Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Точибоев А. Х.
заместитель директора Института менеджмента и компьютерных технологий
Худжандского государственного университета им. Б. Гафурова (Республика Таджикистан),
соискатель кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов


Приоритетное направление стратегии развития внешэкономических связей Республики Таджикистан
В статье анализируется стратегия развития внешнеэкономических связей страны с учетом ее сравнительных преимуществ в СНГ и ЕврАзЭС, а также опыта индустриальных стран. Автор делает вывод об электроэнергетике как приоритетном направлении внешнеэкономических связей Республики Таджикистан и дает технико-экономическую характеристику гидроэнергетических проектов, имеющих экспортную перспективу
Ключевые слова: Таджикистан, внешнеэкономическая деятельность, гидроэлектроэнергетика

После распада СССР экономическая стратегия Таджики­стана была направлена на либерализацию внешнеэкономических связей (ВЭС). Ее главной составляющей стала внешняя торговля [1], которая рассматривалась как средство экономического роста страны. Однако, развитию внешней торговли, увеличению экспорта промышленной продукции и рационализации импорта не уделялось должного внимания. Опыт, накопленный в этой сфере бывшей союзной республикой, был полностью отброшен, а во главу угла были поставлены, хотя и важные, но краткосрочные проблемы кризисного управления экономикой. Отсутствовала государственная внешнеэкономическая стратегия. В настоящее время выбор целевых стратегических ориентиров развития ВЭС требует коренного пересмотра, но решение этой задачи затруднено тем, что не разработана единая концепция перспективного развития внешнеэкономической стратегии и до сих пор нет четкой позиции государства о роли внешней торговли в системе управления национальной экономикой. Хотя, именно внешняя торговля служит основным источником реальных доходов для подавляющей части участников (субъектов) хозяйствования, малых и крупных предприятий. В этих условиях разработка и осуществление эффективной стратегии ВЭС имеет практическое значение. Прежде всего, необходимо определить с учетом сложившейся структуры сравнительных преимуществ наиболее эффективные формы и характер участия страны в международном разделении труда (МРТ), устранить уже действующие, а также новые возможные факторы, оказывающие негативное влияние на него, обеспечить защиту интересов агентов внутреннего рынка и экономической безопасности страны.
При выборе приоритетных направлений долгосрочной экономической стратегии необходимо учитывать закономерности современного экономического развития, действующие в мировом хозяйстве. Анализ практики осуществления ВЭС странами, успешно выступающими на международной арене, позволяет выделить два условия, сочетание которых позитивно влияет на повышение эффективности производства и рост национальной экономики:
— опережающий темп роста экспорта по сравнению с ростом ВВП. Удовлетворение внешнего спроса в дополнение к внутреннему способствует увеличению рабочих мест, росту производства и, в конечном счете, ведет к повышению национального дохода;
— преобладание в экспорте готовых изделий с высокой степенью добавленной стоимости, а также наукоемкой продукции. Экспорт должен быть устойчивым источником роста национального дохода, эффективным средством реализации конкурентных преимуществ национальной экономики. Так, развитие экспортной экспансии «новых индустриальных стран» в решающей степени достигнуто за счет экспорта промышленных товаров. Необходимо отметить, что использование этого опыта очень актуально для Таджикистана.
Существуют два полярных варианта использования стратегии развития ВЭС Таджикистана на ближайшую перспективу — сырьевой и индустриальный [2].
Сырьевой тип развития ВЭС и национальной экономики применительно к Таджикистану выдвинут реальной действительно­стью, а также тенденциями, сложившимися в период рыночного реформирования хозяйственной жизни страны. Таджикистан располагает имеющими хороший спрос ресурсами (электроэнергия, хлопок, алюминий) и возможностью их производства и транспортировки.
Индустриальный тип развития внешнеэкономических связей предполагает импортозамещение с ориентацией, прежде всего, на внутренний рынок, а затем и на внешний. У индустриального типа развития мультипликативный эффект более мощный, он в состоянии дать импульс развитию многих сущест­вующих и инициировать возникновение новых производств. По мнению ряда специалистов, индустриальный тип развития требует благоприятного делового климата, расширяющегося рынка, массового спроса как со стороны предприятий, так и домашних хозяйств [3].
Анализ тенденций во внешнеэкономической деятельности Таджикистана за полтора десятка лет независимого развития убеждает нас в том, что односторонний выбор — экспортоориентированная или импортозамещающая стратегии развития в практическом плане непригодны. Наиболее приемлемой стратегией развития ВЭС представляется стратегия, предполагающая дальнейшее развитие экспорта, базирующегося на использовании естественных конкурентных преимуществ в природно-ресурсной сфере, с одной стороны, и развития импортозамещающего производства, с другой. Принципиальным условием реализации такой стратегии развития ВЭС Республики Таджикистан является эффективное взаимодействие сырьевого и инновационного секторов национальной экономики, к которому относится:
• наличие государственной стратегии по использованию ресурсов, которыми располагает страна. В максимальной степени необходимо сбережение невосполнимых ресурсов и эффективное использование воспроизводимых, что уменьшает потребность в импорте и позволяет эффективнее использовать поступающие за экспортируемые товары валютные средства;
• формирование инфраструктуры адекватной инновационному типу воспроизводства, особенно инфраструктуры производства и обращения, включая функционирование разветвленной сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование инновационного процесса, фондовых рынков и т.п. В данном случае сырьевой сектор в добывающих отраслях и отраслях первичной переработки «зарабатывает» финансовые ресурсы для обеспечения технологического прорыва инновационного сектора. Оба сектора не только активно используют имеющиеся сравнительные преимущества, но и активно их формируют, создавая предпосылки для последовательного снижения удельного веса в структуре экспорта доли сырья, а так же для повышения экономической эффективности его использования в масштабах всего хозяйства.
Концепция предлагаемой стратегии развития внешнеэкономических связей должна строиться на усилении роли государства в регулировании национальной экономики, что соответствует мировым тенденциям.
В основе регулирующей функции государства лежит широкое использование экономических рычагов: налоговых, финансовых, валютных, таможенно-тарифных и др. С их помощью можно поддерживать импортозамещающие и экспортоориентированные производства, имеющиеся в наличии или развивающиеся в перспективе сравнительные преимущества, а также инвестиционный импорт (или лизинг) оборудования, которое не имеет аналогов в РТ, а также других жизненно важных для страны товаров. В конечном счете, за государством должно сохраняться право выбора приоритетов в использовании инвестиций по отраслям и регионам страны.
Основным направлением развития ВЭС Республики Таджикистан может стать гидроэнергетический потенциал, благодаря обилию гидроэнергетических ресурсов и эффективности производства электроэнергии. Оценка первичных энергоресурсов (ископаемое органическое топливо, минеральное топливо (урановые руды) и гидроэнергетический потенциал) в Центрально-азиатских странах показывает, что они располагают значительными запасами первичных энергоресурсов, но распределены они крайне неравномерно. Наибольшее количество запасов нефти сосредоточено в Казахстане, газа — в Казахстане и Узбекистане. Таджикистан и Киргизия обладают богатым гидроэнергопотенциалом, уровень реализации которого составляет в настоящее время 5% и 13%, соответственно. Запасы других энергоресурсов в этих государствах оцениваются как незначительные. Подобная неравномерность распределения запасов и их освоения послужила дополнительным стимулом к постановке задачи об определении места Таджикистана на общем энергетическом рынке в Центрально-Азиатском экономическом сообществе (ЦАЭС) и стран ЕврАзЭС/СНГ (см. табл. 1).
Таблица 1
Ресурсный потенциал энергетики Республики Таджикистан, его место в ЦАЭС
Источник: НЕРУХ (Энергетик). Орган Министерства энергетики РТ. 2004.01.10. С. 3.
Из 658 млрд кВтч. гидроэнергетического потенциала Центрально-Азиатских стран 80% ресурсов приходится на Республику Таджикистан. Этот потенциал обеспечивает развитие национальной экономики республики и занимает ведущее место на энергетическом рынке Центрально-Азиатских стран и СНГ в целом. Республика Таджикистан по абсолютным запасам потенциальных гидроресурсов занимает второе место среди стран СНГ (после Российской Федерации), а в мировом масштабе — 8-е место. По фактической же выработке гидроэлектроэнергии — 85 место в мире. В этом направлении предстоит широкое сотрудничество в рамках СНГ. Необходимо отметить, что сотрудничество в области энергетики с другими странами Содружества является стратегическим направлением интеграции экономики Республики Таджикистан в СНГ и ЕврАзЭС. В настоящее время такая интеграция осуществляется в рамках Электроэнергетического совета СНГ, созданного Советом глав правительств государств-участников СНГ в 1992 г. для проведения совместных и скоординированных действий по обеспечению устойчивого и надежного энергоснабжения экономик государств и населения на основе эффективного функционирования объединенных энергетических систем. Начиная с 2000 г. правительство Республики Таджикистан особое значение придавало развитию гидроэлектроэнергетики, поскольку именно в этой сфере, как ни в какой иной, имеются наибольшие и пока еще неиспользованные резервы.
В этой связи особое внимание уделено строительству Сангтудинской ГЭС-1 и ГЭС-2, проектная мощность которых составляет 670 МВт и 220 МВт.
Ввод в строй Сангтудинской ГЭС-1 и ГЭС-2 позволит в зимний период полностью покрыть сезонный дефицит электроэнергии на предприятиях и у населения, а в летний период осуществлять подачу в общую энергосистему СНГ до 2 млрд кВтч дешевой электроэнергии, потребителями которой являются Казахстан и Российская Федерация. В перспективе после ввода новых мощностей в качестве потенциальных потребителей рынка гидроэлектроэнергии рассматриваются также Афганистан, Пакистан и Иран [4]. На сегодняшний день необходимо создавать первоочередную программу для завершения строительства Вахшского каскада гидроэлектростанций, который включает в себя девять ГЭС (см. табл. 2). Республика Таджикистан совместно с Российской Федерацией, согласно подписанному соглашению от 16 октября 2004 г. «О порядке и условиях долевого участия Российской Федерации в строительстве Сангтудинской ГЭС-1» (стоимость около 600 млн долларов США), 1 марта 2009 г. завершает его строительство [5]. Сангтудинская ГЭС-2 строится Исламской Республикой Иран, завершение которой планируется к концу 2010 г. [6]. Строительство Рогунский ГЭС было начато в 1976 г. и заморожено в 1991 г. За этот период освоено 804 млн долларов США. Реализацию проекта достройки Рогунской ГЭС мощностью 3600 МВт и среднегодовой выработкой электроэнергии 16,8 млрд кВтч (стоимость около 2,6 млрд долларов США) можно отнести к основным направлениям стратегического развития ВЭС. Шуробская ГЭС мощностью 1 000 МВт является заключительной стадией проекта.
Таблица 2
Некоторые параметры ГЭС Вахшского каскада
Источник: Вахшский каскад // www.minenergo.tj/davomash_ru/oaxbtj_ru.html
Успешная реализация упомянутых проектов в Республике Таджикистан будет способствовать эффективному использованию гидроэнергетического потенциала и созданию механизма межгосударственного финансирования инвестиционных проектов в рамках формирования единого экономического пространства на территории стран СНГ. Для строительства Рогунской и Шуробской ГЭС Таджикистану необходимы инвестиции в размере 4 млрд долл. США.
В ходе строительства Рогунской и Шуробской ГЭС в Республике Таджикистан будет создано около 30 тыс. рабочих мест. При вводе в полное действие мощностей ГЭС в целом будет выработано около 50 млрд кВтч электроэнергии в год, что позволит полностью обеспечивать Республику Таджикистан электроэнергией и экспортировать ее в ежегодном объеме до 25 млрд кВтч. Валютная выручка республики увеличится до 1,5 млрд долларов США, а ВВП увеличится в десять раз.
Развитие энергомощностей в стране позволит стимулировать экономическое развитие республики и способствовать выравниванию уровня экономики относительно других стран СНГ. Такое комплексное решение создает предпосылки для развития интеграции в более сложной сфере межгосударственных отношений — общем регулировании водно-энергетических режимов бассейнов рек Сырдарья и Амударья с участием Российской Федерации и обеспечением баланса интересов всех стран региона Центрально-Азиатских государств.


Литература
1. Россия и СНГ: доинтеграционные и интеграционные процессы. — М., 1995. — С.37.
2. Бегорь В. Сырьевой придаток или полноценный партнер // Российская торговля. — 2000. — 14 мая.
3. См.: Бизнес в 2007 году: Как проводить реформы. Сравнение норм государственного регулирования по 175 странам / Пер. с англ. — М., 2007. — С. 13, 34, 65, 123.
4. www.novoteka.ru/sevent/803223; www.rosinvest.com/news/175757/
5. www.newsru.com/world/16oct2004/ru.com
6. www.riatec.ru/print.php?id=31007&RiatecSes

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия