Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Булгакова О. А.
аспирант Сочинского государственного университета туризма и курортного дела

Практические мероприятия по повышению эффективности системы управления инвестиционной привлекательностью рекреационного района
В данной статье предложены практические мероприятия по повышению эффективности системы управления инвестиционной привлекательностью рекреационного района, предполагающему обеспечение динамичного устойчивого движения, превращающего отдельные порции инвестиций в поток
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный центр рекреационного района, имидж рекреационного района, маркетинговая стратегия, туристско-рекреационный комплекс, рекламная стратегия, технология управления, инфраструктура инвестиционного рынка

Для повышения эффективности системы управления инвестиционной привлекательностью рекреационного района предлагаем действовать по следующим направлениям.
1. Создание специализированной организационной структуры в форме некоммерческого партнерства, способной оперативно содействовать решению всего спектра вопросов, связанных с инвестированием на территории рекреационного района.
Для обеспечения эффективности реализации инвестиционной стратегии необходимо создать в рамках системы управления инвестиционной привлекательностью рекреационного района управляющую структуру, призванную, помимо осуществления непосредственного руководства реализацией инвестиционных проектов, принимать активное участие в разработке и реализации инвестиционной политики.
Ответственность за разработку основных положений и мероприятий перспективной инвестиционной политики рекреационного района Большого Сочи, соответствующих нормативных документов, инструкций предлагается возложить на «Инвестиционный центр рекреационного района» (ИЦРР), создаваемый по инициативе исполнительной власти. Учредителями ИЦРР могут выступить Администрация города Сочи, государственная корпорация «Олимпстрой».
Рис. 1. Основные направления деятельности Инвестиционного центра рекреационного района
Рис. 2. Организационная структура и функции подразделений ИЦРР

Основная цель создания ИЦРР — координация всех органов, причастных к формированию инвестиционной политики рекреационного района, выработке рекомендаций органам местного самоуправления в развитии и осуществлении инвестиционной политики, оказание поддержки предприятиям и организациям в привлечении отечественных и зарубежных инвестиций. Для успешного прохождения всех стадий инвестиционного цикла предприятиям требуется помощь квалифицированных специалистов. Такие специалисты, знакомые с международной инвестиционной практикой и имеющие положительный опыт реализации инвестиционных проектов в России, могут быть сосредоточены в создаваемом центре. Инвестиционный центр является структурой, которая способствует ускорению инвестиционного процесса в рекреационном районе, увеличению притока капитала, повышению уровня готовности предприятий и организаций к принятию инвестиций. Направления деятельности Инвестиционного центра представлены на рис. 1.
Кроме того, ИЦРР может оказывать поддержку любой деятельности, способствующей улучшению инвестиционного климата в рекреационном районе.
Примерный перечень функций предлагаемого органа по регулированию инвестиционной деятельности в районе представлен в табл. 1.
Исходя из определенного перечня функций, на наш взгляд, целесообразна следующая структура ИЦРР, приведенная на рис. 2.
Главное, чтобы создаваемая структура не являлась простым «учетчиком» складывающихся тенденций в инвестиционной сфере. Для этого она должна обладать весомыми полномочиями, главным из которых должно быть право участвовать в формировании бюджета развития рекреационного района, включающего все статьи расходов, связанных с реализацией инвестиционной политики района и прочими капитальными затратами.
Очевидно, что в условиях ограниченности ресурсов и инструментов, которыми располагает Администрация города, а также существующих требований федерального законодательства (в первую очередь Бюджетного кодекса Российской Федерации), большинство потенциально необходимых мер поддержки инвестиций трудно реализуемы. Вместе с тем при наличии желания у органов власти поддержать инвестиции существующие сложности можно преодолеть. Основной проблемой государственной поддержки инвестиций является выбор ее объекта. Это должны быть средние по объему инвестиционные проекты в отраслях, обладающих наиболее высоким уровнем конкурентных возможностей. При этом в зависимости от типа инвестора должны использоваться различные сочетания форм государственной поддержки. Так, иностранным инвесторам целесообразно оказывать исключительно правовую и консультационную поддержку. Отечественным инвесторам, напротив, обычно требуется финансовая и техническая поддержка.
Таблица 1
Примерный перечень функций Центра по регулированию инвестиционной деятельностью в рекреационном районе

2. Формирование и поддержание имиджа рекреационного района как благоприятного для ведения бизнеса и инвестиций.
Современное общество является информационным по своей сути. Любое событие или обстоятельство для него не существует, если оно о них не знает, и наоборот. Так, П. Хейне заметил, что рынок — «это просто набор взаимосвязей». В силу этого, каким бы «прекрасным» с точки зрения ведения бизнеса и осуществления капиталовложений ни был район, какими бы конкурентными преимуществами по сравнению с другими территориями он ни обладал, это никоим образом не будет способствовать повышению инвестиционной привлекательностью, если об этих позитивных фактах никто не знает.
Преимущество в привлечении инвесторов получают территории, о которых больше знают те, о ком больше говорят. Примечательно, что раньше других это поняли регионы, наиболее «обделенные» в плане наличия позитивных внутренних факторов. Яркий пример этого представляет Новгородская область, которая, не обладая ни какими-либо существенными природными ресурсами, ни развитой инфраструктурой, но уделяя большое внимание коммуникативным процессам, смогла выйти в число лидеров по привлечению внешних инвестиций.
Обобщив вышесказанное, можно утверждать, что информационный аспект играет значимую роль в реализации инвестиционной политики рекреационного района.
Практическое решение обозначенных задач представляет собой целенаправленную деятельность по отысканию и использованию средств воздействия на ум и чувства различных групп индивидуумов, от которых зависит принятие решений. В наиболее общем плане такая деятельность носит название «Public Relations» («связи с общественностью») и является отдельной дисциплиной социологии, обладающей своими специализированными методами, инструментами, технологиями и правилами.
Теперь более конкретно определим, что необходимо сделать со стратегической точки зрения. К основным рекламным и маркетинговым инструментам продвижения рекреационного района Большого Сочи можно отнести следующие мероприятия:
— подготовку презентаций инвестиционных проектов для участия на крупных международных инвестиционных выставках и форумах;
— разработку и презентацию в Интернете наиболее значимых бизнес — проектов;
— организацию работы на территории Большого Сочи информационного центра социально-экономического развития, в рамках деятельности которого будет осуществляться обмен профессиональным опытом и информаций в сфере экономики и социальных аспектов;
— организацию тематических семинаров, выставок, конференций на территории Большого Сочи с приглашением заинтересованных лиц;
— создание бизнес-карты (карты делового потенциала) рекреационного района. Главная цель разработки бизнес-карты — показать широкому кругу отечественных и иностранных инвесторов инвестиционную привлекательность района.
Несмотря на простоту изложения, данная коммуникативная технология основывается на системности и продуманности предпринимаемых действий.
Маркетинговую и рекламную стратегии туристско-рекреационного комплекса Большого Сочи предлагаем распределить на три уровня для эффективной реализации согласованной системы мер по государственному и муниципальному управлению инвестиционной привлекательностью:
1 уровень: развитие зонтичного бренда «Курорты Краснодарского края» и бренда «Большого Сочи», нацеленное на формирование позитивного образа и уникальности рекреационного района среди целевой группы потребителей;
2 уровень: формирование позиционированного предложения курортных местностей рекреационного района, нацеленное на удовлетворение потребительских предпочтений в конкретных видах туристско-рекреационных услуг, на которых специализируются курортные территории;
3 уровень: развитие брендов туристических продуктов, нацеленное на популяризацию предложений стандартизированных турпродуктов среди адресной целевой аудитории.
Цели маркетинговой и рекламной кампании рекреационных районов Краснодарского края определяются трехуровневой моделью брендинга на рынке туристических и рекреационных услуг:
• формирование и продвижение на российском и внешнем туристических рынках позитивного образа зонтичного бренда «Курорты Краснодарского края» и бренда «Большого Сочи»;
• создание маркетинговой концепции и стратегии рекламной кампании с ориентацией на специфику отдельных курортных территорий;
• формирование системы стимулирования продаж туристических продуктов как основы устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:
• формирование портфеля инструментов эффективного брендинга;
• выделение конкурентных преимуществ рекреационного района как основы маркетинговой и рекламной кампаний бренда;
• сегментирование рынка туристско-рекреационных продуктов Большого Сочи с целью определения целевой аудитории и товарных предпочтений;
• определение маркетинговых характеристик и ориентиров целевой аудитории для конкретных курортных территорий рекреационного района;
• формирование единой в рамках бренда «Курорты Краснодарского края» концепции рекламной кампании, наиболее полно раскрывающей характеристики туристических продуктов и территорий;
• реализация комплекса маркетинговых мер по перепозиционированию бренда «Большого Сочи» на более обеспеченную группу целевых потребителей;
• создание предпосылок для активизации въездного туризма как перспективной бюджетообразующей отрасли экономики рекреационного района.

3. Распространение современных технологий управления.
В современных российских условиях лишь немногие предприятия осуществляют маркетинг и применяют современные походы к управленческой деятельности. Как правило, это крупные предприятия. Субъекты малого и среднего бизнеса аспектам современного менеджмента не уделяют должного внимания. В то же время для выживания в условиях конкурентной борьбы любое предприятие должно эволюционировать, т. е. целенаправленно изменяться в том или ином направлении. В свою очередь, такое развитие предполагает наличие некого субъективного знания будущего состояния предприятия на рынке, на котором оно работает. Само собой данное знание не возникает, необходимы определенные действия для его получения, т. е. следует осуществлять планирование и маркетинг.
Таким образом, можно утверждать, что если предприятие в той или иной форме не проводит планирование своей деятельности и маркетинг продукции, то в перспективе оно обречено на проигрыш в конкурентной борьбе. Если же предприятие осуществляет планирование и маркетинг, то оно задумывается о своем будущем развитии. При этом очевидно, что инвестиции являются одним из ключевых инструментов решения данной задачи. Из этого следует, что планирование и маркетинг способствуют возникновению у предприятий мотивов осуществления инвестиционной деятельности.
Другой аспект управленческой деятельности — организация бухгалтерского учета на предприятии — также оказывает влияние на инвестиционный процесс. Так, в случае, если предприятие приняло решение привлечь внешние ресурсы для осуществления капиталовложений, ему, как правило, необходимо подготовить некую информацию о своей хозяйственной деятельности и финансовом состоянии. При этом объем нужных данных, требования к ним устанавливают собственники (распорядители) привлекаемых ресурсов. Зачастую оказывается, что предприятия просто не в состоянии это сделать. Причиной обычно служит недостаточно высокий, по современным меркам, уровень организации бухгалтерского учета на предприятии. Например, иностранные инвесторы просят предоставить данные в соответствии с западными нормами бухгалтерского учета, которые существенно отличаются от российских. Вместе с тем, лишь небольшое количество предприятий сможет выполнить такое требование. Решение данного вопроса заключается в использовании предприятиями современных систем автоматизации бухгалтерского учета. Таким образом, можно утверждать, что внедрение современных технологий управления способствует повышению инвестиционной привлекательности предприятий, следовательно, необходимо содействовать их распространению. Что касается практических действий, направленных на решение данной задачи, то можно предложить следующее:
• организацию и поддержку семинаров, посвященных западным системам бухгалтерского учета, планированию и маркетингу, в том числе и бесплатных;
• разовые акции по поддержке продвижения программных продуктов в сфере бухгалтерского учета, планирования и маркетинга (субсидирование приобретения программ).
Эффективное государственное администрирование социально-экономического развития рекреационного района играет значительную роль в повышении его инвестиционной привлекательности. Для повышения эффективности муниципального управления необходимо в число объектов администрирования и управления включить объекты внешней и внутренней среды.
К объектам внешней среды для администрации можно отнести потенциальных и реальных инвесторов, представителей бизнес-сообщества, средства массовой информации и т.п.
К внутренней среде можно отнести структуру и состав работников самой администрации. Для повышения эффективности государственного управления необходимо осуществить ряд мероприятий:
— внедрение системы мониторинга и контроллинга эффективности управленческих и административных решений. В рамках данной системы предлагается осуществлять стратегическое и тактическое целеполагание деятельности отдельных структурных подразделений администрации и отслеживать степень достижения этих целей;
— более рационально планировать административные мероприятия, сопоставляя планы с существующими бюджетами;
— назначать на крупные, значимые для рекреационного района проекты, куратора из числа работников администрации;
— эффективнее планировать расходование бюджетных средств с обязательным мониторингом достигнутых результатов;
— повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
— стимулировать развитие частно-государственного партнерства;
— активно продвигать рекреационный район на экономических форумах и выставках, в том числе и международных;
— повышать эффективность кадровой политики за счет участия сотрудников в образовательных программах, внедрять меры по стимулированию работников администрации.

4. Развитие инфраструктуры инвестиционного рынка.
Одним из ключевых факторов, определяющих эффективность функционирования любых рынков, является их инфраструктура. Не исключение и рынок такого специфического товара, как инвестиции. При этом в силу сущностной природы такого понятия, как «инвестиции», «ядро» современной системы специализированных институтов, обеспечивающих жизнедеятельность данного рынка, образуют финансовые посредники и организации, осуществляющие коммерческую и прочую техническую деятельность. В первую очередь, это банки, лизинговые и инвестиционные компании. Они косвенным образом обеспечивают дополнительные возможности аккумуляции финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем в российских условиях посредством данных институтов привлекается лишь 10% средств финансирования реальных инвестиций, тогда как в развитых странах этот показатель превышает 50%.
Мы предлагаем ряд мероприятий по развитию инвестиционного рынка.
Основные мероприятия по развитию рынка страховых услуг:
— проведение переговоров с представителями ведущих страховых компаний, имеющих представительства и филиалы в Краснодарском крае, с целью их привлечения на территорию рекреационного района;
— разработка новых программ, адаптированных для нужд населения Большого Сочи, совместно с представителями ведущих страховых компаний, представленных в рекреационном районе;
— размещение публикаций в районных СМИ, проведение тематических встреч с представителями трудовых коллективов, на которых будут освещены вопросы дополнительных продуктов страхового сектора.
В качестве целевых ориентиров предлагаем следующие критерии:
• количество страховых компаний, их филиалов и представительств к 2012 г. должно быть не менее 2 на 10000 жителей;
• ежегодный прирост страховых премий по добровольным видам страхования должен составить не менее 30% в год;
• ежегодный прирост страховых премий по обязательным видам страхования должен составить не менее 50% в год.
Основные мероприятия по развитию банковского сектора:
— проведение переговоров с представителями ведущих кредитно-финансовых учреждений, имеющих представительства и филиалы в Краснодарском крае, с целью их привлечения на территорию рекреационного района; в качестве целевого ориентира предлагаем показатель обеспеченности банковскими учреждениями на территории района на уровне 1,9 на 10 000 жителей;
— информирование населения о передовых банковских продуктах, с целью повышения процента жителей, использующих пластиковые банковские карты;
— проведение переговоров с банковскими учреждениями с целью развития сети банкоматов и доведение данного показателя до уровня 1 банкомат на 100 жителей;
— разработка и проведение мероприятий по увеличению объемов кредитных ресурсов, привлекаемых в экономику рекреационного района;
— принятие мер по активизации кредитования предприятий рекреационного района;
— разработка новых программ (совместно с представителями ведущих кредитно-финансовых учреждений, представленных в районе), адаптированных под кредитование предприятий рекреационного района, с учетом специфики их деятельности.
Предложенные мероприятия повышают эффективность системы управления инвестиционной привлекательностью, что непосредственно влияет на стимулирование притока инвестиций в рекреационный район. В свою очередь, это является залогом дальнейшего динамичного развития района.


Литература
1. Гришина И.В. Инвестиционная активность в РФ: методология прогнозирования с использованием интегрального показателя инвестиционной привлекательности регионов // Региональные и отраслевые проблемы экономического реформирования России. — М.: Экономика, 2000.
2. Климова Н.И. Инвестиционный потенциал региона. РАН. — Екатеринбург, 1999.
3. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Под ред. Ю.К. Перского, Н.Я. Калюжновой. — М.: ТЕИС, 2003.
4. Экономический подъем России в 1998–2005 гг.: стратегия действий: Научный доклад // Проблемы прогнозирования. — 1998. — № 3. — С. 4.
5. О комплексной оценке уровня социально-экономического развития регионов России и степени использования регионами инвестиционной привлекательности в 2000 г. / Министерство экономики и торговли РФ // www.Economy.gov.ru
6. Региональная экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ, 1998.
7. Шахназаров А., Гришина И., Ройзман И. Национальная система гарантирования инвестиций на региональном уровне // Инвестиции в России. — 1999. — № 12. — С. 6–7.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия