Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Дабиев Д. Ф.
заведующий лабораторией региональной экономики
Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (г. Кызыл),
кандидат экономических наук


Анализ долгосрочных планов социально-экономического развития Республики Тыва
В статье осуществлен анализ долгосрочных планов социально-экономического развития региона на примере Республики Тыва. Однако следует отметить несбалансированность и нереальность объемов инвестиций в данной программе. Сделан вывод, что отсутствие единой методологии разработки долгосрочных планов развития региона приводит к несбалансированности и нереальности объемов планируемых инвестиций в крупномасштабные проекты по освоению минеральных ресурсов Тувы
Ключевые слова: региональная экономика, конкурентное преимущество, программно-целевой подход, минерально-сырьевые ресурсы, потенциал недр, железная дорога

Неэффективность региональной бюджетной политики обсуждается с конца 1990-х годов и это вызвано в основном тем, что данная политика перераспределения бюджетных средств по принципу «разделяй и властвуй» была сформирована в начале реформ в период экономического спада России и постоянного дефицита федерального бюджета. При дефиците бюджетных средств функция перераспределения финансов играет исключительную роль в целях сглаживания диспропорций развития регионов, нивелирует опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов. Тем не менее указывается, что даже при «профиците федерального бюджета все острее проявляется проблема дефицита финансирования региональных бюджетов, даже в пределах обязательств, не говоря уже об инвестиционных возможностях» *. Например, бюджет Фонда регионального развития, главной задачей которого является предоставление регионам субсидий для долевого финансирования инвестиционных проектов регионального значения, в 2007 г. составил всего 6,3 млрд руб., что явно не соответствует уровню поставленной задачи.
Эффективность проводимой политики выравнивания социально-экономических различий регионов является низкой. Результаты проводимого курса регионального бюджетного выравнивания показывают, что существующие подходы и механизмы финансового регулирования не только не способствуют уменьшению дифференциации между регионами, а наоборот, усиливают ее. Например, Б. Лавровский и Е. Постникова указывают, что в последние годы, несмотря на некоторые новации в трансфертном механизме выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, число регионов с низкими и критическими уровнями не сокращается, а общее положение регионов, находящиеся в крайне сложном финансовом положении относительно регионов-реципиентов ухудшается *. Тревожной тенденцией является увеличение разрыва развития регионов: по данным Минэкономразвития, в 1998 г. разрыв в максимальном и минимальном уровнях производства валового регионального продукта (ВРП) на душу населения составил около 12 раз, промышленной продукции — более чем 60 раз, по данным 2000 г. эти показатели составили, соответственно, 15 и 70 раз *.
Ускоренное и динамичное развитие экономики возможно лишь при применении стимулирующих функций и инструментов финансовой политики государства, и именно поэтому «необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Федерации и муниципальные образования к мобилизации доступных им ресурсов экономического роста» *.
Понятно, что отсталые регионы, к которым относится Республика Тыва, неспособны обеспечить экономический рост. Для действительного выравнивания межрегиональной дифференциации регионов необходимы другие инструменты и механизмы экономической политики, основанные на создании условий для формирования региональной конкуренции. Главной задачей государства должно стать создание в депрессивных и отсталых регионах «точек роста», необходима помощь в формировании на территориях новых источников дохода.
Политика регионального бюджетного выравнивания путем перераспределения бюджетных средств из регионов-реципиентов в пользу регионов-доноров, искусственно сдерживают развитие первых и порождают иждивенческие настроения у последних.
Анализ состояния и основных проблем экономики Тувы показал, что по основным социально-экономическим показателям республика находится на одном из последних мест среди регионов России и Сибирского федерального округа. Системный кризис в стране более остро отразился на экономике республики, что привело к значительному снижению уровня жизни в регионе. В то время состояние социально-экономического развития в республике отражает общий уровень крайне высокой межрегиональной дифференциации в России, который, по мнению большинства специалистов, недопустим *. Основными факторами возрастания различий в социально-экономическом развитии регионов являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов; наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
Сегодня наиболее эффективным способом решения социально-экономических проблем считается программно-целевой подход, который связан с образованием новых рабочих мест, развитием ее производственной и социальной инфраструктуры, ростом поступлений налогов, отчислений и платежей в местный, региональный (субъекта Федерации) и федеральный бюджеты *.
Правительством республики разработаны два документа, являющиеся по сути долгосрочными планами социально-экономического развития республики:
1. «Программа экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года» (далее «Программа... 2003 г.») *, которая была принята Постановлением Правительства Республики Тыва от 15 марта 2003 г., № 128.
2. «Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г.» (далее «Стратегия...»), которая включает в себя скорректированную «Программу экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года», принятая Правительством Республики Тыва в 2007 г.
В указанной «Стратегии...» подчеркивается, что основные конкурентные преимущества Республики Тыва связаны с горнодобывающей, лесоперерабатывающей промышленностью, переработкой продукции сельского хозяйства, производством строительных материалов, лечебно-оздоровительным и туристическим комплексом.
Однако из перечисленных конкурентных преимуществ не ясно, какая из отраслей должна стать «локомотивом роста» Тувы. В определенных кругах республики есть мнение, что развитие сельскохозяйственного направления для республики является более перспективным, чем промышленное.
Безусловно, реальные возможности увеличения производства сельскохозяйственной продукции имеются, так как республика располагает относительно благоприятными условиями и ресурсами для развития животноводства. Укажем здесь, что такие факторы как неутраченные вековые традиции животноводства коренного населения Тувы, наличие в республике значительного по масштабу естественных кормовых угодий в сочетании с государственной поддержкой животноводства, направленной на поэтапное увеличение поголовья аборигенных видов скота, которые не требуют особых затрат по уходу и почти круглогодично находятся на подножном корму, могли бы стать основой развития агропромышленного комплекса республики. Тем не менее, развитие агропромышленного комплекса ограничено несовместимостью сельского хозяйства с рыночными условиями, в основе которой лежит ценовой диспаритет, сложившийся с началом реформ между ценами на сельхозпродукцию и сельхозоборудование, а также значительным снижением федеральных дотаций на развитие сельского хозяйства. При этом общеизвестно, что даже в странах с более благоприятными климатическими условиями (США, Италия, Франция, Бельгия и т. д.) развитие сельского хозяйства целиком зависит от государственной поддержки. Таким образом, понятно, что сельское хозяйство как отрасль не может претендовать на роль «локомотива» республики.
Считается также, что развитие туризма является альтернативным направлением экономического развития республики. Например, в республиканской целевой программе «Развитие туризма в Тыве на 2002–2010 гг.» сказано, что Тува имеет «... огромный туристский потенциал, основанный на совокупности таких факторов, как благоприятные и разнообразные природно-климатические условия» *. Но при этом отметим, что создатели программы, вероятно, забыли такие основные природно-климатические особенности Тувы, как резко континентальный климат, малоснежная морозная зима со средней температурой января от — 28 до 350С *, которые обусловливают сезонные колебания туристической активности в Туве. Поэтому ясно, что развитие туризма ограничено природно-климатическими условиями республики. Далее отмечается, что «...значительный сегмент туристского потока в республику могут образовать туристы из стран ближнего и дальнего зарубежья, что является предпосылкой для создания в Тыве высокодоходного туристско-рекреационного комплекса как одного из перспективных секторов развития экономики республики». Безусловно, Республика Тыва является одним из тех уголков нашей планеты, которую обошли стороной острые экологические проблемы современного мира, характерные для индустриально развитых территорий, но известно, что доля иностранных туристов в России невелика. Доля России в мировых потоках туристов составляет всего от 1–1,5%. Поэтому создать полноценный туристический комплекс на базе только иностранных гостей вряд ли удастся.
Конечно, на территории республики можно развивать различные виды туризма: экскурсионный, охотничье-рыболовный, оздоровительный, экстремальный, этно- и экотуризм и т.д., но говорить, что фирмы, работающие в этих видах туризма станут основными бюджетообразующими предприятиями, не приходится. Доля туризма в валовом национальном продукте Российской Федерации в настоящее время составляет около 0,01%. Например, до недавнего времени на территории республики работало около 40 мелких туристических фирм. Однако в связи со вступлением в силу с 1 июня 2007 г. года статьи 4.1. «Условия осуществления туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров» Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» для легализации своей деятельности туристическая фирма должна быть внесена в Единый федеральный реестр туроператоров, который создается в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. При этом туристическая фирма, внесенная в Единый федеральный реестр, обязана иметь банковскую или страховую гарантию, сумма которой для фирм, работающих в Туве, составляет 500 тыс. руб. О небольшом размере туристических фирм, работавших в Туве говорит тот факт, что со вступлением вышеуказанного закона все они прекратили свою деятельность. Заместитель директора турфирмы «Алаштревел», расположенной в Кызыле, Наталья Кирова отмечает: «Если учесть, что практически в Туве большее время — зима и все закрыто, а фирма фактически работает только с мая по сентябрь, то заплатить эти деньги — страховые взносы — будет просто нереально» *.
Таким образом, из всех вышеперечисленных преимуществ республики только богатство природных, в том числе минеральных, ресурсов является действительно конкурентным преимуществом региона, на основе которого должна строиться стратегия дальнейшего развития Тувы. Ранее нами был сделан вывод, что потенциал минеральных ресурсов республики значителен *. Экономическая оценка освоения минеральных ресурсов республики показывает, что общий прирост валовой добавленной стоимости распределенного фонда недр составит 174,0 млрд руб., нераспределенного фонда недр — 201,5 млрд руб. Более того, уникальность Тувы как по разнообразию, так и по богатству месторождений позволяет создать в республике крупный горнопромышленный комплекс, за счет которого можно обеспечить экономический рост и увеличение бюджетных поступлений *. Тем не менее, несмотря на, что на территории республики разведано более 20 месторождений, обладающих значительными запасами весьма дефицитных видов минерального сырья *, уровень промышленного освоения в республике низкий. Решающим фактором низкой эффективности освоения недр республики при ее богатстве является неосвоенность территорий, удаленность от энергетических и транспортных коммуникаций.
В республике расположены наиболее дефицитные месторождения полезных ископаемых. Это, во-первых, месторождения коксующихся углей, относящиеся к одному из крупных бассейнов каменного угля — Улуг-Хемскому. Во-вторых, республика богата месторождениями цветных, полиметаллических и редкоземельных металлов, россыпного и рудного золота, а также стройматериалов.
Объемы и источники финансирования по долгосрочным программам социально-экономического развития Республики Тыва (табл. 1.) показывают, что согласно «Программе ... 2003 г.» на развитие минерально-сырьевой базы республики предполагалось выделить 23,4 млрд руб. или 57,28 % всех средств. Однако следует отметить несбалансированность и нереальность объемов инвестиций в данной программе. Львиную часть средств — 18,2 млрд руб. предполагалось выделить на разработку Улуг-Танзекского месторождения тантала и ниобия, которое находится в труднодоступной части республики. На разработку крупного Элегестинского месторождения коксующихся углей шахтным способом с объемом добычи 1,5 млн т. в год предполагалось выделить всего 300 млн руб. Для реализации «Программы...» около половины — 47,91% средств предполагалось финансировать из средств потенциальных инвесторов, 27,84% — из собственных средств участников «Программы..», 12,3% — из средств республиканского и местных бюджетов. На финансирование из федерального бюджета приходится 11,1% средств. Учитывая размеры капиталовложений в горнопромышленный комплекс, который является одним из рискованных секторов промышленности, а также дотационность республиканского бюджета, вполне очевидно, что данная «Программа... 2003 г.» была лишь чисто декларативным документом, не имеющим под собой ни экономической, ни финансовой основы.
Анализ скорректированной «Программы...» (табл. 2.), которая является частью «Стратегии...», показывает, что основной упор делается на освоение двух месторождений — Элегестского месторождения коксующихся углей и Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд.
Суммарный объем скорректированной «Программы...» вырос более чем в 2,5 раза по сравнению с предыдущей программой, но при этом доля финансирования минерально-сырьевой базы уменьшилась с 23,4 млрд руб. до 8,9 млрд руб. Создается впечатление, что разработчики «Программы...» умело оперируют цифрами и компонуют документ по своему усмотрению без каких-либо обоснований. Слабой стороной и старой и новой редакции «Программы...» является отсутствие расчетов, которые обосновывали бы финансовые расходы. Вероятно, подобное положение дел связано с тем, что в России до сих пор отсутствует единая методика по составлению региональных программ *. К сожалению, разработчики «Программы...» и «Стратегии...» не смогли избежать типичных ошибок при составлении региональных программ социально-экономического развития.
Несмотря на достаточно высокий потенциал минеральных ресурсов Республики Тыва, их освоение является очень сложной задачей. Понятно, что без строительства железной дороги в республику, реконструкции и строительства автомобильных дорог внутри республики, развития речного транспорта, решения проблемы расширения энергетических мощностей, потенциал недр реализовать ни в ближайшее время, ни в перспективе не удастся. Очевидно, что даже при желаниях и возможностях ни один крупный бизнес серьезно не решится инвестировать и начать разработку любого крупного месторождения республики по причине отсутствия инфраструктуры. В связи с этим для содействия дальнейшему развитию горнопромышленного комплекса республики необходимо рассматривать различные варианты взаимодействия государства и частного капитала, наиболее популярным из которых становится государственно-частное партнерство (ГЧП). Государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации проектов в широком спектре сфер деятельности — от развития стратегически важных отраслей до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий *.
Сегодня одним из актуальных вопросов является строительство железнодорожной ветки Курагино-Кызыл, в увязке с которой планируется разработка Элегестского месторождения каменного угля. При этом правительственной инвестиционной комиссией было принято решение о софинансировании из средств инвестфонда проекта, инициированного Объединенной промышленной корпорацией (ОПК). Еще в 2002 г. лицензию на разработку Элегестского месторождения каменного угля приобрела Енисейская промышленная компания (дочернее предприятие ОПК), которая уже в 2004-2005 гг. планировала начать строительство шахт, а первый уголь вывозить в 2005 г. автомобильным транспортом до строительства железной дороги. Однако в связи с задержкой с принятием решения правительством России о финансировании Енисейской промышленной компании разработка месторождения еще не начата. Тем не менее следует ожидать, что в ближайшие годы строительство железной дороги будет начато, тем более, что 14 декабря 2007 г. Председатель Правительства России утвердил паспорт проекта, согласно которому строительство железной дороги по трассе Курагино-Кызыл начнется в 2009 г. а в 2013 г. дорога будет введена в эксплуатацию *.
Исходя из этих соображений можно сделать вывод, что при проектировании и оценке эффективности строительства железной дороги по трассе Курагино-Кызыл следует учитывать возможность вовлечения в промышленное освоение не только Элегестского месторождения коксующихся углей, но и других месторождений полезных ископаемых республики и провести комплексную оценку освоения минеральных ресурсов при строительстве железной дороги. Косвенным подтверждением того, что при строительстве железной дороги в Тыву инвестиционная привлекательность месторождений полезных ископаемых республики значительно повысится, является активность российских и зарубежных компаний по приобретению лицензий на месторождения республики в момент, когда проект железной дороги Курагино-Кызыл вошел в список проектов Инвестиционного фонда России. В 2006 г. китайской компанией «Лунсинь» была приобретена лицензия на разработку Кызыл-Таштыгского свинцово-цинкового месторождения, в 2007 г. ОАО «ГМК «Норильский никель» приобрело лицензию на разработку Ак-Сугского медно-молибденового месторождения.
Безусловно, строительство железной дороги по трассе Курагино-Кызыл в увязке с освоением Элегестского месторождения коксующихся углей по экономическому и социальному влиянию является одним из крупных проектов социально-частного партнерства. При этом стоимость строительства железной дороги оценивается в 98,4 млрд руб.; финансирование ее будет осуществляться в равных долях за счет средств государства и частного инвестора (ЕПК). Компания планирует вложить 33 млрд руб. на создание Элегестского угледобывающего комплекса с производственной мощностью 12 млн т. коксующихся углей.
Для республики одной из актуальных проблем, наряду с вышеперечисленными, является нехватка энергетических мощностей. В своем ежегодном послании Парламенту глава Республики Тыва Ш. В. Кара-оол отмечает, что возрастающий дефицит энергоресурсов препятствует не только вводу объектов, но и исключает возможность какой-либо модернизации и расширения уже существующих предприятий *. Эти и другие проблемы тормозят инвестиции в развитие минерально-сырьевого комплекса, интерес к которому возрос в последние годы. Например, для освоения Элегестского месторождения коксующихся углей Енисейская промышленная компания запросила на первом этапе освоения 20 МВт мощности, на втором этапе — 70. Для разработки Ак-Сугского медно-никелевого месторождения ОАО «ГМК «Норильский никель»« — 55 МВт. Для разработки Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллов (лицензия принадлежит китайской компании ООО «Лунсин», учредителем которой является крупнейший горнодобывающий холдинг Китая «Цзыцзинь») понадобятся 45 МВт электрической мощности.
Для разрешения проблемы дефицита мощностей при освоении ряда месторождений Тувы РАО «ЕЭС России» принята программа первоочередных мер, которая предусматривает не только модернизацию Кызылской ТЭЦ, но и введение новых линий электропередач с территории Хакасии. При этом стоимость строительства и реконструкции энергетического комплекса Тувы оценивается в 17,4 млрд руб., дефицит необходимых инвестиционных средств оценивается в 12,5 млрд руб. Отметим, что китайская компания «Цзыцзинь» в сотрудничестве с российский компанией «Базовый элемент» выразили намерение участвовать в решении энергетических проблем Тувы.
Безусловно, проблемы энергодефицита, неразвитой транспортной сети, строительства социально-значимых объектов можно также решить на принципах государственно-частного партнерства. При этом государство может выступить не только как соинвестор проектов, но и как гарант безопасности. Таким гарантом безопасности может стать консорциум по реализации крупных инвестиционных проектов, который предполагается создать в Туве. Консорциум позволит выстроить оптимальную модель взаимоотношений как между властью и бизнесом, так и между самими частными предприятиями *.
Выводы. Долгосрочные планы социально-экономического развития Тувы разработаны на слабом методическом уровне. Отсутствие четкого инструментария определения не только конкурентных преимуществ, но и слабых сторон региона, отсутствие расчетов, которые обосновывали бы расходы, не позволяют определить приоритетные объекты для инвестиций. Анализ вышеперечисленных планов социально-экономического развития Тувы приводит к мысли, что они, по сути, составлены не для достижения высоких социальных и экономических показателей, а для получения регионом дотаций из федерального центра. Безусловно, для улучшения ситуации в этом направлении необходима разработка единой методики составления средне- и долгосрочных планов социально-экономического развития регионов, которая должна быть принята всеми уровнями власти.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования «Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года»
Таблица 2
Объемы и источники финансирования скорректированной «Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года»

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия