Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Жапаров А. У.
министр экономического развития и торговли Кыргызской Республики (г. Бишкек)
Мамбеталиев Н. Т.
Советник Секретариата
Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
кандидат технических наук


Основные источники финансирования процесса экономической модернизации
(на примере Кыргызской Республики)
В статье рассматриваются возможные источники финансирования в развитие экономики государства. Источники финансовых ресурсов подразделены на пять, мобилизующих капитал, систем: государственные финансы, институциональные инвесторы (пенсионный фонд, страховая система и т.п.), кредитная система, международные финансы и частный капитал. Эти системы, подразделены на институты, в которых мобилизуется капитал, который следует инвестировать в экономику, для ее дальнейшего развития и модернизации. В статье раскрываются пути, механизмы финансирования, а также пути решения проблем, связанных с развитием этих источников финансирования
Ключевые слова: модернизация, государственный бюджет, финансирование, пенсионный фонд, инновационный фонд, венчурный капитал, финансы

В настоящее время существует большое количество исследований, подтверждающих, что финансы в современном мире — это эффективный инструмент развития, а такие функции финансовых институтов, как мобилизация накоплений, финансирование производственных капиталовложений, мониторинг деятельности менеджеров и трансформация рисков являются мощными факторами модернизации национальных экономических систем. Источниками финансового обеспечения процесса экономической модернизации являются государственные финансы, институциональные инвесторы, кредитная система, частный капитал предприятий и индивидуальных лиц, международные инвесторы.
Основой финансирования капитальных вложений является Фонд развития Кыргызской Республики (составная часть республиканского бюджета), созданный в целях ориентации бюджетной политики на цели развития. Через Фонд развития финансируются расходы на инвестиции в экономическую и социальную инфраструктуру, информатизацию, науку и подготовку кадров. Фонд должен обеспечивать перелив финансового капитала в реальный сектор экономики. Для повышения эффективности использования этих средств необходимо обеспечить самостоятельность регионов в определении приоритетов социально-экономического развития в рамках общегосударственной стратегии развития и расходования бюджетных средств, а также прозрачность исполнения бюджета развития путем усиления контрольной роли Счетной палаты, системы внутреннего и внешнего аудита государственного сектора. Кроме того, при оценке эффективности бюджетного финансирования, помимо вышеперечисленных вопросов обеспечения бюджетной дисциплины необходимо ввести такие параметры оценки, как вклад этих финансовых ресурсов в занятость и экономический рост.
Современным механизмом финансирования проектов модернизации экономики могли бы стать гарантии Правительства Республики проектных облигаций. Для этого необходимо ввести в Закон о бюджете изменения, связанные с введением с юридических лиц сбора за предоставление государственной гарантии. Это позволило бы привлечь разные категории инвесторов в зависимости от уровня кредитного риска для финансирования значимых для экономики страны инфраструктурных проектов.
Рис. 1. Основные источники финансирования процесса экономической модернизации
Следующий вектор бюджетного финансирования экономической модернизации — направление средств в уставный капитал государственных институтов развития: Фонд науки, Государственный инновационный фонд, Фонд развития малого предпринимательства.
Каждый из перечисленных институтов имеет свою специализацию с точки зрения стимулирования модернизационных процессов в экономике. Так, Фонд развития предоставляет долгосрочные и среднесрочные низкопроцентные кредиты в целях развития производственной инфраструктуры и обрабатывающих отраслей экономики, а также оказывает содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.
Государственный инновационный фонд должен осуществлять беспроцентные инвестиции в организации, производящие, углубленную переработку сырья и выпускающие конкурентоспособную продукцию с использованием новых технологий. При этом фонд участвует в управлении инвестиционными проектами этих предприятий; обеспечивает производственную кооперацию между отечественными и зарубежными организациями посредством софинансирования этих проектов.
Государственная страховая корпорация должна осуществлять стимулирование экспорта и инвестиции за рубеж путем страхования и перестрахования рисков, оказывать специализированные консультационные услуги предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.
Деятельность Государственного инновационного фонда должна быть направлена и на создание венчурных субфондов совместно с международными, транснациональными, крупными частными зарубежными и отечественными финансовыми институтами; наращивание инновационной инфраструктуры, участие в реализации инновационных проектов путем инвестирования в уставный капитал и управление проектами.
Фонд науки должен осуществлять целевое финансирование в виде грантов фундаментальных и прикладных исследовательских программ по приоритетным и продуктивным научным направлениям.
Фонд развития малого предпринимательства создан для поддержки среднего класса путем микрокредитования, поэтапного финансирования бизнес-проектов, осуществления лизингового финансирования и предоставления гарантий при получении предпринимателями кредитов в банках.
Капитализация этих государственных институтов на начало 2007 г. составила незначительную величину. Очевидно, что уровень капитализации государственных институтов развития является не достаточным для финансирования системообразующих проектов. На наш взгляд, учитывая относительно небольшие объемы собственного капитала, для предотвращения распыления государственных средств необходима более тесная координация деятельности перечисленных структур для финансового обеспечения приоритетных направлений модернизации экономики. Здесь, возможно, эффективным было бы объединение вышеперечисленных структур в единый холдинг, по аналогии с холдингом для национальных компаний. Данная мера позволит повысить капитализацию институтов развития путем дополнительных выпусков акций этих институтов и их размещения среди институциональных инвесторов. Причем, критерием деятельности институтов экономической модернизации должна стать все-таки реализация нескольких крупных системообразующих проектов, способных качественным образом увеличить потенциал «точек роста» отечественной экономики.
Следующий сектор финансовой системы, который был бы способен оказать существенное влияние на долгосрочные инвестиции в экономическую модернизацию — фонды сбережений договорного характера: накопительные пенсионные, страховые и паевые инвестиционные фонды. Их развитие тесно связано со становлением фондового рынка, поскольку институциональные инвесторы создают большой спрос на долгосрочные финансовые инструменты, в частности на акции, что является существенным фактором развития фондового рынка. В Кыргызстане должна быть разработана долгосрочная программа, направленная на реализацию мер по регулированию фондового рынка, а также политики по отношению к эмитентам ценных бумаг, к инфраструктуре рынка ценных бумаг и по отношению к инвесторам, включая развитие коллективных форм инвестирования. Здесь целесообразен комплексный подход к рассмотрению влияния институциональных инвесторов на модернизацию экономики через призму развития фондового рынка.
Перед отечественным страховым рынком стоит задача повышения уровня капитализации страховых организаций, развития секторов страхования жизни, недвижимости, медицинского страхования, перестрахования рисков, ипотечного страхования, что позволит им в полной мере реализовать свой потенциал институциональных инвесторов.
Накопительные пенсионные фонды стимулируют развитие рынка ценных бумаг путем предъявления спроса на государственные ценные бумаги, требуя информацию о долгосрочных планах объема эмиссии ГЦБ и привязки их доходности к темпам инфляции в рамках перевода внешнего долга государства во внутренний, развития механизма проектного софинансирования, разработки альтернатив биржевому листингу, что позволит увеличить доступ к активам пенсионных фондов компаниям, не отвечающим требованиям листинга.
Для модернизации экономики наибольшее значение имеет развитие такой формы коллективного инвестирования, как венчурные фонды. Эти институты также связаны с развитием рынка ценных бумаг, поскольку основной задачей венчурного фонда является коммерциализация инновационных проектов, выпуск акций образованных благодаря инвестициям венчурного фонда компаний и получение доходов, за счет продажи на фондовом рынке доли венчурного фонда в уставном капитале компании. Учитывая важность венчурного финансирования, рассмотрим более подробно перспективы развития венчурного капитала
Венчурный механизм финансовой поддержки предпринимательства отличается от традиционной банковской технологии кредитования, среди которых следует выделить три основных момента:
Первое отличие заключается в беззалоговом механизме предоставления финансовых ресурсов инвестором, который может претендовать только на часть активов инвестируемого предприятия, пропорциональную доле инвестора в уставном капитале. В случае успешного развития бизнеса инвестор может продать свой пакет акций и получить существенно более высокую сумму, чем инвестированный капитал. И наоборот, если проект окажется убыточным, инвестор делит финансовый риск с предпринимателем;
Второе отличие заключается в том, что инвесторы принимают активное участие в управлении проектами на всех этапах их осуществления;
Венчурное финансирование Силиконовой долины тесно связано с наукоемким производством, несмотря на то, что эти проекты обладают высокой степенью неопределенности. Эмпирические наблюдения свидетельствуют, что в этой сфере находится самый большой потенциальный резерв получения прибыли.
Для формирования и развития венчурного бизнеса большую роль играет создание кластерных структур при активном участии университетов, имеющих сильную исследовательскую инфраструктуру, способных подготовить ученых, инженеров и управленцев высокого класса. Помимо университетов на стороне предложения нужен свободный капитал для рисковых инвестиций. Это могут быть средства пенсионных, страховых компаний, корпораций, банковских структур и индивидуальных инвесторов, для чего необходимо внести изменения в существующие законодательные акты. На стороне спроса должна быть сформирована прослойка искушенных потребителей с запросами, опережающими уровень притязания в других географических районах. В этих условиях возможно создание ряда предприятий, конкурирующих между собой в сфере коммерциализации определенного вида инноваций. Также существенным условием для формирования кластера является наличие связанных с венчурным бизнесом поддерживающих его производств.
Следующий аспект формирования механизмов венчурного финансирования связан с подготовкой высококвалифицированных кадров — профессиональных венчурных инвесторов, обладающих не только теоретическими знаниями, но и опытом практической деятельности в сфере управления венчурным капиталом, сфере проведения экспертизы и консультирования участников венчурного бизнеса.
Среди финансовых механизмов государственного участия в создании благоприятного инновационного климата можно выделить два ключевых: финансирование через систему государственных научно-технических программ различного уровня и через специально созданные фонды. Опыт развитых стран Запада свидетельствует о том, что основными источниками венчурного капитала являются корпоративные: пенсионные фонды, банки, страховые компании, крупные промышленные корпорации. В ряде венчурных фондов размещены средства государственных программ поддержки бизнеса, преимущественно малого. Однако, в среднем доля таких программ невелика и в развитых странах составляет около 2%. В Кыргызстане (по итогам 2002 года) — 1,8%.
В России государство решило принять непосредственное финансовое участие в учреждении нового венчурного фонда и сделало имущественный взнос в размере 100 млн рублей из средств федерального бюджета. Помимо государственных средств, были найдены иные источники финансирования — как внутренние, так и зарубежные. Зарубежными участниками венчурного финансирования в России являются ЕБРР, SITRA Management Ltd., Международная финансовая корпорация, а также Комиссия Европейского Союза. Ожидается, что соотношение внутренних и внешних инвестиций в региональных фондах будет 1:2, но вопрос поиска внебюджетных источников является весьма непростым.
Реализуемый подход предполагает, что на начальном этапе государственное участие является ключевым. Однако следует отметить, что это положение весьма спорное. Опыт целого ряда стран Запада свидетельствует о том, что активное участие государства может принести вред. Например, в истории знаменитой Силиконовой долины был эпизод, когда государство попыталось ввести жесткие меры регулирования. Эта попытка привела к резкому замедлению развития венчурного бизнеса. Опыт формирования Силиконовой долины показывает, что главными факторами успеха венчурного финансирования явились гибкий трудовой и финансовый рынки, наличие сильных университетов и ограниченное количество препятствий на пути предпринимательства. Практически все эти факторы на сегодняшний день в России отсутствуют, поэтому широкое развитие венчурного бизнеса в России пока является проблематичным. При этом нет не только благоприятных экономических условий (в первую очередь не развит российский рынок ценных бумаг), но также недостаточно проектов, соответствующих требованиям венчурного финансирования. Менеджеры, работающие в сфере высокотехнологичного бизнеса, утверждают, что общей проблемой является незавершенность большинства разработок, которые по преимуществу доходят только до стадии создания макета. В итоге 80% предлагаемых к коммерциализации разработок не соответствуют требованиям западного рынка.
Среди наиболее сложных проблем в области развития венчурного инвестирования можно назвать неразработанность нормативно-правового регулирования этого вида деятельности. На сегодняшний день законодательно не определено даже понятие «венчурное инвестирование». Следствием этого, в частности, является то, что прединвестиционный период при вложениях венчурного капитала составляет около полутора лет. Из них более года занимает регистрация в Центральном банке, в Комиссии по ценным бумагам, а также различные согласования с рядом других государственных инстанций. В итоге нередки случаи, когда потенциальные инвесторы отказываются от своих намерений, не завершив до конца процессов регистрации.
Законодательство не содержит и нормативных актов, регулирующих деятельность венчурных фондов. Оно не позволяет структурам, которые во всем мире являются ключевыми инвесторами в венчурном бизнесе — отечественным пенсионным фондам, страховым компаниям, промышленным корпорациям — инвестировать в венчурные фонды. В итоге основные надежды в венчурном бизнесе возлагаются на иностранный капитал, в то время как местный капитал уходит за рубеж — и это является одной из острейших проблем экономической жизни страны. В свою очередь, пассивность местного капитала поддерживает настороженное отношение к Кыргызстану зарубежных инвесторов. Получается замкнутый круг.
В Кыргызстане пока на законодательном уровне нет понятий венчурного бизнеса, минимального размера страховых фондов компаний. Существует достаточно много комплексных проблем, и для их решения государству необходимо принимать конкретные меры по их решению, а не просто обозначить проблематику в этой области.
Поддержка малых предприятий может осуществляться путем их участия в государственных целевых программах. Преимуществом такой формы поддержки является то, что в этом случае не требуется создавать специальных механизмов исключительно для малого бизнеса. Однако в настоящее время для малых инновационных предприятий доступ к государственным заказам практически закрыт. Малым фирмам очень сложно получить информацию о тендерах по госзаказам, и сами результаты тендеров нередко бывают заранее уже предопределены.
В сфере коммерциализации результатов исследований и разработок, стимулирования инноваций в Кыргызстане необходимо:
— развитие системы венчурного инвестирования (внебюджетного финансирования высокорисковых проектов) в научно-технической сфере. Поддержка венчурного бизнеса со стороны государства необходима до тех пор, пока к нему не проявит интерес промышленность. Целесообразно также в соответствии с мировой практикой разрешить инвестирование средств негосударственных пенсионных фондов в венчурные фонды;
— развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков; образование в рамках финансово-промышленных групп страховых компаний, которые взяли бы на себя страхование кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции, таким образом, разделив их с коммерческими банками;
— освоение и использование современных методов инжиниринга, прогнозирования и маркетинга наукоемкой продукции;
— развитие малого инновационного бизнеса путем формирования благоприятных условий и инфраструктуры для образования и функционирования малых предприятий;
— вовлечение в хозяйственный оборот прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечение надежной защиты от несанкционированного использования.
В Кыргызстане в ближайшее время должно быть завершено формирование нормативно-правового пространства и определена конкретная ответственность государственных ведомств в этой области. При этом должны быть созданы правовые условия для коллективного творчества.
Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособного сектора экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.
Государству целесообразно закрепить за собой исключительные права только на результаты научно-технической деятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также права на результаты научно-технической деятельности, относительно которых оно имеет намерение самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции. Во всех иных случаях права на результаты научно-технической деятельности должны быть отданы организациям — разработчикам новой техники, которые будут напрямую взаимодействовать с инвесторами.
Одновременно в интересах государства при закреплении прав за организациями-разработчиками необходимо сохранить рычаги государственного управления исключительными правами на результаты НИОКР, выполненных за счет бюджета, для соблюдения экономической и технологической безопасности страны, в том числе:
— гарантированное приобретение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование результатов НИОКР для государственных нужд при передаче исключительных прав организациям разработчикам;
— право контроля над использованием созданных на средства бюджета результатов НИОКР, передаваемых исполнителям и пользователям.
Конкретные шаги в области защиты и охраны прав интеллектуальной собственности включают:
— ускорение принятия законов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности; разработку нормативно-правовых актов, направленных, в первую очередь, на реализацию государственной политики при введении в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств государственного бюджета;
— подготовку соответствующих дополнений к закону «Об инновационной деятельности в Кыргызской Республике» относительно венчурной деятельности, либо подготовку нового закона.


Литература
1. Балабанов И.Т. и др. Деньги и финансовые институты. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
3. Мельникова Т.И. Финансовый менеджмент: Хрестоматия. — Новосибирск: СибАГС, 2001.
4. Финансовые инновации: Зарубежный опыт / М.В. Лычагин, Б. Скотт-Квинн, В.И. Суслов. — Новосибирск: Наука, 1997.
5. Джамай Е. Проблемы оптимизации ресурсного обеспечения НИОКР в современных экономических условиях // Консультант директора. — 2001. — № 5 (137).
6. Кривошапкина Л. Диалог государства и бизнеса–структур должен изменить отечественную фарминдустрию, 2007. http://formmed.ru/blog.php?article =34
7. Алле М.Условия эффективности в экономике. — М.: Наука для общества,1998.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия