Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Сальников О. В.
аспирант Ульяновского государственного технического университета

Состояние и развитие рынка мягкой мебели в России
В статье определены основные проблемы и тенденции развития российского рынка мягкой мебели. Представлены факторы, способствующие реализации мягкой мебели. Определена емкость российского рынка мягкой мебели и его зависимость от отложенного спроса
Ключевые слова: рынок, дистрибуция, мягкая мебель, дилерская сеть, спрос, потребности

Ретроспективный анализ рынка отечественной мягкой мебели показал, что до 1998 г. доля отечественных производителей на российском рынке мягкой мебели не превышала 50%. Доля импорта в это время составляла по разным оценкам [9, 1, 5, 2] от 50 до 60%.
Кризис 1998 г. нарушил это соотношение и позволил усилить позиции отечественной мебельной промышленности. Как отмечает В.А. Посмыгаев, после 1998 г. зарубежные поставки сократились практически в 3 раза и российские производители использовали эту ситуацию. Согласно данным Института
исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, в 1999 г. впервые отмечается рост объемов выпуска отечественной мебели. Объемы производства в стоимостном выражении возросли более чем на 50% по сравнению с 1998 г. Однако такое положение остается недолго, такую возможность использовали не все российские производители и доля импорта в 1999 г. начинает увеличиваться. В 2000 г. снижается темп роста выпуска отечественной продукции и прирост к 1999 г. составляет 28–32%. Причина заключается в том, что цена продукции российских производителей практически сравнялась с ценой на импорт [9, с. 64].
В тот период российские производители теряют свое основное конкурентное преимущество — более низкую цену по сравнению с импортными аналогами. При этом при одинаковом ценовом предложении качество российской мебели уступает зарубежным аналогам. В 2000 г. структура рынка мебели меняется следующим образом: доля импорта достигла 40% (по официальным данным 22%); выпуск отечественной мебели за 2000 г. составил 18,085 млрд руб. в отпускных ценах [9, с. 64–68].
В период 1998–2008 гг. продажа мебели в рублевом исчислении выросла в среднем на 20–25% [3, с. 12]. Таким образом, рынок мебели в России на сегодняшний день это один из наиболее успешно развивающихся сегментов товарного рынка. В объеме ВВП производство мебели составляет 3% [5, с. 25–28]. При этом мебельная промышленность в незначительной степени ощутила действие мирового финансового кризиса. По итогам 2008 г. произошел рост производства и продажи на 20%. Сигналы о снижении объемов потребления пока поступают только от незначительного числа промышленных регионов. Некоторые предприятия даже сообщают о продолжающемся росте спроса на продукцию [3, с. 12].
Исходя из приведенных цифр, общий темп развития рынка мягкой мебели России определяется как очень высокий. Несмотря на низкий уровень достоверности статистической информации в абсолютных цифрах, с оценками темпов развития рынка можно согласиться, так как они в определенной степени отражают увеличение производства и потребления.
Одним из стимулирующих факторов развития отрасли реализации мягкой мебели является потребность населения в этом виде товаров. Сдерживающим фактором является низкая покупательная способность большинства потенциальных потребителей. По разным оценкам [6, 9, 1, 5], долю мягкой мебели можно оценивать как 12–25% от общего производства мебели в России.
Объективная оценка анализа емкости рынка мебели невозможна на основании официальных данных. По заявлению Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, статистическая информация далеко не полностью отражает деятельность отдельных предприятий, производящих всевозможные предметы мебели. Реальный объем выпуска мебели в нашей стране, по оценке специалистов [9, 1, 5], в 2,7–3,2 раза превышает официальные показатели.
Реализация мягкой мебели непосредственно соотносится с общей экономической ситуацией в стране. Рост на одном рынке приводит к увеличению покупательного спроса на другом. Главным показателем реализации мягкой мебели служит спрос на товары длительного пользования у среднего класса. Именно на его предпочтениях и изменениях в потребительском поведении прогнозируется тенденция на рынке в целом. По данным КОМКОН [9], расходы на приобретение мебели являются важной частью бюджета семьи среднего класса. Они составляют примерно 10% ее совокупных потребительских расходов. Российский средний класс отличается высоким уровнем обеспеченности мебелью: 83% семей среднего класса имеют в своих домах (квартирах) мягкую мебель. Вся мебель в семьях среднего класса приобретена за последние 10 лет, более того, 30% — за последние 2 года [9, с. 68].
Рынок мягкой мебели будет продолжать расти в денежном выражении за счет среднего и высокого ценовых сегментов. Происходит заметное смещение в сторону импорта. Спрос становится более качественным. Сегодня большая часть мебели, стоящая в домах семей среднего класса и близких к нему групп, произведена в России. Об этом говорит и структура продаж мебели в Москве: мебель отечественного производства составляет примерно 53,9%, Италии — 18,1% и Белоруссии — 13% [9, с. 68].
Как отмечает М. Пиерини, российский потребитель даже в большей мере, чем житель западной Европы, придает значение качеству покупаемых изделий, долговечности материалов, добротности и оригинальности проектов, особенностям примененных технологий [8, с. 4]. По его мнению, наблюдается тенденция перемещения спроса в сторону оригинальных изделий с ярко выраженным характером и в последнее время все большей ориентацией на современный стиль и дизайн [7, с.2]. Российские компании постепенно начинают появляться на международных выставках.
Потенциально рынок мягкой мебели далек от насыщения: по официальной информации Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности продажа мебели на одного человека в России определяется в 14 долл. на человека, в странах Западной Европы этот показатель составляет порядка 100 долларов [9, с. 68].
Большинство производителей, которые сегодня являются лидерами по реализации мягкой мебели, начинали свою деятельность как небольшие кооперативы. Постепенно развиваясь, сегодня они способны изготавливать качественные изделия разнообразного дизайна. Все известные производители: холдинг «8 Марта», компании «МЦ-5», «МООН», «Добрый стиль» и ряд других ориентированы на выпуск, прежде всего, мягкой мебели среднего и верхнего ценового сегментов. Большое внимание производители уделяют и выпуску мягкой мебели экономного ценового сегмента для обеспечения стабильных объемов продаж.
Как отмечают С.А. Ануфриев и О.А. Сутырин, в отличие от рынка корпусной мебели, основные производители в сегменте мягкой мебели появились в последние 10 лет. Они уже не обременены громадными производственными фондами и социальными обязательствами, поэтому способны выстроить гибкое производство, ориентированное на удовлетворение запросов клиентов. Как следствие, сегмент мягкой мебели становится одним из наиболее конкурентоспособных. Российские лидеры удерживают позиции даже при снижении импортных пошлин, поскольку на пути импорта мягкой мебели имеется еще одно серьезное препятствие — высокие логистические издержки. Отечественные компании растут соразмерно темпам роста рынка около 20% в год [1, с. 76–79].
По мере своего развития отечественные компании-производители мягкой мебели интегрируются в новые сегменты отраслевой цепочки, так как значимая часть себестоимости продукции приходится на импортные ткани и фурнитуру. Изготовители мебели создают дочерние компании, занимающиеся не только поставками комплектующих на производство, но и продажей их на рынке. Другая тенденция — открытие собственных магазинов и развитие дилерских сетей.
Рост спроса на мягкую мебель стимулирует развитие дилерских сетей реализации. В крупнейших городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара и других) появляются огромные мебельные центры, привлекающие потребителей широчайшим выбором. К примеру, крупнейший розничный продавец на рынке мягкой мебели — компания IKEA — имеет уже 15 таких торговых центров в крупнейших городах. Компания «Шатура» активно развивает дилерские сети реализации мягкой мебели. В настоящее время под маркой «Шатура» работает более 300 фирменных магазинов во всех регионах РФ: по общему обороту фирменных магазинов «Шатура» является лидером дистрибуции мебельного рынка России. На первом этапе компания заключает договоры франчайзинга с дилерами, обязующимися торговать в основном мебелью фабрики «Шатура», при этом сама фабрика предоставляет рекламную поддержку и обеспечивает магазины продукцией со своих региональных складов [1, с. 77].
Среди основных проблем российской отрасли реализации мягкой мебели отметим следующие:
Во-первых, нечеткий целевой сегмент. В период резкого уменьшения объемов импорта (1998–1999 гг.) российские фабрики мягкой мебели делали акцент на расширении производства. В условиях снижения конкуренции они разрабатывали новые продукты, активно развивались. При этом практически все производители начинают ориентироваться на средний класс, как на наиболее платежеспособную часть населения, потребляющую мебель среднеценового уровня. Сейчас, когда импорт восстанавливает свои позиции, рост конкуренции наблюдается именно в этом сегменте, что приведет к резкому снижению прибыльности и угрозе развития. Для дальнейшего развития компаниям необходимо заняться поиском более узких целевых сегментов, в которых они имеют конкурентное преимущество и сконцентрироваться на необходимых компетенциях.
Во-вторых, несоответствие продукта потребностям покупателей. На большинстве фабрик разработка мягкой мебели находится в зависимости от технологических возможностей предприятий, что сдерживает выход принципиально новых конкурентоспособных продуктов на рынок. Дополнительным ограничением является недостаточное внимание компаний к действительным потребностям покупателей и ориентации при запуске нового продукта в производство не на результаты маркетинговых исследований (которые зачастую и не проводятся), а на мнение собственного трудового коллектива.
В-третьих, отсутствие компетенций в управлении удаленными производственными мощностями. У производителей мягкой мебели потенциальная проблема — необходимость приближать производственные площадки к местам сбыта для предотвращения роста логистических издержек и более оперативного реагирования на запросы потребителей. С увеличением числа производственных площадок менеджерам придется прикладывать дополнительные усилия по координации взаимодействия между подразделениями компании.
Как отмечает С.Н. Дацко, объемы продаж мягкой мебели и общие объемы потребления мебели в период до 2015 г. прогнозируются с увеличением по отношению к 2000 г. в 3,9 раза. Это обусловлено крайне низкими объемами потребления мебели на одного жителя, большим отложенным спросом на мебель, который при планируемом повышении уровня жизни и покупательской способности населения может быть реально реализован [5, с. 25–28].
Отметим основные факторы и тенденции реализации мягкой мебели на перспективный период.
В целом факторы развития отечественной отрасли реализации мягкой мебели схожи с мировыми, а именно: 1) корпоративное объединение производителей мягкой мебели и фирм, возводящих жилищные объекты с целью их оснащения мягкой мебелью и предметами интерьера; 2) повышение уровня конкуренции во всех сегментах мебельного рынка и особенно в низко- и среднеценовой его частях; 3) стабильный платежеспособный спрос экономически активного населения; 4) диверсификация деятельности мебельных предприятий, конкурирующих в низком и среднем ценовых секторах, направленная на охват всего спектра мебельного рынка; 5) образование оптимальных складских запасов с широким ассортиментом продукции для сокращения сроков поставки и тем самым повышения конкурентоспособности; 6) повышение эффективности рекламной деятельности, необходимость поиска своего фирменного имиджа, ассоциированного с гарантией качества продукции, постановка фирменного менеджмента на всех уровнях (от постановки продукции на производство до ее сбыта).
Существуют и внутренние российские факторы развития отечественной отрасли реализации мягкой мебели: 1) образование среднего класса как стабильной категории потребителей в определенных ценовых диапазонах; 2) повышение инвестиционной активности импортеров, направленной на вложение средств в производство на территории России; 3) государственная политика по поддержке отечественного производителя; 4) возрастание роли взглядов и системы ценностей социально-активного населения с повышенными требованиями к параметрам качества продукции, что стимулирует реализацию современной качественной продукции как отечественного, так и импортного производства; 5) интенсификация региональной политики операторов на рынке.
Одной из главных задач, стоящих перед мебельной промышленностью, является повышение конкурентоспособности мебели на внутреннем и внешнем рынках. С этой целью необходимо создавать благоприятные условия для обеспечения производства качественными материалами и комплектующими. Это необходимо сделать в первую очередь за счет расширения поставок по импорту вследствие слабости отечественных производителей.
Повышение конкурентоспособности отечественной мебели тесно связано с активизацией работы российских изготовителей по изучению рынков сбыта и, в первую очередь, с участием их в международных выставках как внутри страны, так и за рубежом (Турция, Китай, США, страны Европы). Можно сказать, что сейчас пришло понимание того, что без изучения складывающейся обстановки на рынках мебели за рубежом невозможно сохранить и укрепить свои позиции на внутреннем рынке [4, с. 16].
При оценке отечественной мебельной промышленности нельзя не обратить внимания на некоторые крупные ее недостатки.
Как верно отмечает О.А. Гурлева, одним из главных недостатков является ориентация на внутренний рынок. В преодолении этого недостатка существенных сдвигов практически нет. При положительной динамике экспорта, который составляет более 200 миллионов долларов США в год (14% от объема производства), структура его неудовлетворительна. Даже передовые, крупные изготовители мебели за редким исключением не имеют поставок на рынки дальнего зарубежья. Указанное обстоятельство ставит отечественную промышленность в крайне зависимое положение от экономической и политической ситуации в стране, что периодически проявляется в стагнации и различного рода кризисных явлениях [4, с. 17]. С этим недостатком напрямую связан другой — неполная конкурентоспособность, как по качеству выпускаемой продукции, так и по издержкам производства. Причиной такого положения О.А. Гурлева называет применение некачественных материалов и комплектующих, инструментов, плохую организацию производства [4, с. 17].
Такая ситуация существенно сдерживает производство и организацию реализации мягкой мебели. Отсутствие разветвленной дилерской сети, включающей крупных оптовиков и розничную торговлю, не позволяют предприятиям быстро реагировать на изменения требований рынка и ведет к неоправданным финансовым потерям. Данное обстоятельство не позволяет рационально использовать имеющиеся производственные мощности предприятий с точки зрения размещения заказов по времени и территориям [4, с. 17].
При оценке емкости российского рынка мягкой мебели можно с уверенностью отметить, что она далеко не исчерпана из-за большого отложенного спроса. Это связано с тем, что в настоящее время главным потребителем на мебельном рынке является средний целевой сегмент. По оценке О.А. Гурлевой, на его долю приходится 30%, на рынки мебели — 65% покупок [4, с. 17]. Указанный резерв емкости рынка будет реализовываться по мере роста доходов населения.
Факторы развития отечественной отрасли производства мягкой мебели схожи с мировыми. Определяются и внутренние факторы развития, т.к. емкость российского рынка мягкой мебели далеко не исчерпана из-за большого отложенного спроса.


Литература
1. Ануфриев С. Анализ основных тенденций на мировом и российском мебельных рынках // Управление компанией. — 2004. — № 4. — С. 76–79.
2. Васильев В.А. Не оказаться в хвостовом вагоне // Фабрика мебели. — 2006. — № 3. — С.22–23.
3. Васильев В. В поисках точки опоры // Фабрика мебели. — 2009. — № 1. — С. 12–13.
4. Гурлева О. Мебельная промышленность: взгляд изнутри // Фабрика мебели. — 2005. — № 6. — С.14–17.
5. Дацко С.Н. Маркетинговая направленность предпринимательской деятельности на мебельном рынке России // Практический маркетинг. — 2005. — № 7. — С.25–28.
6. Мосвич А. Мебельный бизнес // Директор-инфо. — 2004. — № 4. — С.12–17.
7. Пиерини М. Больше, чем мебель // Мебель для жизни. — 2004. — № 4. — С.2.
8. Пиерини М. Российский потребитель — взгляд из Италии // Мебель от производителя. — 2004. — № 4. — С.5.
9. Посмыгаев В.А. Динамика и емкость рынка мебели // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 2002. — № 1. — С.64–68.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия