Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Вагизова, В. И.
заместитель председателя Правления АКБ «Спурт»,
доцент кафедры банковского дела Казанского государственного финансово-экономического института,
кандидат экономических наук


Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности как фактор развития региональной экономической системы (на примере Республики Татарстан)
В статье рассматривается финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности как фактор развития региональной экономической системы в современных условиях; раскрываются конкретные формы взаимодействия реального и финансового секторов региональной экономики; обосновываются пути и способы построения региональной инновационной системы и адекватные ей системы организационно-управленческого, финансово-кредитного и институционального обеспечения в Республике Татарстан
Ключевые слова: национальная экономическая система, региональная экономическая система, региональная инновационная система, инновационная деятельность, финансово-кредитное обеспечение, целевая инновационная программа, инновационный меморандум, инновационный грант, синергетический инновационный эффект

Региональные экономические системы представляют собой подсистемы национального хозяйства. Как локальные, региональные, относительно обособленные образования, они могут рассматриваться как экономические системы, которые являются носителями определенных конституирующих признаков.
Во-первых, они должны иметь черты как общие для всего народнохозяйственного комплекса, так и специфические, обусловленные их особенностями, определенными естественной дифференциацией условий хозяйственной деятельности. Общие черты заключаются в одном и том же типе экономической системы, а, следовательно, и в идентичности таких основных характеристик, как преобладающий тип собственности, преобладающий тип отношений между хозяйствующими субъектами, роль государства в воспроизводственном процессе, социальная политика государства, тенденции экономического развития и т. д. То есть общность заключается в однородности качественных характеристик национальной экономической системы и ее региональных подсистем. Отличия же касаются количественного и качественного наполнения их отдельных элементов, что обусловливает формирование индивидуальных моделей инновационного и экономического уровня развития и позволяет рассматривать их как отдельные обособленные экономические системы.
Во-вторых, в современных условиях региональная экономическая подсистема должна представлять собой самоорганизующийся хозяйствующий субъект, способный через систему самофинансирования и самоорганизации обеспечивать свое сбалансированное традиционно-инновационное развитие как относительно самостоятельная экономическая система. На наш взгляд, развитие именно этого качественного признака региональных экономических подсистем позволит преодолеть те проблемы, которые им сегодня свойственны: определенная неразвитость и глубокие диспропорции в процессах традиционно-инновационного развития реального и финансового секторов экономики и в их взаимодействии; сырьевая ориентация реального сектора экономики, слабые его научно-технические, технологические и инновационные потенциалы; несовершенство финансовых рынков, которое проявляется в их концентрированности и фрагментарности, а также в отсутствии достаточного количества инструментов финансовых рынков, обеспечивающих их эффективное воздействие на реальный сектор экономики; низкая конкурентоспособность региональных коммерческих банков из-за ограниченного объема собственного капитала; слабая активность регионального рынка ценных бумаг; отсутствие у региональных хозяйствующих субъектов достаточного объема собственных источников финансирования инвестиционной деятельности и залогового обеспечения для привлечения инве­стиций с финансового рынка в реальный сектор экономики.
В этой связи актуальными задачами экономической науки в развитии региональных экономических систем в рыночных условиях являются:
— саморазвитие, ориентация региональных экономиче­ских систем не только на традиционную, но и на инновационную сферы деятельности реального и финансового секторов экономики;
— формирование конкурентных преимуществ региональной экономической системы;
— определение ее финансовой устойчивости;
— создание и развитие институциональной структуры экономики региона, механизмов эффективного взаимодействия различных форм партнерства реального и финансового секторов региональной экономики, ориентированной на инновационный рост и повышение благосостояния населения.
Исследование традиционно-инновационного развития региональной экономической подсистемы также актуально с точки зрения трансформации ее структурообразующих и ин­ституциональных элементов. К ним относятся: государственное управление, промышленные корпорации, домашние хозяйства, финансовые корпорации, коммерческие организации, обслуживающие сектора и другая инфраструктура, свойственная экономической системе в целом. В связи с этим на примере региональных экономических подсистем можно изучить тенденции и выявить закономерности традиционно-инновационного развития и взаимодействия реального и финансового секторов национальной экономической системы. Особенно рельефно они раскрываются при изучении процессов финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности.
Экономическое содержание категории «обеспечение» заключается в том, что оно отражает совокупность экономических отношений, складывающихся по поводу изыскания и эффективного использования материальных и нематериальных средств, организационно-управленческих принципов, методов и форм, воздействующих на жизнеспособность какого-либо экономического явления или процесса. Под финансово-кредитным обеспечением инновационной деятельности региональных экономических систем понимается совокупность экономических отношений, складывающихся по поводу изыскания и эффективного использования финансово-кредитных средств и организационно-управленческих принципов, методов и форм их воздействия на жизнеспособность инноваций в региональных экономических системах.
Проследим, как реализуются эти процессы в динамично развивающихся регионах России, к которым относится Республика Татарстан (РТ).
Анализ современного состояния финансирования и кредитования инновационной деятельности в Татарстане показал, что, несмотря на начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис, а также изменения, происходящие в развитии науки и инновационной деятельности республики, ситуация в РТ может быть названа относительно стабильной. Так, внутренние затраты на исследования в РТ в прошедшем году увеличились на 8,5% по сравнению с 2007 г. Объем отгруженной инновационной продукции увеличился почти в 13 раз (начиная с 2002 г.). Среди регионов Приволжского федерального округа по данному показателю Татарстан занимает второе место после Самарской области. Согласно проведенным исследованиям, на бюджетообразующих предприятиях республики основным источником финансирования инновационных проектов являются собственные средства — 54,5%.
Вместе с тем, по сравнению с 2007 г., количество научных организаций в республике снизилось на 7%. Это привело к снижению численности специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, которая составила в 2008 г. 7035 чел.
Наблюдались также такие негативные тенденции, как отставание от плана показателей доли коммерциализированных проектов и удельного веса средств, полученных по международным контрактам. Среднегодовой рост научных лабораторий в вузах не достиг плановой отметки; отстал в этом плане и показатель количества публикаций в ведущих рецензированных научных журналах и периодических изданиях международного уровня, приходящихся на одного преподавателя.
С целью выявления геоинновационной нагрузки территории Татарстана Министерством экономики РТ был составлен рейтинг районов республики по уровню инновационной активности. Только десять из 58 районов были признаны инновационно-ориентированными. В их число вошли Альметьевский, Бугульминский, Елабужский, Заинский и другие районы, а также Казань и Набережные Челны.
Анализ инновационного потенциала республики в целом и ее отдельных территорий показывает, что в Татарстане имеются предпосылки активизации инновационного процесса. Они заключаются в значительном производственном потенциале, активной работе Казанского научного центра Российской академии наук, Академии наук Республики Татарстан, вузов, отраслевых НИИ. Элементы инновационной инфраструктуры проявляются в деятельности ряда учреждений и организаций: Фонда НИОКР; Регионального венчурного фонда; Регионального инновационного научного центра; Государственного ин­ститута промышленности, бизнеса и приватизации Республики Татарстан; Агентства по поддержке малого предпринимательства Республики Татарстан; ОАО «Инновационно-производст­венный технопарк «Идея»; Центра инновационных технологий; технопарков при КГТУ (КХТИ), КГТУ (КАИ) и др. Вместе с тем, даже при такой многочисленной системе институтов инновационной активности, необходимо отметить, что в РТ назрела острая необходимость развития институциональных взаимосвязей, ориентированных на инновационное саморазвитие республики, целевой ориентации в расходовании государственных средств на инновационные проекты, стимулирования инновационной активности хозяйствующих агентов.
В РТ действуют «Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004–2010 год» и инновационный меморандум Республики Татарстан на 2008–2010 гг. В качестве основных задач важнейшими целевыми индикаторами данной программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан являются:
— максимально быстрый выход создаваемых при государст­венной поддержке субъектов (и их подразделений) на режим самоокупаемости;
— баланс государственных интересов и интересов бизнеса, что достигается формированием при государственной поддержке инфраструктурных элементов республиканской инновационной системы. К ним относятся: Правительственная комиссия Республики Татарстан по научно-технической и инновационной политике; Департамент инноваций Минэкономпрома Республики Татарстан; ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», технополисы и др. Технологии инновационного и синергетического менеджмента и технологий финансирования распространяются на другие субъекты, создаваемые на коммерческой основе;
— внедрение в формируемую инновационную систему республики технологий инновационной деятельности и форм государственной и негосударственной поддержки извне. Эта мера должна реализоваться путем создания системы субъектов управления инновационными технологиями и технологиями финансирования, включая представительства зарубежных агентств, университетов, фондов, участие зарубежных специалистов в данной сфере и др.;
— обеспечение соответствия уровня сложности создаваемой инновационной системы структуре республиканской экономики, что обеспечивается созданием в республике системы взаимодействующих субъектов инновационной деятельности;
— стимулирование синергетических, системных эффектов инновационных проектов.
Количественными индикаторами реализации инновационной программы развития республики к 2010 г. являются, во-первых, доля конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости (запланировано увеличение на два процентных пункта ежегодно) и, во-вторых, доля затрат на технологические инновации по отношению к объему валового регионального продукта (увеличение до 3%).
Источниками финансирования программы инновационного развития республики являются средства предприятий и организаций, отечественных и иностранных инвесторов, средства федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов, внебюджетных фондов. Контроль реализации программы инновационного развития осуществляется Министерством экономики Республики Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации индикативного управления экономикой Республики Татарстан». Контроль целевого использования бюджетных средств осуществляется Министерством финансов Республики Татарстан.
В соответствии с утвержденным на 2008–2010 гг. инновационным меморандумом Республики Татарстан, перспективными направлениями инновационного развития экономики региона определены технологии, образующие ядро воспроизводственной структуры нового технологического уклада, формирование которого началось в мировой экономике в 1990-х гг., а именно:
— новейшие информационные технологии и системы — приоритетные критические технологии развития микроэлектроники (нано-, био-, опто-, акустоэлектроника, системы искусственного интеллекта); общесистемное и прикладное программирование, моделирование виртуальной реальности; национальные и международные информационные системы в области образования, науки, культуры, медицины, экологии, а также управления и безопасности;
— биотехнологии, биомедицина — энзимология и выращивание тканей, инженерная энзимология, биодиагностика, биоинженерия производства лекарственных препаратов; агробиотехнологии — селекция растений и животных методами генной инженерии; геобиотехнологии — биотехнологические методы добычи и переработки минерального сырья, утилизации отходов и вторичного сырья; экобиотехнологии — снижение вредных выбросов в окружающую среду и очистка территории;
— энергосберегающие технологии и нетрадиционные энергоресурсы — высокоэффективные энергетические мини-установки, новые технологии повышения нефтеотдачи пластов, энергосберегающие способы передачи электроэнергии; нетрадиционные энергоресурсы и новые поколения генераторов энергии; средства и системы контроля расхода и потерь энергии;
— принципиально новые материалы с заданными свойст­вами:
а) новые поколения композиционных материалов, аморфных металлов и сплавов;
б) сверхтвердые материалы и сверхпроводники;
в) нелинейное оптическое стекло; перспективные нетрадиционные материалы;
— системы машин и производственных технологий новых поколений — системы автоматизированного проектирования, производства, использования и обновления машин и оборудования; робототехнические комплексы, в том числе с искусственным интеллектом, гибкие производственные системы; принципиально новые лазерные, плазменные, электронные, ионные и мембранные технологии; безотходные, экологически чистые технологии переработки природного сырья;
— новые поколения средств транспорта и связи — глобальная система телекоммуникаций и экомониторинга; космические навигационные системы; развитие спутниковых систем связи; создание коммуникационных систем по международным транспортным коридорам; новые поколения железнодорожного, воздушного, автомобильного, водного транспорта с повышенными скоростными, энергосберегающими и экологическими характеристиками; развитие спутниковых, оптических и мобильных систем связи, видеотелефонов.
Инвестиционное обеспечение данных перспективных направлений инновационного развития экономики региона предусматривает, прежде всего, государственное финансирование инновационной деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Татарстан. Оно осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан в объеме, ежегодно утверждаемом законом о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год. Финансирование инновационной деятельности также осуществляется за счет иных, не запрещенных законодательством источников, в том числе средств: государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» — в объеме 223,3 млн руб. и 289,6 млн руб. в 2008 и 2009 гг., соответственно; Фонда финансовой поддержки малого предпринимательства г. Чистополя — в объеме 10,0 млн руб. и 20,0 млн руб. в 2009 и 2010 гг., соответственно; Фонда финансовой поддержки малого предпринимательства г. Елабуги — в объеме 2,0 млн руб. и 3,0 млн руб. в 2009 и 2010 гг., соответственно.
Основными структурными элементами региональной инновационной системы Республики Татарстан являются встроенные в данную систему приоритетные целевые программы, рекомендованные для реализации и финансирования в 2008–2010 гг. Это:
— федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2010 годы» (лимит финансирования на 2009 г. — 111,5 млн руб.);
— республиканская инновационная программа «Внедрение клеточной медицины в Республике Татарстан на 2008 г.» (лимит финансирования — 10,0 млн руб.);
— программа «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006–2010 годы» (лимиты финансирования на 2008 г. — 3,0 млн руб. и на 2009–2010 гг. (оценочно) — по 27,64 млн руб.);
— программа поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005–2010 гг. (лимит финансирования на 2008 г. — 8,56 млн руб.);
— программа развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг. (лимиты финансирования на 2008, 2009 и 2010 гг. — 30,0 млрд руб., 33,7 млрд руб. и 37 млрд руб., соответственно);
— программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 г. и на период до 2030 г.
Также утверждены приоритетные целевые программы, рекомендованные для разработки и утверждения в 2008–2010 гг. (без определения лимитов):
— республиканская комплексная целевая программа «Информатизация образования в Республике Татарстан» на 2008–2010 гг.;
— республиканская программа, нацеленная на повышение уровня инновационной деятельности в Республике Татарстан;
— республиканская программа развития нанотехнологий и наноматериалов в Республике Татарстан;
— программы развития экономических районов Республики Татарстан;
— отраслевые программы инновационного развития;
— программа «Развитие малой энергетики в Республике Татарстан на возобновляемых источниках энергии».
Новым направлением деятельности в РТ является развитие инновационных инфраструктурных проектов. К ним относятся: создание технопарка в сфере высоких технологий в Республике Татарстан»; создание технополиса «Химград» нефтехимического кластера на площадке ОАО «Тасма-Холдинг»; создание индуст­риального технопарка «Идея-Юго-Восток»; развитие совместного мехового бизнеса ОАО «Мелита» и технопарка «Меховой индустриально-технологический парк «Мелита»; создание индустриального парка «Камские Поляны»; создание индустриального парка «Мастер»; создание авиационного технопарка. Примечательно, что названные инновационные инфраструктурные проекты практически реализованы.
В Республике Татарстан реализовано системное решение вопроса подготовки и переподготовки специалистов для инновационной среды. Главная цель программы подготовки кадров «Алгарыш» (Прогресс) — привлечение на предприятия РТ конкурентоспособных молодых специалистов, умеющих применить полученные за границей знания и опыт. Ежегодно, с 2006 г., правительство Республики Татарстан вкладывает в развитие программы порядка 100 млн руб. Аналогов этой образовательной программе пока нет ни в одном регионе России. Реализация программы идет в рамках Постановления Кабинета Министров РТ № 19, от 21.01.2006 г. «Об учреждении грантов Правительства РТ на подготовку и переподготовку кадров в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах». За три года реализации программы выпускниками «Алгарыш» стали 1364 чел., в среднем — около 450 чел. ежегодно.
На территории РТ также действуют российские фонды, научные и благотворительные организации по поддержке инновационной деятельности. К ним относятся: фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (оказывает прямую финансовую, информационную и иную помощь малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности); некоммерческий фонд «Глобальная энергия» (новая научная награда за выдающиеся теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, разработки, изобретения и открытия в области энергии и энергетики); Российский фонд фундаментальных исследований — самоуправляемая государственная организация, целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки, содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных контактов, в том числе, поддержка международного научного сотрудничества в области фундаментальных исследований. Средства Фонда формируются за счет государственных ассигнований, составляющих 6% от средств, выделяемых на науку в бюджете Российской Федерации. Все виды грантов присуждаются Фондом на конкурсной основе, независимо от ученого звания, ученой степени, места работы, должности и возраста ученого; фонд «Научный потенциал» (Human Capital Foundation); фонд содействия отечественной науке (материальная и моральная поддержка выдающихся российских ученых и талантливой научной молодежи; поднятие престижа науки в глазах российской и мировой общественности; попытка остановить отъезд талантливой научной молодежи за рубеж); Российский гуманитарный научный фонд (поддержка гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе); неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского и др.
В Республике активно действуют программы и конкурсы, направленные на поддержку инновационных проектов. Среди них:
— программа инновационных проектов «Идея-1000»;
— республиканский конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан»;
— республиканский конкурс инновационных научно-технических проектов учащихся образовательных учреждений Республики Татарстан «Перспектива»;
— конкурс проектов фундаментальных научных исследований в рамках реализации соглашения между Российским фондом фундаментальных исследований и Правительством Республики Татарстан;
— региональный конкурс «Волжские земли» в рамках реализации Соглашения между Российским гуманитарным научным фондом и Правительством Республики Татарстан.
Интересной нишей инновационного развития хозяйствующих агентов в республике является программа «Старт». Основная цель программы — содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований. При этом предполагается, что для реализации этой задачи будет образована наукоемкая компания, или новые товары и услуга создадут новую нишу высокотехнологического производства существующей малой компании. Первый этап реализации проекта (до 1 года) является «пробным» в полном смысле этого понятия. Заявитель за небольшие средства (до 750 тыс. руб.), предоставляемые ему на безвозвратной основе на проведение НИОКР, осуществляет ряд действий — исследования, разработку прототипа продукта, его испытания, патентование, составление бизнес-плана. Подобные мероприятия позволяют ему убедиться в реальности (или нереальности) коммерциализации результатов его научных исследований. Сам потенциальный предприниматель решает, какие из перечисленных (не перечисленных) действий ему необходимо осуществить. Реальной коммерциализацией для данной программы считается «раскрутка» нового предприятия (нового подразделения на предприятии) в конце третьего года до 5–20 сотрудников, работающих на данном предприятии как основном месте работы (включая основных разработчиков), с объемом реализации нового продукта (услуги) не менее 750 тыс. руб. на такого сотрудника в год. На второй и третий год реализации проекта предоставляемое со стороны Фонда финансирование на проведение НИОКР будет увеличиваться в зависимости от хода работ, объема привлекаемых исполнителем внебюджетных источников финансирования, но не превысит суммарно за три года 4,5 млн руб.
Таким образом, рассмотренные особенности инновационной деятельности как фактора развития региональной экономической системы и ее финансово-кредитного обеспечения позволяют решать следующие основные задачи в развитии региональной экономической системы Республики Татарстан:
— активизировать инвестиционную и инновационную деятельность в регионе как системообразующем элементе национальной экономики, обеспечивающем экономический рост, рост доходов бюджетов и повышение благосостояния населения;
— развивать инновационное взаимодействие между реальным и финансовым секторами экономики, между региональными и центральным финансовыми рынками на основе взаимной выгоды и равноправного доступа хозяйствующих субъектов к финансовым ресурсам экономической системы в целом;
— внедрять на финансовом рынке современные инновационные технологии и инструменты;
— создавать инновационную институциональную структуру финансового рынка;
— совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базы инвестиционного и инновационного направлений развития;
— развивать региональную сеть кредитных организаций за счет увеличения и консолидации их ресурсной базы;
— проводить эффективную бюджетную политику;
— привлекать временно свободные внутренние инвестиционные ресурсы в реальный сектор экономики на рыночных условиях, способствующих структурным преобразованиям промышленных предприятий и поддержке социально значимых отраслей экономики.
Общим и значимым инновационным синергетическим результатом эффективной организации институциональных реформ является финансовая интеграция хозяйствующих субъектов как источник и фактор инновационного развития региональных экономических систем путем инновационного взаимодействия хозяйствующих агентов в инновационных сферах реального и финансового секторов региональной экономики.


Литература
1. Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. — М.: Финансы и статистика, 2006. — С. 6–17.
2. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2008–2010 годы: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.12.2008 № 875 [Электронный ресурс] / Кабинет Министров Республики Татарстан. — Официальный сайт Министерства экономики РТ. — 2008. — Режим доступа: http://www.mert.tatar.ru, свободный.
3. Мутавалова Г. Человеческий капитал, информация и инновации являются главными составляющими постиндустриального этапа развития экономики [Электронный ресурс] // Республика Татарстан. — 24.03.2009 — Вып. № 43(26430). — Режим доступа: http://www.rt-online.ru, свободный.
4. О результатах инновационной деятельности в 2008 году: государственный доклад [подготовлен Министерством экономики республики Татарстан]/ Министерство экономики Республики Татарстан. — Официальный сайт Министерства экономики РТ. — 2008. — Режим доступа: http://www.mert.tatar.ru, свободный.
5. Паринов С. К построению теоретической модели сетевой экономики [Электронный ресурс] // http://rvles.ieie.nsc.ru/~parinov/
6. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 81 с.
7. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизм реализации. — Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. — 420 с.
8. Посталюк М.П. Обеспечение и регулирование инновационных отношений в экономической системе. — Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2003. — 191 с.
9. Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2010 годы: федеральная целевая программа [утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 № 498] / Правительство РФ — Официальный сайт Федерального агентства по образованию. — 2007. — Режим доступа: http://www.ed.gov.ru, свободный.
10. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004–2010 год: утв. по­становлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2004 г. № 121 [Электронный ресурс] / Кабинет Министров Республики Татарстан. — Официальный сайт Правительства РТ. — 2004. — Режим доступа: http://www.prav.tatar.ru, свободный.
11. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. — М.: Равновесие, 2004. — 231 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия