Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Сурмай З. А.
аспирант кафедры финансов и кредита Кемеровского государственного финансово-экономического университета

Специфика и перспективы борьбы с инфляцией в России
В статье анализируются проблемы и специфика инфляции в России. Приводится характеристика инфляции, ее уровни, обосновываются причины. Проводится анализ динамики инфляции в России за период с 1990 по 2009 гг. Рассматриваются особенности борьбы с инфляцией в России и меры, способствующие ее снижению на современном этапе
Ключевые слова: инфляция, рост цен, механизмы стабилизации экономики, экономический рост

Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, обесценивает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция обесценивает доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере, выступает самым мощным средством перераспределения национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым, усиливая тем самым социальную дифференциацию общества. Инфляция подрывает социальную и политическую стабильность общества, способствуя развитию авторитарных, диктаторских тенденций.
Структурный кризис, вызванный попыткой реформировать монопольные основы российской экономики, и перестройка связей с бывшими союзными республиками вызвали глубокие проблемы, как на макроуровне, так и в межхозяйственных связях. Падение производства и сокращение инвестиций, наличие потенциальных предприятий — банкротов и кризис неплатежей, рост безработицы стали проблемными вопросами российской экономики.
Инфляция, то есть постоянное повышение общего уровня цен, была типичной для экономики капиталистических стран после второй мировой войны. Темпы роста инфляции серьезно различались по странам и во времени — от фактически нулевых (в Японии 90-х гг.) до нескольких сотен процентов в год (в Бразилии и некоторых других странах Латинской Америки). Но в целом для этого периода была характерна непрекращающаяся, умеренная и широко распространенная инфляция, что выделяло его на фоне периодов резких, но относительно кратковременных «взрывов» цен в развитых странах до 1914 г. Универсальность этого явления способствовала появлению большого количества экономических исследований, анализирующих инфляцию с теоретической и практической точек зрения. Однако это не умаляет заслуг ученых — авторов более ранних трудов, посвященных инфляции, таких, как Д. Юм, Д. Риккардо, И. Фишер. К. Брешиани-Туррони, опубликовал в 30-е гг. знаменитое исследование о гиперинфляции в Веймарской Германии 1923 г. Все эти работы послужили основой для дальнейшего изучения этих проблем после 1945 года.
Инфляция — это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений стараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Отрицательные последствия неверной денежной политики государства, вызывает расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег. Это ведет к значительным экономическим и социальным потрясениям.
Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция, имея длительную и богатую историю, и сейчас представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
В большинстве стран мира уровень инфляции — один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни. Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы [4].
Мировой опыт свидетельствует, что инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом посредствам создания соответствующей функциональной экономической системы. На основании анализа экономического опыта можно выделить следующие уровня инфляции, влияющие на экономическое развитие той или иной страны [4]:
годовой уровень инфляции 2–3% — предполагает устойчивый экономический рост;
при величине 5–10% — сохраняются относительно стабильные темпы роста экономики;
при уровне в 20–30% — может начаться замедление темпов экономического роста;
если годовое увеличение индекса цен превышает 40%, то экономический рост прекращается;
при годовом уровне свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП.
Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 1990-х гг. — в период перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике. Непродуманные экономические реформы начались с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов привели к галопирующей инфляции. Пик инфляции пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. на потребительские товары они увеличились в годовом исчислении на 844% и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830 %). Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию — сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровнем инфляции [3].
Специфика российской инфляции состоит в том, что она своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм. Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины.
К немонетарным причинам следует отнести:
диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы;
чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса;
малый экспортный сектор (в основном — сырьевой направленности) при сильной импортной зависимости;
распад хозяйственных связей в результате развала СССР;
спад объема внутреннего валового продукта;
инфляционные ожидания населения.
Однако только немонетарные причины инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России. Они сочетаются с монетарными причинами:
1. Дефицитом госбюджета.
2. Влиянием на темпы инфляции объема денежной массы. Увеличение активов Центрального банка во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате этого возрастает уровень цен на товары (сокращение объемов кредитной эмиссии способствует снижению темпов инфляции.)
3. Скоростью обращения денег. Она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения.
4. Особенность российской инфляции — временной лаг между проведением кредитной эмиссии и увеличением объемов денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением роста цен — с другой. С начала 1992 г. до весны 1995 г. его величина возросла примерно с 4 до 8 месяцев. На величину лага влияют уровень развитости финансовой системы, состояние платежной системы, частота выплаты доходов, уровень долларизации экономики. В 1992 г. финансовая система России существовала в зачаточном виде. Поэтому ускорение роста цен произошло всего в течение трех месяцев. Уже в 1995 г. возникла более менее развитая инфраструктура, возникли новые рынки. Это привело к тому, что эмитированная денежная масса теперь движется до потребительского рынка гораздо дольше, задерживаясь на различных «этажах» финансовой системы, и лаг между темпами прироста денежной массы и темпами инфляции существенно увеличился.
Динамика среднегодового уровня инфляции в России с 1990 по 2006 г. показана в табл. 1.
Таблица 1
Динамика среднегодового уровня инфляции в России с 1990 по 2006 г.

В 2007 г. правительству удалось удержать инфляцию в рамках 12% при планируемой 7-8%. В 2008 г. максимальный уровень инфляции прогнозировался на уровне 10,8%, однако уже в октябре реальный прирост инфляции был зафиксирован на уровне 11,6%. Высокие темпы инфляции в 2008 г. связаны с удорожанием продуктов питания (за первые три квартала инфляция цен на продовольственные товары составила 12,1%). Непродовольственные товары также дорожают, особенно с августа 2008 г. Рост цен к октябрю на эту группу товаров составил в 2008 г. 6,5%, а в 2007 г. — 4,5%. Инфляция в данном случае вызвана ожиданиями потребителей относительно сокращения поставок импортных товаров и обесценивания рубля [6]. По сообщению информационного агентства РИА-Новости, по итогам 2008 г. инфляция составила 13,3 %, на 2009 г. прогнозируемый уровень инфляции был 13% [7].
Борьба с инфляцией в России обусловлена следующими особенностями.
Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 г. — до 11%. В дальнейшем предполагалось уменьшить его до 9,1% к 1998 году, до 7,2% — к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако финансовый кризис в августе 1998 г. привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%. В бюджете РФ на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался уже на 30%, но специалисты Международного валютного фонда оценивали его не менее чем на 56%. В реальности по официальным данным уровень инфляции в 1999 г. составил 36,5%.
В период с 2000–2004 гг. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за этот период с 20,2% до 10%. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако он составил 10,9%.
В ближайшие годы в России, по сравнению с другими странами мира, следует ожидать сохранения относительно высоких темпов роста инфляции (7–8%), поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен, к тому же положение усложняется финансовым кризисом.
В Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), утвержденной правительством РФ в январе 2006 г. была поставлена задача добиться снижения уровня инфляции в 2006 г. до 7,0–8,5%, в 2007 г. — до 6,0–7,5% и в 2008 г. — до 5,0–6,0%.
Основным инструментом замедления темпов инфляции, считают экономисты, должна стать денежная, а не курсовая политика Банка России. Низкие (около 5,5%) темпы инфляции могут быть достигнуты только в условиях сохранения положительных темпов роста экономики (на уровне 5–6%) в сочетании с умеренным темпом роста денежных агрегатов. Рост наличных денег к 2009 г. должен стабилизироваться на уровне 15–16%. Снижение темпов прироста наличных денег не приведет к торможению процессов насыщения экономики денежными средствами — объем денежной массы (М2Х) к ВВП к концу 2009 г. должен увеличиться до 50% (23.9% в 1998 г.).
Основными факторами риска усиления инфляционного давления в экономике являются возможное ускорение внешней инфляции и удорожание сельхозпродукции и сельхозсырья, дополнительными рисками — внутренние структурные особенности экономики России. Важную роль в облегчении адаптации промышленности к повышению цен на услуги естественных монополий будет играть расширение спроса населения, которое позволит смягчить воздействие роста издержек производителей. С другой стороны, соответствующий рост заработной платы, позволяющий обеспечить повышение спроса, будет в большей степени влиять на увеличение издержек производителей готовой продукции (при прочих равных условиях), чем увеличение цен монополистов. По мнению экономистов, при плановом повышении цен монополистов рост издержек в 2009 г. должен coставить 1,6 п.п. инфляции в промышленности в целом и 0,5 п.п. у производителей готовой продукции. Повышение же заработной платы в промышленности на 12–14% в номинальном выражении привнесет в poст издержек 3,7–4,5 п.п.
Издержки в отраслях, производящих потребительские товары при аналогичном повышении заработной платы «внесут» в 2009 г. в общее повышение цен производителей готовой продукции 4–4,9 п.п. С учетом разного уровня заработной платы в отраслях потребительского и экспортного секторов их повышение в секторе отраслей, производящих потребительские товары, может быть и больше. Общий уровень повышения цен с учетом только этих факторов составит в 2009 г. в промышленности 5,3–6,1%, а в производстве готовой продукции — 4,5–5,4%. Это задает общий «инфляционный фон» poста цен на базовые товары.
Значимым фактором для уровня инфляции будет и эффект адаптации внутренних цен на сырье к ценам мирового рынка в случае снижения последних. В условиях соответствия цен внутреннего рынка внешним, цены производителей сырья на внутреннем рынке должны также несколько снизится, при том, что издержки производителей могут продолжать расти. При общем ожидаемом повышении цен производителей промышленной продукции в 2009 г. на 5,6% и соответствующем повышении заработной платы и цен монополистов, цены на сырье должны либо остаться на неизменном уровне, либо снизиться — несмотря на сохраняющийся рост основных издержек экспортных секторов. Если этого не произойдет, то рост издержек в промышленности 6удет выше, что приведет к дополнительному увеличению стоимости базовых товаров [1].
Кроме того, изменению инфляции будет способствовать состояние российской экономики, обусловленное финансовым кризисом.
Возникает вопрос — что могут сделать власти для ограничения оттока капитала и стимулирования экономического роста? Другими словами — может ли российское правительство найти способы снова стимулировать экономический рост? [2]
России необходимо фундаментально изменить макроэкономическую политику и вновь сконцентрировать внимание на необходимости как можно быстрее снизить инфляцию. Это позволит автоматически решить многие проблемы на денежных рынках. Таким образом, бюджетная политика должна быть менее стимулирующей.
Банк России должен позволить свободное колебание валютного курса. В сложившихся условиях возможно снижение курса рубля приблизительно на 10%, что может стать хорошим подспорьем для отечественной обрабатывающей промышленности. В последние годы, когда цены на нефть росли и в Россию приходил капитал, курс рубля повышался. Теперь же на фоне падения цен на нефть и оттока капитала эффективный обменный курс рубля находится на неустойчивом уровне.
Хотя в 2009 г. с учетом роста цен на нефть, которые увеличились в июне 2009 г. по сравнению с концом декабря 2008 г. почти в 2 раза, можно ожидать как стабилизации курса рубля, так и снижения инфляции.
Чрезвычайно важно как можно скорее сократить бюджетные расходы (например, некоторые расточительные статьи, способствовавшие ускорению инфляции в последнее время) и стимулировать банки и компании к возврату внешних займов. После этого Банк России может протестировать валютный рынок, чтобы посмотреть, в каком направлении пойдет курс рубля [2].
Кроме того, на сегодняшний день мерами, способствующими снижению инфляции, должны стать:
1. Преодоление межведомственных разногласий в определении методики подсчета роста цен. Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется декабрь предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года. Министерство финансов России считает целесообразным перейти на скользящий метод подсчета инфляции, при котором месячный индекс роста цен рассчитывается относительно аналогичного показателя предыдущего года.
В целях более объективного отражения ситуации с ростом цен в экономике целесообразно рассчитывать инфляцию по росту не только потребительских, но и оптовых цен. Центральный банк РФ должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции, выполняя свою главную функцию — поддержание стабильности цен, т.е. когда уровень инфляции не превышает 2% в год.
2. Введение жесткого контроля за приростом денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и динамикой валютного курса. Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди. Данное положение необходимо закрепить законодательно, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке РФ. Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством РФ и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.
3. Превращение ставки рефинансирования в эффективный инструмент финансовой политики, что окажет непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков. Однако, снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.
4. Усовершенствование системы рефинансирования коммерческих банков таким образом, чтобы она не сдерживала коммерческие банки в увеличении объемов кредитования реального сектора экономики.
5. Введение Правительством нормативных ограничений на осуществление внешних заимствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и повышение объема заимствования внутри страны.
6. Активизация операций ЦБ России на открытом рынке, позволяющая эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен.
7. Разработка действенных механизмов мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Не допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, стимулировать развитие конкуренции между отечественными товаропроизводителями.
8. Содействие росту финансово рынка и банковской системы в качестве аккумулятора денежных ресурсов для целей инвестирования внутренней экономики.
9. Стимулирование сбережений населения и создание условий для расширения частных инвестиций в государственные и корпоративные ценные бумаги.
Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты, основные суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.
В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать поставленные задачи.


Литература
1. Васильева Н.Э., Козлова Л.И. Формирование цен в рыночных условиях. — М.: Инфра-М, 2006.
2. Гавриленков Е.Е., Струченевский А.А. В поисках новой точки равновесия. // Финансовая аналитика: проблемы и решения». — 2008. — 11.
3. Илларионов А. Природа российской инфляции // Вопросы экономики. — 1995. — 3.
4. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления // Экономист. — 2005. — 8.
5. Торбин В. Итоги либерализации цен // Экономист. — 2003. — 2.
6. Расчет продолжительности кризиса // Аналитический отчет. — 2008 [Маркетинговое агентство ABARUS Market Research]. — http://marketing.rbc.ru/research/562949954018936.shtml
7. Материалы сайта «Вести.ру» — http://www.vesti.ru/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия