Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Иванов Р. А.
главный казначей отдела расходов и ведения федеральных реестров Федерального казначейства по Краснодарскому краю

Организация оперативного учета денежных потоков на основе бюджетной классификации доходов и расходов
В статье приведены основные критерии и принципы организации оперативного учета в органах федерального казначейства. Раскрыт порядок формирования доходной и расходной частей бюджета и взаимоотношения участников бюджетного процесса. Описаны операции распределения доходов казначейством, основы его построения и функции
Ключевые слова: бюджетная система, система бюджетного учета и отчетности, оперативный учет, стандарт, классификация доходов, федеральное казначейство

Важным шагом бюджетной реформы стало использование механизма перспективного (среднесрочного) финансового планирования. К сожалению, в условиях мирового финансового кризиса, Россия была вынуждена отказаться от разработанных планов на среднесрочный период. В результате, положительные изменения в развитии бюджетного процесса наметившиеся в последнее время были заметно приостановлены. Вполне очевидно, что в процессе реформирования бюджетной системы обязательно должна быть создана такая система бюджетного учета и отчетности, которая могла бы отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также давать возможность объективно оценивать объемы денежных потоков, активы и обязательства органов государственной власти Российской Федерации.
Основными критериями организации оперативного учета являются: интеграция с бюджетной классификацией, объединение учета исполнения бюджета и учета в бюджетных учреждениях и использование метода начислений. Следует отметить, что применяемый план счетов бюджетного учета интегрирует положения: во-первых, применяемой в Российской Федерации методологии бухгалтерского учета исполнения бюджетов и методологии бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях; во-вторых бюджетной классификации в части классификации доходов, экономической классификации расходов и классификации источников финансирования. Кроме того, указанный план счетов учитывает Международные принципы составления отчетности по сектору государственного управления.
Оперативный учет денежных потоков традиционно строился на принципах, по которым составлялся бюджет. Его основная задача состояла в фактической оценке исполнения бюджета: отражение кассовых поступлений (доходов, сумм заимствований) и кассовых выплат, а также этапов санкционирования расходов (ассигнований, лимитов бюджетных обязательств). Учет только кассовых доходов и расходов имеет то преимущество, что внимание органов государственного управления сосредотачивается на ограничении денежных средств, что дает обществу и законодательным органам уверенность в сохранности полученных денег и способах их использования. Основной задачей считалось обеспечение полноты записей, отражающих операции государства в процессе получения и расходования средств.
Следует отметить, что такая система учета не создает возможности для эффективного анализа налогово-бюджетной политики, мониторинга и оценки воздействия на экономику мер государственной бюджетной политики. Нельзя судить о долгосрочной устойчивости этих мер, поскольку кассовые операции не достаточно качественно отражают осуществляемые операции и их воздействие на экономику.
Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы Российской Федерации, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.
Большим недостатком предшествующей системы было отсутствие интеграции с бюджетной классификацией Российской Федерации. Указанная проблема выражалась в невозможности использования учетных регистров при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы Российской Федерации, а также соотносить их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. Таким образом, значительно усложнялось использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов.
Благодаря интеграции с Бюджетной классификацией Российской Федерации план счетов позволяет на основе кодов классификации запасов активов и обязательств и потоков по операциям учитывать денежные средства и их эквиваленты в начале учетного периода, проводить учет изменений, вызванных операциями, и соответственно выходить на их значение на конец отчетного периода. Такая система учета дает возможность полностью анализировать последствия конкретных экономических событий в секторе государственного управления.
В связи с участием России в международных финансовых организациях возникла необходимость представления отчетности по международным стандартам. В настоящее время для отчетности об операциях Правительства РФ существует два вида стандартов.
Первый и основной стандарт — это «Руководство по статистике государственных финансов», разработанное Международным валютным фондом, основанное на методе начислений.
Вторым видом стандартов являются Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе, разработанные Международной федерацией бухгалтеров. Они также основаны на методе начислений, но используются эти стандарты в практике работы лишь в отдельных странах.
Формирование отчетности на основании Международных стандартов дает возможность формировать всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причем на качественно новой основе. Например, в состав показателей кассового исполнения бюджета в отчетность включаются показатели об активах и обязательствах государства, показатель чистого уровня благосостояния — чистая стоимость, характеризующая финансовую деятельность государства.
Для внутренних пользователей формирование полной и всеобъемлющей информации об операциях сектора государственного управления может стать предметом серьезного анализа. Такая информация является основой для планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также для оценки влияния деятельности сектора государственного управления на экономику страны в целом и на отдельные ее сектора.
Для внешних пользователей такого рода информация дает возможность объективно сопоставлять результаты деятельности сектора государственного управления различных стран.
Рассмотрим порядок формирования доходной и расходной частей бюджета для пользователей отчетной информации. Доходная часть бюджета любого уровня исполняется на основе поступления налоговых и неналоговых платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим налоговым законодательством, а также пеней, штрафов и безвозмездных поступлений. В процессе формирования доходов бюджета задействованы три группы участников: налогоплательщики, банки, органы федерального казначейства. Суть взаимоотношений участников формирования доходной части бюджетов заключается в следующем:
1. Налогоплательщики в установленном порядке оформляют и представляют в банк платежные документы на перечисление налогов и платежей.
2. Коммерческие банки, где открыты счета налогоплательщиков, и учреждения Центрального банка России, где открыты корреспондентские счета коммерческих банков, осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем налогов и платежей. Органы федерального казначейства (ОФК) на территории выступают получателем доходов.
3. Отделения федерального казначейства осуществляют учет поступивших по каждому платежному документу сумм налогов и платежей по кодам согласно Бюджетной классификации Российской Федерации, а затем формируют и представляют в Управление федерального казначейства ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет. Законом о федеральном бюджете на соответствующий год и налоговым законодательством Российской Федерации определен перечень налогов, которые должны быть распределены между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
4. Все поступившие в казначейство налоги должны быть распределены согласно утвержденным нормативам. Итогом распределения за каждый день являются суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты различных уровней. Отделение казначейства готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств выступает казначейство, а получателем является финансовый орган от лица исполняемого бюджета. Органы казначейства обязаны представить платежные поручения на перечисление доходов не позднее дня, следующего за днем получения выписки на зачисление распределяемых налогов и платежей.
5. Отделение федерального казначейства при исполнении федерального бюджета по доходам ежедневно передает территориальной налоговой инспекции сводный реестр и копии платежных документов по поступившим налогам и платежам. Федеральная налоговая служба (ФНС) учитывает правильность и своевременность уплаты по видам налогов по каждому налогоплательщику. В случае переплаты налога налогоплательщик обращается в ФНС с письмом о возврате платежа. ФНС уполномочены принять решение о зачете в уплату недоперечисленных или возврате сумм налогов, для чего оформляется заключение налогового органа и передается для исполнения в орган федерального казначейства.
6. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке чек или платежное поручение на возврат или зачет налога. Операции по возврату и зачету налогов с юридическими лицами осуществляются в порядке безналичных расчетов. Возврат налога физическому лицу орган казначейства осуществляет путем оформления денежного чека на имя физического лица, которое и получает наличные денежные средства в банке с лицевого счета доходов органа федерального казначейства.
7. Все операции по возврату и зачету осуществляются банком в пределах остатка средств на счета казначейства и отражаются в выписке банка по счету.
Доходы, собранные на территориях, поступают на лицевой счет Управления федерального казначейства (УФК) и далее в Главное управление федерального казначейства.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка России устанавливается дата завершения финансового года. В порядке заключительных оборотов все лицевые счета доходов органов федерального казначейства «обнуляются», а все доходы аккумулируются на едином счете Главного управления федерального казначейства и будут использованы для операций в следующем финансовом году.
Оперативно-аналитический учет налогов и платежей в УФК осуществляется в соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации регламентируемой федеральным законодательством.
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, финансирования дефицитов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Одной из составных частей бюджетной классификации Российской Федерации является классификация доходов бюджетов Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. По источникам и способам их получения выделяют три группы доходов (рис. 1).
Рис. 1. Группы дохода бюджета
В доходы федерального бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
— доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
— доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
— доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
— иные неналоговые доходы.
В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Для целей бюджетного контроля обособленно в доходах федерального бюджета учитываются доходы целевых бюджетных фондов по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, распределяемые между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В составе доходов федерального бюджета они подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы федерального бюджета — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за федеральным бюджетом, действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регулирующими доходами бюджетов являются доходы, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений (в процентах). При этом следует иметь в виду, что нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передаст собственные доходы или распределит переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня. Учет и распределение доходов бюджетной системы ведутся с использованием открытых отдельных лицевых счетов по балансовым счетам № 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства» и № 40102 «Доходы федерального бюджета».
Если счет № 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства» предназначен для учета всех налогов и платежей, по которым в соответствии с законодательством установлена доля (норматив отчислений или ставка налогообложения), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, то счет № 40102 «Доходы федерального бюджета» используются для учета всех доходов, относящихся к федеральному бюджету, поступающих как непосредственно от налогоплательщика, так и со счета № 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства» в части регулирующих доходов.
Учет операций по исполнению федерального бюджета в Управлении федерального казначейства, в настоящее время регламентирован Инструкцией по бюджетному учету финансов, утвержденной Министерством Финансов РФ и планом счетов бюджетного учета. На основе общепринятого плана счетов органы казначейства разрабатывают свои планы счетов.
При организации распределения поступивших налогов казначейство осуществляет ряд основных операций:
поступившие за день доходы распределяются между бюджетами разных уровней в соответствии с нормативами отчислений;
излишне уплаченные и ошибочно зачисленные суммы возвращаются налогоплательщикам;
общая сумма поступивших доходов перераспределяется между бюджетами различных уровней с учетом проведенных этими бюджетами зачетов и определяются окончательные суммы, подлежащие перечислению в бюджеты различных уровней;
формируются платежные документы (свод поручений, чеков) на перечисление средств со счета № 40101.
Одними из важных функций ОФК являются:
ведение оперативного учета и контроля за доходами в соответствии с кодами бюджетной классификации доходов по обработанным выпискам из банка по счетам № 40401 и № 40102. Сводный реестр поступлений доходов счета № 40101 формируется в разрезе налогов и сборов. В графе «Кредит» отражаются все поступления на счет № 40101, а в графе «Дебет» — все списания со счета № 40101;
возвраты налогоплательщикам излишне уплаченных (взысканных) или ошибочно перечисленных налогов и сборов, а также обязательных платежей;
перечисление сумм доходов, органами казначейства со счета № 40101 на счета соответствующих бюджетов.
При этом суммы, отнесенные к коду «Невыясненные поступления», должны быть отражены для контроля в Ведомости учета невыясненных поступлений, а после выяснения производится возврат со счетов ОФК или зачет в счет уплаты по видам регулирующих доходов.
На основании сводного реестра поступивших доходов на балансовый счет № 40101 формируется Ведомость распределения регулирующих доходов по уровням бюджетов, которая предназначена для учета доходов, распределенных и фактически перечисленных в бюджеты разных уровней. В ней также учитывают проведенные возвраты за предыдущий рабочий день. Одновременно данные суммы отражаются в журнале регистрации возвратов (возмещений), предназначенном для регистрации заключений налоговых органов. Для целей бюджетного контроля он ведется раздельно по счетам № 40101 и № 40102.
Для сводного учета доходов, поступивших на счет № 40102, предназначена Карточка учета доходов федерального бюджета, которая заполняется в разрезе аналитического учета видов доходов в соответствии с кодами бюджетной классификации.
Для организации аналитического учета формируются и передаются в бухгалтерию следующие документы (копии):
бухгалтерская справка по счету № 40101 и № 40102;
мемориальный ордер формы 274 по счетам № 40101 и № 40102;
оперативный отчет о поступлении доходов.
Аналитический учет в системе органов казначейства строится не только для контрольной работы. Главная его функция — информационная. Он должен обеспечить управление информацией, необходимой для принятия соответствующих решений.


Литература
1. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. — М: Норма, 2005. — С.95.
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2004 год» // Финансы. — 2003. — №6. — С.4.
3. Кучеров И.И. Бюджетное право России. — М., 2002. — С.253.
4. Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право. — М., 2001. — С. 55.
5. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. — М.: Юриспруденция, 2000. — С. 111–160.
6. Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве: Автореф. дисс. на соискание учен, степени докт. юрид. наук. — М., 2006. — С.23.
7. Степашин С.В. Эффективность деятельности контрольно-счетных органов как важнейший фактор развития системы государственного финансового контроля и экономического роста России // Бюллетень Счетной палаты РФ. — 2004. — №3. — С.б.
8. Шохин CO., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. — М., 1997. — С.54.
9. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. — М., 1973. — С.3.
10. Общее административное право: учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2007. — С.809.
11. Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. В ходе кодификационных работ осуществляется не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые // Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1996. — С.164.
12. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль. Вопросы теории и практики. — М., 2005. — С.55.
13. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. — 2001. — 4 апр. — С.4.
14. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. — 2006. — № 5.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия