Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Петрова Т. П.
аспирант кафедры управления Королёвского института управления, экономики и социологии

Концепция социально-ориентированного развития электроэнергетической отрасли (на примере Московской области)
В статье рассматривается возможность реализации концепции социально ориентированного развития электроэнергетической отрасли на примере деятельности организаций Московской области в период с 2000 по 2008 гг., исходя из анализа трех основных факторов:1) признания Российской Федерации в качестве социального государства на конституциональном уровне; 2) особой роли электроэнергетической отрасли для развития национальной экономики; 3) наличия социальных проблем и потребностей у работников электроэнергетических предприятий, а также у жителей территории расположения организации
Ключевые слова: экономика электроэнергетики, социальные инвестиции, социально ориентированное развитие

В современной России, развивающейся в соответствии с требованиями мирового рынка, на отраслевом уровне предпринимательская деятельность несет ответственность за состояние и развитие электроэнергетической отрасли народного хозяйства как важнейшего элемента общественной инфраструктуры, а также за проведение реформирования электроэнергетики в полном соответствии с социальными требованиями.
В действующем законодательстве РФ долгое время не было сформулировано четкое понятие электроэнергетической отрасли экономики. Постановление Правительства от 11.07.2001 г. № 526 «Основные направления реформирования электроэнергетики РФ» [1] определяет электроэнергетику в качестве базовой отрасли экономики Российской Федерации. Согласно фактическому законодательству, электроэнергетика — это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессах:
— производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
— передачи электрической энергии;
— оперативно–диспетчерского управления в электроэнергетик;
— сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
По состоянию на 2009 г. в научном мире не возникает принципиальных разногласий относительно понятия электроэнергетики. Наука и практика выработали тождественность в его понимании. Электроэнергетику определяют как область национальной экономики, науки и техники, охватывающую энергетические ресурсы, их производство, передачу, преобразование, аккумулирование, распределение и потребление [2]. Взаимосвязь экономики и электроэнергетики очевидна, поскольку электроэнергетика взаимосвязана со всеми отраслями народного хозяйства, уровень тарифов на энергию оказывает влияние на общий уровень цен. Продукция электроэнергетики носит специфический характер: она безадресна вследствие многочисленности и разрозненности ее потребителей, ее производство и передача представляют собой неразрывный во времени процесс, поскольку продукция не подлежит накоплению и складированию. Электроэнергетика оказывает непосредственное влияние на очередность освоения природных ресурсов, специализацию региона, кооперирование связи между организациями, выбор и размещение новых промышленных объектов.
На основании вышеизложенного актуализируется необходимость реализации концепции социально ориентированного развития электроэнергетической отрасли экономики.
Понятие концепции (от лат. сonception — понимание, система) многозначно. Для данного исследования автор считает целесообразным понимание концепции как ведущего замысла, конструктивного принципа управления отраслью на муниципальном уровне с позиции обеспечения повышения уровня и качества жизни, как всех социальных групп населения, так и каждого отдельного человека.
Целью концепции является достижение оптимального варианта взаимодействия представителей органов власти всех уровней, организаций электроэнергетической отрасли экономики и потребителей в процессе повышения уровня и качества жизни.
Субъектами концепции являются организации электроэнергетической отрасли экономики, действующие на территории Московской области. В 2009 г., по данным Топливно-энергетического комитета Московской области (ТЭКМО), насчитывается 21 организация такого типа.
Социально ориентированное развитие электроэнергетической отрасли имеет ряд особенностей. Необходимо отметить противоречие экономических и социальных интересов отрасли: организации должны быть не только коммерчески эффективными, но и выполнять жизненно важные социальные функции в качестве участника рынка.
Основным инструментом реализации концепции социально ориентированного развития являются социальные инвестиции. Социальные инвестиции, по аналогии с фондовыми инвестициями (вложениями в ценные бумаги) или реальными инвестициями (вложениями в реальный сектор экономики), предполагают вложения в социальную сферу [3].
По состоянию на 2009 г. в российском деловом сообществе отсутствует единое общепризнанное определение сущности социальных инвестиций. Проведенный автором анализ социальных отчетов крупнейших российских организаций в период с 2001 по 2008 гг. выявил различия в понимании масштабов социальной деятельности, в целесообразности превышения установленных законодательством норм. Относительно масштабов реализации социальных инвестиций также наблюдаются разногласия: в различных определениях социальная ответственность коммерческой организации ограничивается взаимоотношениями с наемными работниками, ключевыми партнерами, представителями местного сообщества и жителей территории присутствия компании. Значительная часть определений указывает на влияние организации указанного типа на «общество» или «население» без последующей конкретизации данных понятий. По мнению автора, подобное расхождение мнений специалистов является негативным фактором не только для развития социально-экономической теории, но и для внедрения практики социальных инвестиций на российских предприятиях, что в свою очередь послужит негативным фактором для развития международного сотрудничества. Поскольку практика социального инвестирования значительно опережает в своем развитии теорию, возрастает актуальность определения сущности инвестиций в социальную сферу.
По итогам исследования отечественной практики социального инвестирования автором было сформулировано следующее определение:
Социальные инвестиции — это ресурсы организации, вкладываемые в объекты отраслей, предприятий, организаций, определяющих уровень и качество жизни людей посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, в целях получения в долгосрочной перспективе прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Социальные инвестиции осуществляются в целях достижения различных результатов. Основными задачами активных социальных инвестиций являются:
1) Повышение социальной эффективности деятельности предприятия, выражающееся в улучшении и облегчении условий труда, изменении его содержания, развитии творческих функций, способностей и потребностей наемных работников, преодолении существующих различий в труде (между мужчинами и женщинами; между руководителями и подчиненными; между различными возрастными группами; между представителями коренного местного населения и приезжими работниками и т.п.). Обобщающим показателем социальной эффективности являются образ и качество жизни, отражающиеся в качестве и продолжительности жизни населения страны в целом [4].
2) Формирование и развитие устойчивой позитивной мотивации работника к трудовой деятельности в данной организации. Реализация данной задачи приобретает особое значение в специализированных и инновационных организациях, поскольку позволяет привлечь к трудовой деятельности необходимое количество специалистов нужной квалификации, оптимизировать текучесть кадров;
3) Эффективное управление непроизводственными рисками, возникающими в процессе коммерческой деятельности;
4) Повышение деловой репутации коммерческой деятельности, формирование позитивного имиджа организации и как следствие — гармонизация взаимоотношений с потребителями, потенциальными и реальными деловыми партнерами.
Таблица 1
Классификация социальных инвестиций
Таблица 2
Принципы социального инвестирования
Пассивные социальные инвестиции не приносят прибыли, однако способствуют снижению уровня расходов, обеспечивают стабильность показателей хозяйствования, рентабельности капитала, выживаемости предприятий и организаций в существующих условиях, устойчивое развитие. В частности, снижение общей суммы штрафов, выплачиваемых вследствие нарушения норм фактического законодательства. Для предприятий электроэнергетической отрасли экономики пассивные социальные инвестиции приобретают особое значение, поскольку современное техническое состояние основных производственных фондов не предоставляет возможности для соблюдения норм фактиче­ского экологического законодательства в полной мере.
В российской практике накоплен достаточный для первичного анализа опыт реализации различных видов социальных инвестиций. Имеющийся опыт позволяет автору произвести классификацию инвестиций по различным основаниям (см. табл. 1).
Несмотря на многообразие видов социальных инвестиций, можно выделить некоторые общие принципы инвестирования в социальную сферу. Выявленные автором принципы обобщены и представлены в табл. 2.
Приведенные в табл. 2 принципы инвестирования в социальную сферу являются наиболее общими для российской практики. При этом необходимо принимать во внимание необходимость формулировки более конкретных индивидуальных принципов при анализе деятельности конкретной организации. Для достижения цели концепции социально-ориентированного развития электроэнергетики необходимо решение ряда задач:
1. Энергоснабжение. Основной задачей электроэнергетической организации является обеспечение электроэнергией быстро растущих потребностей местного населения. Поскольку, согласно действующему законодательству, граждане-потребители потребляют электроэнергию в необходимых количествах, планирование объема необходимой для нужд населения электроэнергии представляет собой одну из наиболее сложных задач.
2. Инфраструктура. Электроэнергетическая организация должна принимать активное участие в создании инфраструктурных условий для развития ключевых субъектов экономики (в особенности — малого предпринимательства), а также важнейших социальных субъектов для повышения уровня и качества жизни населения, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Московской области.
3. Благотворительность. Проведенное автором исследование выявило тенденцию ежегодного увеличения расходов на благотворительность организаций частной формы собственности (в среднем в период с 2000 по 2008 гг. динамика составляет 27,3% в год). При этом организации, находящиеся в муниципальной собственности, имеют существенно меньше возможностей для инвестиционной деятельности, их расходы на благотворительность значительно ниже, динамика расходов находится в амплитуде 2% в год. Принимая во внимание тенденцию к сокращению количества электроэнергетических организаций Московской области, находящихся в муниципальной форме собственности (на 40% за период с 2003 по 2009 гг.), а также направленность благотворительных программ на развитие местного сообщества, автор прогнозирует повышение социальной роли электроэнергетических организаций для развития Московской области.
4. Создание привлекательных рабочих мест. В электроэнергетической отрасли Московской области в течение последних 5 лет наблюдается тенденция роста заработной платы. В 2007 г. данный показатель на 66,8% превышал среднеобластной уровень заработной платы. Автор полагает, что для успешной реализации концепции необходимо, чтобы рост уровня заработной платы работников отрасли составлял не менее 9,8% по отношению к предыдущему году и не менее 50% по отношению к среднеобрастному уровню.
5. Поддержание необходимого уровня квалификации наемных работников. Проведенное автором исследование выявило стабилизацию ситуации с уровнем профессиональной квалификации работников отрасли. На поддержание необходимого уровня знаний, а также освоение новых направлений развития реформируемой отрасли организациями ежегодно выделяются экономически обусловленные инвестиции. Подобная ситуация позволяет не только повысить эффективность коммерческой деятельности путем минимизации ошибок персонала и внедрения новейших техник и технологий, но и снимает существенную финансовую нагрузку с работников организации, а также способствует решению проблемы профессионального образования в России в целом.
6. Здравоохранение. Расходы организаций на здравоохранение требуют особого внимания. Электроэнергетические организации Московской области ежегодно направляют на поддержание безопасности трудовой деятельности сумму, в среднем в 5 раз превышающую расходы на оплату больничных листов за счет работодателя. По состоянию на 2009 г. ситуация в области здравоохранения работников электроэнергетиче­ских организаций Московской области оценивается автором как стабильная, динамика заболеваемости в целом соответствует общероссийской динамике. Однако, учитывая особые условия труда некоторых категорий работников (необходимость работать на улице в любую погоду), а также средний возраст работников (47,5 лет), автор полагает целесообразным увеличение расходов на профилактические мероприятия.
На реализацию концепции позитивное влияние оказывают следующие факторы:
1) Минимизация противоречий между действующим законодательством и фактическими условиями функционирования отрасли и отдельной электроэнергетической организации;
2) Разработка эффективной системы поддержки социальных инвестиций со стороны органов власти;
3) Информационная поддержка социальных инвестиций со стороны местных и отраслевых СМИ;
4) Взаимная ответственность всех сторон взаимодействия.
Рассмотрим наиболее характерные ожидания всех сторон взаимодействия, складывающиеся в процессе реализации концепции социально ориентированного развития:
• Организации ожидают от государства и общества создания благоприятного климата для развития деловой активности и повышения социальной и экономической эффективности инвестирования ресурсов в социальную сферу, признания результатов социально ответственной деятельности.
• Государство, органы власти всех уровней ожидают от коммерческих структур активного участия в решении текущих социальных и хозяйственных проблем в условиях недостатка бюджетных средств или их нецелесообразного расходования.
• Общество ожидает от коммерческих организаций и в первую очередь, от своих непосредственных работодателей выполнения ряда функций государства, возможности реализации своих социальных прав и гарантий. При этом необходимо учитывать, что социальная роль предприятий не должна сводиться к подмене функций государства, инвестиции в социальную сферу не должны замещать бюджетные обязательства по выполнению социальных программ и проектов.
Приоритетными направлениями социально ориентированного развития предприятий электроэнергетической отрасли Московской области являются:
• Распространение практики клиентоориентированности;
• Повышение эффективности управления нефинансовыми рисками (социальными и экологическими) в рамках общей стратегии развития предприятия;
• Повышение качества и информационной прозрачности управления предприятием;
• Обеспечение надлежащего исполнения социального законодательства в области реализации прав наемных работников;
• Обеспечение устойчивого развития, финансовой надежности и перспективности предприятия.
Социально ориентированное развитие является важнейшим фактором укрепления института частной собственности, что в свою очередь ведет к укреплению основ современного государства и служит необходимой основой социального развития России.
Определение социально ориентированного развития электроэнергетической отрасли в качестве самостоятельной проблемы подтверждено передовой отечественной и зарубежной практикой. Устойчивое развитие современной организации должно сочетать экономические, социальные и экологические факторы, что ведет к снижению предпринимательских рисков, повышению конкурентоспособности, повышению эффективности управления персоналом, лояльности потребителей, формированию репутации организации. На внешнем уровне социальные инвестиции ведут к повышению устойчивости экономического и социального развития страны в целом. Следовательно, национальные приоритеты развития общества и цели предпринимательской деятельности не только совместимы стратегически, но и взаимосвязаны.


Литература
1. Постановление от 11.07.2001 г. № 526. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49)
2. Экономика предприятий энергетического комплекса. Учебник для вузов / В.С. Самсонов, М.А. Вяткин. М.: Высшая школа, 2001. — С.7.
3. Лавров В., Кричевский Н. Что такое «социальные инвестиции?» // Агентство Политических Новостей, 16.02.2006.
4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Словарь рыночной экономики / Под общ. ред. Г.С. Вечканова. — СПб: Петрополис, 1995. — 358 с.
5. Доклад о социальных инвестициях в России. — М: Ассоциация менеджеров России, 2004.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Достоинства и недостатки концепции социальной ответственности // Основы менеджмента. — М.: Дело, 1997. — С. 144–147.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия