Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Артамонов Е. А.
соискатель Российской академии государственной службы при Президенте РФ (г. Москва)

Некоторые аспекты региональной промышленной политики
В статье рассматривается отечественная региональная политика на современном этапе с учетом особенностей регионов. Анализируются задачи и цели долгосрочной региональной промышленной политики, условия ее успешной реализации
Ключевые слова: региональная политика, промышленная политика, регион, производство

Экономическая реформа и переход к рынку привели к глубоким качественным изменениям в процессе формирования региональной экономической политики, в том числе промышленности. Децентрализация управления и повышение экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации, изменение роли государства в экономической жизни страны, отказ государства от прямого управления экономикой и усиление экономических методов ее регулирования, развитие предпринимательской деятельности и свободного товарообмена, сокращение доли государственного бюджета в формировании инвестиционных ресурсов и возрастание роли кредита, частного и иностранного капитала, усиление рынка в размещении и территориальной организации производительных сил — все это вместе взятое привело к обострению проблемы «центр — регионы» и необходимости разработки новой региональной политики государства.
В настоящее время Россия (в том числе сами регионы), учитывая опыт государств с федеративным устройством, переходит к более активной федеральной региональной политике, направленной на поддержку проблемных территорий разных типов (депрессивных, слаборазвитых, нового освоения, экологического бедствия и др.), стимулирование процессов реструктуризации экономики регионов на основе их собственного потенциала *.
Новая региональная политика должна учитывать особенности регионов на современном этапе. Среди множества существующих определений региональной политики наиболее точным, на наш взгляд, является следующее: региональная политика — особый вид государственной политики по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном (региональном) аспекте *. Ее субъектом является государство в лице специально уполномоченных институтов. Объектом региональной политики являются регионы — территориальные части страны, отличающиеся друг от друга природными и социально-экономическими условиями.
Основные принципы государственной региональной политики на всех уровнях системы управления реализуются, в частности, посредством экономических реформ, структурной перестройки экономики, создания рыночной инфраструктуры, организации общественного и административного управления и др. Региональная политика должна быть направлена на обеспечение условий для максимально эффективного социально-экономического развития субъектов Федерации на основе использования внутреннего потенциала, на координацию программ развития регионов в рамках единого государства. При этом поступательное социально-экономическое развитие страны возможно только при проведении серьезных преобразований в промышленности. Одним из важных направлений здесь является именно регионализация промышленного производства с установлением межрегиональных связей. При этом важнейшей целью экономики является повышение благосостояния и качества жизни населения, что возможно успешно реализовать на уровне региона. Отсюда следует, что необходимо формирование современной промышленной политики не только на федеральном, но и на региональном уровне.
В настоящее время в ряде субъектов РФ разработаны концепции или основные направления промышленной политики. Однако во многом они являются декларативными и представляют собой набор плохо увязанных мероприятий, в то время как от промышленной политики региона требуется не только определять основные направления развития, но и создавать необходимые механизмы стимулирования их реализации. Целью развития региональной промышленности должно быть стремление к повышению результативности производства за счет улучшения его организации и управления, а также внедрения новых технологий, оборудования, информационных систем *. Кроме того, эффективная реализация промышленной политики должна быть обеспечена региональной стратегией развития (в рамках общегосударственной стратегии).
Промышленная политика, являясь частью региональной политики, связана с формированием структуры региональной экономики, способствующей поддержанию расширенного воспроизводства, соответствующей современному уровню развития техники, технологии, экономической конъюнктуре, обеспечивающей полную занятость в регионе.
То есть промышленная политика является основным элементом структурной политики. Поэтому задачи долгосрочной региональной промышленной политики должны быть направлены на формирование факторов развития, необходимых и достаточных для соответствующего уровня развития экономики, в то время как в краткосрочном периоде целью промышленной политики является обеспечение эффективного использования имеющихся ресурсов. К примеру, создание благоприятных условий функционирования базовых отраслей может быть отнесено к тактическим или среднесрочным целям. Главной задачей на этом этапе является обеспечение стабильности правовых и экономических условий.
Экономический потенциал региона представляет собой совокупность всех имеющихся в его границах материальных, природных, человеческих ресурсов — как вовлеченных в процесс воспроизводства, так и тех, которые могут быть использованы для экономического роста, укрепления социально-политической стабильности, повышения уровня и качества жизни населения в перспективе.
Региональная промышленная политика в условиях, когда большинство производителей находится в кризисном состоянии, должна содействовать предприятиям по выходу из этой ситуации. В процессе оказания помощи им необходимо учитывать внешние факторы, т.е. окружающую среду предприятий. Практика показывает, что причиной кризисного состояния предприятия часто является не отсутствие необходимых оборотных средств или достаточной технической оснащенности, не наличие на рынках региона товаров других регионов или стран, а отсутствие устойчивых корпоративных связей с партнерами. Руководители многих предприятий неспособны применять меры, позволяющие предприятиям налаживать устойчивые связи в сфере снабжения и сбыта. Такое положение дел на предприятиях является основной причиной отказа стратегического инвестора из-за высокого риска, когда нет уверенности, что система сбыта позволит в перспективе реализовать товар, а поставщики не будут разорены или не станут изменять правила в области ценовых отношений.
Развитие промышленности региона зависит от:
1) естественных условий, не связанных с деятельностью человека: природно-климатических условий, которые оказывают влияние на отраслевую структуру промышленности; географического положения, которое рассматривается во взаимосвязи, к примеру, с такими факторами, как близость рынков сбыта или сырья; наличия природных ископаемых, которые оказывают непосредственное влияние на виды промышленного производства в территориальном аспекте;
2) результатов человеческой деятельности: это, прежде всего, капитал, который зависит от размещения производственных мощностей на территории региона; отраслевой состав, тип производства, место в технологическом процессе. Все эти характеристики оказывают сильное влияние на параметры промышленной политики *. Сложившееся размещение производственных мощностей, основы которого были заложены еще в советское время, определяет потенциальные возможности технологического уклада, направления совершенствования технической и технологической базы. На возможности реструктуризации оказывает влияние не только видовая структура производств, но и преимущественные их типы.
Специализация основного производства и типовая структура вспомогательных производств также ограничивают возможности внутрирегиональной кооперации. Их место в технологическом процессе определяет то, насколько хозяйствующий субъект самостоятелен в рыночных решениях. Например, в Калужской области большая часть предприятий не имеет «местных» источников сырья и поставщиков, а также внутренних рынков сбыта, что снижает возможности влияния региональной промышленной политики. В то же время реализация большой части производимой продукции за пределами региона положительно влияет на развитие промышленности, поскольку таким образом, обеспечивается приток капитала извне. Кроме того, также следует учитывать наличие производственной инфраструктуры (связь, транспорт, коммунальная сфера), что повышает привлекательность региона для потенциальных инвесторов.
Важным является наличие рыночной инфраструктуры, т.е. финансовых институтов, инструментов развития бизнеса. На осуществление активной промышленной политики влияет финансовая обеспеченность, которая определяется уровнем бюджетной обеспеченности, что требует дополнительных ресурсов со стороны органов власти. На развитие промышленности, безусловно, влияют трудовые ресурсы. За последние годы в России в целом происходит естественное сокращение численности населения, в связи с чем возникают трудности в обеспеченности промышленного производства квалифицированными кадрами. Например, в Калужской области проблема трудовых ресурсов в определенной мере решается за счет мигрантов. Так, за 2007 г. миграционный прирост населения на 38% компенсировал его естественную убыль *.
Наиболее существенное влияние на темпы индустриального развития региона оказывает не количественный, а качественный показатель трудовых ресурсов, т.е. их квалификационный состав. Квалификация — это способность индивидуума выполнять целесообразную трудовую деятельность не только в процессе производства товаров и предоставляемых услуг, но и во всех других сферах деятельности общества *. При этом следует отметить, что знания, производственный опыт, обычаи, научный потенциал и совокупность норм, регулирующих экономические и правовые отношения внутри общества, являются основой квалификации. Однако за последние годы профессиональные предпочтения населения сильно изменились, что привело к дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы. И сегодня сильно ощущается дефицит высококвалифицированных кадров рабочих профессий, что особенно негативно сказывается в сфере промышленности. В этой связи региональная промышленная политика, приближенная к конкретным рынкам, должна максимально учитывать проблемы местных предприятий, оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Все отмеченное в различной степени (в большей или меньшей мере) может влиять на результаты индустриального развития региона. Поэтому обеспечение долгосрочных тенденций качественного экономического роста необходимо требует рационально использовать приток капиталов. В данном случае важным является разумное управление в целях поступательного индустриального развития региона.
Таким образом, промышленная политика региона — это система управления факторами промышленного производства для повышения его эффективности в текущем периоде и формирования структуры промышленности, способствующей поддержанию расширенного воспроизводства в будущем. Промышленное производство, в зависимости от задач управления, может рассматриваться как: самостоятельная отрасль, которая имеет собственные направления и задачи развития; обслуживающая отрасль — характер развития которой определяется задачами и направлениями развития других отраслей; способ эффективного вложения капитала. Промышленная политика должна учитывать наличие всех факторов промышленного производства, их взаимосвязи, определять их значимость для экономики регионов. Являясь частью экономической стратегии развития, она оперирует универсальными инструментами и ресурсами, которые применяются в зависимости от особенности региональной экономической системы и федеральных ограничений.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия