Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Тумашик Н. В.
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Проблемы учета затрат на качество, брак и утилизацию отходов производства
В статье проводится анализ понятий «качество выпускаемой продукции», «потери от брака», «отходы производст­ва» в современных условиях глобализации рынков. Обосновывается необходимость учета затрат на качество продукции, потерь от брака и утилизации отходов. Предлагается классификация отходов производства, охватывающая наиболее полный перечень ее признаков и позволяющая осуществить организацию бухгалтерского учета по данному направлению в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды деятельности организации
Ключевые слова: качество, гарантийное обслуживание, брак продукции, потери от брака, классификация отходов

В начале XXI в. глобализация является одним из важнейших процессов современности, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни общества. Основные признаки глобализации и противоречивость данного процесса отражены в основных подходах к ее определению. Термин «глобализация» был введен Т. Левиттом, который определил глобализацию как феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными транснациональными корпорациями. Впоследствии данный термин стали использовать для описания разносторонних процессов в мировом хозяйстве. Развернутое определение процесса глобализации дает М.Д. Интрилигейтер: «Под глобализацией понимается огромное увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Речь идет, таким образом, не только о традиционной внешней торговле товарами и услугами, но и о валютных потоках, движении капитала, обмене технологиями, информацией, идеями, перемещении людей» [3]. Л.С. Бляхман считает, что глобализация является очередным этапом обобществления производства, которому предшествует обобществление производства в рамках национальной экономики. Он также подчеркивает, что «глобализация — это процесс создания единого мирового рынка товаров и услуг, финансовых ресурсов, технологий и интеллектуальной собственности, рабочей силы, выбросов в окружающую среду, информационной основой которого становится Интернет» [1].
В связи с этим в экономике встают новые проблемы, связанные с получением необходимой информации по направлениям: качества выпускаемой продукции; потерь от брака; отходов производства. Проблемы качества продукции становятся основными в целях обеспечения жизнедеятельности и неразрывно связаны с потерями от брака, утилизацией отходов, экологическими затратами.
Качество — это комплексное понятие, характеризующееся совокупностью свойств и особенностей: отличающих один объект от других; способностью удовлетворять установленные и предполагаемые потребности; соответствием техническим нормам и технологическим условиям; затратами, связанными с созданием, производством и эксплуатацией объекта. Качество характеризует эффективность таких сторон деятельности коммерческой организации как разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей системы качества является качество продукции. В связи с усилением конкуренции, быстрой сменой технологии, развитием автоматизации, возрастающими запросами потребителя и общества в целом усложняются требования к качеству. Следовательно, проблема качества продукции связана с комплексом процедур, выполняемых организацией и не связанных с браком в производстве.
Для достижения более эффективных результатов работы коммерческой организации необходимо уделять внимание вопросам соотношения качества и затрат на качество выпускаемой продукции. В современных условиях затрат на качество избежать трудно. Их можно оптимизировать — снижать возможность возникновения конкретных процедур и затрат на них, а в некоторых случаях уменьшать процедуры при сохранении условия качества продукции. В системе обеспечения качества продукции в настоящее время актуальным для организаций-изготовителей становится вопрос гарантийного обслуживания.
Гарантия или гарантийное обслуживание подразумевают обязательства изготовителя перед потребителем за использование в процессе эксплуатации произведенной им продукции, соответствующей техническим характеристикам и свойствам, и не причинения вреда или ущерба. Изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о продукции, обеспечивающую возможность его правильного выбора. По отдельным видам продукции перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Информация о продукции в обязательном порядке должна содержать: обозначения стандартов, требованиям которых должны соответствовать эти объекты; сведения об основных их потребительских свойствах, а в отношении продуктов питания — особые условия производства и реализации.
При определении гарантии во внимание принимаются цена и условия приобретения продукции, правила и условия ее эффективного и безопасного использования, гарантийный срок. Так, при реализации сложного специализированного оборудования, организация-изготовитель, обеспечивающая гарантийное и сервисное обслуживание оборудования, несет затраты на: производство комплектующих, используемых для ремонта в рамках гарантийного и сервисного обслуживания, и их хранение; содержание сервисного центра; обучение персонала; выполнение работ по гарантийному и сервисному обслуживанию и др. Тем не менее крупные компании сознательно идут на вышеуказанные затраты, понимая их значимость и необходимость. Данный показатель часто является решающим для покупателя, например, при приобретении стоматологического оборудования. Если покупатель приобретает оборудование в организации, имеющей свой сервисный центр, сертифицированных специалистов и склад запчастей, необходимых для ремонта приобретенного оборудования, то он может рассчитывать на более быстрое решение своих проблем, связанных с гарантийным и сервисным обслуживанием. Поэтому, как правило, он принимает решение не только исходя из цены, но и с учетом информации о гарантийном и сервисном обслуживании оборудования: наличия сервисного центра и наличия у него лицензии на обслуживание; соответствие профессиональной подготовки инженеров предъявляемым требованиям; сроки выполнения заявок; наличие специальной аппаратуры и инструментов для обслуживания и т.д. Следовательно, гарантийное обслуживание — это процедуры, не имеющие прямого отношения к качеству, а ближе к устранению брака с технической точки зрения. Одновременно отсутствие такого обслуживания в условиях рынка будет свидетельствовать о незаинтересованности изготовителя в производстве качественной продукции и ее сбыте. Таким образом, процесс гарантийного и сервисного обслуживания становится важным объектом бухгалтерского и управленческого учета.
В настоящее время система бухгалтерского учета не соответствует сложившимся тенденциям развития управления качеством и не обеспечивает пользователей учетными данными o затратах на качество. В связи с этим необходимо совершенствовать бухгалтерский (финансовый) учет, развивать такие его направления, как управленческий и стратегический учет, позволяющие выработать основные подходы к формированию учетно-аналитического обеспечения управления качеством в коммерческой организации.
Одновременно неоднозначно решаются проблемы учета брака продукции. В экономической литературе часто встречается цитирование определения брака из Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости на промышленных предприятиях, утвержденных Госпланом, Госкомценом, Минфином и ЦСУ СССР 20.07.70г., в которых «браком в производстве признаются изделия, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы лишь после исправления. Брак продукции — продукция, изготовленная с нарушением стандартов и технических условий или с отступлением от них. Забракованная продукция может быть совершенно непригодной для использования по прямому назначению (полный брак) или не полностью отвечающей установленным требованиям, причем исправление ее не только технически возможно, но и экономически целесообразно (частичный брак)».
В настоящее время вопросы определения понятия брака и его учета отражены лишь в некоторых из действующих методических отраслевых рекомендациях по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции. Например, определение брака содержится в Методическом положении по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях химического комплекса, утвержденном Приказом Минпромнауки Российской Федерации от 04 января 2003 года № 2. Данное определение аналогично определению, указанному выше, но дополнено следующим содержанием: «Не считаются браком продукты, изделия, полуфабрикаты, изготовленные по особым повышенным техническим требованиям, в тех случаях, когда они не соответствуют этим требованиям, но отвечают стандартам или техническим условиям на аналогичные продукты или изделия для общего потребления. Не относятся к браку потери от сортности, то есть перевод продукции в низший сорт по качеству».
В экономической литературе нередко брак отождествляется с понятием дефекта. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков и А.Л. Кураков указывают, что «брак продукции — это дефект, в связи с обнаружением которого продукция не может быть использована по своему назначению или ее использование требует дополнительных расходов по исправлению дефекта» [4].
О.В. Фомина полагает, что для целей учета требуется разграничение и уточнение данных понятий, считая, что «брак (несоответствие) — это выпуск некачественного продукта (полуфабриката), несоответствующий стандартам и своему назначению, обусловленный несоблюдением работником требований производства», тогда как, «дефект — это неизбежные потери по технологическим причинам, вызванные несовершенством технологии, оборудования, процессов» [7]. При этом на предприятии возникает необходимость в разработке норм дефектности продукции, под которой понимается «доля несоответствующей стандартам продукции в объеме производства (партии), неизбежной по технологическим причинам» [7]. Следовательно, автор считает, что «превышение количества несоответствующей продукции (полуфабрикатов) установленных норм является браком и подлежит обоснованию причин и взысканию с виновников рыночной стоимости бракованной продукции» [7].
Приведенная информация показывает, что понятие «брак» содержит различные характеристики, либо изготовленной продукции, либо товаров, не отвечающих стандартам и требованиям. Это приводит к тому, что в бухгалтерском учете осуществить реальную постановку учета брака продукции достаточно проблематично, поскольку оно обезличенно характеризует объект. Устранять брак продукции — это не означает улучшать его качество
По отношению к производителю применяется понятие «потери от брака». Необходимость рассмотрения потерь от брака на различных стадиях производственного цикла изготовления продукции, которые в современных условиях можно устранить, оптимизировав расходы, вызвана многими направлениями. Например, на стадии изготовления может возникнуть брак, который лучше не устранять и при этом избежать неоправданно больших затрат, касающихся не только брака. Или продукция может визуально представлять собой пригодную к реализации, а по качеству не соответствовать требованиям при ее потреблении. В табл. 1 приводится состав и содержание потерь от брака продукции, которые подлежат учету.
Таблица 1
Состав и содержание потерь от брака продукции
Приведенное содержание потерь от брака позволяет, с одной стороны, определить конкретные направления учета, а, с другой стороны, для каждой конкретной организации достаточно сложно определить конкретный состав потерь от брака и возможность его калькулирования. На практике брак в производстве оформляется соответствующими документами и при наличии денежной оценки отражается на счете 28 «Брак в производстве». В связи с тем, что не всегда осуществляют постановку учета затрат на брак в производстве, исходя из различий в определении, содержании, характеристики и оценки объекта, его просто не учитывают. Поэтому на практике мало организаций используют этот счет по своему назначению, считая, что это лишняя информация, и ограничено ее применение в управлении, исходя из времени принятия решений.
Существенного уточнения для целей организации бухгалтерского учета затрат, связанных как с качеством, так и потерями от брака требуют исследования отходов производства в качестве объекта учета и возможности их утилизации. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В связи с противоречивостью и неизученностью некоторых направлений в исследованиях, а также изменениями, происходящими в условиях хозяйствования организаций, развитии теории и практики учета и анализа, информационных потребностей конкретных пользователей возникает необходимость в разработке научно-обоснованной классификации отходов для правильной организации их бухгалтерского учета. Это необходимо и для устранения неоднозначно трактующихся направлений их учета в различных отраслях производственной сферы.
Анализ нормативных документов и экономической литературы по данному вопросу позволил установить, что отходы классифицируются по следующим признакам: происхождению; видам производств, агрегатному и физическому состоянию; опасным свойствам и степени вредного воздействия на окружающую природную среду; по возможности использования. Исследование существующих классификаций отходов позволяет сделать следующие выводы:
отсутствует комплексный подход к объекту исследования;
имеющиеся по данному вопросу научные работы касаются системы управления, и лишь в ограниченном их числе, бухгалтерского учета;
классификации отходов не взаимоувязаны с информационными потребностями определенных пользователей;
не учитывается необходимость отражения в учете новых явлений, возникших в связи развитием научно-технического прогресса, включая нанотехнологии.
Таким образом, между содержанием понятий качества, брака продукции, гарантийного ее обслуживания существуют различия, которые с позиции бухгалтерского учета требуют рассмотрения состава комплекса учетных процедур. Решить эту проблему без соответствующих разработок организационного и экономического характера невозможно. В бухгалтерском учете информации о затратах на качество практически нет, поскольку она отсутствует и в нормативных документах, а потери от брака, как было отмечено ранее не учитываются.
С целью организации учета отходов и затрат на их утилизацию на современном уровне, необходимо кардинальное изменение восприятия данных объектов в системе учетно-аналитического обеспечения. Следовательно, научно-обоснованная классификация отходов необходима для перестройки методики учета отходов и затрат на утилизацию по новым принципам с целью получения полной и объективной информации для пользователей различных уровней. Выбор конкретных признаков, положенных в основу применяемых в отдельной коммерческой организации, зависит от ее специфики деятельности, а также от реализуемой стратегии и тактики. При этом в своей деятельности организации целесообразно использовать те классификации, которые не только в наибольшей степени соответствуют поставленным ею целям и задачам, но и могут быть реализованы в рамках системы бухгалтерского учета, следовательно, определяют основные элементы учетной политики в части финансового, управленческого и налогового учета. Классификация позволяет определить пути дальнейшего движения отходов (утилизация на местах образования, передача другим предприятиям, вывоз на свалку, сброс в канализацию, сжигание и т.п.). На основе этой классификации разрабатываются схемы централизованного сбора, вывоза и переработки промышленных отходов для использования в качестве вторичного сырья и для предотвращения их отрицательного воздействия на окружающую среду. В связи с этим предлагаем классификацию отходов производства, которая охватывает наиболее полный перечень ее признаков и может быть использована в целях организации учета отходов и затрат на их утилизацию. В табл. 2 приводится предлагаемая классификация отходов производства для целей организации бухгалтерского учета.
Для решения задачи управления затратами на брак, качество и гарантийное обслуживание выпускаемой и реализуемой продукции, а также на утилизацию отходов необходима система информационного обеспечения, которая отвечала бы современным требованиям и находила отражение в системе бухгалтерского учета и соответствующей отчетности.
В связи с этим каждому предприятию необходимо применительно к своему производственному процессу исследовать и определить: состав статей затрат по данному направлению; обобщение информации в учетных регистрах; формирование управленческой отчетности на разных уровнях; формирование финансовой отчетности для заинтересованных пользователей. Реализация предложений позволит получить необходимую информацию для принятия управленческих решений в системе управления затратами на производство. Проведенное исследование процессов предприятия, связанных с качеством производимой продукции и ее реализации, потерями от брака и классификацией отходов производства позволит правильно обосновать, разработать и применять методику учета названных объектов. Рациональная постановка учета затрат на качество продукции, брака в производстве и его потерь, а также утилизации отходов позволит решить комплекс экологических проблем, связанных с деятельностью организации. В этом случае центры сбора отходов в структурных подразделениях будут одновременно являться и центрами учета качества продукции, потерь от брака производства и, в зависимости постановки учета, экологических затрат. Собранная информация найдет отражение во внутрифирменной отчетности по этим центрам и может использоваться в управлении организацией для решения задач по различным направлениям деятельности предприятия и оптимизации ее эффективности в целом.
Таблица 2
Классификация отходов производства для организации бухгалтерского учета


Литература
1. Бляхман Л.С. Псевдорыночная экономика в условиях глобализации // Проблемы современной экономики. — 2002. — № 1 — С. 21–28.
2. Большая экономическая энциклопедия — М.: Эксмо, 2007.
3. Интрилигейтер М.Д. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конфликтов и обострения конкуренции // Проблемы теории и практики управления. — 1998. — № 6 — С. 42–53.
4. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика: инновации, инвестиции, инфраструктура: энциклопедический словарь — Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2008.
5. Пискунов В.А. Учетно-информационное обеспечение в управлении расходами промышленного предприятия: дис. ... док. экон. наук. — СПб., 2005.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М., 2008.
7. Фомина О.В. Учет и анализ затрат в системе обеспечения качества продукции молокоперерабатывающих организаций АПК: дис. ... канд. экон. наук. — М., 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия