Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аванесов Г. М.
докторант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат технических наук


Приоритетные объекты инвестирования корпораций: непрерывное образование и системы управления
В статье рассматривается подход приоритетного инвестирования в непрерывное образование и системы управления, который позволяет формировать успешную деятельность корпораций и привлечение инвестиций для новых проектов развития
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность, управление корпорацией, управленческие риски, непрерывное образование, информационные технологии

Создание оптимальных моделей управления крупными предпринимательскими корпорациями, функционирующими во всех отраслях экономики, давно занимает одно из ведущих мест в исследованиях мировой науки. Проблема научного поиска и практической апробации теоретических основ и методологии совершенствования систем управления корпорациями и инвестициями в эту область имеет особое значение в российской экономике в связи с ее постоянным отставанием от результатов, достигнутых в зарубежной практике. Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной инвестиционной и управленческой деятельности. В настоящее время модернизация промышленности сдерживается не только недостатком капиталов и их утечкой за рубеж, но и потому, что значительная часть прибыльных возможностей не используется, а осуществляемые вложения не достигают запланированных результатов из-за несовершенства основных систем управления инвестициями.
Инвестиционная привлекательность определяется субъективным восприятием потенциальным инвестором объекта инвестиционной деятельности, в котором должны сочетаться интересы инвестора и разработчика проекта [7]. Инвестиционная привлекательность демонстрируемая разработчиками проекта должна учитывать приоритеты инвесторов и отвечать определенным исходным требованиям:
стабильной востребованности инвестиционного проекта в течение максимально длительного периода времени;
учитывать все изменения внешней среды, возможные кризисные ситуации, действия конкурентов, направленные против данного проекта;
учитывать перемены в международных отношениях стран, если привлекаются иностранные инвесторы;
формировать выгодные условия привлечения ресурсов [3];
использовать уровень инвестиционной активности в регионе и инвестиционную привлекательность проекта для конкурентов.
Инвестиционная активность региона представляет собой процесс наращивания объемов и темпов инвестирования в основной капитал региона, которые, как правило, являются функционально взаимосвязанными с другими не финансовыми приоритетами [8].
Прогнозировать инвестиционную активность возможно с помощью расчета величины инвестиционного спроса [4, 5]. Структура корпорации в значительной степени формируется на основе технологий основных производств, квалифицированного персонала, целей деятельности входящих в нее предприятий. Факторы, которые оказывают непосредственное влияние на слаженность работы «команды» сотрудников, обычно дополняют информацией о развитости тех или иных показателей коллективной работы в системе управления корпорацией (рис. 1).
Рис. 1. Особенности коллективной работы в системе управления корпорацией
Отсутствие у российского менеджмента стратегическо­го мышления требует перехода «от преимущественного адми­нист­ративно-тактического управления к стратегическому управлению как реакции на возрастающую скорость преобразований, происходящих практически во всех сферах общества, ужесточение рыночной конкуренции. Традиционное управление исчерпало свой потенциал и в принципе не способно справиться с этими вызовами современности» [14]. Данные Российского союза промышленников и предпринимателей показывают, что больше половины российских компаний (52%) имеют проблему нехватки квалифицированных кадров, что является основным препятствием для развития бизнеса [15]. Современные исследования [16] констатируют факт, что в России «инвестирование человеческого капитала по остаточному принципу привело его к «состоянию на грани с негодностью».
Таким образом, становится понятно, что уровень состояния внутренней среды предприятий как предмета инвестирования, обеспечиваемый высокопрофессиональными кадрами имеет огромное значение и определяет эффективность и инвестиционную привлекательность [9]. Отсюда и вытекает целесообразность инвестирования в непрерывное образование и переподготовку персонала, несмотря на то, что состояние российской системы образования далеко от идеальной модели.
При этом следует отметить, что эффективностью инвестиционных процессов, связанных с образованием, трудно управлять, не зная инвестиционной ситуации региона, характеристик развития инвестиционной деятельности в конкретном регионе [9].
Интересы инвестора требуют оценки целого рядя рисков:
бизнес-рисков, связанных с изменением внешних условий, которые могут уменьшить преимущества, получаемые от нововведений, дополнительного образования;
технологических рисков, связанных с новым программным обеспечением, технологическим оборудованием, совершенствованием технологий, сменой поставщиков, изменением рыночных цен;
управленческих рисков, которые влияют на совершенствование производственных процессов и процессов управления.
Существуют риски в условиях неопределенности, которые также необходимо учитывать, добиваясь повышения эффективности результатов деятельности предприятия.
При этом следует учитывать, что такой традиционный сводный показатель оценки как величина возврата от инвестиций (Return-on-investment, ROI) уже не может служить однозначным критерием привлекательности для инвестора. Использование ROI «предполагает» получение доходов, связанных с внедрением каких-либо инноваций в достаточно определенный срок, а на самом деле это может быть размытый или короткий срок.
При вычислении ROI не учитываются возможные неопределенности и риски. Если ориентироваться только на ROI, большинство жизненно важных обучающих проектов не получат финансирования или их значительно «урежут», что не редко и происходит с переподготовкой кадров в корпорациях.
Более правильным для сферы подготовки является учет стратегического влияния результатов обучения на дальнейшее развитие систем и бизнеса всей корпорации. Данным образовательным проектам будет соответствовать следующий показатель — «Ценность возможностей для бизнеса» — TVO (Total Value of Opportunity) [10, 13]. Количественно трудно оценить насколько инновационный проект соответствует внутренним, характерным для конкретного предприятия, способностям превратить получаемые новые возможности от подготовки сотрудников и модернизации программного обеспечения в определенную ценность для основного бизнеса корпорации.
Процесс инвестирования в модернизацию должен решать одновременно несколько задач. Большинство предприятий уже несколько лет используют специальные программные комплексы, характерные для предприятий отрасли. Специалисты отрасли к ним привыкли, имеют прочные навыки работы с ними. Любая существенная модификация приводит к потере навыков, умений, требует обучения, овладения тонкостями приложений, переподготовки, усвоения новой модели эффективности действий.
Процесс получения новых сертификатов работниками может требовать значительное время для подготовки. Современное развитие бизнеса имеет тенденцию к более быстрым изменениям, постоянному мониторингу фактических значений показателей его развития [2, 6]. Внедрение новых систем электронной коммерции существенно меняет представление о многих годами проверенных стратегиях развития. Управление, веками строившееся как многоярусная пирамида, «разрушается» и превращается в «двухзвенный механизм». Становятся ненужными начальники секторов и отделов. Руководство корпорации может мгновенно и самостоятельно получать любую информацию с каждого предприятия, как от «первоисточника» так и в интегрированном виде.
С другой стороны, при модернизации необходимо обеспечить бесперебойное и надежное управление любой технологической единицей, любым станком, комплексом. Производительность предприятия, производственной линии не должна зависеть от сроков проведения модернизации системы управления. Жесткость конкурентной среды при глобализации не позволяет останавливать и разрывать технологические цепочки на недели, месяцы, поэтому для производства не желательны какие либо изменения вообще. Налицо противоречивая ситуация.
Необходимо все время балансировать, с тем, чтобы сохранить производительность и угнаться за прогрессом в сфере информационных производственных систем. Отдельные сервисы и программы заменяются комбинированными, а более простые — сложными и универсальными. Элементы технологической инфраструктуры превращаются в комплексы, позволяющие быстро менять не только типоразмеры, но и саму продукцию.
Поэтому процесс совершенствования системы обучения должен быть постоянным, иначе невозможно поддерживать должный уровень улучшений, требуемый конкурентной средой.
Наряду с необходимостью применения системы постоянного обучения сотрудников корпорации существует и другая реальная необходимость в виде применения высококвалифицированными сотрудниками комплекса современных информационных технологий. В этом вопросе следует обратиться к библиотеке лучших практик управления инфраструктурой корпораций как набором интегрированных процессов, основанных на Information Technology Infrastructure Library (ITIL) [12], которая является стандартом де-факто. Уровень детализации ITIL существенно выше, чем у других подобных моделей. На лучших производственных методиках, собранных в ITIL основан Microsoft Operations Framework (MOF) [11]. В основе MOF лежит комплекс моделей: модель процессов, модель команд, модель рисков.
Модель процессов MOF включает следующие контрольные процессы:
— изменений — управление изменениями, версиями и конфигурацией;
— эксплуатации — мониторинг услуг, сетевое и системное администрирование, управление хранением данных и каталогами;
поддержки — управление событиями и проблемами;
оптимизации — управление уровнем услуг, управление готовностью, обеспечение непрерывностью услуг, управление персоналом
Однако одной методики, с помощью которой может осуществляться эксплуатация решений в повседневной деятельности предприятия (MOF) недостаточно. К ней необходимо присоединить MSF (методику создания систем, анализ потребностей и создание удовлетворяющих их решений, определение контрольных точек выполнения процессов). Объединение этих методик позволяет выйти на более высокий уровень эффективности управления корпорацией и ее деятельности в целом. Совместно обе методики позволяют получить синергетический эффект в виде результатов на следующих базовых этапах:
— выявление потребности преобразования корпорации [1];
— создание и внедрение структуры корпорации с помощью MSF и MOF;
— обеспечение эксплуатации и использования предприятий, руководствуясь MOF;
— обеспечение итерационных усовершенствований системы управления корпорацией.
Основу Методики Microsoft Solutions for Management (MSM) составляют логические схемы процессов, что позволяет предлагать достаточно универсальные рецепты решений. Основная задача MSM состоит в том, чтобы дополнять MOF. Модель MSM содержит как теоретическую базу, так и лучшие практические примеры внедрения автоматизации управления. Основу MSM составляют: синхронизация обновлений и «заплаток» для установленных версий; мониторинг и управление службами; оценка качества функционирования.
Таким образом, предлагаемый нами подход приоритетного инвестирования корпораций в непрерывное образование и системы управления, обеспечиваемые информационными технологиями, позволяет формировать успешную деятельность корпораций и привлечение инвестиций для новых проектов развития.


Литература
1. Аванесов Г.М. Интеграция в корпорации: концепции, организационное проектирование. СПб.: Изд-во «Инфо-да». — 2006. — 102 с.
2. Аванесов Г.М. Тенденции интеграционных бизнес-процессов в промышленности: теория, методология, механизмы реализации. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. — 111 с.
3. Губин Д.Б. Формирование механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: Москва, 1999 161 c. РГБ ОД, 61:99-8/759-8 Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/72137.html
4. Инвестиционная активность организаций промышленного производства России в 2007 году [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.cea.gov.ru/pubs/investicionnaya-aktivnost-organizacii
5. Рейтинг инвестиционной активности отраслей российской экономики [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://krasnoyarsk.biz/articles/analitics/2006/02/16/otrasli/
6. Рубцов С.В. Управление изменениями с помощью регламентации. Открытые системы. 2005. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2005/12/380640/
7. Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы. Энциклопедия маркетинга. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m6/32.htm
8. Турмачев Е.С. Особенности развития инвестиционного процесса в регионах России // Аудит и финансовый анализ. — 2001. — № 2. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-2/41_turm.shtml
9. Avanessov G.M. Effective Management of Association. Информационные технологии моделирования и управления. Междунар. сб. науч. трудов. Вып. 6(24) / Под ред. О.Я. Кравца — Воронеж: Научная книга, 2005. — с. 799–803.
10. Gartner Total Value of Opportunity Software Now Available to Vendors. Symposium/ITxpo 2003. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.gartner.com/press_releases/pr25mar2003c.html
11. IT Infrastructure Library. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://technet.microsoft.com/en-us/solutionaccelerators/dd320379.aspx
12. IT Infrastructure Library. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.ogc.gov.uk
13. Total Value of Opportunity: Using Business Metrics to Shed Light on IT Investments. Gartner. 2003. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.smartshore.us/Total_Value_of_Ownership_Gartner.pdf
14. Рохчин В.Е. Определение потребностей инновационной экономики региона в квалифицированных кадрах: методологический аспект // Кадры для инновационной экономики Санкт-Петербурга: бизнес и высшая школа: Сб. науч. тр. — СПб.: Изд-во СПБАУЭ, 2008. — С.7.
15. Доклад РСПП о взаимодействии бизнеса и власти в сфере реализации социально-экономической политики в 2007 г. / Под общ. ред. А.Н. Шохина. — М.: РСПП, 2007. — С.58.
16. Ложко В.В. Новые подходы и требования к формированию кадрового потенциала для инновационной социально-экономической системы // Кадры для инновационной экономики Санкт-Петербурга: бизнес и высшая школа (сборник научных трудов). — СПб.: Изд-во СПБАУЭ, 2008. — С. 81.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия