Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Степаненко Д. М.
доцент кафедры экономики Белорусско-Российского университета (г. Могилев),
кандидат экономических наук


Инновационный процесс и инновационная деятельность: понятие, сущность, характеристики
В статье исследуются подходы к пониманию содержания инновационного процесса и инновационной деятельности. Анализируется практика законодательного регулирования указанной деятельности на постсоветском пространстве. Обосновывается мысль о необходимости представления инновационной деятельности как целостной совокупности ее возможных проявлений
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, модель инновационного процесса, инновационная деятельность, научные знания, результаты научных исследований и разработок

Термин «инновация», будучи экономической и правовой категорией, представляет собой смысловую основу для ряда понятий, содержание которых характеризует различные аспекты отношений, связанных с разработкой, внедрением прогрессивных нововведений, стимулированием подобного рода деятельности и возможностями для ее осуществления. Основными из указанных понятий являются понятия «инновационный процесс» и «инновационная деятельность».
Инновационный процесс представляет собой комплекс действий, необходимых для подготовки и практического использования новых технических, организационных, экономических, социальных и иных решений. Речь в данном случае идет о процессе последовательного превращения идеи в инновацию. Период времени осуществления инновационного процесса может быть охарактеризован как инновационный цикл.
Практика свидетельствует о том, что по мере достижения тем или иным обществом все более высокого уровня хозяйственного развития наблюдается тенденция все большего сокращения периода времени между появлением той или иной базисной инновации и ее массовым распространением. Так, в частности, четверть населения США имела автомобиль через 35 лет, телефон — через 39 лет после их изобретения, персональным компьютером четверть населения страны обзавелась за 18 лет, мобильным телефоном — за 13 лет, а к сети Интернет подключилась всего за 7 лет [1, с. 30].
Наиболее известным подходом, используемым в научной литературе для анализа инновационного процесса, является линейная модель, которая исходит из того, что идея от момента своего зарождения до момента ее практического применения в народном хозяйстве проходит ряд последовательных стадий [2, с. 4].
В обобщенном виде указанная модель инновационного процесса может быть представлена следующей формулой:
ФИ – ПИ – ОКР – ПП – Р (1),
где ФИ — фундаментальные исследования,
ПИ — прикладные исследования,
ОКР — опытно-конструкторские работы,
ПП — промышленное производство новых изделий,
Р — реализация новой продукции.
Несомненным достоинством линейной модели является ее относительная простота, позволяющая исследовать инновационный процесс, сосредоточившись исключительно на прямых связях между последовательными стадиями, которые носят наиболее важный характер. Вместе с тем, далеко не всегда инновационный процесс предполагает осуществление всех указанных стадий. Так, например, при реализации новых идей обращение к новым исследованиям представляется частным случаем, поскольку многие из них могут быть осуществлены за счет ранее полученных знаний [3, с. 24].
Напротив, число инноваций, к которым обозначенная модель может быть применена без каких-либо оговорок, относительно невелико. К такого типа нововведениям могут быть отнесены лишь инновации с относительно точно сформулированными программами развития определенных изделий или технологий, например, программы развития космических полетов, сверхбыст­рых железных дорог, нуклеарного синтеза как основы энергетических программ, самолетостроения [4, с. 65].
В экономической литературе предлагается также модель инновационного процесса, состоящая из следующих пяти стадий [5]:
1) идентификация возможностей и шансов на рынке;
2) проектирование нового продукта;
3) тестирование нового продукта;
4) введение нового продукта на рынок;
5) управление продуктом.
Если в рамках линейной модели в качестве элемента, играющего решающую роль, рассматривается наука, то в рамках данной модели в качестве такового выступает маркетинговая деятельность.
Этап идентификации возможностей должен определить лучший рынок для нового продукта, а также сформулировать идею, которая могла бы стать основой развития нового продукта. Если будут найдены привлекательные шансы на рынке, то можно переходить к следующему этапу, т.е. проектированию нового продукта. Если таких возможностей не обнаруживается, то следует начать поиск соответствующих идей и рынков сбыта. Процесс проектирования нового продукта охватывает натуральное воплощение с помощью конструкторско-технологических операций и подготовки к передаче в отдел маркетинга. На следующем этапе проект должен быть подвергнут тестированию, которое, как правило, заканчивается рыночным тестом. Если продукт выдерживает последний тест, то он может быть введен на рынок. Если введение нового продукта на рынок заканчивается его успехом, то он становится продуктом, признанным на рынке, и тогда начинается процесс управления продуктом или, иначе говоря, процесс управления прибылью.
Интерактивная модель развития инноваций Н. Розенберга исходит из того, что возможности создания инноваций могут вытекать из эволюции структуры спроса, продуктов или научных и технических новшеств. Большую роль в интерактивной модели играют потребители, поставщики, конкурирующие предприятия, государство. Процесс создания инноваций зависит от способа, с помощью которого предприятия распознают существование возможностей для создания нововведений и производственных стратегий, с помощью которых субъекты хозяйствования на это реагируют. Инновации в интерактивной модели, таким образом, представляются как взаимодействие, с одной стороны, возможностей, предложенных рынком, а, с другой — базой технологических знаний и средств, которыми располагает предприятие [6].
Инновационная деятельность — это деятельность, ориентированная, прежде всего, на создание и (или) внедрение прогрессивных нововведений. Ее содержание не исчерпывается исключительно внедрением новшеств, достаточно тесно связано с научными исследованиями, и, в том числе, включает в себя разработку будущих инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений применительно к новому или усовершенствованному продукту, реализуемому на рынке. Помимо этого, инновационная деятельность направлена на создание нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также на новые или усовершенствованные решения в области организации производства и в социальной сфере, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
В данной связи нельзя не согласиться с мнением М.В. Волынкиной и Ю.А. Варфоломеевой, что ведущей характеристикой инновационной деятельности является то, что эта деятельность так или иначе связана с созданием и (или) реализацией нового знания вне зависимости от сферы ее осуществления [7; 8].
В научной литературе и в правотворческой практике существуют различные трактовки понятия «инновационная деятельность». И тому есть объективные причины. В частности, в зависимости от объекта и предмета исследования указанную деятельность можно рассматривать как процесс, как систему, как изменение. Одни специалисты акцентируют основное внимание на творческой составляющей инновационной деятельности, другие — на ее производственной составляющей, третьи ставят во главу угла ее нацеленность на вкусы и предпочтения потребителей.
Оправдывая множественность подходов ученых к пониманию сути инновационной деятельности, С. Назаров утверждает, что всякий термин относителен и ограниченно применим, и лишь идя по пути синтеза гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний, можно истинно понять реалии XXI в. [9, с. 13].
Первичным источником, движущей силой инновационной деятельности выступает человеческая творческая активность, интеллект людей. В таком контексте заслуживает внимания суждение Б. Санто, глобально ассоциирующего инновационную деятельность с интеллектуальной деятельностью [10; 11].
Вместе с тем, конечно же, следует учитывать, что смысловое содержание понятия «интеллектуальная деятельность» значительно шире соответствующего содержания понятия «инновационная деятельность». Интеллектуальная деятельность охватывает собой любые проявления умственной активности человека, в том числе и те, которые направлены на выполнение стандартных рутинных производственных операций.
М.В. Мясникович ассоциирует инновационную деятельность с инновационным процессом и утверждает, что она состоит из четырех основных стадий [12]:
1) исследование и разработка;
2) освоение;
3) серийное или массовое производство;
4) потребление.
Не вызывает сомнений, что все указанные выше стадии могут быть охарактеризованы как те или иные проявления инновационной деятельности. При этом следует особо обратить внимание на то, что инновационная деятельность как деятельность, ориентированная не только на создание, но и на внедрение прогрессивных нововведений, — это не вид и не сфера, а характер деятельности. Инновационной сферы как четко очерченной предметной области не существует, поскольку любая деятельность и в любой сфере может быть инновационной, если в неe привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) исключительно для получения результата, отличающегося высокой востребованностью (социально-общественной, рыночной, оборонной и т. п.).
Из этого логически вытекает вывод о том, что инновационная деятельность может иметь место не только в сфере материального производства, но и в нематериальной сфере (в сфере образования, здравоохранения, культуры), в сфере обороны и безопасности, в сфере государственного управления.
Таблица 1
Варианты определения понятия «инновационная деятельность»
в нормативных правовых актах республик СНГ

В табл. 1 представлены подходы к определению содержания инновационной деятельности, закрепленные национальными законодательствами Украины, Казахстана, Молдовы и Кыргызстана.
Анализ приведенных подходов свидетельствует о том, что наиболее широко содержание инновационной деятельности законодатель трактует в Казахстане. Это находит свое проявление в следующем:
1) инновационная деятельность рассматривается как деятельность, конкретные результаты которой внедряются в самые различные области производства и сферы управления обществом (без какого-либо ограничения указанных областей и сфер);
2) инновационная деятельность рассматривается как деятельность, направленная на внедрение в практику не только научных знаний, технологий и видов продукции, но и абсолютно любых новых идей, если они способны оказать содействие экономическому росту и конкурентоспособности.
Вместе с тем, определение инновационной деятельности, приведенное в Законе Республики Казахстан «Об инновационной деятельности», целиком сконцентрировано на внедрении прогрессивных нововведений в практику. Будучи таковым, оно не охватывает собой процессы создания потенциальных инноваций. Таким образом, получается, что с точки зрения казахского законодателя осуществление, например, научных исследований не рассматривается в качестве одного из проявлений инновационной деятельности.
Анализ соответствующей фразеологии («деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок»; «процесс, направленный на преобразование результатов завершенных научных исследований, практических разработок и (или) иных научно-технических достижений»), используемой украинским и молдавским законодателем, позволяет сделать вывод о том, что определения термина «инновационная деятельность», приведенные в Законе Украины «Об инновационной деятельности» и в Законе Республики Молдова «О государственной политике в области инноваций и трансфера технологий», страдают аналогичным недостатком. Другими словами, украинский и молдавский законодатель также рассматривают инновационную деятельность исключительно как внедренческую.
Кроме того, в отличие от Казахстана, соответствующие нормативные правовые акты Украины, Молдовы и Кыргызстана ограничивают перечень результатов инновационной деятельности новыми товаром или услугой, обладающими характеристикой рыночной востребованности.
Весьма разнообразны и подходы к определению понятия «инновационная деятельность» (представлены в табл. 2), используемые в региональном законодательстве субъектов Российской Федерации.
Таблица 2
Варианты определения понятия «инновационная деятельность» в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации
Источник: [17; 18]

Следует отметить, что некоторые регионы России, подобно украинскому, молдавскому и казахскому законодателю, трактуют инновационную деятельность исключительно как внедренческую, не охватывающую собой процессы осуществления научных исследований и разработок. В частности, это касается Волгоградской области и города Москвы. В первом из указанных регионов инновационная деятельность определена как «деятельность, направленная на внедрение законченных научных исследований, открытий и достижений, обеспеченных соответствующим охранным документом, в производство с целью получения технологически новых и принципиально улучшенных продуктов и процессов», а во втором — как «деятельность, направленная на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках».
Отличительной особенностью подхода, используемого для определения инновационной деятельности законодателем Саратовской области, является акцент на ее целевой функции. Свое конкретное воплощение такой подход находит в характеристике указанной деятельности как «деятельности, имеющей основной целью реализацию в общественной практике инноваций, полученных в результате научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, путем их практического освоения, и включающей в себя как деятельность по освоению инноваций, так и содействие этой деятельности».
В ряде регионов России инновационная деятельность определена как процесс. С некоторыми незначительными отличиями в Алтайском крае, Владимирской, Иркутской, Калининградской, Орловской, Томской областях указанная деятельность характеризуется как «процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки».
На схожих позициях стоят законодатели в Кабардино-Балкарской Республике и Мурманской области. Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об инновационной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике» определяет инновационную деятельность как «процесс по созданию, освоению и (или) практическому применению новой усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса». В свою очередь, Закон Мурманской области «Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области» характеризует отмеченную деятельность как «создание, внедрение, распространение новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического или иного процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструктор­ских работ либо иных научно-технических достижений».
Еще более широко содержание инновационной деятельно­сти определено в Нижегородской и Воронежской областях.
В Нижегородской области под ней подразумевается «процесс, направленный на обеспечение интенсивного и расширенного воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности и их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот для создания и реализации нового или усовершенствованного продукта (технологий, товаров, услуг), включая связанную с этим процессом подготовку (переподготовку) специализированных кадров, путем обеспечения необходимыми материальными, финансовыми, интеллектуальными, информационными и иными ресурсами».
В Воронежской области законодатель определяет инновационную деятельность как «вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности».
Таким образом, во многих субъектах Российской Федерации (Алтайский край, Владимирская область, Воронежская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Мурманская область, Нижегород­ская область, Орловская область, Томская область), в отличие от того, что имеет место на Украине, в Казахстане и Молдове, инновационная деятельность рассматривается не исключительно как внедренческая, а включает в себя также и соответствующие научные исследования и разработки, необходимые для создания инноваций.
Корректное законодательное закрепление понятия «инновационная деятельность» имеет важное практическое значение, поскольку предопределяет собой эффективность правового регулирования соответствующих общественных отношений. А это, в свою очередь, предопределяет эффективность всей инновационной политики государства.
В данном контексте представляется целесообразным сформулировать в нормативных правовых актах термин «инновационная деятельность» таким образом, чтобы максимально охватить его содержание, которое весьма широко. Этого можно добиться посредством законодательной фиксации инновационной деятельности как целостной совокупности ее различных характеристик, возможных проявлений. При этом каждый субъект, осуществляющий деятельность, представляющую собой любое из конкретных проявлений инновационной деятельности, должен рассматриваться в качестве осуществляющего инновационную деятельность в целом и, соответственно, в качестве объекта воздействия со стороны государства в рамках реализации стимулирующих мероприятий инновационной политики.
Исходя из необходимости представления инновационной деятельности как целостной совокупности ее возможных проявлений, для целей законодательной фиксации может быть предложено следующее комплексное определение термина «инновационная деятельность»: инновационная деятельность — это деятельность, охватывающая собой:
1) осуществление фундаментальных и (или) прикладных исследований;
2) выполнение опытно-конструкторских и (или) опытно-технологических работ;
3) осуществление и (или) внедрение в практику экспериментальных разработок;
4) внедрение новых технологий;
5) техническое переоснащение производства;
6) подготовку производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции и (или) внедрения и использования новой технологии;
7) производство новой или усовершенствованной продукции и (или) оказание новых услуг;
8) производство продукции и (или) оказание услуг с высокой долей добавленной стоимости;
9) осуществление испытаний нового или усовершенствованного продукта, новой или усовершенствованной технологии;
10) продвижение новых или усовершенствованных продуктов, технологий, услуг на внутренний и (или) мировой рынок;
11) подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров;
12) экспертизу, консультационные, информационные, юридические или иные услуги (включая организацию финансирования), связанные с созданием, внедрением, освоением, производством и реализацией новых или усовершенствованных продуктов (технологий, услуг);
13) создание, патентование (в том числе за рубежом) объектов интеллектуальной собственности, приобретение или передачу прав на них, включая их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот;
14) производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) с использованием объектов интеллектуальной собственности;
15) прогрессивные усовершенствования используемой техники, технологии производства, производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
16) экспорт новых или усовершенствованных продуктов (услуг, технологий);
17) создание новых рынков продукции (работ, услуг);
18) внедрение и использование в повседневной практике новых прогрессивных решений в социальной сфере, в сфере государственного управления, в сфере обороны и безопасности;
19) внедрение и использование в повседневной практике новых прогрессивных решений организационного, управленческого, финансового, коммерческого, юридического или иного характера;
20) пропаганду новых научных достижений, новых методов хозяйствования, новых технологий, продуктов, услуг;
21) финансовые вложения, связанные с реализацией указанных выше действий;
22) создание и развитие объектов инфраструктуры, способствующих осуществлению указанных выше действий.


Литература
1. Bonvillian W. B. Science at a crossroads. Technology in society // NY etc. — 2002. — vol. 24. — № 1/2. — Р. 27–38.
2. Завлин П.Н., Ипатов А.А., Кулагин А.С. Инновационная деятельность в условиях рынка. — СПб.: Питер, 1994. — 192 с.
3. Крюков Л.М., Иванов В.Ф. Трансформационные тенденции в инновационной сфере постсоциалистических стран // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. — 2002. — № 9. — С. 23–25.
4. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. — М.: Луч, 1992. — 148 с.
5. Urban G.L., Hauser J. R. Design and Marketing of New Products. — New York: Pretentice–Hall; Englewood Cliffs, 1980. — 472 p.
6. Rosenberg N. Inside the Black Box: Technology and Economics. — London: Cambridge University Press, 1982. — 211 p.
7. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 274 с.
8. Варфоломеева Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития: монография. — М.: Ось-89, 2006. — 142 с.
9. Назаров С. Изобретение: сегодняшняя попытка определения // Инновации. — 2006. — № 6. — С. 13–16.
10. Санто,Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. — 2004. — № 2. — С. 5–15.
11. Санто Б. Инновация и глобальный интеллектуализм // Инновации. — 2006. — № 9. — С. 32–44.
12. Мясникович М.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь: теория и практика. — Минск: Аналитический центр НАН Беларуси; Право и экономика, 2004. — 178 с.
13. Об инновационной деятельности: Закон Украины // Голос Украины. — 2002. — 9 августа. — № 144. — С. 10–12.
14. Об инновационной деятельности: Закон Республики Казахстан // Казахстанская правда. — 2002. — 9 июля. — № 149. — С. 3.
15. О государственной политике в области инноваций и трансфера технологий: Закон Республики Молдова, 10 июля 2003 г., № 289 — XV // Monitorul official al Republicii Moldova. — 2003. — № 170 — 172. — С. 25–35.
16. Об инновационной деятельности: Закон Кыргызской Республики // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. — 2000. — № 4. — С. 270–284.
17. Волынкина М. В. Инновационное законодательство России / М. В. Волынкина. — М.: Аспект-Пресс, 2005. — 240 с.
18. Об инновационной деятельности: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа, 18 июня 1998 г., № 30 // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. — 1998. — № 3.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия