны единые подходы. В настоящем исследовании автор придерживается той позиции, что понятие «регион» шире, чем «район». Регион — это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий и характеристик проживающего на ней населения. Причем границы региона не обязательно совпадают с границами административно-территориальных единиц того или иного государства. Регион может полностью входить в состав, быть больше (меньше) отдельных административно-территориальных формирований.
В Польше данным условиям наиболее полно удовлетворяют воеводства, количество которых после проведенной в конце XX в. административно-территориальной реформы сократилось с 49 до 16 единиц (рис. 1). Преобразования коснулись и самой структуры управления. Был введен третий уровень — повяты. Возросший экономический потенциал воеводства, внедрение трехуровневой модели управления им позволяют проводить более эффективную региональную политику, направленную на повышение конкурентоспособности регионов Польши, развитие их материально-технической базы и возможностей партнерского сотрудничества с регионами других стран ЕС: субъектами федерации (Россия), областями (Республика Беларусь, Украина и др.), землями (Германия), ленами (Швеция) и т. д.
Рис. 1. Состав регионов Польши (воеводства)
Источник: [1]

Следует отметить, что регионами считаются и другие территориальные структуры, которые классифицируются по одному или нескольким существенным признакам, отражающим определенные особенности проживания и деятельности общества (одинаковые климат и экологические условия, однородная поверхность территории и т. д.).
Сочетание различных подходов к классификации регионов находит отражение в номенклатуре территориальных единиц для статистики (NUTS), установленной статистическим управлением Европейской комиссии. Так, в соответствии с принятой в 1999 г. номенклатурой территория ЕС делилась на 78 регионов первого (NUTS 1), 211 — второго (NUTS 2), 1093 — третьего (NUTS 3), 1029 — четвертого (NUTS 4) и 98544 региона пятого уровня (NUTS 5). Анализ различных подходов дает основание использовать термин «регион» в самом широком понимании, т. е. к любым территориальным единицам, место которых не определено в той или иной системе таксонирования либо не имеет значения при изложении материала.
Поскольку регионы не могут функционировать автономно, а тесно взаимодействуют друг с другом не только внутри страны, но и с регионами других государств, важнейшей задачей экономической науки является выявление наиболее существенных факторов, форм и методов регулирования такого сотрудничества для достижения высоких конечных результатов и согласования интересов национального и региональных сообществ.
Исследованию различных форм взаимоотношений между регионами посвящены труды многих ученых и практиков [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, и др.]. Однако ряд важных теоретико-методологических вопросов и целых проблемных полей в региональной экономике разработаны в настоящее время недостаточно или вообще не затронуты.
В условиях объединяющейся Европы особый интерес представляет изучение процессов взаимодействия и дальнейшего развития регионов, расположенных на границе государств. Рассматривая стратегические интересы ЕС, и прежде всего идею экономической и политической взаимозависимости как предпосылки стабильного развития континента, в качестве рационального подхода можно отметить стимулирование приграничного сотрудничества. В целях уменьшения региональных различий и создания долговременной основы такого сотрудничества на границах ЕС со странами Восточной Европы была применена западноевропейская модель многоуровневой институционализации. Вместе с проектами, финансируемыми европейскими фондами, она теоретически подтверждает факт проведения новой политики «через национальные границы». Комплексный процесс европейской интеграции и расширения ЕС способствовал привлечению внимания к приграничным регионам как зонам межгосударственного взаимодействия. Национальные рынки инкорпорируются в более широкое европейское экономическое пространство, в то время как развитие субнациональных рынков отражает растущую функциональную и культурную значимость регионов.
Поддержка Европейским Союзом приграничного сотрудничества обусловлена многими стратегическими целями: возможность открытия новых рынков; обеспечение европейской безопасности, политической стабильности и экономической сплоченности; избежание негативных последствий конкуренции между регионами; развитие национальных региональных экономик в постсоциалистических странах. Для достижения этих целей поощряется создание различных межгосударственных органов, основной задачей которых является координация данного направления взаимодействия регионов.
Исследование всего комплекса проблем, связанных с приграничным сотрудничеством, должно базироваться на качественной, общепринятой в государствах системе дефиниций, позволяющей учитывать показатели такого сотрудничества и эффективно воздействовать на них. В литературе по региональной экономике, экономической географии и другим смежным наукам, составляющим междисциплинарную область «регионалистика», имеется достаточное количество определений различных видов регионов, географически примыкающих к границе одного или нескольких государств.
Чаще всего в качестве объекта регионального исследования рассматривается приграничный (пограничный) район, т.е. часть территории и/или акватории какой-либо страны, непосредственно примыкающий к государственной границе. Приграничный район может располагаться в рамках той или иной административно-территориальной единицы, часть которой обязательно совпадает с государственной границей данной страны. Административно-территориальная единица может находиться в пределах официально установленной в государстве пограничной зоны или пограничной полосы. На практике из-за различий в законодательстве и административно-территориальном делении отдельных стран приграничный район может быть меньше прилегающей к государственной границе административно-территориальной единицы или, наоборот, превышать ее размер, т.е. охватывать полностью или частично несколько административно-территориальных образований.
По мнению ряда авторов, приграничный район занимает пространство до 100 км вглубь страны по направлению от границы. Согласно такой классификации, сегодня в Польше к приграничным не могут быть целиком отнесены территории воеводств, имеющих государственную границу, если их «глубина» превышает 100 км. Применительно к Подлясью приграничными следует считать Сувалский, Сейменский, Сокульский, Белостокский, Гайнувский, Семятицкий и Бельско-Подлясский повяты.
Рис. 2. Регионы Польши, участвующие в трансграничном сотрудничестве
Источник: собственная разработка автора

Приграничная (пограничная) зона понимается как территория, расположенная по периметру всей государственной границы той или иной страны и опоясывающая внутренние районы последней. Приграничная (пограничная) зона имеет ряд отличий от внутренних районов, обусловленных ее двойственным положением. С одной стороны, проживающее в ней население, как и население внутренних районов, является носителем исторических, культурных, экономических и других особенностей данного государства. С другой стороны, именно в приграничной зоне осуществляется большая часть реальных контактов с соседними странами, размещена обеспечивающая их основная инфраструктура. Трудно однозначно установить, как далеко вглубь страны уходит приграничная зона. Например, в Польше принято, что, как и приграничный район, она имеет ширину около 100 км по направлению от государственной границы вглубь национальной территории [12, с. 27].
Трансграничный регион (район), по мнению автора исследования, можно определить как части территории и/или акватории двух и более соседних или близко расположенных друг к другу стран, разделенные государственными границами, но рассматриваемые как единое территориальное образование. Трансграничный регион обычно характеризуется схожими во всех его территориальных составляющих естественными условиями и/или национальным и демографическим составом населения, общими или имеющими единые корни культурой, историческими традициями, экологическими и иными проблемами, а также сравнимым по уровню развития или взаимодополняющим экономическим потенциалом. Трансграничный регион обычно выделяется для укрепления культурных, экономических, политических и других контактов между приграничными районами соседних стран, совместного решения широкого спектра общих проблем. Это предполагает:
— принятие на национальном уровне общих для указанных государств политических решений об идентификации данного региона, законодательном предоставлении входящим в его состав приграничным районам более широких прав в области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности (децентрализация управления);
— разработку органами управления приграничных административно-территориальных единиц совместных программ (концепций, стратегий и др.);
— создание для их реализации необходимых организационных структур и т. д.
Трансграничный регион занимает территорию по обе стороны границы, охватывая приграничные районы. Чем выше степень открытости проводимой каждым из соседних государств политики, тем выше уровень сотрудничества внутри региона. Интеграционные процессы в прежнем ЕС подтверждают правомерность данного принципа. Согласно исследованиям западных регионалистов [13–17], трансграничное сотрудничество в 60–70-е годы прошлого столетия сыграло положительную роль в укреплении связей между странами и регионами.
В географическом аспекте как приграничные районы, так и трансграничные образования, как правило, расположены на периферии государств и обычно отдалены от крупных политических, экономических и культурных центров. Для их развития характерны эффект «потухающей волны», т.е. получение ограниченного количества и/или ослабленных «толчков из центра», побуждающих к прогрессивным изменениям, а также наличие специфических внутренних факторов, ускоряющих или тормозящих процесс развития.
Схожее, но, по мнению автора диссертации, более узкое определение трансграничного региона дано А. Скшидло [18]. Под трансграничным регионом им понимается территориальное образование, пересекающее, по крайней мере, одну государст­венную границу и организуемое полицентрическим способом на двух и более социально-экономических пространст­вах. Обязательными условиями создания данной еврорегиональной структуры являются одновременная принадлежность к разным государствам, стремление к хозяйственному, общественному, культурному и иным видам сотрудничества, а также соотнесение всех действий в ее рамках с законодательством стран-участниц.
При определении трансграничных регионов необходимо исходить из следующих факторов:
• расположение региона в пределах государственной границы;
• влияние государственной границы, которое проявляется:
— в ориентации экономики участников на экспорт в соседние страны путем предложения такого рода товаров и услуг, которые там ожидают;
— в позитивном отношении субъектов хозяйствования и населения, связывающих свою деятельность с приграничным расположением;
— в существующих и потенциальных, формализованных и неформальных связях жителей и общества по обе стороны границы;
— в оснащении региона приграничной и трансграничной инфраструктурой.
За последние десятилетия в различные трансграничные регионы вошли 11 из 16 воеводств Польши: Варминско-Мазурское, Подлясское, Люблинское, Подкарпатское, Малопольское, Силезское, Опольское, Нижнесилезское, Любуское, Западнопоморское и Поморское (рис. 2).
Строго говоря, в указанных регионах трансграничные функции выполняют только те зоны, которые непосредственно ощущают воздействие границы и оснащены соответствующей приграничной и трансграничной инфраструктурой: пограничными переходами и учреждениями, их обслуживающими; таможенными пунктами; подъездными путями; сетью топливозаправочных станций; различного рода учреждениями торговли; другими системами, обеспечивающими трансграничное сообщение. По экономическим, политическим и ряду других причин к трансграничным регионам нередко относят и воеводства в целом, например, Подлясское, Варминско-Мазурское и Поморское.
Наибольший опыт по трансграничному сотрудничеству накоплен в регионах, расположенных вдоль северной, западной и южной границ страны. Эти регионы принимали участие в создании различных трансграничных образований для реализации разнообразых вопросов сотрудничества (торговля, культурные связи, туризм и др.).
Следует отметить, что в современных условиях, применительно к Польше и ее соседям, практически все приграничные регионы входят в трансграничные образования. Это объясняется тем, что государственные границы в последние десятилетия стали более прозрачными (в большей степени — со странами ЕС, в меньшей степени — с государствами СНГ). В соответствии с двухсторонними и многосторонними межгосударственными договорами и соглашениями, через государственные границы многих стран по упрощенной схеме осуществляются производственные, личные и другие виды контактов субъектов хозяйствования и местных жителей.
Наряду с определением «трансграничный регион», по отношению к разным районам, расположенным по разные стороны государственных границ двух и более государств, применяются и другие обозначения, например, «транспредельный регион», «еврорегион» и др.
Термин «транспредельный регион (район)», по сути, используется в том же значении, что и «трансграничный регион (район)». Это подтверждается и смысловой нагрузкой данных понятий. Общая первая часть происходит от латинского «транс» (через, сквозь, за); вторые части (соответственно, «граничный» и «предельный») имеют одинаковое значение. Транспредельный регион, равно как и трансграничный, расположен по обе стороны границы, которая в обоих случаях не рассматривается как линия раздела. Выделение таких регионов, как уже отмечалось выше, осуществляется главным образом на основе исторических, географических или экономических критериев. Однако не следует трактовать понятие «транспредельный (трансграничный) регион» как простую сумму приграничных районов стран-участниц, когда при сохранении в силу разных обстоятельств недостаточно прозрачной для взаимных контактов границы (нерешенность общих приграничных проблем, отсутствие или недостаточная проработка межгосударственной правовой базы, слабость региональных и местных органов управления и самоуправления и др.) приграничные районы функционируют автономно в каждом из государств, руководствуясь только национальными и региональными нормативными правовыми актами, действующими в этих государствах. В данном случае речь идет о формально идентифицированных, но реально не функционирующих трансграничных (транспредельных) регионах.
Еврорегион определяется как правовое формирование районов для более тесного сотрудничества субъектов, представляющих несколько расположенных в Европе государств, имеющих общую границу. В простейшем варианте — это трансграничный (транспредельный) регион, однако его территория может быть и больше. Набор его функций и задач отражается в соответствующих соглашениях между государствами (регионами).
Западноевропейскими исследователями еврорегион трактуется как институциональная форма трансграничного сотрудничества на пространстве, охватывающем пограничные зоны двух и более стран. Его задача состоит в налаживании тесного сотрудничества в различных сферах деятельности через существующие государственные границы локальных или региональных сообществ. Такое сотрудничество стало в какой-то мере обязательным в связи с процессами интеграции в Европе и их постоянным укреплением. Основными целями сотрудничества является ускорение темпов экономического роста, повышение уровня жизни, отход от возможных предубеждений между жителями приграничных районов, развитие демократии, преодоление отрицательных последствий периферийного расположения, быстрое сближение с интегрируемой Европой при сохранении широкой независимости регионов.
Административно-территориальные единицы Польши (воеводства и повяты) участвуют в формировании еврорегионов с 1990 г. Их общее число достигло 14, из них:
• 4 еврорегиона на западной границе — «Ныса» (1991 г.), «Спрэва–Ныса–Бубр» (1993 г.), «Вядрына» (1993 г.), «Померанье» (1995 г.);
• 7 еврорегионов на южной границе — «Бэскиды» (1993 г.), «Карпацки» (1994 г.), «Татры» (1994 г.), «Гляценсис» (1996 г.), «Прадзяд» (1997 г.), «Шленск–Цешински» (1998 г.), «Силезия» (1998 г.);
• 1 еврорегион на северной границе — «Балтик» (1998 г.);
• 2 еврорегиона на восточной границе — «Буг» (1995 г.) и «Неман» (1997 г.) [19].
Процесс формирования новых еврорегионов продолжает развиваться. Схема размещения еврорегионов, созданных с участием административно-территориальных единиц Польши и других государств (Германия, Чешская Республика, Словакия, Беларусь, Украина, Россия, Швеция), приведена в приложении А, рисунок А1. В частности, с участием приграничных районов Польши, Беларуси и Украины сформирован и действует еврорегион «Буг», Литвы, Калининградской области России и Гродненской области Беларуси — «Неман».
Истоки развития трансграничного сотрудничества в Европе восходят к 50-м гг. XX в.
В качестве основной цели его развития рассматривается упразднение барьеров, разъединяющих сообщества, проживающие в приграничных районах различных европейских стран. Данная форма сотрудничества должна была смягчить отрицательные последствия существования границ, размещения приграничных районов на окраинах государств, способствовать улучшению социально-экономического положения местного населения.
Еврорегиональное сотрудничество во многом связано с трансграничным, но нетождественно ему [20]. Анализ опыта европейского трансграничного сотрудничества позволяет выделить следующие наиболее важные предпосылки, стимулирующие развитие данной формы организации международных связей на региональном уровне:
• экономические — заключаются в осознании как национальными, так и региональными органами власти соседствующих стран необходимости активизации экономической деятельности в районах, расположенных в пограничной зоне, но разделенных государственными границами. Очень важно наличие у всех возможных участников трансграничного сотрудничества ясного видения потенциальных взаимных экономических выгод. Основой для реального и быстрого развития трансграничного кооперирования регионов может быть приоритетная поддержка приграничных районов. В государствах — членах Европейского Союза, к которым с мая 2004 г. относится и Польша, дополнительная поддержка осуществляется также в рамках региональной политики ЕС;
• политические — состоят в том, что трансграничное сотрудничество рассматривается в Польше, как и в абсолютном большинстве государств Европы, в качестве важного составного элемента политической структуры европейской интеграции. Функция «универсального барьера» государственных границ постепенно сужается и ослабевает. Под воздействием глобализации, международного разделения труда и международной интеграции осуществляется процесс, направленный на своеобразное «размывание» государственных границ в экономическом, культурном, языковом и коммуникационном пространствах;
• исторические — связаны с постепенным осознанием национальными, региональными и местными сообществами, населяющими Европу, своей принадлежности к общеевропейской культуре, признанием значимости для обеспечения их устойчивого развития в будущем сохранения старых, отражающих многовековой опыт, и формирования новых прогрессивных общеевропейских ценностей. В прошлые века (и даже в последние десятилетия) в результате исчезновения старых и возникновения новых государств границы неоднократно разделяли так называемые культурно-исторические области или провинции (например, Силезию, Галицию, Моравию, Трансильванию и др.), где в свое время создавались памятники, вошедшие в сокровищницу мировой цивилизации. Несмотря на потерю правового статуса, границы этих регионов во многих случаях все еще очерчивают (неформально — de facto) территории, на которых проживает население, имеющее общие или схожие традиции, язык и т. д. Стремление сохранить общее культурное наследие служит побудительным мотивом для многих приграничных районов разных стран к развитию трансграничного регионального сотрудничества;
• социальные — налаживание формальных и неформальных связей между жителями приграничных районов, укрепление тем самым взаимного доверия, преодоление возможных антипатий и предубеждений, ранее сложившихся в обществе.
Трансграничное сотрудничество имеет разные формы и осуществляется в сферах:
• создания и совершенствования производственной, социальной, информационной, экологической и иной инфраструктуры (пограничные переходы, средства коммуникаций и др.);
• развития региональной и местной экономики, укрепления связей с зарубежными субъектами хозяйствования, расширения обмена товарами и услугами, создания торгово-промышленных палат, поддержки предпринимательства;
• развития местной и региональной демократии и самоуправления, расширения культурного и научно-технического сотрудничества, а также контактов в сфере образования, спорта, туризма и т. д.;
• охраны окружающей среды, создания трансграничных природоохранных зон, например «Зеленые легкие Европы»;
• совместной разработки и реализации национальными, региональными и местными органами власти разных стран, неправительственными организациями концепций, стратегий, прогнозов и программ развития приграничных районов в рамках трансграничных образований.
Таким образом, можно говорить об очевидной полезности трансграничного сотрудничества в различных областях:
• экономики — рост торгового обмена и доходов населения, проживающего на приграничной территории;
• технической инфраструктуры — реконструкция (строительство) и эксплуатация коммунального оборудования;
• социальной инфраструктуры — создание центров культуры, центров инноваций и технологии, разработка совместных образовательных программ и др.;
• охраны окружающей среды — формирование системы мониторинга, разработка совместных программ оздоровления территории, в том числе, охраняемых объектов, развитие туризма и т.д.
Трансграничное сотрудничество, без сомнения, становится важным шансом регионального развития и повышает конкурентные возможности регионов, принимающих в нем участие.
Формирование трансграничных регионов для Польши после ее вступления в Европейский Союз приобретает особое значение. Трансграничное сотрудничество играет важную роль в процессе интеграции, который активно поддерживается органами власти страны. В то же время в налаживании такого сотрудничества имеются определенные сложности (барьеры):
• экономические (различия между странами и их регионами по имеющемуся потенциалу, уровню жизни населения; формам и методам организации хозяйственной деятельности; инструментам ее регулирования; состоянию рыночной инфраструктуры и др.);
• технические (различия в уровне развития сети автомобильных и железных дорог, информационно-коммуникационной и экологической инфраструктур; уровне и качестве обеспечения услугами энерго- и водоснабжения, газификации населенных пунктов и др.);
• демографические и градостроительные (различия в половозрастном составе населения, уровне рождаемости, смертности и продолжительности жизни; территориальной организации городских и сельских поселений; по степени урбанизации и др.);
• политические и правовые (различия в организации государственной власти, управления и местного самоуправления; в национальном законодательстве, региональной и местной нормативной правовой базе; в уровне развития и степени влияния неправительственных организаций и непосредственно населения на решение региональных проблем; в отношении органов управления и самоуправления к налаживанию трансграничных связей и др.);
• социально-политические, социально-психологические, религиозные (недостаточное понимание в отдельных странах и регионах важности развития трансграничного сотрудничества; проявление вспышек антагонизма и создание напряженности в отношениях между отдельными национальными, религиозными, профессиональными и другими социальными группами; наличие негативных стереотипов; различий в уровне толерантности населения и др.).
История становления трансграничного сотрудничества в Западной Европе насчитывает несколько десятков лет. Предпосылки его функционирования были сформулированы в Европейской карте для пограничных и трансграничных регионов. На более поздних этапах постепенно стали формироваться международные правовые и организационные основы развития трансграничного сотрудничества. Значительная их часть разработана под эгидой Совета Европы как результат анализа материалов девяти конференций по проблемам районов, расположенных в пограничной зоне. Польша как член Совета подписала ряд документов, определяющих рамки трансграничного сотрудничества, наиболее важными из которых являются:
• Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными сообществами или властями, принята 21 мая 1980 г. в Мадриде (ратифицирована Польшей 10 марта 1993 г.). Налагает на правительство страны определенные обязательства, в частности, по оказанию помощи и поддержке трансграничного сотрудничества, а также предотвращению заключения соглашений, не соответствующих интересам сообществ, населяющих территории по обе стороны государственной границы. Все участники Конвенции обязались решать проблемы правового, административного и технического характера, противоречащие эффективному осуществлению трансграничного сотрудничества;
• Европейская хартия местного самоуправления, принята 15 октября 1985 г. в Страсбурге (ратифицирована Польшей 26 апреля 1993 г.). Гарантирует охрану и упрочение территориального самоуправления в отдельных европейских государствах, способствует строительству Европы на принципах демократии и децентрализации власти. Это возможно при соблюдении ряда условий: во-первых, местное самоуправление должно опираться на демократические начала и пользоваться широкой автономией в пределах своей компетенции; во-вторых, иметь необходимые средства для реализации своих задач. Правовые решения, включенные в польскую самоуправляемую модель, не противоречат содержанию Хартии. Воеводское самоуправление получило самостоятельность в области разработки и реализации стратегии развития региона. Законодательством Польши определено, что региональное самоуправление должно сотрудничать с международными организациями и регионами других государств, особенно соседних;
• Европейская хартия приграничных и трансграничных регионов, принята Советом Европы 19 ноября 1981 г. (одобрена в Щецине 1 декабря 1995 г.). Определяет место и роль, которую призваны играть указанные регионы в контексте объединяющейся Европы. Именно в рамках регионального сотрудничества возможны реализация принципов мирного сосуществования, соблюдения прав национальных меньшинств, партнерства и субсидиарности, а также обеспечение участия граждан, политиков, учреждений и сообществ в трансграничном сотрудничестве. Последнее должно служить развитию общественных, культурных и хозяйственных кооперативных связей, целям трансграничной интеграции регионов (при сохранении ими собственной государственной суверенности) и создания так называемой «Европы регионов».
Новое качество межрегиональных и трансграничных контактов имеет целью активизировать всесторонний хозяйственный и культурный обмен между соседними обществами. Эти контакты поддерживаются международными организациями в качестве составляющей стратегических действий, направленных на вовлечение регионов стран Восточной Европы, в том числе и Беларуси, в процесс международной интеграции. Расширение сотрудничества между приграничными районами Беларуси и Польши, как отмечают в своих работах А.И. Рубанов, Э.Г. Соколов, способно обеспечить решение проблем, реализация которых превышает возможности отдельного государства (крупные экологические угрозы, введение коммуникационных упрощений и др.). Уже сегодня оно является действенным инструментом упрочения стабильности и равновесия сил в европейском регионе, формирования позитивного политического имиджа страны на международной арене. Трансграничное сотрудничество как проявление инициативы снизу представляет собой практическую форму создания гражданского общества и децентрализации отдельных внешнеполитических и внешнеэкономических функций государства.
Более эффективному развитию трансграничных связей содействует принятие широкого спектра двух- и многосторонних межгосударственных правовых актов (договоров, соглашений и др.), содержащих признание необходимости следовать принципам добрососедства, устанавливающих правовые основы регулирования и формы осуществления трансграничного сотрудничества, направления развития пограничной инфраструктуры. Следует отметить, что к настоящему времени такие отношения налажены Польшей со всеми соседними государствами. Они гарантированы договорами о безопасности, взаимопомощи, дружбе, об экономическом, научном и культурном сотрудничестве.
Например, Декларация о добрососедских отношениях, взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Польша и Республикой Беларусь была подписана в Варшаве 10 октября 1991 г. Вопросы трансграничного сотрудничества занимают в этом документе важное место. Так, в нем закреплено право региональных и местных органов власти заключать гражданско-правовые договоры по трансграничному сотрудничеству, в которых определяются конкретные мероприятия, направленные на развитие отношений между региональными и местными властями двух стран.
Принятие Декларации послужило правовой основой для создания польско-белорусской координационной комиссии по сотрудничеству, в задачи которой входят координация деятельности по развитию контактов и рассмотрение спорных вопросов, осложняющих налаживание добрососедских отношений. Для установления более тесных связей 24 апреля 1992 г. в Варшаве было подписано соглашение между правительствами Республики Польша и Республики Беларусь об общих принципах трансграничного сотрудничества.


Литература
1. Roczniki Statystyczne Głównego Urzędu Statystycznego w Warszawie. — 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006.
2. Gałązka, A. Zmiany społeczno-gospodarcze i infrastrukturalne na obszarach przygranicznych w warunkach otwierających się granic / A. Gałązka, A. Mync // Rola granicy i współpracy transgranicznej w rozwoju regionalnym i lokalnym. — Warszawa: Europejski Instytut Rozwoju Regionalnego i Lokalnego, Uniwersytet Warszawski, 1999.
3. Gilowska, Z. Kontrakt dla ściany wschodniej / Z. Gilowska, G. Gorzelak, J. Jałowiecki. — Warszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego, Europejski Instytut Rozwoju Regionalnego i Lokalnego, Munucipium, 1999.
4. Kosiedowski, W. Teoretyczne problemy rozwoju regionalnego / W. Kosiedowski // Zarządzanie rozwojem regionalnym i lokalnym: problemy teorii i praktyki. — Toruń: Dom Organizatora, 2001.
5. Kupiec, L. Rozwój społeczno-gospodarczy / L. Kupiec. — Białystok: Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego Filia w Białymstoku, 1995.
6. Malendowski, W. Euroregiony — polski krok do integracji / W. Malendowski, M. Ratajczak. — Wrocław: Wydawnictwo «Alta 2», 2000.
7. Palmowski, T. Rola regionów transgranicznych w procesie integracji Europy Bałtyckiej / T. Palmowski. — Gdańsk: Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, 2000.
8. Poskrobko, B. Strategia zagospodarowania turystycznego województwa podlaskiego / B. Poskrobko. — Gospodarka — przestrzeń — środowisko. — Białystok: Wydawnictwo Wyższej Szkoły Ekonomicznej w Białymstoku, 2001.
9. Puślecki, Z.W. Współpraca transgraniczna Polski z Niemcami jako przykład procesu integracji gospodarczej / Z.W. Puślecki // Zróżnicowanie regionalne gospodarki żywnościowej w Polsce w procesie integracji z Unią Europejską. — Poznań: Wydawnictwo AR w Poznaniu, 2002.
10. Sucha, J. Bałtycki kontekst strategii współpracy transgranicznej województwa warmińsko-mazurskiego / J. Sucha, W. Żebrowski // Gospodarka — przestrzeń — środowisko. — Białystok: Wydawnictwo Wyższej Szkoły Ekonomicznej w Białymstoku, 2001.
11. Wilkin, J. Globalizm i lokalizm we współczesnym rozwoju gospodarczym / J. Wilkin // Rozwój gospodarczy i zmiany strukturalne w ujęciu regionalnym. — Białystok: Wydawnictwo Uniwersytetu w Białymstoku, 1997.
12. Kozak, M. Słownik rozwoju regionalnego / M. Kozak, A Pyszkowski, R. Szewczyk. — Warszawa: Polska Agencja Rozwoju Regionalnego, 1998.
13. Walter Leal Filio. The environment as a factor of competitiveness and co-operation In the New EU cross-border regions / Walter Leal Filio // Enlarged European Union its eastern neigbours. Intil cooperation experience. — Warsaw: Warsaw School of Economics, 2005. — s. 63–78.
14. Berg, E. Negotiating Borders of Multiple Meanings / E. Berg. — Tartu: Peipsi Centre for Transbounddary Cooperation, 2001.
15. Bort, E. European Borders in Transition: The Internal and External Frontiers of the European Union / E. Bort. — Vancouver-Toronto: UBC Press, 2005.
16. Jessop, B. Regional Economics Blocs, Cross-Border Cooperation and Local Economics Strategies In post-socializm: Regional Policies and Regional Govermance / B. Jessop. — Cracow: Cracow Academy of Economics, 1995.
17. Perkman, M. Globalisation, Regionalisation and Cross-border Regions / Perkman M. — New York: Palgrave Macmillan, 2002.
18. Scott, J. Border Regions in Functional Transition / J. Scott, A. Sweedler, P. Ganster, W. Eberwein. — Berlin, 1996. — Regio series of IRS.— № 9.
19. Stumm, T. Transeuropean Co-operation between territorial authorities. New challenges and future steps necessary to improve co-operation / T. Stumm, Gabbe J. — Gronau: AEBR, 2001.
20. Ładysz, J. Euroregiony pomostem integracji i współpracy Białorusi z Unią Europejską / J. Ładysz // Euroregiony wschodniego pogranicza — założenia i osiągnięcia. — Białystok: Wydawnictwo Wyższej Szkoły Ekonomicznej w Białymstoku, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия