Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Омурзаков Т. К.
доцент кафедры туризма экономического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева (г. Астана),
кандидат экономических наук


Тенденции развития конкуренции и формирования конкурентной среды в Казахстане
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием эффективной конкурентной среды в национальной экономике. Выявляются институциональные условия, обеспечивающие максимально благоприятную среду для функционирования и развития предпринимательства. Анализируются особенности становления и развития рыночной экономики в Республике Казахстан
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность, коррупция, предпринимательство

Конкуренция, исполняя в экономике роль системного фактора, определяет основные параметры рыночного хозяйства. Отбрасывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция предопределяет развитие производства и выступает в качестве механизма регулирования отраслевых пропорций. Выступая методом экономического контроля, способствует стимулированию к непрерывному совершенствованию посредством формирования критерии эффективности.
В институциональной организации рыночной экономики конкуренция как институт рынка занимает особенное положение, позволяя предпринимателям правильно реагировать на рыночные сигналы. Среди прочих рыночных институтов конкуренция характеризуется той специфической особенностью, что лишена свойств самоорганизации и устойчивости. Она не может быть ни результатом согласованных действий, ни следст­вием поведения хозяйствующих субъектов, что указывает на необходимость регулирования самой конкуренции извне как условия ее сохранения.
В связи с этим особый интерес представляет выявление тех институциональных условий, которые обеспечивали бы максимально благоприятную среду для функционирования и развития конкуренции. Только в этом случае конкуренция будет играть роль эффективного координатора и фактора целостности хозяйственной системы.
Изучение эволюции теоретических взглядов на конкуренцию выявляет различное ее понимания. В научной литературе выделяют поведенческую, структурную и функциональную трактовки этого понятия [1]. В поведенческой трактовке конкуренция рассматривается с позиций совершенствования методов конкурентной борьбы, выявления поведенческих особенностей хозяйствующих субъектов, ее содержание сводят к борьбе за платежеспособный спрос. В структурной трактовке акцент переносится на анализ структуры рынка, тех условий, в которых она существует. Содержательная сторона усматривается в степени свободы принятия решений фирмой. В функциональном отношении конкуренция трактуется в качестве стимулятора инновационного процесса. Названные трактовки отражают важные аспекты конкуренции, но все они даются с позиции соперничества между предпринимателями.
Проанализируем конкуренцию не только с точки зрения механизма взаимодействия между соперничающими хозяйствующими субъектами, а как непрерывный поток возобновляющихся соревновательных условий деятельности предпринимательства. С этой точки зрения, трактовка понятия «конкуренции» сводится к формированию и поддержанию условий, обеспечивающих соревновательный характер взаимодействия хозяйствующих субъектов. Такое понимание содержания конкуренции способствует выявлению проблем, заключающихся в обеспечении высокого конкурентного потенциала экономики страны.
Основополагающими характеристиками конкурентной среды выступают:
— неограниченность числа участников, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него. Это предполагает свободу предпринимательской деятельности, наличие различных форм собственности, исключение всех форм дискриминации потребителей. Каждый обладатель денежного дохода, намеревающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить нужные ему товары и услуги;
— мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Свободное перемещение капитала приводит к расширению производства и росту объема сбыта, следствием чего является привлечение дополнительных ресурсов, применение более эффективных их комбинаций, использование законсервированных мощностей и освоение передовых технологий;
— полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли. Неполная информация может служить источником дискриминации;
— невозможность одних участников рынка оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками. При большом количестве субъектов рынка решения по индивидуальной цене не отражается на рыночной цене. Реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются механизмом рынка.
В основе развития конкурентной среды лежит принцип свободы предпринимательства. Предпринимательство выступает структурообразующим фактором, содействующим формированию и развитию конкурентной среды. Качественными особенностями предпринимательства являются полная хозяйственная самостоятельность, конкурентно-состязательный режим функ­ционирования, персонифицированный характер отношений, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность. В то же время конкуренция, противодействуя абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ хозяйствующих субъектов, изначально обусловливает существование их самых разнообразных типов и форм.
В качестве базисных принципов организации конкурентной среды выступают:
1) расщепление экономической власти;
2) равенство принципов хозяйствования;
3) многообразие организационных форм хозяйствующих субъектов;
4) наличие рыночной власти как условие реализации предпринимательской функции.
С одной стороны, конкурентная среда должна обеспечивать условия равенства, с другой — она представляет собой процесс реализации имеющихся у хозяйствующих субъектов преимуществ. Данное противоречие, несомненно, угрожает существованию самой конкуренции. При этом не следует забывать, что оно же служит и внутренним мотором ее развития. Поэтому единственно верным способом его разрешения является поддержание конкурентных условий извне, отчего необходимость в упорядочении конкурентной среды становится объективным фактором ее существования [2].
Согласно традиционному представлению о конкуренции как соревновательном взаимодействии субъектов рынка, логично предположить, что поддержание соревновательного характера отношений между предпринимателями возможно при соблюдении двух непременных условий, а именно: расщеплении экономической власти и равных принципах хозяйствования. Сущность расщепления экономической власти заключается в том, что закрепление экономической власти за отдельными хозяйствующими субъектами обеспечивает их экономическую свободу, а рассредоточение ее среди агентов рынка ограничивает рамки экономической свободы. Экономическая свобода как возможность для реализации эгоистических устремлений и, одновременно, как способ ограничения ее степени делают соревновательность непременным свойством рыночных отношений.
Суть равных принципов хозяйствования сводится к обеспечению таких условий, при которых обеспечивалось бы равновесие извлекаемой из разных видов хозяйственной деятельности выгоды. Рассредоточение экономической власти будет обусловливать многообразие ее организационных форм, а равенство принципов хозяйствования — противодействовать абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ этих форм. Преимущества крупных предприятий — экономическая мощь и масштабность, малых — предпринимательская гибкость, а специализированные предприятия выигрывают благодаря своей инновационной деятельности.
Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. Вместе с тем, существует ряд факторов связанных с советским наследием в виде устоявшихся технологических связей. Для структурных изменений требуется адаптационный период и изменение менталитета. Специфика формирования конкурентных условий в казахстанской экономике состоит в том, что процесс этот имел революционную форму. Из-за вынужденной радикальной трансформации всей хозяйственной системы предприятия постсоветского пространства вдруг оказались в условиях, принципиально отличавшихся от тех, на которых строилась деятельность предприятий прежде. Эти изменения произошли как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне экономики это проявилось в:
1) финансовой дестабилизации;
2) сокращении совокупного спроса;
3) открытости экономики.
На микроуровне такие последствия выразились в изменении поведения потребителей и производителей. Понятно, что сам переход к рыночным способам хозяйствования не обеспечивает конкурентного качества отраслевых рынков. Но можно рассчитывать, что конкурентное взаимодействие будет выработано со временем. Последствия конкурентной борьбы могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер, учитывая, что стремление к перераспределению экономической (рыночной) власти в свою пользу является внутренним двигателем конкурентной борьбы. Именно этот аспект конкуренции делает совершенно необходимой определенную упорядоченность конкурентной среды, которая, конечно, не может быть обеспечена сразу.
Другой фактор формирования конкурентной среды — поведение самих ее участников. В этом отношении, опираясь на понимание сути конкуренции, следует учесть, что характер поведения предприятий на рынке будет зависеть от их конкурентного потенциала и способности реализовать имеющиеся конкурентные преимущества.
Казахстанские предприятия вступили в конкурентную борьбу:
1) с неоптимальной, с точки зрения рыночной эффективности, организационно-правовой структурой;
2) с затратными технологиями производства;
3) с отсталыми системами контроля качества;
4) с отсутствием регулирующих рыночное поведение управленческих институтов;
5) с отсутствующим кадровым потенциалом, подготовленным к деятельности в условиях рынка.
Данные факты указывают на то, что в условиях открытости экономики казахстанские предприятия оказались полностью неподготовленными к конкурентной борьбе, причем как в отношении организационного устройства, так и навыков ее ведения. Казахстанские компании изначально не могли конкурировать, и были поставлены в неравные конкурентные условия с обладавшими высоким конкурентным потенциалом соперниками в лице иностранных производителей. Как показала практика, даже в случае заимствования рыночной институциональной среды (перенесение законодательной базы и институтов), как это произошло с экономикой бывшей ГДР, автоматического решения проблемы не происходит, поскольку суть вопроса состоит не в формальном наборе условий, а в создании конкурентоспособных предприятий [3, с.184–185].
Проигрывая в конкурентном потенциале, казахстанские предприятия могли избрать в основном стратегию пассивного приспособления к складывающимся условиям. Доступным способом реагирования для казахстанских предприятий в условиях высокой динамики изменений в хозяйственной среде было комбинирование разнообразных методов конкурентной борьбы. С сужением рыночного спроса они вынуждены были вступать в ценовую конкуренцию. Уменьшение масштабов производства и степени загрузки производственных мощностей требовало сохранение как можно более широкого спектра рыночных сегментов. Сильная конкурентная среда стимулировала поиск рыночных ниш с низким уровнем конкурентного противодействия. Все это приводило к распылению сил и средств, лишая возможностей и базы выработки конкурентной стратегии для предприятий. Если предприятия не способны добиться укрепления конкурентоспособности посредством реализации конкурентных стратегий, они объективно будут вынуждены обратиться к нерыночным способам решения стоящей перед ними проблемы. Поэтому тот факт, что конкуренция перемещается из сферы хозяйственного оборота в сферу взаимоотношения с властными структурами и разворачивается не вокруг покупателя, а вокруг чиновника, распределяющего ресурсы, является лишь следствием сформировавшихся в экономике конкурентных условий [4, с.124].
Сегодня в Республике Казахстан развитие рыночной конкуренции подвергается существенному влиянию под действием не рыночных механизмов («невидимой руки рынка»), а внешних факторов. Данное влияние в основном происходит по причине искаженности в Казахстане «духа» предпринимательства и в силу следующих обстоятельств:
— высокого уровня концентрации отечественной экономики в добывающем секторе, особенно в горнодобывающем и металлургическом;
— несовершенной приватизации;
— передачей в собственность иностранным инвесторам практически всех основных производств;
— приход монополии во власть (вся законодательная часть была поставлена на ее службу).
В Казахстане стало преобладать монопольное или олигопольное поведение субъектов рынка. В начальный период рыночных преобразований это способствовало восстановлению экономики. Особенностью национальной экономики, с одной стороны, была сырьевая направленность, с другой — неадекватность отечественного капитала потребностям общества. Передача в собственность иностранным инвесторам всех основных производств способствовала одновременно подъему производств и в то же время утрате части суверенитета.
Не вызывает сомнений, что в структурных преобразованиях экономики следует опираться на средний и малый бизнес. Основой структурных реформ должно выступать государство, действия которого были бы направлены на создание равных конкурентных возможностей для всех производителей.
В подтверждение данных высказываний свидетельствует ухудшение позиций Казахстана в мировом рейтинге конкурентоспособности согласно ежегодному отчету «The Global Competitiveness Report 2008–2009».
Падение рейтинга Казахстана наблюдается по 7 параметрам конкурентоспособности из 12-ти, наибольшее падение произошло по показателям принципов: «Макроэкономическая стабильность», «Эффективность рынка товаров и услуг» и «Развитость финансового рынка» (таблица 1).
12 параметров конкурентоспособности разделены на три блока: базовые условия для бизнеса, эффективность и инновационные факторы. В блоке «эффективность» Казахстан занимает 64-ю позицию, в «базовых условиях» — 74-ю, а в «инновациях» — 77-ю. Наибольшее падение позиций произошло в блоке «базовые условия», вес которого составляет от 60% до 40% веса от конечного расчета индекса конкурентоспособности (таблица 2).
Казахстан находится в группе стран переходной стадии развития (1-2), в основном в эту группу входят страны ориентированные на экспорт природных ресурсов, такие как Саудовская Аравия (27 место рейтинга), Бруней (39 место) и Оман (38 место). В своей группе Казахстан лидирует по принципу эффективно­сти рынка труда, при этом Казахстан находится на уровне инновационных стран (Рис. 1). Отставания наблюдаются в области качества институтов, инфраструктуры, макроэкономической стабильности и развитии финансового рынка.
Таблица 1
Изменение позиций Казахстана в параметрах конкурентоспособности за период 2006–2008 гг.
Таблица 2
Изменение позиций Казахстана в 3-х блоках конкурентоспособности, за период 2006–2007 г.
Рис. 1. Казахстан в сравнении со странами переходной стадии развития и инновационными странами

В числе проблемных факторов в этом году лидируют коррупция, налоговое регулирование, инфляция, а также налоговые ставки. Также, сюда относятся: доступность к финансам, слабая подготовка высококвалифицированных кадров и нехватка инфраструктуры. Список проблемных тем выявляется экспертами из числа 15 факторов, среди которых они должны выбрать пять наиболее актуальных. Наиболее проблематичными факторами по результатам опроса ведения бизнеса, были названы:
1) Коррупция 15,7%
2) Налоговое регулирование 12,9%
3) Инфляция 12,4%
4) Налоговые ставки 11,8%
5) Доступ к финансам 10,3%
6) Слабая подготовка квалифицированных кадров 8,1%
7) Нехватка инфраструктуры 6,1%
8) Бюрократия 6%
9) Криминал и воровство 3,1%
10) Трудовое регулирования 2,8%
11) Государственная нестабильность 2,7%
12) Слаборазвитая трудовая этика 2,3%
13) Здравоохранение 2,3%
14) Политическая нестабильность 1,9%
15) Валютное регулирование 1,6%
Коррупция резко сужает возможности для иностранных инвестиций, что тормозит экономический рост и препятствует устойчивому развитию. Утечка ресурсов в результате коррупции может достигать 30% ВВП [5].
Существует историческая тенденция: от торгового капитала к финансовому и далее — к производственному. Торговля способно чутко уловить спрос, своевременно отправить сигналы. Производство, оперативно реагируя на них, получает поддержку финансового капитала.
Данная тенденция имеет свои особенности в Казахстане. Совокупные доходы населения с 2000 по 2005 гг. в сумме 6,8 трлн тенге повысили покупательную способность, сформировали платежеспособный спрос, стали движущей силой торговли, розничный товарооборот которой составил 5,7 трлн тенге [6].
В среде малого бизнеса, в силу ряда обстоятельств переходного периода нарастают масштабы торгово-посреднических операций. В сфере науки и инноваций предпринимательство практически отсутствует. Исходя из анализа доходов малого предпринимательства, торгово-посредническая деятельность для предпринимателей является единственно доступным средством для накопления и оборота денежных средств. По анализу данных статистического агентства доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг за первое полугодие 2006 года в сфере торговли составил более 60% от общего объема дохода малого и среднего бизнеса по республике [7].
Основным поставщиком товарной массы, в основном непродовольственной, стал импорт из Китая и Турции. Шоп-туризм из данных стран получил поддержку банковской сферы. Продукция низкого качества хлынула на внутренний рынок, в том числе контрабандный, нелегальный, контрафактный товар.
Банковская система стала активно поддерживать торговлю, которая лидирует в получении кредитов (таблица 3).
Спекулятивная экономика, наряду с существенной теневой составляющей, привела к формированию торгово-финансового пласта в национальной экономике.
В этих условиях остается без должного инвестиционного покрытия производственный малый и средний бизнес. Безусловно, он проигрывает на ссудном рынке торговым предприятиям, является высокорисковым, малорентабельным. Большинство отечественных товаропроизводителей нуждаются в долгосрочном кредитовании для эффективного освоения займа, т.к. наукоемкие и высокотехнологичные производства начинают приносить прибыль через 2-3 года.
Стабильный экономический рост, рост доходности добывающих отраслей, развитие финансового сектора государства привели к значительному увеличению благосостояния казахстанцев, тем самым вызвав развитие рынка недвижимости по всем сегментам (элитное, бизнес- и экономическое жилье), особенно в таких богатых и благополучных регионах, как города Астана, Алматы, а также Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области.
Рыночная конкуренция является основой формирования рыночных экономик. В данное время именно критерий рыночности экономики определяет уровень развития национальной экономики многих стран. В условиях рыночной экономики устойчивое развитие народного хозяйства напрямую зависит от уровня активности предпринимательства, что в свою очередь напрямую влияет на рыночную конкуренцию. Развитый предпринимательский сектор с высоким уровнем рыночной конкуренции — это основа конкурентоспособности экономики любой страны.
Таблица 3
Кредиты банков второго уровня по отраслям экономики (млн тенге)
Источник: Агентство по статистике РК


Литература
1. Юданов А.Ю.. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практ. пособ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «Гном-пресс». — 1998. — С.38.
2. Дружинин Л. Конкурентная среда выдавливает интеллигентов из экономики // Конкуренция и рынок. — 2005. — № 28 (дек.).
3. Штайльман К. Новая философия бизнеса. Т.III. Конкуренция и ее границы. — М.; Берлин: Московский Издательский Дом, 1998.
4. Управление социально-экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы. — М.: Экономика, 2002.
5. Обзор рейтинга конкурентоспособности Казахстана 2008–2009. Международный институт современной политики — http://www.iimp.kz/
6. Алшанов Р. Новый экономический курс Казахстана. Цифры и факты. Инновационная экономика // Казахстанская правда. — 2008. — № 37–38.
7. Статистическое агентство Республики Казахстан.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия