Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Арасланов Р. Ф.
старший преподаватель кафедры экономики и права филиала Восточно-Сибирского государственного технологического университета в г. Усть-Илимске

Формирование программ энергосбережения как инструмента снижения диспропорций развития регионов
В статье рассматриваются проблемы формирования энергетической политики в регионах с дефицитом энергоресурсов. Показано, что межрегиональная энергетическая интеграция способствует сглаживанию диспропорций в экономическом развитии. Раскрыта роль энергосбережения как основы формирования новой модели хозяйствования в регионах
Ключевые слова: энергосбережение, электропотребление, топливно-энергетический комплекс, управление ресурсосбережением, программа, государственная политика, политика ресурсосбережения, энергобаланс

Территориально-отраслевая система неизбежно требует потребления определенных ресурсов (энергетических и материальных) для обеспечения своего существования. Вопрос состоит в том, чтобы повысить эффективность использования данных ресурсов.
Сырье и топливо становятся дефицитными, в то время как потребности населения в них непрерывно растут. Исходя из этого противоречия, группа исследователей под руководством Денниса и Донеллы Медоуз сделала парадоксальный вывод об опасности «глобальной катастрофы». Ресурсы истощаются, фаза экономического роста должна закончиться в ближайшие 100 лет. При существующих тенденциях роста человечество подойдет к определенному «пределу», за которым ему грозит катастрофа — разрушение городов, истощение ресурсов,
природные катаклизмы. По мере увеличения производства товаров и услуг происходит также ухудшение качества жизни.
Экономисты соглашаются с мыслью о том, что нужно изменить подходы к проблеме экономического роста, следует четко определить цели и задачи «ограниченного роста» и разработать средства их достижения. В этом случае возрастает роль развитых стран, несущих ответственность за распространение инноваций. Большинство экономистов согласно с мнением о том, что темпы роста должны быть такими, которые смогли бы обеспечить макроэкономическое равновесие.
Баланс элементов экономической системы является результатом двух групп факторов: управленческих действий и сложившейся рыночной ситуации. Приоритет в различных экономических системах отдается в большей или меньшей мере какому-либо из факторов.
Сбалансированность системы вовсе не отражает статичность ее характеристик, системы, отсутствие изменений во времени, что было бы нереальным. Баланс социально-экономической системы отражает такой динамический ряд ее статичных состояний, когда любые внешние или внутренние изменения решаются внутри ее с помощью изменений состава и структуры ее элементов и связей между ними и не приводят к необходимости внешнего вмешательства. Несбалансированная система требует внешнего вмешательства в виде определенных управленческих воздействий.
Причины возникновения дисбаланса могут быть как внутренними (неоптимальный характер системы), так и внешними (неоптимальность рыночной ситуации и управленческих воздействий).
Неоднородность социально-экономической системы может быть объяснена также через анализ воздействия двух групп факторов: проблем и ограничений.
Существует множество причин возникновения проблемных территорий. К проблемным территориям можно отнести:
— районы нового освоения;
— слаборазвитые в социально-экономическом отношении регионы;
— территории с жесткими природно-климатическими условиями;
— территории с ограниченной транспортной доступно­стью;
— приграничные регионы;
— зоны экологического бедствия;
— структурно депрессивные территории и т.д.
Часть факторов, формирующих данные причины возникновения проблемных территорий, действует постоянно и не может быть устранена каким-либо управленческим решением, другая же часть является следствием изменения социально-экономической ситуации и подвержена управленческой оптимизации. Наиболее сильно в настоящее время в России сказываются структурные причины возникновения проблемных депрессивных территорий. Особую сложность представляет собой оценка влияния факторов экономического потенциала на депрессивность территории. Дело в том, что большинство факторов имеет как положительное, так и отрицательное влияние на экономику, и уловить значимость фактора достаточно сложно.
Преобладающий характер того или иного фактора, заложенного в основу конкуренции, поляризирует регионы, делая невозможным реальное конкурентное сравнение их между собой. В основу экономики таких систем заложена разная база, которая делает неэффективным конкурентные сравнения, так как система показателей формирующих конечный ВВП таких регионов, различна. Разница в ресурсном потреблении может быть компенсирована только путем повышения экономического потенциала региона (системы) и его конкурентоспособности. Повышение экономического потенциала возможно только за счет проведения политики ресурсобережения.
Влияние целевых долгосрочных приоритетов общества на потребление ресурсов в большинстве случаев выражается в ограничении их потребления. Причины таких ограничений могут быть различными, например:
— экологические ограничения на добычу некоторых ресурсов и способы добычи других ресурсов, которые удорожают стоимость ресурсов или ограничивают их применение до минимума;
— резервирование ресурсов для следующих поколений, как моральная цель общества, выражается также в удорожании ресурсов, их замене либо изменении технологии их переработки (повышению эффективности);
— научно-технический прогресс через развитие технологий и повышение общего уровня экономики ставит свои ограничения на использование ресурсов, заключающиеся в замене ресурсов.
Одной из важнейших задач государственной энергетической политики является гарантированное обеспечение энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам.
Сравнительно высокий уровень расходов на энергообеспечение в доходах малообеспеченных слоев населения, недостаточный уровень социальной поддержки реформ обуславливают необходимость проведения активной социальной политики, целью которой является минимизация негативных последствий повышения цен на энергоресурсы для социально незащищенных групп населения.
Следует отметить теснейшую связь энергетики с отраслями народного хозяйства как с поставщиками материальных и трудовых ресурсов и с потребителями электрической и тепловой энергии.
Байкальский регион характеризуется рядом признаков, качественно отличающих его от других регионов Сибири. Это крайняя неразвитость инфраструктуры, дефицит электроэнергии в одних районах и ее избыток в других, преобладание сырьевых отраслей в структуре экономики. Все усугубляется большими расстояниями и немногочисленным населением с уровнем жизни, одним из самых низких в стране. Использование природных ресурсов является основным источником экономического роста.
Республика Бурятия является наиболее экономически слабым и энергодефицитным районом Байкальского региона. В 2007 г. дефицит электроэнергии составит почти 50% от общей установленной мощности энергосистемы. Неустойчивое развитие экономики республики сопровождается ростом тарифов на энергию, являющихся одними из самых высоких в Росси. Это негативно сказывается на конкурентоспособности местной продукции и уровне жизни населения. Особенно тяжелое положение с электроснабжением у мелких сельских потребителей, расположенных в труднодоступной местности, вдали от основных системообразующих электропередач и запитанных от дизельных установок или протяженных одноцепных высоковольтных линий; использование возобновляемых источников энергии для таких потребителей обеспечит до 30% необходимой республике энергии.
Бурятия относится к регионам с высоким уровнем потребления топливно-энергетических ресурсов. Это обусловлено не только достаточно суровыми климатическими условиями и длительными отопительным сезоном (7–9 месяцев), но и большой долей в структуре экономики области энергоемких предприятий. Кроме того, о сложившейся структуре энергопотребления имеются значительные объемы коммерческих и технических потерь — 13,5% к общему полезному отпуску электроэнергии (в соотношении 20% : 80%), Сохраняется тенденция роста технических потерь.
Основной объем потребляемой электроэнергии приходится на крупные промышленные предприятия (всего 9 предприятий с уровнем потребления выше 1,0%). При этом объем потребления составляет 2 098,071 млн кВтч или 68,7%, из которых практически половину потребляют предприятия железной дороги ГУП ВСЖД (всего 33,7%).
Рост электропотребления наблюдается и на других крупных промышленных предприятиях Республики Бурятия, таких как ОАО «Улан-Удэнский Авиазавод», ОАО «Бурятзолото» и др.
По бюджетным потребителям за последние годы наблюдается устойчивый спрос, всего объем потребления по этой группе составляет 11,4%, в том числе: федеральный бюджет — 5,7%, республиканский — 0,2 %, местный — 5,5%. Население Республики Бурятия потребляет 8,3%. Прочие потребители с объемом потребления менее 1% составляют 11,6%.
Топливно-энергетический комплекс является одной из важнейших составляющих промышленности республики, в которой производится более трети объема промышленного производст­ва, работает около 20% от общего числа всего промышленно-производственного персонала, сосредоточено 54% основных фондов основного вида деятельности крупных и средних предприятий промышленности. Дефицит установленной мощности по Бурятской энергосистеме составляет 606 МВт и осуществляется за счет перетока из ОЭС Сибири.
Республика Бурятия обладает уникальными природными условиями-гидроресурсами — для развития гидроэнергетики. Проработана возможность строительства крупных и малых гидроэлектростанций. Применение возобновляемых источников энергии для выработки электроэнергии позволит обеспечить сохранность природных ресурсов, таких как газ и уголь, а также благоприятно скажется на экологии в Бурятии. В настоящее время разработано технико-экономическое обоснование строительства Мокского гидроузла мощностью 1410 МВт и каскада малых ГЭС суммарной мощностью 35 МВт. За последние годы наблюдается устойчивый рост потребления энергоресурсов. В соответствии с данной динамикой роста в баланс закладывается естественный прирост в размере 2%.
В последнее время появляются такие крупные потребители, как ОАО «Хиагда», Озерный ГОК, туристско-рекреационная зона по побережью оз. Байкал, Жарчихинское месторождение, электрификация южной ветки железной дороги и т.д.
В балансе учитывается также возможная аварийность энергетического и электротехнического оборудования. Потеря одного из блоков на Гусиноозерской ГРЭС приносит потребителям ущерб, несоизмеримый со стоимостью недопоставленной электроэнергии. В связи с этим, для обеспечения должной надежности электроснабжения требуется резервирование генерирующих мощностей.
Существенное влияние на изменение балансовой ситуации в Иркутской энергосистеме окажет ввод крупных потребителей, таких как 5-я серия Иркутского алюминиевого завода (425 МВт), Тайшетского алюминиевого завода (1120 МВт). Это повлечет за собой невозможность выдачи мощности от Иркутской энергосистемы для удовлетворения потребностей Республики Бурятия и Читинской области.
По прогнозу предполагается увеличение электропотребления к 2012 г. по Бурятской энергосистеме приблизительно на 20%, по Читинской энергосистеме — на 40%, передача в Монголию увеличится приблизительно на 40%. В 2015 году прирост электропотребления по Бурятской и Читинской энергосистемам предполагается соответственно на 45% и 55% по сравнению с сегодняшним уровнем.
В зоне озера Байкал находятся Иркутская и Бурятская энергосистемы. В ОАО «Иркутскэнерго» большая доля электрической мощности и выработки электроэнергии производится на ГЭС. Себестоимость электроэнергии одна из низких в России, при этом энергосистема не загружена. Годовой отпуск электроэнергии на четверть и более ниже максимально-возможного. Это ведет к существенному увеличению доли постоянных составляющих издержек ТЭС.
ОАО «Бурятэнерго» имеет лишь одну крупную электростанцию. Остальные электрические мощности рассредоточены на мелких дизельных электростанциях. При этом себестоимость выработки электроэнергии весьма высока. Цены на электроэнергию в республике Бурятия — одни из наиболее высоких. В этой связи рассматривается вариант создания Байкальской энергетической зоны, цель функционирования которой — повышение эффективности использования энергии в регионе Прибайкалье, повышение надежности энергоснабжения, снижение тарифов в Республике Бурятия и поддержание их низкого уровня в Иркутской области. Это становится возможным на основе организации эффективной работы единой энергосистемы как хозяйственно технологической системы, при экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов.
Большое внимание в литературе уделяется вопросам внедрения ресурсосберегающих технологий, снижения затрат за счет экономии ресурсов и оптимизации их использования в различных отраслях промышленности. Оптимизация ресурсной базы и то, насколько умело распорядится ею производство, фактически всецело предопределяют величину реально получаемого обществом экономического эффекта. Ключ к решению данной проблемы — целенаправленное совершенствование ресурсопотребления в рамках системы управления ресурсосбережением в социально-экономических систем регионов.
В качестве методологической основы создания системы управления издержками предлагается программно-целевой метод, предполагающий постановку и ранжирование целей, формирование соответствующей программы, использование системы форм и методов экономического воздействия на уровень затрат, разработку комплекса мероприятий, обеспечивающих экономию ресурсов.
На современном этапе экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, в 2–3 раза превышающей удельную энергоемкость экономик развитых стран. Причинами такого положения, кроме более суровых климатических условий и территориального фактора, является сформировавшаяся в течение длительного периода времени структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и ЖКХ, а также недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего, газа, не стимулирующая энергосбережения.
Степень повышения энергетической эффективности предопределит долгосрочные перспективы развития не только энергетического сектора, но и экономики Российской Федерации в целом. Ориентация экономики на инерционный энергоемкий рост угрожает не только консервацией технологической отсталости и потерей конкурентоспособности национальной экономики, но и опережающим ростом внутреннего спроса на энергоресурсы. В результате этого даже при достижении максимальных технически реализуемых показателей роста их производства спрос на них сможет быть обеспечен путем расширения импорта или (и) ограничения экспорта. Поэтому целью политики государства в данной сфере является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности — с использованием широкого спектра регулирующих и стимулирующих воздействий на потребителей энергоресурсов, обеспечивающих:
— структурную перестройку экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей, индустрии знаний и сферы услуг, осуществляемую целенаправленной промышленной политикой;
— реализацию потенциала технологического энергосбережения.
Задача состоит в том, чтобы за счет целенаправленной государственной политики создать устойчивую и эффективную систему заинтересованности потребителей энергоресурсов в инвестировании в энергосбережение, обеспечив более привлекательные условия для вложения капитала в эту сферу деятельности, снизив возможные финансово-экономические риски.
Проблема энергосбережения не нова для Республики Бурятия. Она возникла еще в конце 70-х — начале 80-х годов. В то время г. Улан-Удэ попал в число 10 экспериментальных городов Советского Союза по внедрению комплексной автоматизации систем теплоснабжения и теплопотребления, наряду с такими городами, как Москва, Рига, Челябинск, Орел и т.д. В Бурятии тогда была обследована вся действующая в то время централизованная система энергоснабжения и энергопотребления.
На сегодняшний день одной из главных причин напряженного состояния в топливно-энергетическом комплексе республики продолжает оставаться низкая энергетическая эффективность экономики. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу валового внутреннего продукта примерно в 1,3 раза больше, чем в США, и вдвое выше по сравнению с передовыми западноевропейскими странами и Японией, активно проводящими государственную энергосберегающую политику.
Продолжающийся спад производства в экономике Республики Бурятия практически не отразился на объемах энергопотребления, хотя промышленные предприятия сталкиваются с проблемой резкого возрастания цен на топливо и энергию. Бурятская энергосистема работает с дефицитом энергетической и тепловой энергии, который составляет 30–35 процентов.
Высокая вероятность углубления энергетического кризиса в перспективе требует принятия срочных мер по проведению энергосберегающей политики в Республике Бурятия. Опыт мирового сообщества свидетельствует, что успех энергосберегающей политики может быть обеспечен только комплексом мер законодательного, экономического, организационного и технического характера, осуществляемых совместно на государственном и региональном уровне.
Эффективное развитие экономики региона, и ТЭК в том числе. невозможно без разработки и внедрения ресурсосберегающих программ.
Основные цели программы:
— создание комплексной системы энергосбережения города;
— оптимизация энергопотребления;
— формирование у населения энергосберегающего образа хозяйствования;
Данная программа рассматривает вопросы перехода к новым, энергосберегающим условиям хозяйствования. Невозможно говорить о создании конкурентоспособного производства в республике и возможности оптимального малозатратного функционирования системы муниципального жизнеобеспечения без коренного изменения подходов к производству и потреблению энергетических ресурсов. Республика Бурятия относится к энергозатратным регионам по своим климатическим условиям и географическому положению. Структура производства и потребления энергии сложившаяся в республике не удовлетворяет современным требованиям. Практика развитых стран с похожими условиями показывает, что одним из основных условий экономического роста является внедрение энергосберегающей системы хозяйствования.
Важной предпосылкой для создания данной программы является вопрос надежности и стабильности энергоснабжения на необходимом уровне, так как энергия относится к одному из самых важных факторов человеческой жизнедеятельности. Энергосберегающая система хозяйствования позволит оптимизировать энергопотребление республики и увеличит надежность энергоснабжения, создать гибкую систему ценообразования на услуги энергокомплекса и стимулировать энергосбережение.
Программа должна иметь комплексный характер и охватывать, по возможности, все области хозяйственного цикла и человеческой жизнедеятельности. Особенно важна комплексность программы с учетом особенностей Байкальского региона, которые накладывают определенные ограничения на методы и технологии получения, передачи и использования энергии. Данная программа должна в дальнейшем развернуться в программу оптимального экономичного хозяйствования (основанную на идеологии экономии ресурсов).


Литература
1. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. Пределы роста. — М.: МГУ, 1994.
2. Беломестнов В.Г., Зубарев Н.М. Формирование ресурсно-инновационной политики хозяйствующих субъектов как фактор роста инвестиционного потенциала сложных социально-экономических систем региона. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 176 с.
3. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. // Российская бизнес-газета. — 2003. — 7 окт.
4. Республика Бурятия на фоне регионов Сибирского Федерального округа: Статистический сборник № 02-5. — Улан-Удэ, 2007.
5. Зубарев Н.М. Основные этапы формирования Байкальской энергетической зоны // Энергосистема: управление, качество, конкуренция: Вестн. УГТУ УНИ. — Екатеринбург, 2004. — № 12 (42). —299 с.
6. Мелехин В.Т., Полянский В.А. Технико-экономическое планирование топливно-энергетических балансов и резервов экономии энергоресурсов в промышленности. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 1993.
7. Сангадиев З.Г., Беломестнов В.Г. Экономические основы организации энергосбережения. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1999.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия