Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Шкваря Л. В.
профессор кафедры мировой экономики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук (г. Москва)

Россия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве: современные особенности
В статье освещены предпосылки и факторы, а также особенности включения России в современные процессы международной экономической интеграции в рамках объединений на постсоветском пространстве. Исследование развития интеграционных отношений РФ представляет значительный теоретический и практический интерес как с точки зрения необходимости изучения частного проявления, примера межгосударственной экономической интеграции России, так и феномена международной экономической интеграции в условиях глобализации вообще. При этом оба процесса — весьма многогранные и относительно малоизученные явления
Ключевые слова: международная экономическая интеграция, содружество независимых государств, СНГ, Евразийское экономическое сообщество, ЕврАзЭС

Современная мировая экономика, будучи глобальной по своей природе, все более развивается в направлении усиления интеграционных процессов и на мировом, и на региональном (субрегиональном) уровнях. Все страны мира — как традиционно интегрирующиеся, так и вновь включающиеся в эти процессы — стремятся посредством взаимодействия с партнерами в рамках региональных интеграционных объединений более полно реализовать свои экономические интересы, расширить сферы влияния, сформировать новые возможности.
Исследование социально-экономических процессов в мировой экономике в последней четверти ХХ и в начале XXI в. однозначно показывает следующее. Страны, более активно втягивавшиеся в интеграционные процессы на субрегиональном и межрегиональном уровнях, сотрудничавшие не только в рамках одного блока, но и с другими интеграционными объединениями как субъектами мирохозяйственных связей, сформировали более значительные возможности для устойчивого развития национальных экономических систем.
Россия, традиционно и активно участвовавшая в интеграционном взаимодействии, в настоящее время стремится найти свое место в современных интеграционных процессах. Этого требует ее экономическая безопасность, тенденции развития, как мировой, так и национальной экономики. Развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции как одном из путей интеграции в экономику глобальную. Конструктивная вовлеченность в эти процессы — наш стратегический выбор, важнейшая задача на обозримую перспективу.
Российская экономическая школа [1, 2, 3] рассматривает интеграцию как объективный по сути, конфликтно-компромиссный процесс сближения, взаимодействия национальных хозяйств. В то же время при изучении литературы по данной тематике, мы сталкиваемся с парадоксальным фактом: несмотря на обилие источников по интеграции в СНГ, ЕврАзЭС и в целом по международной экономической интеграции, этот процесс практически не исследуется с позиций интересов именно Российской Федерации.
РФ включилась в процессы интеграционного взаимодействия в начале 1990-х гг. в связи с возникновением после распада СССР целого ряда межгосударственных группировок, состоящих из бывших союзных республик. В 1991 г. образовалось Содружество независимых государств (СНГ); в 1999 г. было создано Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС; наконец, в 2003 г. было принято решение о начале формирования Единого экономического пространства (ЕЭП).
Помимо постсоветского пространства, Россия расширяет свою интеграционную деятельность в других направлениях. Развивается экономическое взаимодействие РФ в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Наша страна является участником Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), где «защитила» свой индивидуальный план действий.
С разной степенью интенсивности и результативности Россия взаимодействует также с некоторыми интеграционными блоками, такими, как ЕС (посредством реализации концепции «четырех общих пространств» с Европейским Союзом), АСЕАН, МЕРКОСУР, ССАГПЗ, СААРК и др., являющимися главным образом внешнеторговыми партнерами нашего государства.
Поэтому в интересы России входит создание не «закрытой» структуры на постсоветском пространстве; скорее ей необходимо строить группировки, отвечающие принципам «открытого регионализма» и позволяющие нашей стране более эффективно участвовать в процессах глобализации (мирохозяйственных связях).
Современная Россия — одно из быстроразвивающихся государств мира, вносивших в 2000–2008 гг. значительный вклад в положительную динамику мировой экономики. Согласно сравнительным данным ООН по валовому внутреннему продукту (ВВП), рассчитанному на основе паритета покупательной способности национальных валют, к концу периода Россия входила в первую восьмерку стран по данному показателю. Как видно из представленных статистических данных (таблица 1), за 2000–2008 гг. ВВП России увеличился соответственно с 7305,6 до 41668 млрд руб., то есть в 5,7 раза. В 2008 г. по этому показателю Россия заняла седьмое место в мире.
Мировой рынок поглощает от 11 до 14% производимой в России добавленной стоимости. Важной особенностью последних лет стало заметное отставание темпов роста торговли сырьем от общих темпов роста внешней торговли России, что обусловлено выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.
Таблица 1
Динамика ВВП, экспорта и импорта России, 2000–2008 гг. в текущих ценах, млрд долл.
Одним из основных факторов роста национальной экономики России в указанный период стала, прежде всего, внешняя торговля, рост стоимостных объем которой был значительным и тесно коррелирован с динамикой ВВП.
По сути, внешнеторговый оборот в условиях растущей открытости российской экономики определяла динамика ВВП (Рис. 1).
Рис. 1. Динамика ВВП, импорта и экспорта России (млрд долл.)
Источник: составлено автором по данным таблицы 1.
Только экспорт товаров обеспечивал от одной до двух третей прироста ВВП, то есть 2,1–4,6 процентных пункта прироста в среднем в год. Высокие цены на энергоносители на мировом рынке обеспечили рост отечественного экспорта в 2001–2007 гг. Следовательно, изменение условий торговли в прошедшие годы позволило российским экспортерам получать дополнительные доходы — своеобразные субсидии мировых рынков.
Позитивное влияние внешнеэкономических связей ощущали на себе практически все секторы и отрасли российской экономики, включая сектор домашних хозяйств. Почти половина ресурсов розничной торговли формировалась за счет импорта. Здесь следует отметить, что вторым по значимости фактором роста российской экономики с 2004-2005 гг. стал именно внутренний спрос — потребительский, корпоративный и государственный. Причем основным источником покрытия прироста внутреннего спроса в 2007 г. стало отечественное производство.
Внутреннему спросу также отводится важнейшая роль в стабилизации экономики страны в условиях кризиса.
Однако роль внешнего фактора развития российской экономики остается преобладающей. Поэтому для РФ важно совершенствовать эту составляющую своего национального хозяйства за счет диверсификации, как товарной структуры внешней торговли, так и ее географии, а также углублять сотрудничество в экономических интеграционных объединениях, прежде всего, на постсоветском пространстве. При этом страны СНГ продолжают оставаться одним из основных и перспективных рынков сбыта российской продукции, особенно обрабатывающих отраслей промышленности.
Каковы же цели и особенности участия России в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве?
На сегодняшний день РФ является участником следующих интеграционных инициатив на постсоветском пространстве: Содружество независимых государств (СНГ); Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Единое экономическое пространство (ЕЭП).
По степени интеграции и значению на первом месте среди названных блоков по праву остается СНГ. Развитие и углубление взаимного торгово-экономического сотрудничества в рамках Содружества является одним из важных направлений интеграционной политики России.
Обращает на себя внимание тот факт, что в 2000–2008 гг. Россия являлась для стран СНГ, за исключением Туркменистана, как основным источником импорта, так и главным экспортным рынком, что во многом объяснялось его масштабами. В то же время торговля между странами СНГ (без учета России) последовательно сокращалась. Такого рода асимметрия в географической структуре торговых потоков и зависимость от одного рынка в рамках СНГ делает страны данного региона очень уязвимыми от экономической ситуации, складывающейся в России.
Внешнеторговый оборот РФ со странами СНГ (см. табл. 2) вырос в 2007 г. на 27,4% — до 82,419 млрд долл. Доля стран СНГ в общем объеме экспорта России увеличилась за год с 14,3% до 15,1%, в общем объеме импорта снизилась с 14,9% до 14,2%.
В 2008 г. внешнеторговый оборот России составил 735 млрд долл. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь), в том числе со странами СНГ — 106,5 млрд долл. (рост на 29%). Сальдо торгового баланса России со странами СНГ в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросло и составило 33,3 млрд долл. против 22,8 млрд долл. в 2007 г.
Внешнеторговый оборот России в январе-апреле 2009 г., по данным таможенной статистики, со странами СНГ составил 18 млрд долл. (снижение на 46,5%), в том числе экспорт — 12,3 млрд долл. (снижение на 45,4%), импорт — 5,7 млрд долл. (снижение на 48,9%).
Сокращение стоимостного объема торговли России со странами СНГ в январе-апреле 2009 г. по сравнению с январем-апрелем 2008 г. произошло как за счет падения средних цен экспортированных товаров, так и по причине снижения физических объемов экспортных поставок.
Таблица 2
Внешняя торговля РФ со странами СНГ в 2000–2008 годах (в фактически действовавших ценах; млн долл.)
Источник: составлено и рассчитано по: [7]
Товарооборот России со странами ЕврАзЭС в 2008 г. составил 60,08 млрд долл., в том числе по экспорту — 41,1 и по импорту — 18,9 млрд долл.
Таким образом, торговые, и в целом интеграционные процессы в СНГ связаны, прежде всего, с Россией, т.к. она — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше трех четвертей территории, почти половина населения и более двух третей ВВП. Как РФ, так и страны СНГ придерживаются точки зрения, что от позиции России с ее человеческим, территориальным, ресурсным и экономическим потенциалом зависит реализация многих задач и проектов в СНГ, ЕврАзЭС и др. Однако не означает ли «локомотив» «кормильца», и нужна ли нам такая роль? Не этой ли ролью предопределяются сохраняющиеся проблемы в интеграции на постсоветском пространстве (см. табл. 2)?
Помимо взаимной торговли, Россия в рамках интеграционного взаимодействия осуществляет со странами СНГ сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе, инвестиционной сфере, в области транспорта, межрегиональное и межведомственное сотрудничество.
Можно выделить структурные факторы, затрудняющие интеграцию России и стран СНГ: несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств; низкий технический уровень производства, предопределивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья; отсутствие у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров; потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.
Для устранения указанных проблем и реализации возможных выгод и с учетом сложившейся в настоящее время ситуации — глобальной, региональной и внутристрановой — в СНГ необходима разработка новых механизмов интеграционного сотрудничества, которая учитывала бы как важность интеграции в рамках Содружества, осознанную государствами, политику третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Эти новые интеграционные механизмы должны учитывать как позитивные, так и негативные аспекты советского опыта и неудачи после распада СССР.
В значительной степени такое положение вещей наблюдается и в рамках Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства на территории СНГ.
Таким образом, участие РФ в ряде региональных интеграционных инициатив рассматривается нашей страной как основа создания наиболее благоприятных условий для встраивания национальной экономики в систему мирового хозяйства.
Цель внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе — создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в международном разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает, в том числе, создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, а именно:
— укрепление Союзного государства, формирование Таможенного союза и единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, формирование общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС, создание совместных финансовых институтов развития;
— реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в области сельского хозяйства и других чувствительных для стран СНГ сферах;
— создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям стран СНГ;
— формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках единого экономического пространства, создание общего культурно-образовательного пространства со странами ЕврАзЭс и другими странами-соседями на евразийском пространстве (создание сети необходимых международных договоров).
Эти механизмы призваны содействовать дальнейшему социально-экономическому прогрессу страны, модернизации ведущих отраслей экономики и транспортной инфраструктуры, привлечения и использования мирового опыта хозяйствования — на уровнях предприятия, региона и всей страны.
России не следует пренебрегать и теми возможностями, которые дает финансовая интеграция как элемент механизма взаимодействия в рамках блоков. Формирование действенного валютно-финансового института может и должно стать важнейшей задачей РФ уже в краткосрочной перспективе.
В условиях глобального кризиса возрастают возможности усиления регионального интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве, консолидации стран СНГ вокруг России. Россия, как обладательница значительных золотовалютных резервов, привлекательным источником безвозмездной финансовой помощи, стабилизационных кредитов, направленных на преодоление последствий кризиса и др. видов финансовой поддержки.
Оказание финансовой поддержки в сложившихся условиях дает России потенциальную возможность усилить свои позиции на постсоветском пространстве, несмотря на гибкую и разновекторную — в зависимости от собственных интересов — политику лидеров стран СНГ. При этом мы согласны с точкой зрения, что «кредитовать другие государства можно и нужно, но только тогда, когда четко прописаны правила игры и понятно, какие именно экономические или политические выгоды, причем в самое ближайшее время, а не в туманном будущем, получит взамен Россия». [8]
Наконец, необходима более последовательная и настойчивая работа — на всех уровнях, во всех направлениях — по реализации разработанных концепций и более целенаправленное отстаивание интересов страны в рамках ее экономического интеграционного взаимодействия на международном уровне. Это позволит обеспечить экономическую безопасность РФ, реализацию интересов государственных и предпринимательских кругов, и в, конечном итоге, социально-экономический прогресс Российской Федерации.


Литература
1. Максимова М.М. Приемлем ли опыт Европейских сообществ для России и СНГ? — М., 2007.
2. Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. — М., 2001.
3. Шмелев Н. П. Экономическая составляющая российской внешней политики // Современная Европа. — 2001. — №2.
4. Шкваря Л.В. Экономическая интеграция в условиях глобализации мировой экономики: трансформация форм и теорий. — М., 2006.
5. Пресс-релиз. — http://cisstat.com
6. UNCTAD Handbook of Statistics 2008.
7. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Вып.30). — М.: ИЭПП, 2007.
8. Трофимова Е.В России увидели дойную корову. // http://www.utro.ru/articles/2009/03/04

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия