Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Демин М. Б.
доцент кафедры экономической теории Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева,
кандидат экономических наук


Антимонопольный контроль за экономической концентрацией как направление развития антимонопольных отношений в условиях глобализации
В статье исследуется антимонопольный контроль за концентрацией как направление развития антимонопольных отношений в условиях глобализации, раскрыто содержание процессов концентрации в условиях глобализации в зарубежных странах и в России, исследованы институциональные основы данного направления развития антимонопольных отношений в их эволюции, сделаны выводы и представлены рекомендации по оптимизации эффективности антимонопольного регулирования в данной сфере
Ключевые слова: глобализация, концентрация, конкуренция, монополизм, вертикальное слияние, горизонтальное слияние, конгломератное слияние

В настоящее время основными тенденциями развития мировой экономики являются процессы глобализации и интеграции, охватывающие различные уровни политических и экономических отношений. Экономики развитых стран демонстрируют разнообразные организационно-хозяйственные формы интегрированных систем. Это и традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, универсальные многоотраслевые ФПГ, крупные картельные или синдикатные объединения, ассоциации и т.д. Одной из наиболее распространенных форм выражения концентрации выступают слияния и поглощения. Чаще всего приводят к негативным последствиям горизонтальные слияния, т.е. объединение, приобретение компанией всех или части активов другой компании, осуществляющей производство тех же самых или аналогичных товаров и функционирующей на том же региональном рынке [6]. Существуют две основные формы вертикальных слияний: прогрессивная интеграция (когда компания покупает потребителя, двигается по направлению к конечной продукции, оптовым или розничным операциям) и регрессивная интеграция (приобретается поставщик сырья, полуфабрикатов, комплектующих и др.). Имеют место несколько форм конгломератных слияний — от краткосрочных договоров о создании совместного предприятия до полного слияния. В данном слиянии участвуют фирмы, выступающие на отдельных рынках, поэтому конгломератные слияния следует рассматривать как слияния, имеющие позитивный или нейтральный эффект для конкуренции.
Процессы концентрации, по своему экономическому содержанию пересекающиеся с процессами монополизма, контролируются антимонопольными органами тогда, когда они провоцируют реализацию негативных последствий монополизма, представляют угрозу для конкуренции. В этом проявляется двойственность экономической природы антимонопольных отношений, направленных не на уничтожение монополизма, а корректировку его развития.
В условиях глобализации происходит унификация антимонопольного регулирования различных государств, особенно рельефно проявляющаяся в рамках ЕС. Контроль экономической концентрации в странах ЕС основан на статьях Римского договора и специального акта, имеющего название «Принципы и процедуры анализа экономической концентрации». В странах ЕС сделка экономической концентрации подлежит предварительному согласованию с Комиссией ЕС по конкуренции, если совокупный годовой оборот участников сделки превосходит 5 млрд евро и оборот по крайней мере двух участников сделки внутри ЕС превосходит 250 млн евро (за исключением случаев, когда более двух третей оборота одного из участников сделки осуществляется внутри одной из стран, входящих в Евросоюз). Кроме того, с 1998 г. по согласованию с Комиссией ЕС подлежат сделки, воздействующие на конкуренцию на уровне национальных экономик, по крайней мере, трех стран. В согласовании нуждаются такие сделки, годовой оборот участников которых превышает 2,5 млрд евро, причем годовой оборот, по крайней мере, двух из участников сделки превышает 100 млн евро. В каждой из не менее чем трех стран Евросоюза годовой оборот всех участников сделки не должен быть меньше 100 млн евро, причем, по крайней мере, двух из них — не менее 25 млн евро [8].
Эволюция закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» происходила в направлении сближения с законодательством ЕС. Окончательное выражение этот процесс получил с принятием Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).
По-видимому, лучшим средством предупреждения проявления монополизма служит предварительный контроль за крупными сделками. Закон о защите конкуренции содержит значительные новеллы, касающиеся антимонопольного контроля, связанные с существенным изменением его масштабов и принципов. Экономическую эффективность существовавшей системы контроля, технологически громоздкой, отягощенной огромнейшим количеством рассматриваемых ходатайств и уведомлений, следует признать низкой. Более того, создававшей административный барьер для развития экономики, т.е. противоречившей экономической сущности антимонопольных отношений.
Устранение излишних административных барьеров осуществляется, во-первых, за счет уменьшения перечня видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления (заключения) которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа. Во-вторых, за счет увеличения количества критериев, на основе которых определяется, подлежит ли сделка или действие предварительному разрешительному контролю. Наконец, за счет передачи с уровня федерального антимонопольного органа на уровень Правительства РФ полномочий издавать подзаконные акты, регулирующие порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений о сделках и действиях, подлежащих государственному контролю экономической концентрации.
Следует указать следующие существенные новеллы, касающиеся антимонопольного контроля:
1. Исключение предварительного согласования каждого приобретения голосующих акций (долей) за пределами установленного 20%-ного порога.
2. Изменение контроля при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций путем согласования норм закона о конкуренции с законами о хозяйственных обществах, а также посредством исключения из сферы антимонопольного контроля случаев приобретения незначительных пакетов акций (долей), не приводящих к перераспределению влияния между участниками хозяйственного общества. Контроль над приобретением акций осуществляется лишь в случае, когда приобретение может вести к горизонтальному или вертикальному ограничению конкуренции.
3. Введение двухступенчатой схемы рассмотрения заявлений, как для предварительных согласований, так и для уведомлений для селекции на первом этапе сделок, не оказывающих существенного влияния на конкуренцию.
4. Установление нормы, согласно которой хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно проводить анализ рынка, оценивать положительный эффект от сделки. В необходимых случаях они могут предоставлять антимонопольным органам предложения по модификации сделки (структурные и поведенческие меры) с доказательством того, что предлагаемые меры, однажды примененные, способны восстановить условия конкуренции, нарушенные в результате совершения сделки либо иных действий.
5. Введение законодательного закрепления обязанности хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгодоприобретателях (бенефициариях), об участвующих в сделках оффшорных компаниях.
Предварительный контроль осуществляется до совершения сделки или проведения реорганизации и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств хозяйствующих субъектов о даче согласия на ее совершение.
Основные положения Закона о защите конкуренции в систематизированном виде представлены в нижеприведенных таблицах.
Следует подчеркнуть, что законом о защите конкуренции более подробно регулируются процедуры, связанные с необходимостью для хозяйствующего субъекта получать предварительное разрешение антимонопольного органа на совершение отдельных видов сделок и действий. Так, включен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые хозяйствующий субъект обязан предоставлять в антимонопольный орган для получения разрешения на отдельные виды сделок и действий. Законодателем подробно расписана процедура принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, а также выдачи антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление.
Наряду с предварительным осуществляется последующий контроль, который заключается в рассмотрении уведомлений об уже совершенных сделках, о проведенной реорганизации. Несомненно, при осуществлении государственного контроля действия и решения антимонопольных органов будут иметь наибольший эффект, если предварительно будет проведен комплексный экономический анализ. Предметом такого анализа должны являться, главным образом, рыночные доли хозяйствующих субъектов, образованные в результате слияния (присоединения), значимость которых определяется контекстом уровня фактической и потенциальной конкуренции на данном рынке.
Таблица 1
Перечень требований и условий предварительного согласия антимонопольного органа при создании и реорганизации коммерческих организаций
Источник: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» / И.В. Князева. — 2-е изд, перераб. — Москва: Издательство «Омега — Л», 2007. С. 400.
Таблица 2
Перечень условий, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, при сделках с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и в отношении их прав
Источник: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» / И.В. Князева. — 2-е изд., перераб. — Москва: Издательство «Омега — Л», 2007. С. 401.
Таблица 3
Перечень условий, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, при сделках с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношений финансовых организаций
Источник: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Национальная экономика» /И.В. Князева. — 2-е изд, перераб. — Москва: Издательство «Омега — Л», 2007. С. 403.
Таблица 4
Перечень сделок и иных действий, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган
Источник: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика». — 2-е изд, перераб. — М.: Изд-во «Омега–Л», 2007. — С. 405.
Модифицированное законодательство, как представляется, будет более эффективным по сравнению с предшествующим. Вместе с тем процессы концентрации остаются актуальной угрозой для конкуренции. Данные, подготовленные Росстатом по запросу ФАС России в первом квартале 2008 года, иллюстрируют в динамике рост доли крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны. Росстатом было рассчитано количество организаций (юридических лиц), которые суммарно имеют долю добавленной стоимости в ВВП страны в 10%, 20%, 30%, 40% и 50% ВВП. При этом отношения между юридическими лицами, позволяющие отнести их к одной группе лиц не учитывались (т.е. дочерние компании крупнейших российских организаций рассматривались как самостоятельные хозяйствующие субъекты) [4].
Таблица 5
Количество организаций (без субъектов малого предпринимательства), с суммарной долей добавленной стоимости в ВВП
Источник: Росстат (письмо от 11.02.2008 № ИУ-03-21/357).
Приведенные данные демонстрируют тенденцию ускоренного роста концентрации производства добавленной стоимо­сти в постоянно сокращающемся круге крупнейших компаний. Макроэкономические показатели, соотносящие объемы продаж, чистую прибыль и рыночную капитализацию крупнейших компаний с ВВП страны в Российской Федерации, существенно выше, чем за рубежом:
Таблица 6
Доля 10 крупнейших компаний некоторых стран (2006), % ВВП
Источник: Коалиции для будущего. Стратегия развития России: Коллектив экономистов «СИГМА». — М.: ООО «Издательство «Промышленник России», 2007. — С.52.
Доля 10 крупнейших компаний в экономике непрерывно возрастает. Так, на основании базы «Эксперт РА» определено отношение объема продаж 10 крупнейших компаний к ВВП России:
График 1. Отношение объема продаж 10 крупнейших компаний к ВВП России, %
В число крупнейших компаний входят (по данным рейтинга «Эксперт РА»): РАО ЕЭС России, Газпром, ЛУКойл, Сургутнефтегаз, Росуголь (1995–1996), Роснефть (1995; 2005–2006), Норильский Никель (1995–1996; 1998–2002; 2004), ЮКОС (1995–2004), Сиданко (1995–1999), АвтоВАЗ (1995–2000, 2002–2003), ТНК (1996, 2000–2003), Сибнефть (1997–2000; 2002–2004; 2006), Башнефтехим (1997–1998), Татнефть (1997; 2001; 2003; 2006), Башкирская топливная компания (1999), Русал (2000; 2002–2003), Славнефть (2001), РЖД (2004–2006), ТНК–ВР (2004–2006), Сбербанк (2004–2006), Северсталь (2005–2006).

Данные о динамике концентрации в российской экономике за рассматриваемый период подтверждаются статистикой слияний и присоединений. Согласно данным ФАС России за 2006 г. о распределении слияний и присоединений между отраслями экономики, на долю внутриотраслевых слияний и присоединений приходится около 40 процентов всех сделок и действий, подпадающих под государственный контроль за экономической концентрацией. Особенно велика доля внутриотраслевых слияний и присоединений в машиностроении (более 60%), пищевой промышленности (более 60%), электро- и теплоэнергетике (более 75%), связи (100%), что свидетельствует об усиливающейся концентрации в этих отраслях.
Согласно данным ФАС России по итогам 2007 года слияния и присоединения, которые сопровождались консолидацией юридических лиц и сокращением их числа, составили не более 8% от общего количества сделок и иных действий, подпадающих под контроль антимонопольных органов. Поскольку слияния и присоединения в Российской Федерации за период 2003–2006 гг. имели в основном форму приобретения контрольного пакета акций (долей), можно утверждать, что прирост приходящейся на крупнейшие компании доли добавленной стоимости в ВВП превышает прирост доли, приходящейся на крупнейшие юридические лица [4].
При относительно небольшом количестве слияний и присоединений в нефтегазовом секторе экономики (5–7% от общего количества слияний и присоединений, прошедших антимонопольный контроль в 2007 году) стоимостная оценка слияний и присоединений в этом секторе составляет 38% от общей стоимости слияний и присоединений в российской экономике. По предварительным данным за 2007 год стоимость слияний в нефтегазовом секторе и металлургии превышает 55% общей стоимостной оценки слияний и присоединений в Российской Федерации, что свидетельствует не столько об особой активности процессов концентрации в этих секторах, сколько об их доле в совокупных активах российских хозяйствующих субъектов.
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, позволил экспертам ФАС сделать следующие выводы:
— процессы концентрации в отраслях российской экономики в сочетании с ее высокой степенью открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка;
— ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран; развитие полноценной конкуренции в таких отраслях вероятно лишь при условии, что рынки такой продукции являются глобальными, т.е. выходящими за пределы Российской Федерации;
— в ряде отраслей российской экономики (добыча полезных ископаемых, металлургия) наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции;
— количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства; обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности); по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.
Изменение концентрации в российской промышленности в период 1998–2006 гг. позволяет выделить две устойчивые долгосрочные тенденции:
— сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран;
— усреднение показателей концентрации: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных — растет.
Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния как на рынки реализации их продукции, так и на смежные рынки (на которых крупнейшие компании осуществляют закупки сырья, полуфабрикатов, комплектующих и проч.).
В этой связи, на наш взгляд, необходимо дальнейшее совершенствование институциональных основ государственного контроля за экономической концентрацией.


Литература
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп.).
3. Гелхорн Э., Ковачич В. Антитрестовское законодательство и экономика. США: Междунар. ин-т права, 1995.
4. Князева И.В. Процессы концентрации на товарных рынках: методы антимонопольного регулирования. — Новосибирск: СибУПК, 2001.
5. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / Н.В. Васильева и др.; под ред. Н.И. Клейн. — М.: Логос, 1999.
6. Экономическая концентрация в России и государствах ЕС: антимонопольный контроль / Т. Бурмистрова, Г. Мартыненко // Право и экономика. — 2004. — № 5.
7. Ткачев А.А. О государственном контроле за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг // Законодательство. — 2001. — № 6.
8. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособ. — 2-е изд, перераб. — М.: Изд-во «Омега — Л», 2007.
9. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. — М., 2008 // Сайт федеральной антимонопольной службы (www.fas.gov.ru)
10. Доклад о результатах работы ФАС России за 2006 год и предварительных итогах в 2007 г. // Сайт федеральной антимонопольной службы (www.fas.gov.ru)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия