Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Медовый А. Е.
президент Международной академии финансовых технологий (г. Пятигорск),
кандидат технических наук


Развитие системы эффективного управления компанией по оказанию услуг на рынке недвижимости с использованием концепции управления стоимостью
В статье отражены проблемы управления стоимостью на предприятиях сферы услуг на рынке недвижимости. Проанализированы подходы и методы расчета стоимости компании, определены важнейшие факторы, влияющие на повышение стоимости компании. Приведены расчеты стоимости бизнеса двух крупнейших операторов на рынке недвижимости, показаны недостатки и преимущества отдельных методов расчетов
Ключевые слова: управление недвижимостью, рынок недвижимости, оценка стоимости компании, сфера услуг, недвижимость, концепция управления стоимостью

Общеизвестно, что стоимость компании определяется тремя подходами: затратным сравнительным и доходным [1]. В частности, в доходном подходе она определяется суммой дисконтированных доходов, получаемой компанией за ряд лет с учетом ликвидационной стоимости в конце прогнозного периода, определяемой различными методами, в частности, по формуле Гордона. Создание новой стоимости возможно только в том случае, когда отдача от инвестированного капитала превышает сам капитал.
Общая концепция управления стоимостью строится на том, чтобы в процессе управления максимизировать стоимость компании. Управление стоимостью реально отличается от систем планирования на предприятиях 80–90-х гг., главным образом несоответствием целей планирования сегодняшним целям. Управление стоимостью не функция только административного состава компании, а пронизывает все звенья управляемого предприятия, требуя принятия решений по управлению стоимостью на всех уровнях.
Таким образом, в качестве критерия эффективности работы компании выбирается ее стоимость, и все управленческие действия определены глобальной целью — повышения стоимости компании путем организации системы принятия стратегических и оперативных решений.
Внедрение системы управления стоимостью предприятия, а также мероприятий, нацеленных на повышение стоимости бизнеса этого предприятия, как правило, необходимо в следующих случаях:
1. Создание положительного имиджа компании с целью привлечения инвестиций в компанию за счет собственных и сторонних инвесторов;
2. Если предполагается продажа компании или ее части, то внедрение данной концепции способствует продаже компании по наивысшей цене.
3. Если производится слияние компаний или присоединение одной компании к другой, для того, чтобы правильно, с точки зрения собственников данной компании, определить коэффициент конвертации акций компании, выгодный собственникам присоединяемой компании.
4. Если имеется цель пройти листинг ценных бумаг на биржах с целью обеспечения их наибольшей ликвидности, а также дополнительных выпусков ценных бумаг, в том числе и производных ценных бумаг — опционов, варрантов и депозитарных расписок.
5. В интересах повышения стоимости бизнеса при залоге для получения кредитов и займов.
В процессе оценки бизнеса предприятий сферы услуг на рынке недвижимости система управления стоимостью является наиболее необходимой и востребованной.
В общем случае оценку бизнеса можно определить как оценку стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносить доходы.
Оценку бизнеса предприятий сферы услуг на рынке недвижимости, как и оценку бизнеса в общем, как правило, производят в следующих случаях:
— с целью проведения сделок с ценными бумагами или долями уставного капитала компании, паями в кооперативах для определения действительной рыночной стоимости ценных бумаг, долей уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью, паев членов производственного или сельскохозяйственного кооператива;
— с целью кредитования для определения объема выдаваемых кредитных средств. В данном случае определяется залоговая стоимость компании, причем таким образом, что это способствует возврату выданного кредита;
— для целей страхования, при этом определяется страховая стоимость компании с целью компенсации возможных потерь при наступлении страховых случаев;
— при выкупе акций общества в случае, если такая обязанность у общества наступила в случае его реорганизации, совершения крупной сделки, внесения изменений в устав общества, если акционеры на общем собрании голосовали против принятия вышеназванных решений;
— с инвестиционными целями, для оценки имущественного комплекса или его части как вклада в уставные капиталы иных акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью;
— в целях реструктуризации предприятия, при ликвидации (оценка имущества), либо выделения из состава предприятия самостоятельных предприятий;
— с целью управления бизнесом, как текущий метод контроля в концепции «управления стоимостью», через максимальное повышение стоимости бизнеса компании, для повышения эффективности текущего управления предприятием.
В классической теории оценки применяются три подхода: затратный (стоимость в обмене, стоимость замещения), сравнительный (по сопоставимым продажам), доходный (капитализация доходов, дисконтирование денежных потоков). В рамках каждого из подходов применяются различные методы нахождения рыночной стоимости.
Затратный подход находит свое выражение в методе так называемых «чистых активов», когда за величину рыночной стоимости компании принимается величина «чистых активов», рассчитанных в соответствии с приказом Минфина РФ № 10н, и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 03-6/пз от 29.01.2003 «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.2003 № 4252). Заметим, кстати, что применение этого метода законодательно было закреплено в ранних редакциях Федерального закона «Об акционерных обществах» и являлось обязательным. В последующих редакциях закона данный пункт исключен, что дает возможность большей маневренности при использовании различных методик оценки с целью получения достоверного результата. В настоящее время в связи с трансформацией бухгалтерской отчетности применение данного метода осложнено отсутствием необходимых данных в балансах хозяйственных обществ и тем, что вышеназванные нормативные документы утратили силу.
Принцип подхода по сопоставимым продажам дает возможность определить рыночную стоимость компании через сравнительный анализ стоимостей аналогичных предприятий, стоимость которых известна или ее можно определить. В частности — одним из факторов стоимости на котором можно с высокой степенью достоверности основывать свои расчеты является величина общепризнанных котировок акций компании, особенно компаний прошедших листинг, котирующихся на биржевом организованном рынке. В отсутствии общепризнанных котировок, что особенно относится к российским сельскохозяйственным предприятиям, акции которых не внесены в листинговые листы ни одной из российских или зарубежных фондовых бирж, допускается с известной степенью приближения использовать данные сделок внебиржевого рынка, в том числе и данные Российской торговой системы (РТС).
В большей степени подход по сопоставимым продажам можно применять, используя инструменты организованного рынка, участвующие в ежедневном расчете мировых индексов ценных бумаг. При оценке бизнеса с использованием этого подхода необходимо при расчете поправок отдавать предпочтение линейным моделям в отличие от нелинейных и учитывать приоритет относительных отклонений отдельных показателей над абсолютными. При расчетах с помощью методов сравнительного подхода наибольший интерес представляют метод компании-аналога, метод сделок, метод ценовых мультипликаторов.
Доходный подход нашел отражение в методах дисконтирования денежных потоков, дисконтирования прибыли, дисконтирования дивидендов, метода капитализации доходов. В любом случае применение методов доходного подхода дает возможность создать какую-то финансовую модель, которая достаточно отдаленно отражает действительные процессы в сельскохозяйственном производстве, подверженном влиянию погодно-климатических и почвенных условий. В условиях переходной российской экономики методы, характерные для данного подхода должны применяться очень осторожно с известными ограничениями. Главной неустойчивой составляющей, сужающей применение этой группы методов, является методика определения безрисковой ставки, а также поправок к ней, зависящей от рисков, которые принимаются эмпирически и являются допущениями. В условиях российской экономики, где «финансовая прозрачность» компаний оставляет желать лучшего, а процветает система искажения бухгалтерской отчетности в угоду так называемой «оптимизации налогообложения» использования данной группы методов подвергается серьезным ограничениям. Тем не менее, в совокупности с другими подходами, расчеты с использованием методов доходного подхода имеют право на существование.
Господствующими мировыми школами в оценке бизнеса является «фундаментальная», основанная на доскональном изучении отчетности, объемов продаж, финансового положения, структуры капитала, активов, на основе которой строиться стоимостная модель и «техническая школа», основанная на анализе спроса и предложения на биржевых рынках. Из современных теорий оценки стоимости представляет интерес концепция «эффективных рынков» Кендалла.
Разумеется, в нашем случае, приоритетным направлением является «фундаментальный» подход к оценке бизнеса. Ниже в качестве примера приводятся расчеты по двум предприятиям, активно работающим в сфере услуг на рынке недвижимости — Закрытым акционерным обществам «Инком-недвижимость» и «Миэль-недвижимость» (Москва) в динамике.
В условиях нестабильности сферы услуг на рынке недвижимости и неустойчивости развития предприятий в динамике метод «чистых активов» является как бы нивелирующим влияние внешних условий на стоимость бизнеса. В частности, применительно к выбранным предприятиям, работающим на рынке недвижимости можно отметить, что все выбранные компании оцениваются как достаточно жизнеспособные и эффективно функционирующие предприятия с высокой степенью организации производства, эффективным менеджментом, стабильным обученным наемным персоналом и устойчивым финансовым положением. Кроме того, необходимо отметить, что данные компании обладают значительными материальными активами, которые в достаточной мере эффективно используется в процессе оказания услуг. Использование данного метода в оценке предприятий сферы услуг позволяет достаточно близко оценить стоимость собственного капитала, что, в принципе, с учетом корректировки баланса совпадает с рыночной оценкой компании.
Итоговая величина «чистых активов» определяется путем вычитания из активов, принимаемых к расчету, в состав которых включаются внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы), оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал. В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются: долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства по займам и кредитам, кредиторская задолженность, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства.
Применение метода «чистых активов» для оценки стоимости предприятия сферы услуг на рынке недвижимости не всегда можно назвать корректным в связи с тем, что такое предприятие представляет сложный организм, результаты хозяйственной деятельности которого в большой степени зависят от факторов внешней среды. Вполне возможно может оказаться, что рыночная оценка предприятия намного больше чистых активов. В настоящее время разработаны методы оценки, позволяющие эффективно использовать в оценке как затратный, так и доходный подход. Модель Ольсона (Edwards-Bell-Ohlson valuation model, модель EBO) наиболее перспективная современная разработка среди методов оценки стоимости компании.
На идеальном рынке все применяемые в оценке методы, как метод «чистых активов», так и метод дисконтирования денежных потоков (доходов, дивидендов) давали бы одинаковые результаты в связи с тем, что рынок полностью определен. В российских условиях неопределенность рынка выражена в том, что ожидаемый доход практически никогда не совпадает с расчетной величиной, как вследствие особенностей экономики переходного периода, так и вследствие специфики сельскохозяйственного производства. В модели Ольсена специфика ее применения основана на наличии добавленной стоимости, то есть стоимости, которая определяется как разница между фактически полученными доходами и расчетной величиной этих доходов EVA (economic value added). Как правило, предполагают, что стоимость компании в конце расчетного периода равна стоимости в на начальном этапе плюс чистая прибыль, полученная компанией за данный период времени минус выплаченные дивиденды, как часть чистой прибыли.
Серьезным вопросом оценки является определение ставки дисконтирования. Имеются различные подходы к определению этого показателя. В нашем случае описывается так называемый «метод кумулятивного построения» [2], как наиболее применимый к российским условиям. Ставка дисконтирования в данном методе представляется как сумма безрисковой ставки, дополнительного риска, связанного с неустойчивостью финансовой системы страны (страновой риск плюс риск от возможных колебаний курса национальной валюты), поправка на увеличение времени продажи (на низкую ликвидность бизнеса), поправка на эффективное (неэффективное) управление инвестициями (брокерская ставка при смене вида инвестиций).
В качестве безрисковой ставки как составляющей ставки дисконтирования можно принять ставку доходности по облигациям Внешэкономбанка и облигациям федерального займа, ставки по депозитам Сбербанка РФ и других надежных российских банков, финансовые инструменты (государственные облигации) развитых стран запада и Америки, ставки по межбанковским кредитам РФ, ставку рефинансирования Центрального банка России. Наиболее удобно производить расчет безрисковой ставки по облигациям ГКО-ОГФЗ (данные берутся по итогам торгов, публикуемым нас сайте компании Росбизнесконсалтинг).
Размеры странового риска принимаются в размерах, рассчитываемых рейтинговыми агентствами по сравнению с риском США, принимаемым равным нулю. В оценке данного вида риска учитывается уровень коррупции государства, качество законодательно-нормативной базы, общий уровень экономики страны, способы и успехи в государственном регулировании.
Другой способ расчета странового риска заключается в сравнении доходности по государственным облигациям, выпущенным в России и аналогичным облигациям с тем же сроком погашения в США. Доходность определяется по данным рынка Forex. Источник информации — компания «Атон». Например, по данным Нью-Йоркской фондовой биржи доходность 30-летних государственных облигаций США на 02.06.2008 составила 5,458%. Учитывая, что колебания уровней доходности такого рода финансовых инструментов не бывает значительной можно рассчитать страновой риск по разнице вышеприведенных данных средневзвешенной доходности ГКО-ОГФЗ. Она составляет 7,11 — 5,46 = 1.65%. По данным многих отечественных источников надбавка за страновой риск составляет примерно 2%.
В связи с инфляционными процессами в нашей стране, необходимо также использовать поправку на темпы инфляции. Темпы инфляции (падение курса рубля по отношению к доллару за год) рассчитываются по данным Госкомстата РФ. В настоящее время такое падение составляет 1,8–2%, хотя по другим данным инфляционные процессы оцениваются в размере 10–11%, несмотря на рост валового национального продукта в размере 4,5–5%. Таким образом, реальный инфляционный процесс составляет 5,5–6%.
Поправка на увеличение времени продажи (надбавка на низкую ликвидность) зависит от времени реализации недвижимости на открытом рынке. В настоящее время, общеизвестно, что время экспозиции должно составлять не менее 2-х месяцев (ст. 63 Гражданского кодекса определяет 2 месяца как минимальное время для реализации имущества ликвидируемого предприятия). Таким образом, надбавка за низкую ликвидность может приниматься в размерах 1/6 ставки рефинансирования, то есть минимальной ставки возврата капитала. В настоящее время при ставке рефинансирования 14% данная поправка, рассчитанная таким образом составляет 2,33%.
Наконец, последняя составляющая в расчете ставки дисконтирования является поправка на эффективное (неэффективное) управление инвестициями и принимается в размере брокерской ставки при смене вида инвестиций. Наиболее развитый рынок ценных бумаг дает нам данные брокерских ставок (комиссий) при работе на этом рынке с корпоративными или частными клиентами. Как правило на развитом рынке ценных бумаг комиссия брокеров не превышает размеров 0,2% от суммы сделки (иногда даже меньше при крупных сделках). На товарных рынках брокерское вознаграждение уплачивается в больших размерах. В нашем случае размер вознаграждения составляет 0,3% и 0,4% в связи с большой суммой сделки.
Таким образом, исходя из данных приведенных ранее можно рассчитать коэффициент капитализации. В данном случае при отсутствии рекапитализации (возврата инвестированного капитала) коэффициент капитализации будет следующий:
K = 7,11 + 1,65 + 5,5 + 0,3 + 0,4 = 14,96 или примерно 15%.
В случае рекапитализации — то есть возврата инвестированного в недвижимость капитала после окончания срока экономической жизни объекта недвижимости часть чистого операционного дохода (прибыли) откладывается в фонд возмещения. Возмещение производится в течение срока жизни объекта, определенного по нормам амортизации (допустим 1% в год — срок экономической жизни 100 лет, 0,8% — 125 лет).
Коэффициент рекапитализации рассчитывается или линейным путем (по нормам амортизации) — так называемый метод Ринга, или по фактору возмещения (третья графа таблиц шести функций денежной единицы — Sinking fund factor) используя метод Инвуда.
Для 15% при ежегодном начислении процентов находим при 40 годах [3, с. 381] фактор фонда возмещения 0,0005621 или округленно 0,06%. Для большего числа лет (в книге таких данных нет) данный коэффициент еще меньше. Можно использовать фактор возмещения, рассчитанный по безрисковой ставке — в нашем случае 7%. Это составляет 0,0050091 или 0,5%. Таким образом, итоговая ставка дисконтирования с учетом рекапитализации составит 15,5% или 0,155.
Отметим, что без расчета всех отдельных факторов, влияющих на ставку дисконтирования его можно рассчитать, если имеются данные по сделкам с аналогичными объектами. В связи с тем, что поиск такого рода информации достаточно бесперспективен наиболее приемлемым является вышеизложенный способ.
Что касается расчета стоимости исследуемых выше предприятий с использованием методов сравнительного подхода, то с нашей точки зрения он малоприменим в российской практике в связи с отсутствием достаточных данных по предприятиям-аналогам. Данный подход предусматривает в первую очередь сходство компании-аналога по отраслевому принципу, по размерам компании, по финансовым показателям. В ограниченных условиях Российского фондового рынка, где на организованном рынке присутствуют в качестве «голубых фишек» исключительно акции электроэнергетики и нефтедобычи, использовать их в качестве аналогов для предприятий сферы услуг невозможно.
Аналогично на мировых фондовых рынках отсутствуют, в достаточной степени, развернутые данные по продажам ценных бумаг компаний, занимающихся оказанием услуг в сфере недвижимости, так как в большинстве случаев данные компании являются мелкими и не находятся в организационно-правовой форме ЗАО или ОАО. Использование в оценке в рамках сравнительного подхода метода отраслевых коэффициентов, когда стоимость бизнеса определяется размером дохода от этого бизнеса, умноженным на величину рассчитанного отраслевого коэффициента не может быть использован для оценки данного бизнеса в силу нестабильности рынка. В связи с этим методы оценки стоимости бизнеса, основанные на сравнительном подходе могут иметь ограниченное применение и не имеют перспектив в оценке предприятий сферы услуг на рынке недвижимости.
В связи с тем, что полученные данные по оценке стоимости с использованием разных методов значительно различаются между собой, необходимо произвести согласование результатов, присвоив данным методам определенные степени значимости (весомости) в оценке результатов. В нашей работе использовался квалиметрический метод определения весомости (значимости) результатов. В процессе определения весовых коэффициентов методы оценивались с точки зрения надежности первичных данных, на основе которых производились расчеты, а также ограничений и допущений, которые использовались при расчетах с точки зрения обоснованности и соответствия реальности. В результате расчетов нами получены следующие данные по весомостям (значимостям) согласования — в методе чистых активов (затратный подход) — 0,47, в методе доходного подхода с построением модели «Ольстена» — 0,53. Таким образом, самым надежным и обоснованным был признан метод с построением модели Ольстена. Необходимо сказать, что по сравнению с аналогичными предприятиями за рубежом российские предприятия недооценены. Итоговые результаты расчетов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Согласование результатов оценки бизнеса предприятий сферы услуг на рынке недвижимости
Стимулом к повышению стоимости своего предприятия является, прежде всего, общая система материального поощрения, в частности, оплата труда персонала. Управление на оперативном уровне возможно в случае наличия у менеджера информации, необходимой для принятия решений с возможностью анализа альтернативных решений.
Для повышения качества управления возможна разработка иных критериев оценки труда менеджера, в частности уровень оборачиваемости запасов, нормативы удельных издержек. Управление качеством продукции рассматривается как часть управления стоимостью компании.
Таким образом, можно выразить четыре критерия, которым должна отвечать развернутая система управления стоимостью компании:
наивысшая эффективность всех хозяйственных звеньев, выраженная в конкретных задачах по повышению стоимости бизнеса;
выбор наиболее оптимальной стратегии развития предприятия;
разработка нормативов и показателей для определения эффективности работы производственных звеньев и подразделений;
определение надлежащих приоритетов в области деятельности на основе стоимостных критериев.
Для определения численного значения критериев необходима в качестве инструментария постоянная оценка и анализ стоимости как всей компании в целом, так и ее подразделений для разработки решений, которые способствуют повышению стоимости. Под оценкой компании подразумевается оценка ее капитала с учетом внутренних и внешних условий развития.
Внедрение системы управления стоимостью является не одномоментным, это возможно в результате длительных преобразований (некоторые специалисты оценивают скорость внедрения примерно в 2–3 года). Первым этапом перехода к рыночной концепции управления стоимостью на предприятии является оценка имущества и бизнеса на конкретную дату. Разумеется, при оценке должны быть выявлены все активы, которые способствуют увеличению стоимости, а также те активы, которые в силу разных причин не отражены в балансе организации, например, товарные знаки компании. На данном этапе необходимо определить — какие именно активы переоценены в балансе, какие недооценены, какие имеют потенциал роста стоимости, а какие нет. Возможно, при этом определиться от каких активов следует избавиться для того чтобы не перегружать компанию излишними активами не приносящими доход и не имеющими производственной ценности.
На стоимость компании, кроме суммы ее активов оказывают влияние факторы на которые необходимо воздействовать в процессе управления, в частности ценовая политика компании, уровень конкуренции в отрасли и среди аналогичных предприятий, качество поставщиков и поставляемых материалов, сырья и комплектующих, общеэкономическая и политическая ситуация в стране, выраженная в развернутой системе нормативных и законодательных актов, подлежащих применению в конкретных условиях.
Таким образом, можно выстроить всю систему необходимых факторов для создания условий максимизации стоимости компании, определяя на каком этапе и каким образом происходит изменение (а лучше увеличение) стоимости. Необходимо разработать систему показателей, характерных для каждого звена управления. Для низших звеньев управления эти показатели могут быть не стоимостными, а количественно-качественными, а для высшего звена управления, выражаться в стоимостных показателях.
Для осуществления выполнения концепции управления стоимостью предприятия в ряде случаев необходима поддержка на государственном или хотя бы на региональном уровне. Как считает С.А. Баронин [4] слабым местом инвестиционного программирования является отсутствие государственной концепции эффективной финансовой поддержки инноваций, как на федеральном, так и на региональном уровне. Поэтому в качестве инновационного решения по управлению программами предлагается создать единую управляющую компанию из административно-экономических единиц областного и местного самоуправления разного уровня в форме единых земельно-имущественных комплексов. В свою очередь от экономии при оптимизационно-налоговой схеме предлагается создать фонд поддержки, где инвестиции являются как бы членскими взносами участников этого фонда. Сопровождение проектов поручается специально созданным консультационным фирмам.
Концепция управления стоимостью невозможна без обученного персонала, способного понимать и решать проблемы, возникающие в работе. Для начала работы необходимо подготовить сотрудников, на которых можно рассчитывать при выполнении концепции. Первоначально предполагается, что это будут молодые экономисты, юристы и финансисты, в дальнейшем все счетные работники. Прежде всего, при их подготовке следует обратить внимание на концепции управления стоимостью, методы определения стоимости, вопросов изменения стоимости, способов повышения стоимости, как на своем подразделении, так и в целом по предприятию.
Для успешной реализации данной концепции в масштабах уже сложившегося предприятия целесообразно пригласить консультационную компанию уже успешно внедрившую данную концепцию в других предприятиях с обязанностью обучения собственного персонала.
Необходимо, чтобы система оценки качества работы менеджеров, как высшего, так и среднего звена базировалась на показателях стоимости, а уровень их доходов определялся ростом стоимости предприятия. Постепенно, каждый из работников начнет понимать, какие именно его действия приводят к росту стоимости компании, а какие наоборот.
Полезно продумать внедрение аддитивного подхода в управление стоимостью предприятия. В масштабах предприятия выделяют бизнес-единицы, которые оцениваются с точки зрения создания новой стоимости. Таким образом, в масштабах каждого подразделения можно решать вопросы — обеспечивает ли данное подразделение прирост стоимости компании или наоборот — способствует потери стоимости. Разумеется, стоимость всей компании оценивается как сумма стоимостей отдельных бизнес-единиц, поэтому управление компанией немыслимо без эффективного контроля за стоимостью этих подразделений.
Основная цель этапа выявить подразделения, которые создают максимальную стоимость компании и подразделения, которые не создают стоимости, но от которых нельзя избавиться. Подразделения, которые создают стоимость необходимо сегментировать по виду стоимости, по потребителю и по иным важным показателям. Если подразделение компании приносит стоимость, но она недостаточна, то можно попытаться продать невыгодный бизнес или разработать меры по повышению эффективности этого бизнеса в масштабах подразделения. В случае непрофильности единицы единственно правильное решение — это ликвидация этого подразделения.
По истечении некоторого времени отчеты о внедрении системы управления стоимостью рассматриваются заказчиками системы и заинтересованными лицами, в частности Советом директоров общества и общим собранием акционеров.
Как считают специалисты консалтинговой группы «Унисон» (г. Ярославль) [5], ключевыми факторами, влияющими на стоимость компании являются: показатели деятельности предприятия — выручка, прибыль, рентабельность, качество выпускаемой продукции, конкурентная среда, потенциал компании на рынке, законодательная и макроэкономическая база, политическая ситуация в стране. То есть, иными словами, на стоимость предприятия оказывают влияние общие факторы рисков бизнеса в целом.
Одним из факторов увеличения стоимости компании является обеспечение финансовой прозрачности компании. Прежде всего, это публикация финансовой отчетности в средствах массовой информации, как этого требует ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно этому закону, публикация отчетности, в частности годовых бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках необходима только для открытых акционерных обществ с целью информирования потенциальных инвесторов и создания системы защиты их инвестиций, так как предполагается, что при покупке акций компании покупатель полностью осведомлен о качествах этой бумаги и никакие претензии по качеству их не могут быть в дальнейшем приняты, а деньги за бумаги возвращены. Рекомендуется в масштабах компании осуществлять поэтапный переход на стандарты МСФО — международную систему бухгалтерской отчетности. Вопрос этот очень затратный, но в дальнейшем себя окупает, так как при переходе на систему международной финансовой отчетности она становится доступной иностранному инвестору, а это улучшает сравнимость предприятия в межстрановом масштабе. Таким образом, создаются предпосылки ликвидации недооценненности компании по сравнению с ее международными аналогами.
Благодаря оптимальному сочетанию собственного и заемного капитала можно увеличить стоимость компании. Многие предприятия боятся в своей деятельности пользоваться большим количеством заемных средств. Происходит это в связи с высокими ставками по заемным средствам на рынке заемного банковского капитала. Однако заемные средства можно получить использую рынок ценных бумаг. При положительном имидже компании можно организовать облигационные займы и зарегистрировать выпуск облигаций по объему достаточный, как для текущих нужд компании, так и для долгосрочных вложений. Чтобы создать интерес к ценным бумагам необходимо таким образом сконструировать облигационный займ, чтобы они были размещены на рынке. Облигации могут быть как купонного типа, так и бескупонные. С точки зрения предприятия выгоднее купонные облигации, так как позволяют рассрочить уплату доходов по ним в течение времени займа. Для эмитента облигаций нет разницы между облигациями процентными и дисконтными. В первом случае облигации размещаются по номиналу, а фиксированный процент выплачивается при погашении. Во втором случае облигации размещаются с дисконтом — разницей между продажной ценой и ценой выкупа, выкуп такого рода облигаций осуществляется по номиналу. Таким образом, размещенные и погашенные выпуски облигаций способствуют созданию положительного имиджа качественной кредитной истории заемщика, что, безусловно, способствует повышению стоимости компании. С другой стороны, просроченная задолженность банку, в том числе и неоднократно пролонгированная играет отрицательную роль в общем имидже компании. По данным консалтинговой компании «Унисон» (г. Ярославль) удачно размещенный облигационный займ и привлеченный кредит может повысить капитализацию компании на 10–15%.
Возможным способом повышения стоимости компании является действие обратное реструктуризации капитала — выкуп акций дочерних компаний и превращение их в компании с полным капиталом холдинга.
Наличие работоспособного персонала, заинтересованного в достижении высоких показателей работы — важная часть работы руководства компании. В свою очередь руководство компании должно быть также заинтересовано в получении высоких результатов производства. Главным в организации работы персонала является создание системы рекрутинга и мотивации труда. Система рекрутинга позволяет создать условия для отбора наиболее подходящих сотрудников. Способы отбора разнообразны, в том числе различного рода проверки, тестирование, работа с испытательным сроком. Что касается системы мотивации труда, то она представляет собой систему мер экономического и морального стимулирования сотрудников для достижения наиболее эффективного результата. К главным методам стимулирования относятся уровень заработной платы, которая традиционно подразделяется на стандартный уровень и часть, зависящую от результатов труда. В интересах работников иметь достаточно высокую стандартную часть и небольшую зависимость от результатов труда, работодатели должны стремиться к минимизированной стандартной части и повышению части оплаты труда целиком зависящей как от конкретного качества труда отдельного сотрудника, так и от результатов работы компании в целом.
По мнению BKG — «Управление персоналом» [6] в составе программ мотивации выделяется два уровня: базовый и конкурентный. В состав конкурентного уровня включаются опционные планы, бонусные планы и поощрение акциями компании. Что касается третьего — поощрение работников предприятия акциями компании — идея не нова. Через год после выхода ФЗ «Об акционерных обществах» появился другой ФЗ «Об особенностях акционерных обществ работников (народных предприятий)». К сожалению, эта организационно-правовая форма — акционерное общество работников — народное предприятие чрезвычайно редко используется. В данном законе работники предприятия были мотивированы на доходы, приходящиеся по их акциям. Каждый работник предприятия, приходя на работу, выкупал пакет, соответствующий его должности и выполняемой работе. Покупка пакета осуществлялась со скидками или в рассрочку — так как было прописано в учредительном договоре. При прекращении трудовых отношений и расторжении трудового договора, в частности даже по собственному желанию, работник обязан был продать пакет акций предприятия другому работнику или самому предприятию. Размер пакета акций не мог превысить определенной величины, определенный заранее, тем самым как бы ставился заслон на пути спекуляции ценными бумагами и концентрации больших пакетов акций в одних руках.
Новый работник, приходящий на предприятие покупал пакет акций из этого переходящего фонда. Особенностями обращения акций на данном предприятии предусматривалась невозможность оперировать пакетами, продавать и покупать их в то время, когда собственник этого желает, в этой части право собственности на данные ценные бумаги было ограничено уставом и законом. Такое неполное (урезанное) право собственности не создавало экономических отношений, при которых возможен рост котировок данных ценных бумаг, возникновение, увеличение и спад к ним интереса со стороны инвесторов.
На западе широко применяются методы поощрения высшего менеджмента путем предоставления ему возможности покупки какого-то количества акций по цене ниже рыночной стоимости или вообще по номинальной стоимости в момент регистрации очередного выпуска ценных бумаг. Такого рода поощрения возможны и в наших акционерных общества, созданных различным путем, в том числе и путем приватизации. Одним из путей организации участия высшего менеджмента в капитале компании является так называемая сделка по выкупу акций. На общем собрании акционеров принимается решение о продаже части акций компании каждым акционером в пользу высшего менеджмента. Размеры продаваемой части определяются в процентах от каждого пакета, принадлежащего акционеру. Руководство выкупает эти акции у акционеров за счет заемных средств или в рассрочку путем предоставления кредита по оплате каждым акционером. Таким образом, перераспределив права на ценные бумаги, создаются пакеты акций у наиболее заинтересованной категории лиц в обществах. Наделение акциями высшего менеджмента возможно также за счет организации дополнительного выпуска акций и наделения ими членов органов управления, разумеется опять же по решению общего собрания. Как в первом, так и во втором случае, формирование пакетов ценных бумаг у высшего менеджмента происходит за счет уменьшения размеров пакетов всех остальных акционеров — в первом случае уменьшается количество акций у каждого акционера, во втором случае — происходит уменьшение относительного количества голосов при сохранении общего количества акций находящихся в собственности у каждого акционера. Кроме самих акций менеджмент компании может получать по решению общего собрания акционеров опционы на покупку акций в дальнейшем из дополнительных выпусков, таким образом создаются условия перераспределения капитала в будущем. Возможным
в данном случае и даже очень эффективным является заключение предварительных договоров купли-продажи акций (опционов) в будущем с определенным условием, что сделка купли-продажи акций будет осуществлена только в том случае, если компания достигнет определенных показателей эффективности. В случае недостижения такого уровня показателей, основной договор не заключается, сделка по покупке ценных бумаг не осуществляется, предварительный договор расторгается. В разных комбинациях такого рода действия по созданию дополнительной мотивации персонала получили название опционные планы.
За рубежом в качестве методов мотивации персонала высших эшелонов широко применяются так называемые «бонусные планы». В бонусных планах, разработанных с точки зрения воздействия на дальнейшее увеличение стоимости компании, определяется зависимость финансовых и иных вознаграждений от результатов хозяйственной деятельности. Применение бонусных планов возможно как среди высшего менеджмента, так и среди менеджмента среднего звена, возможно применение бонусов в случае успешной работы группы взаимосвязанных подразделений. Прародителем бонусной системы в нашей стране была всем известная премиальная система с «тринадцатой» зарплатой, размер которой определялся показателями экономической эффективности работы предприятия. Различие в том, что «тринадцатую» зарплату получали все работники предприятия, таким образом, смысл ее и стимулирующие функции были достаточно размыты, а бонус должны получать только управленческие работники при соблюдении определенных условий достижения эффективности. В бонусной системе возможно формирование фондов бонусов, куда откладывается на лицевой бонусный счет вознаграждение работника. Выплата вознаграждения осуществляется поэтапно, и также является своего рода бонусом. Таким образом, удается удержать лучшие кадры предприятия и создавать условия наибольшей эффективности работы предприятия в будущем. Бонусные планы могут быть различны — бонусы могут причитаться за выполнение части показателей, за превышение показателей, за достижение комплекса показателей. Для каждого сотрудника высшего менеджмента возможна разработка индивидуального плана, включающего в себя и вознаграждение акциями предприятия, и компенсационные пакеты, и бонусный план за достижение и перевыполнение показателей. В качестве мотивационной составляющей возможны и штрафные бонусные меры, снижение бонусных частей при невыполнении показателей, недостаточной эффективности работы подразделения. Такого рода бонусные штрафы вполне уместны для работников среднего звена — менеджеров среднего уровня управления. Правильно разработанная бонусная, компенсационная программа и программа участия в капитале способствуют резкому повышению эффективности производства и, как следствие, повышению стоимости компании, причем повышение стоимости вполне возможно возвести в ранг планируемых показателей, или задать темпы роста стоимости компании в договорах с персоналом.
Важное место в системе управления стоимостью занимает бизнес-планирование. Вопросы бизнес-планирования не относятся к теме данной работы, однако укажем, что все преобразования, в том числе и переход к концепции управления стоимостью возможны исключительно в соответствии с бизнес-планами, а именно — планами изменения организационной структуры управления, планами производства, рекламы, сбыта, планами краткосрочных и долгосрочных инвестиционных программ, планами кредитной политики, планами развития акционерной формы собственности, планами управления рисками предприятия. Практически все внедрение концепции управления стоимостью базируется на системе краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных бизнес-планов и отчетов о стоимости компании, подчиняющихся исключительно этой концепции.
Отчеты о стоимости компании периодически (ежегодно) должны представляться заинтересованным лицам. Такими заинтересованными лицами являются акционеры (участники) юридического лица. В порядке ст. 89–91 ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано предоставлять акционерам информацию об имуществе общества и о стоимости имущества общества. Кроме того, для акционеров разрабатывается положение о порядке определения стоимости, порядке учета показателей роста стоимости компании. Это положение может быть утверждено Советом директоров. Полезно также проводить факторный анализ хозяйственной деятельности и в процессе этого анализа выявить факторы, которые в наибольшей степени влияют на стоимость. Необходимо целенаправленно воздействовать на выявленные факторы.
Таким образом, основными этапами внедрения на предприятии концепции управления стоимостью являются: полная рыночная оценка стоимости активов, пассивов предприятия и бизнеса предприятия; определение зависимости стоимости компании от отдельных факторов, влияющих на стоимость; создание системы мотивации персонала; создание оптимальной управленческой системы, разработка эффективных способов воздействия на факторы увеличения стоимости, внедрение системы промежуточной и периодической оценки результатов работы, внедрение системы оценки и анализа управленческих решений, периодическая оценка бизнеса и внесение корректив в систему управления стоимостью.


Литература
1. Семионова Н.Е., Семионов Р.Ю. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). — М.: ИКЦ МарТ, Ростов-на Дону, 2004. — 464 с.
2. Грязнова А.Г. Федотова М.А. Оценка бизнеса. — М.: Финансы и статистика. — 2003. — 687 с.
3. Фридман Д., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. — М., 1997. — 480 с.
4. Баронин С.А. Управление стоимостью и государственное регулирование. Развитие стоимостного управления при планировании ипотечно-инвестиционных программ жилищного строительства // Экономика строительства. — 2004. — № 7. — С.2–13.
5. Управление стоимостью предприятия. Консалтинговая группа «Унисон», г. Ярославль.- Электронный ресурс. Режим доступа. http://un-group.ru/public/
6. Исследование приоритетов руководителей российских предприятий 2003. Бриф. Материалы компании BKG/ Электроонный ресурс. Режим доступа- http://old-opec.hse.ru/library/article.asp?d_no=3348&c_no=115&c1_no=

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия